Платные противоречия

Бухгалтеры часто недоумевают, почему, перечисляя всю сумму доходов от оказания платных услуг в бюджет, надо начислять налог на прибыль? Стоит ли следовать нормам законодательства? У судей на этот счет иное мнение.

А.А. Комлева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


В соответствии с главой 25 Налогового кодекса бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль. Этой позиции придерживаются чиновники Минфина (письмо от 22 февраля 2006 г. № 02-05-03/366) и строго следуют налоговики. Поэтому бюджетные учреждения, получающие доходы от оказания платных услуг, сначала должны перечислить налоги, а оставшуюся сумму учесть в доходах соответствующего бюджета.

Однако есть и противоположное мнение. Постановлением тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2007 г. по делу № А42-1373/2007 вынесено решение в пользу учреждения, которое не платило налог на прибыль, а полученные доходы полностью перечисляло в доход федерального бюджета.

По результатам выездной проверки налоговики установили, что учреждение в 2004 и 2005 годах получало доходы от оказания платных услуг. Налог на прибыль с указанных доходов в течение этого времени учреждение в бюджет не перечисляло, в представленных налоговых декларациях доходы от оказания платных услуг не указало. На этом основании инспекторы вынесли решение о начислении и взыскании налога на прибыль и штрафных санкций. Однако они не учли, что весь доход от оказания платных услуг в бюджет все же поступил.

Используя этот козырь, учреждение обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании решения налоговиков недействительным. Суд первой инстанции поддержал учреждение. Тогда налоговая инспекция подала жалобу в тринадцатый Арбитражный апелляционный суд.
Вот какую позицию заняли судьи.

В проверяемом периоде бюджетное учреждение финансировалось из федерального бюджета. Доходы, полученные от оказания платных услуг, перечислялись в доход федерального бюджета на основании законодательства, регулирующего правоотношения в бюджетной сфере (Законы о федеральном бюджете на 2004 г. от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ и на 2005 г. от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ).

В отношении доходов, полученных учреждением в 2004 и 2005 годах от оказания платных услуг, действующее законодательство предусматривает механизм прямого одноканального изъятия в федеральный бюджет полной суммы таких доходов, минуя налоговый механизм мобилизации доходов в бюджетную систему. Учреждение перечислило доходы от оказания платных услуг в полном объеме.

Как гласит Налоговый кодекс (п. 1 ст. 8), налог — это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с Бюджетным кодексом доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как следует из законов о федеральном бюджете на 2004 и 2005 годы, доходы бюджета формируются как за счет налоговых платежей, так и за счет доходов, получаемых федеральными организациями от оказания платных услуг.

Суд посчитал, что учреждение не причинило ущерба государству, уплатив в доход бюджета денежные средства в размере 100 процентов доходов, полученных от оказания платных услуг. В связи с этим у него не возникает обязательств по уплате налога на прибыль за 2004 и 2005 годы, так как статьей 10 Закона от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в РФ» определено, что в состав доходов бюджета включаются как налоговые платежи, так и доходы от оказания платных услуг.

Также учреждение руководствовалось письменными разъяснениями налоговой инспекции субъекта РФ по вопросам применения налогового законодательства. А это исключает вину учреждения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Министерство финансов письмом от 22 февраля 2006 г. № 02-05-03/366 определило, что бюджетные учреждения, получающие доходы от оказания платных услуг, сначала исчисляют и перечисляют налог на прибыль. Оставшуюся сумму полностью учитывают в доходах соответствующего бюджета.

Суд определил, что обстоятельства данного письма не влияют на разрешение спора между бюджетным учреждением и налоговой инспекцией. Арбитры установили, что в 2004 и 2005 годах учреждение своевременно перечислило доходы, полученные от оказания платных услуг, в бюджет. Поэтому служители Фемиды оставили без изменения решение суда первой инстанции, а апелляционную жалобу налоговой инспекции — без удовлетворения.

Как видите, начало положено. Очевидно, что это еще не точка. Судьи непременно вернутся к этому вопросу, поскольку он касается большинства бюджетных учреждений. Как дальше будут развиваться события, расскажет наш журнал.

Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 12



Реклама