Росфиннадзор: правила проверки
Учреждениям довольно часто приходится сталкиваться с проверками различных инстанций. В этой статье поговорим о том, как подготовиться к приходу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
С.И. Зубакин,
начальник Управления финансового контроля и надзора в отраслях экономики, государственных органах и внебюджетных фондах
Сведения о предстоящей проверке вы можете получить, ознакомившись с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на соответствующий год, размещенном на сайте службы.
План содержит перечень проверок с указанием министерств, агентств, служб и других организаций, подлежащих проверке. Если ваше ведомство попадает под проверку, вы вправе обратиться в территориальное управление Росфиннадзора, расположенное в вашем субъекте Российской Федерации, и получить более точные сведения: предусмотрена ли проверка вашей организации их планом.
Необходимо иметь в виду, что территориальные управления Росфиннадзора могут проводить и внеплановые проверки по обращениям правоохранительных органов, постоянных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов.
Как подготовиться
Целью проведения ревизии является определение правомерности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
О начале проверки, как правило, становится известно за несколько дней. При подготовке к контрольному мероприятию сотрудники Росфиннадзора заранее обращаются в подконтрольную организацию и уточняют некоторые вопросы, в том числе и вопросы готовности к проверке (будут ли на месте в период проверки руководители организации, финансисты и бухгалтеры и т. д.).
Обратите внимание на один немаловажный момент: в первый день проверки руководитель ревизионной группы обязан предоставить руководителю учреждения (п. 16 «Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой Финансово-Бюджетного надзора», утвержденной приказом Минфина России от 2 мая 2007 г. № 39н, далее — Инструкция) удостоверение на проведение проверки. В нем указывают: наименование органа, назначившего проверку, наименование проверяемой организации, проверяемый период, тему и срок проверки, состав ревизионной группы.
Наведите порядок в документации, завершите необходимые учетные операции, просмотрите документы и операции за предыдущие периоды и еще раз убедитесь, что все сделано правильно.
Ознакомьтесь с программой контрольного мероприятия. В ней должен содержатся перечень основных вопросов проверки. Обязательно позаботьтесь о предстоящем размещении ревизоров, продумайте систему взаимодействия, в том числе определите должностных лиц организации, которые будут работать с ними по отдельным направлениям деятельности.
Что проверяют
Будьте готовы к тому, что инспекторы проверят:
- соответствие деятельности учредительным документам;
- расчеты сметных назначений;
- исполнение смет доходов и расходов;
- использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
- использование средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
- исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также контроля за их исполнением;
- соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации;
- использование средств государственных внебюджетных фондов;
- поступление и расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- использование федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
При документальной проверке изучаются учредительные, регистрационные, плановые, финансовые, бухгалтерские и другие отчетные документы. Исследуется полнота, своевременность и правильность отражения финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности. При фактической проверке ревизионная группа проводит осмотр, инвентаризацию, экспертизу, контрольные замеры, также применяются и другие контрольные приемы.
Необходимо иметь в виду, что проверка сплошным способом всех расчетных операций и операций с денежными средствами и ценными бумагами за проверяемый период осуществляется только при проведении ревизии.
При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, а также при проведении различных тематических проверок требование проведения контрольных действий сплошным способом применяется только к тем операциям, которые относятся к вопросам, указанным в программе проверки (п. 21 Инструкции).
Решение о том, какой способ целесообразнее выбрать для проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки, принимает руководитель ревизионной группы.
Выбор того или иного способа зависит от содержания вопроса, объема финансовых и хозяйственных операций, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации, срока ревизии (проверки) и иных обстоятельств.
Необходимо обеспечить своевременное представление ревизорам подлинников документов и (или) их копий. Задержки в представлении документов должны быть обоснованными. При этом работа с ревизорами должна вестись таким образом, чтобы передача им документов не мешала основной деятельности организации и обеспечивала сохранность документов.
Помимо всего прочего в ходе проверки в случае необходимости может проводиться и встречная проверка. Ее назначает руководитель территориального органа Росфиннадзора или руководитель Росфиннадзора. В письменном виде по результатам проверки составляется акт. Он прилагается к основному акту проверки.
