Вопрос — ответ
ВОПРОС: При проведении проверки ТУ ФС Росфиннадзора МФ возник спорный вопрос: при переносе остатков по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2005 года перенесены остатки по счету 020 на счет 0 104 02 000 «Амортизация нежилых помещений» в сумме начисленного износа по объекту.
В соответствии с ранее действующей инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н, износ начислялся за целый год независимо от месяца ввода в эксплуатацию основного средства, а исходя из положений инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н, амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия к учету основного средства.
У нас здание было введено в эксплуатацию в декабре 1972 года. Следовательно, и износ был начислен за целый год. Ревизоры заставляют пересчитать амортизацию, уменьшив ее на сумму начисленного износа за 1972 год.
Как следовало поступить при переходе на инструкцию 70н:
- уменьшить сумму износа,
- начислять амортизацию с 1 января 2005 года исходя из остаточной стоимости актива и оставшегося срока полезной эксплуатации,
- продолжать начислять амортизацию исходя из прежней нормы амортизации?
Главный бухгалтер Вятского государственного университета Г. В. Мокрецова.
ОТВЕТ: Износ объектов основных средств до перехода на порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 70н, определялся за полный календарный год (независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены), в соответствии с установленными нормами.
Методическими указаниями по внедрению инструкции по бюджетному учету, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 26н, предусматривается изменение ранее начисленного износа только в случае, если фактический срок эксплуатации объекта больше вновь исчисленного. При этом амортизация доначисляется до 100%.
В остальных случаях ранее начисленная сумма износа на объекты основных средств не пересчитывается.
Кроме того, сообщаем, что согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. № 02-14-10а/721 для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1, расчет суммы амортизации осуществляется с учетом сроков полезного использования имущества, которые следует определять, руководствуясь Годовыми нормами износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденными Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 г. № 824.
Таким образом, начисление амортизации по зданию, которое введено в эксплуатацию в декабре 1972 года со сроком полезного использования 40 лет и потому входящее в десятую амортизационную группу, следует осуществлять согласно указанной Классификации исходя из оставшейся стоимости здания и оставшегося срока его полезного использования.
Отвечала Л.М. Басиева,
заместитель начальника отдела бюджетного учета, бюджетной отчетности
и бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики Минфина России
***
ВОПРОС: Просим дать разъяснения по следующему вопросу. При списании библиотечного фонда, приобретенного за счет средств бюджета, университет реализовал макулатуру, полученную в результате ликвидации выбывших книг.
Как нам отразить эти операции в учете и должны ли поступать средства от реализации данной макулатуры прямо на внебюджетный расчетный счет университета, открытый в отделении УФК по области, или зачисление поступлений в состав доходов федерального бюджета от реализации государственного имущества должно производиться через администратора указанных поступлений в бюджет (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) на балансовый счет органов федерального казначейства № 40101 с указанием КД администратора 166 «Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом»?
Какой код бюджетной классификации следует применять при зачислении средств от утилизации списанных с баланса бюджетных основных средств, иного имущества (макулатуры, металлолома и прочих материальных запасов)?
ОТВЕТ: В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция № 25н), необходимо произвести оприходование материальных запасов (в том числе металлического лома и макулатуры), полученных от ликвидации основных средств, на соответствующие счета аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» на основании акта о списании объекта основных средств, в котором отражается поступление материальных ценностей от списания основных средств.
Зачисление средств от реализации металлического лома и макулатуры, образующихся после выбытия (списания) объектов основных средств (независимо от источника приобретения), осуществляется на лицевой счет по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый учреждению в органе федерального казначейства.
После уплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, дальнейшее перечисление указанных средств в доход федерального бюджета производится согласно приказу Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 168н) по коду 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы федерального бюджета от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)» классификации доходов бюджетов Российской Федерации, с указанием кода соответствующего администратора.
К.И. Ижевская, налоговый консультант
***
ВОПРОС: Просим разъяснить, распространяется ли постановление Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Постановление) на региональных и муниципальных государственных гражданских служащих.
