Когда местная администрация заменяет банк
А.Ю. Ильина, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Если налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, уплачивают налоги через кассу местной администрации, та обязана:
- вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
- выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции (ф. № 01), подтверждающие прием этих денежных средств.
Местные администрации обязаны оформлять по каждому плательщику-физическому лицу расчетный документ на перечисление указанных платежей (платежное поручение) в соответствии с письмом ФНС России от 18 декабря 2006 г. № ШС-6-10/1216@ и вести учет принятых сумм (п. 4 ст. 58 НК РФ).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506) контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в соответствующий бюджет осуществляет ФНС.
Поскольку именно налоговые органы администрируют указанные поступления, то есть ведут учет начисленных и поступивших в бюджеты сумм в разрезе налогоплательщиков, осуществляют возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, у бухгалтера администрации возникает вопрос: как отражать данные суммы в своем учете? Давайте посмотрим.
Прием указанных денежных средств осуществляется должностным лицом, уполномоченным на это приказом руководителя, в соответствии с приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777@. Операцию следует оформить бухгалтерской записью:
Дебет 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
Кредит 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».
Остаток наличных денежных средств в кассе учреждения с учетом принятых от налогоплательщиков денежных сумм не должен превышать установленный лимит остатка кассы.
В случае открытия местной администрацией счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждения, денежные средства, полученные от налогоплательщиков в кассу учреждения, зачисляются на указанный счет с дальнейшим их перечислением в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Данные операции оформляют в бюджетном учете следующими записями:
Дебет 3 201 02 510
«Поступление денежных средств во временное распоряжение учреждения»
Кредит 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— поступление денежных средств из кассы учреждения на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждения;
Дебет 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам во временном распоряжении»
Кредит 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение»
— перечислены денежные средства со счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждения, в доход соответствующего бюджета.
Если администрацией не открыт в территориальном органе Федерального казначейства лицевой счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждения, уполномоченное лицо производит уплату налоговых платежей за каждого налогоплательщика из кассы учреждения через кредитную организацию в доход соответствующего бюджета.
В учете администрации оформляют следующую запись:
Дебет 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам во временном распоряжении»
Кредит 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— перечислены денежные средства в доход соответствующего бюджета.
Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 11