Особенности перевода

Горина Н. М.
Отражение в бюджетном учете операций по переводу лицевого счета распорядителя (получателя) средств федерального бюджета из одного органа Федерального казначейства в другой всегда вызывает значительное количество вопросов у бухгалтеров органов Федерального казначейства. Рассмотрим особенности, связанные с проведением данных операций в условиях функционирования единого казначейского счета на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета», открытого Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Н.М. Горина, начальник отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов, заместитель главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Московской области


Для удобства восприятия в статье будут использованы давно привычные в бюджетной системе сокращения:
РБС — распорядитель бюджетных средств;
ПБС — получатель бюджетных средств;
ЛБО — лимиты бюджетных обязательств;
ТОФК-передающий — территориальный орган Федерального казначейства, в котором лицевой счет подлежит закрытию;
ТОФК-принимающий — территориальный орган Федерального казначейства, в котором должен быть открыт соответствующий лицевой счет;
Управление — Управление Федерального казначейства;
Отделение — отделение Управления Федерального казначейства.

Перевод лицевого счета РБС на обслуживание из одного территориального органа Федерального казначейства в другой
При переводе лицевого счета распорядителя бюджетных средств операции по передаче (приеме) лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования осуществляют на основании Актов приемки-передачи лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов федерального бюджета, отраженных на лицевом счете распорядителя средств федерального бюджета (форма 0512131) (далее — Акт РБС).

В ТОФК-передающем делают следующие бухгалтерские записи:
на основании данных раздела I «Получено» Акта РБС

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 02 000 со знаком «минус»
«Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств»
— на сумму полученных с начала года лимитов бюджетных обязательств;

на основании  данных раздела II «Распределено» Акта РБС
Дебет 1 501 02 000
«Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств»
Кредит 1 501 03 000 со знаком «минус»
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— на сумму распределенных лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств бюджета, которых обслуживает ТОФК-передающий;

и соответственно

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000 со знаком «плюс»
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— на сумму распределенных лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств бюджета, которых обслуживает ТОФК-передающий (данная операция отражается в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (форма 0504062) (далее — карточка учета ЛБО), в которой отправителем является ТОФК-принимающий);

Дебет 1 501 02 000
«Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств»
Кредит 1 501 04 000 со знаком «минус»
«Переданные лимиты бюджетных обязательств»
— на сумму распределенных лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств бюджета, которых обслуживают другие органы Федерального казначейства.

В ТОФК-принимающем делают такие записи:
на основании данных раздела I «Получено» Акта РБС

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 02 000
«Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств»
— на сумму полученных с начала года лимитов бюджетных обязательств;

на основании данных раздела II «Распределено» Акта РБС

Дебет 1 501 02 000
«Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств»
Кредит 1 501 03 000
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— на сумму распределенных лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств бюджета, которых обслуживает ТОФК-принимающий;

и соответственно

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000 со знаком «минус»
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— на сумму распределенных лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств бюджета, которых обслуживает ТОФК-принимающий (данную операцию отражают в карточке учета ЛБО, в которой отправитель — ТОФК-передающий);

Дебет 1 501 02 000
«Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств»
Кредит 1 501 04 000
«Переданные лимиты бюджетных обязательств»
— на сумму распределенных лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств бюджета, которых обслуживают другие органы Федерального казначейства.

Все изменения на счетах бюджетного учета 1 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств», 1 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств» отражают в карточках учета ЛБО и у ТОФК-передающего, и у ТОФК-принимающего в разрезе органов Федерального казначейства, с которыми производились расчеты.

Обратите внимание: в случае перевода лицевого счета распорядителя бюджетных средств из одного Отделения в другое в учете Управления передачу лимитов бюджетных обязательств отражают по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 04 000. Эта операция отражается в карточках учета ЛБО по Отделениям, в принимающем Отделении будут увеличены переданные лимиты, а в передающем — уменьшены.