Как правило, встречные проверки проводятся по отношению к коммерческим организациям. В связи с этим встречная проверка должна строго соответствовать установленным требованиям и проводиться только в рамках сличения записей, документов и данных, имеющихся в одной организации с соответствующими записями, документами и данными, имеющимися в другой организации.
Имейте в виду, что проверка может быть приостановлена в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки (отсутствие упорядоченной системы комплектования (подшивки) документов, их доступности и т. д.). В любом случае в период приостановки проверки порядок в учете и документах должен быть наведен в соответствии с предписанием Росфиннадзора, после этого контрольные действия будут возобновлены (п. 21 Инструкции).
Результаты ревизии
В ходе проверки ревизионная группа может составлять справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам проверки, которые впоследствии прилагаются к акту проверки.
Также в определенных случаях (если выявленное нарушение может быть скрыто или необходимо принять меры по его устранению) возможно составление промежуточного акта.
Обычно акт ревизии (проверки) составляют в двух экземплярах (один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Росфиннадзора). Иногда в трех: один экземпляр передается органу, по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена ревизия (проверка). Каждый экземпляр акта ревизии (проверки) подписывает руководитель ревизионной группы и руководитель учреждения. Их подписи также должны быть и на акте встречной проверки.
Остановимся более подробно на том, как правильно должны быть оформлены документы.
Акт ревизии (проверки) содержит вводную, описательную и заключительную части. Вводная часть включает:
- тему ревизии (проверки);
- дату и место составления акта ревизии (проверки);
- номер и дату удостоверения на проведение ревизии (проверки);
- основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер либо на проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;
- фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;
- проверяемый период;
- срок проведения ревизии (проверки);
- сведения о проверенной организации:
- полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (при наличии);
- ведомственную принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии);
- сведения об учредителях (участниках) (при наличии);
- имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевые счета (включая счета, закрытые на момент ревизии, но действовавшие в проверяемом периоде), в органах федерального казначейства;
- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
- кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка), а также сведения об устранении выявленных нарушений;
- иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики проверенной организации.
Заключительная часть служит для обобщения информации о результатах проверки и выявленных нарушениях, сгруппированных по видам. При выявлении нецелевого использования бюджетных средств суммы указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Акт встречной проверки состоит только из вводной и описательной частей.
В акты проверок и ревизий не могут включаться предположения. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться документами (их копиями), результатами контрольных действий, в том числе встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.
Необходимо иметь в виду, что суммы по нарушениям, определенные посредством расчетов, должны подтверждаться этими расчетами, прилагаемыми к акту проверки. Не допускается морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.
Для ознакомления с составленными актами руководителю учреждения отводится 5 рабочих дней (п. 45 Постановления). В течение этого времени он имеет право составить возражения в письменном виде и представить их руководителю ревизионной группы вместе с подписанным экземпляром акта. Он должен сделать об этом отметку перед своей подписью в акте проверки.
Необходимо отметить, что форма письменных возражений не определена, но из этого не следует, что вместо возражений можно передавать руководителю ревизионной группы различного рода пояснения, разногласия и т. д.
Это относится также и к сути возражений: текст должен содержать только аргументированные возражения. В связи с этим к возражениям могут прилагаться копии документов.
В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт проверки руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт проверки в тот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной организации.
Документ, подтверждающий факт направления акта проверки проверенной организации, приобщается к материалам проверки (п. 49 Инструкции).
Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 11
Внимание
Срок проведения контрольного мероприятия, установленный исходя из темы проверки, объема контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения, может быть продлен до 30 дней, но в любом случае продолжительность проверки не должна превышать 45 дней. Началом проверки считается день предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения (п. 8 Инструкции).
Датой окончания проверки считается день подписания акта проверки руководителем организации. В случае его отказа подписать или получить акт проверки датой окончания проверки считается день направления в проверенную организацию акта проверки в порядке, установленном пунктом 49 Инструкции.
При наличии возражений проверенной организации по акту проверки датой окончания проверки считается день утверждения лицом, назначившим проверку, заключения на возражения проверенной организации по акту проверки.