Начальник Территориального управления министерства социального развития по Березниковскому городскому округу Пермского края Л. И. Романенкова
ОТВЕТ: Данное Постановление распространяется только на федеральных государственных гражданских служащих. Дело в том, что порядок оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 71 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Отвечала А.А. Комлева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
***
ВОПРОС: Просим разъяснить порядок поступления и расходования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в учреждениях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
ОТВЕТ: В Бюджетном кодексе (п. 4 ст. 41, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161, п. 1 ст. 232) закреплены нормы, в соответствии с которыми полученные доходы должны учитываться в составе доходов соответствующего бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. При этом учреждение может расходовать полученные средства только на основании утвержденных смет доходов и расходов. То есть по существу с разрешения вышестоящего распорядителя средств бюджета.
Вместе с тем порядок поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений Министерства обороны Российской Федерации определен в инструкции «О порядке планирования, использования и учета доходов, получаемых Вооруженными Силами Российской Федерации в результате осуществления разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 300. Она определяет единый порядок планирования, использования и учета доходов, получаемых Вооруженными Силами Российской Федерации в результате осуществления разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности.
Отвечала А.А. Комлева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
***
ВОПРОС: Имеет ли право налоговый орган принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации в случае непредставления расчета авансовых платежей по ЕСН в течение 10 дней после установленного срока сдачи указанного расчета?
ОТВЕТ: Налогоплательщик ЕСН отражает данные о суммах исчисленных, уплаченных авансовых платежей, о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России.
Решение о приостановлении операций организации по ее счетам в банке может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления налогоплательщиком декларации в инспекцию в течение 10 дней после установленного срока представления такой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Необходимо отметить, что законодательство о налогах и сборах разграничивает понятия: «налоговая декларация» и «расчет авансового платежа», которые закреплены в пункте 1 статьи 80 Налогового кодекса.
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса, приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке может применяться в случае непредставления организацией именно налоговой декларации. Указанная норма не может быть применена к расчетам авансовых платежей.
Отвечал Ю.М. Лермонтов,
консультант Департамента бюджетной политики Минфина России
***
ВОПРОС: Добрый день, уважаемая редакция! Поясните, пожалуйста, каковы порядок зачисления и использования денежных средств, которые получает учреждение за переданные на утилизацию и аффинаж нефинансовые активы, и отражение движения этих средств в бюджетном учете.
ОТВЕТ: Денежные средства за сданное вторичное сырье подлежат зачислению на лицевые счета учреждений по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности с последующим их перечислением в федеральный бюджет после уплаты налогов.
Денежные средства за переданные на утилизацию и аффинаж нефинансовые активы, зачисленные на указанный счет, отражаются по коду бюджетной классификации 182 3 02 01010 01 0000 130 «Доходы от продажи услуг, оказываемых федеральными учреждениями», если вторичное сырье не числится на балансе учреждения, или по коду 182 3 02 02010 01 0000 440 «Доходы от продажи товаров, осуществляемой федеральными учреждениями», если вторичное сырье числится на балансе учреждения.
При перечислении средств в доход федерального бюджета после удержания налогов в случае учета вторичного сырья на балансе учреждения следует использовать код бюджетной классификации 182 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)» или код 182 1 17 05010 01 180 «Прочие неналоговые доходы федерального бюджета», если вторичное сырье не учитывается на балансе учреждения.
Хотелось бы также отметить, что порядок отражения операций, связанных с реализацией имущества в бюджетном учете, определен письмом Минфина России и Федерального казначейства от 13 декабря 2005 г. № 42-7.1-01/2.2-371.
Отвечала А.Ю. Ильина, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
ВОПРОС: Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 20 Закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»).
По итогам проведенного конкурсного отбора Федеральная служба судебных приставов (ФССП) заключила контракт по страхованию жизни и здоровья судебных приставов территориальных органов ФССП России на всей территории Российской Федерации.
На основании данного контракта и выставленных счетов ФССП России уплачивает страховой компании страховую премию. Закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не предусматривает выставление страховщиком счетов-фактур и подписание актов выполненных работ.
Поэтому просим разъяснить:
- какой первичный бухгалтерский документ служит основанием для отнесения уплаченной страховой премии на расходы учреждения (счет бюджетного учета 1 401 01 226 «Расходы на прочие услуги»);
- следует ли передавать расходы по уплаченной страховой премии подведомственным учреждениям на основании оформленных извещений (ф. 0504805)?
Передачу расходов по уплаченной страховой премии подведомственным учреждениям ФССП производить не следует.
Отвечала К.И. Ижевская, налоговый консультант
Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 11