Есть проблема
К сожалению, в настоящее время не решена проблема разработки и введения в действие такого документа, как «уведомление о переводе лицевого счета РБС из одного ТОФК в другое». Его направлял бы ТОФК-передающий всем органам Федерального казначейства, получающим расходные расписания от распорядителя бюджетных средств, переводящего свой лицевой счет в другой орган Федерального казначейства. На основании вышеуказанного уведомления органы Федерального казначейства, обслуживающие получателей средств, подведомственных передаваемому РБС, для изменения корреспондентов в карточках учета ЛБО делали бы бухгалтерскую запись по дебету и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств».

Отсутствие подобного механизма не позволяет обеспечить соответствие учетных данных в регистрах аналитического учета по внутриказначейским расчетам в органах Федерального казначейства, обслуживающих передаваемого РБС, и в органах Федерального казначейства, обслуживающих получателей средств, подведомственных передаваемому распорядителю.

Перевод лицевого счета ПБС на обслуживание из одного территориального органа Федерального казначейства в другой
Традиционно бухгалтерские операции по передаче лицевых счетов получателей средств федерального бюджета классифицируют в зависимости от территориального признака органов Федерального казначейства, между которыми производится передача, а именно:
  • перевод лицевого счета получателя бюджетных средств на обслуживание из одного территориального органа Федерального казначейства в другой на территории одного субъекта Российской Федерации;
  • перевод лицевого счета получателя бюджетных средств на обслуживание из органа Федерального казначейства одного субъекта Российской Федерации в орган Федерального казначейства, находящийся в другом субъекте Российской Федерации.
1. В первом случае операции по передаче (приемке) лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов осуществляют на основании Акта приемки-передачи лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов федерального бюджета, принятых на учет денежных обязательств и кассовых расходов, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета (форма 0512132) (далее — Акт ПБС).

1.1. Перевод лицевого счета ПБС из одного Отделения в другое.
В данном случае делают такие записи.

В ТОФК-передающем:

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000 со знаком «минус»
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— передача лимитов бюджетных обязательств;

Дебет 1 309 00 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
— передача кассовых расходов.

В ТОФК-принимающем:

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— принятие лимитов бюджетных обязательств;

Дебет 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
Кредит 1 309 00 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
— принятие кассовых расходов.

В Управлении:

Дебет 1 501 04 000
Кредит 1 501 04 000
«Переданные лимиты бюджетных обязательств»
— передача лимитов бюджетных обязательств (операция отражается в карточках учета ЛБО по Отделениям, принимающему Отделению увеличат переданные лимиты, а передающему — уменьшат);

Дебет 1 212 00 560
«Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 212 00 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
— передача кассовых расходов (операция отражается в ведомостях учета внутренних расчетов (форма 0504061) по Отделениям, принимающему Отделению увеличат расчеты, а передающему — уменьшат).

1.2. Перевод лицевого счета ПБС из Управления в Отделение.

В Управлении (ТОФК-передающий):

Дебет 1 501 03 000
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
Кредит 1 501 04 000
«Переданные лимиты бюджетных обязательств»
— передача лимитов бюджетных обязательств (операция отражается в карточке учета ЛБО по принимающему Отделению, которому увеличат лимиты);

Дебет 1 212 00 560
«Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
— передача кассовых расходов (операция отражается в ведомости учета внутренних расчетов (форма 0504061) по принимающему Отделению, которому увеличат расчеты).

В ТОФК-принимающем:

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— принятие лимитов бюджетных обязательств;

Дебет 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
Кредит 1 309 00 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
— принятие кассовых расходов.

1.3. Перевод лицевого счета ПБС из Отделения в Управление.

В ТОФК-передающем:

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000 со знаком «минус»
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— передача лимитов бюджетных обязательств;

Дебет 1 309 00 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
— передача кассовых расходов.

В Управлении (ТОФК-принимающий):

Дебет 1 501 04 000
«Переданные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— принятие лимитов бюджетных обязательств (операция отражается в карточке учета ЛБО по передающему Отделению, которому уменьшат лимиты).

Дебет 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
Кредит 1 212 00 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
— принятие кассовых расходов (операция отражается в ведомости учета внутренних расчетов (форма 0504061) по передающему Отделению, которому уменьшат расчеты).

2. При переводе лицевого счета получателя бюджетных средств из органа Федерального казначейства одного субъекта Российской Федерации в орган Федерального казначейства, находящийся в другом субъекте Российской Федерации, передачу (прием) лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования производят на основании расходных расписаний:
  • отрицательных расходных расписаний, которыми отзываются лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования у ТОФК-передающего;
  • положительных расходных расписаний, которыми доводятся лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования ТОФК-принимающему.
Передача кассового расхода производится на основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (форма 0512095), в котором отражают данные лицевого счета получателя средств федерального бюджета на дату передачи.

2.1. Перевод лицевого счета ПБС из Управления в орган Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации.

В Управлении (ТОФК-передающий):

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000 со знаком «минус»
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— передача лимитов бюджетных обязательств;

Дебет 1 212 00 560
«Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
— передача кассовых расходов.

В ТОФК-принимающем:

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— принятие лимитов бюджетных обязательств;

Дебет 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
Кредит 1 309 00 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
— принятие кассовых расходов.

2.2. Перевод лицевого счета ПБС из органа Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации в Управление.

В ТОФК-передающем:

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000 со знаком «минус»
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— передача лимитов бюджетных обязательств;

Дебет 1 309 00 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
— передача кассовых расходов.

В Управлении (ТОФК-принимающий):

Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 501 03 000
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
— передача лимитов бюджетных обязательств;

Дебет 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
Кредит 1 309 00 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
— принятие кассовых расходов.

2.3. Перевод лицевого счета ПБС между Отделением и органом Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с указаниями письма Федерального казначейства от 16 марта 2006 г. № 42-7.1-15/10.3-117 Управление на своем уровне не ведет учета операций по передаче (приему) кассового расхода между Отделением и органом Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации в случае перевода лицевого счета получателя бюджетных средств.

Альтернативная схема
Как известно, бухгалтерский учет подразумевает возможность использования различных альтернативных способов учета некоторых операций при условии соблюдения важнейшего принципа: учет не должен искажать отчетные данные, а особенности учета конкретных операций будут описаны в Учетной политике организации. В целях совершенствования бюджетного учета и в связи с актуализацией в настоящее время централизации операций на уровне Управления можно предложить альтернативную схему учета операций по переводу лицевых счетов получателей бюджетных средств между Отделениями и органами Федерального казначейства других субъектов Российской Федерации.

Наш подход предполагает, что операции по передаче кассовых расходов ПБС оформляют бухгалтерскими записями не только на уровне Отделения, но и на уровне Управления. Основанием для отражения в учете Управления данных операций должен являться Акт приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (форма 0512095). Как и в случае передачи лицевых счетов между Отделениями, расположенными на территории одного субъекта Российской Федерации, один экземпляр данного Акта должен быть представлен в Управление.

В случае передачи лицевого счета получателя бюджетных средств из Отделения в орган Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации делают следующие бухгалтерские записи:

в ТОФК-передающем

Дебет 1 309 00 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»;

в Управлении

Дебет 1 212 00 560
«Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 212 00 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета».

При принятии лицевого счета получателя бюджетных средств в Отделение от органа Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации:

в ТОФК-принимающем

Дебет 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета»
Кредит 1 309 00 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»

в Управлении

Дебет 1 212 00 560
«Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 309 00 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета».

Обязательное условие: отражение в бюджетном учете операций по передаче и приему кассовых расходов должно проводиться одновременно в Отделении и Управлении.

В ведомости учета внутренних расчетов (форма 0504061) Управления, сформированной по счетам бюджетного учета 1 212 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета» и 1 309 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета», корреспондентами будут выступать органы Федерального казначейства по другим субъектам Российской Федерации, а в ведомости учета внутренних расчетов Отделений корреспондентом всегда будет выступать Управление.

Данный вариант учета позволяет более полно охватить и учесть операции со средствами федерального бюджета на уровне Управления, что способствует реализации контрольной функции бухгалтерского учета и подтверждает концепцию единого казначейского счета. Кроме того, данный вариант особенно актуален для применения в Управлениях, имеющих много Отделений. Если использовать такой подход, при формировании консолидированной отчетности Управления не потребуется никаких дополнительных средств для контроля за достоверностью данных о внутриказначейских расчетах, содержащихся в отчетности Отделений, поскольку отраженные в ней кассовые расходы будут соответствовать показателям, отраженным в ведомостях учета внутренних расчетов (форма 0504061) Управления.

Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 12


Реклама