Новая отчетность по новой Инструкции
#?20719?# 3–7 сентября 2007 года в Волгограде прошло Всероссийское совещание со специалистами УФК и финансовых органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации бюджетного учета и составления отчетности, особенностям бюджетного учета и отчетности по главе 100 «Федеральное казначейство».
А.Ю. ИЛЬИНА,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
На совещании основной акцент был сделан на изменениях, произошедших с порядком составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые внес приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н (далее — Инструкция № 72н).
Данный вопрос освещали Р.Е. Артюхин — заместитель руководителя Федерального казначейства, С.В. Романов — начальник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина России, Е.В. Володина — заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства, И.Н. Колчина — начальник отдела консолидированной отчетности Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства.
Также разбирались вопросы, связанные с применением бюджетной классификации, корреспонденции счетов. Выступали В.А. Зеленский — заместитель директора Департамента бюджетной политики Минфина России, Г.И. Маклева — начальник Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства. Об основных моментах, волнующих бухгалтера при заключении государственного контракта, рассказал А.А. Горбатов — начальник отдела обеспечения работ по размещению заказов Управления ведомственных программ Федерального казначейства.
***
Отчетная стадия бюджетного процесса представляет собой один из механизмов, позволяющих обеспечить прозрачность и подотчетность исполнительных органов перед законодательными и — шире — подотчетность государства (публично-правовых образований) перед обществом.
Система подотчетности не является застывшей, она постоянно совершенствуется. Основные проблемы, накопившиеся до 2007 года в правовом регулировании отчетной стадии бюджетного процесса, нашли свое разрешение в изменениях в Бюджетный кодекс (далее — Кодекс), внесенных Законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ (далее — Закон). Теперь отчетной стадии посвящен отдельный раздел — VIII.1 «Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности», в котором установлены как общие для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требования к составлению и утверждению отчетности об исполнении бюджетов, так и специальные нормы, относящиеся к федеральному бюджету.
Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2008 года. Это означает, что они будут применяться к составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2007 год.
Состав бюджетной отчетности
По словам Романа Евгеньевича, важной новацией бюджетного законодательства стало установление качественно нового требования к составу отчетности всех публично-правовых образований в Российской Федерации (это собственно Российская Федерация, ее субъекты и каждое из муниципальных образований). Наряду с традиционным отчетом об исполнении бюджета бюджетная отчетность публично-правовых образований должна будет включать:
- баланс исполнения бюджета;
- отчет о финансовых результатах деятельности;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснительную записку.
Новые нормы закрепляют такие же требования к составу форм бюджетной отчетности, которые определены для отчетности юридических лиц Законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Благодаря унификации требований к составу и содержанию бюджетной отчетности она должна стать более понятной для широкого круга лиц, которые умеют читать отчетность корпораций.
Этапы отчетной стадии бюджетного процесса
В новых нормах Кодекса закреплены три этапа отчетной стадии (рис. 1):
- составление бюджетной отчетности;
- внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета;
- рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Рисунок 1. Содержание отчетной стадии бюджетного процесса
1. Составление бюджетной отчетности |
→ |
Главные администраторы бюджетных средств, финансовые органы |
2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета
|
→ |
Органы государственного (муниципального) контроля, созданные законодательными представительными органами |
3. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета |
→ |
Законодательные (представительные) органы |
Кодекс вводит совершенно нового для бюджетного законодательства участника бюджетного процесса — «главного администратора бюджетных средств». Под ним понимают распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
С вступлением в силу положений Закона в основе бюджетной отчетности публично-правового образования будет лежать прежде всего отчетность главных администраторов и подведомственных им администраторов бюджетных средств — получателей (распорядителей) бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Именно на отчетной стадии бюджетного процесса все выполняемые учреждением роли предстают в своем единстве, поскольку в бюджетной отчетности доходы, расходы и источники финансирования бюджета, возникающие государственные (муниципальные) активы и обязательства являются объектом целостной и единой системы регистрации и учета, формирующей в итоге финансовый результат деятельности публично-правовых образований.
Наиболее важные изменения, коснувшиеся внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, заключаются в установлении обязательности внешней проверки бюджетной отчетности каждого главного администратора бюджетных средств и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Норма новой статьи 264.4 Кодекса о внешней проверке бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств ставит в центр ответственности за результаты исполнения бюджета и за формирование бюджетной отчетности именно тех субъектов бюджетных правоотношений, которые исполняют свою часть бюджета согласно закону (решению) о бюджете, а не финансовые органы, которые в настоящее время вынуждены отвечать за результаты исполнения бюджета вместо соответствующих администраторов.
Именно администраторы бюджетных средств, а не органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы), должны осуществлять контроль за поступлением от плательщиков платежей в бюджет, принимают обязательства от имени соответствующих публично-правовых образований, исполняют их в пределах утвержденных законодателем ассигнований, обеспечивают в конечном итоге результативность расходования бюджетных средств.
В состав норм Кодекса, регулирующих отчетную стадию, впервые включены также положения, относящиеся к составлению отчетности об исполнении консолидированных бюджетов — начиная с уровня муниципального района и заканчивая федеральным уровнем.
Сроки в отчетной стадии
В Кодексе впервые определены сроки осуществления внешней проверки не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (таблица 1):
- отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации на внешнюю проверку должен быть представлен не позднее 15 апреля, а проверен — не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;
- отчет об исполнении местного бюджета на внешнюю проверку подлежит представлению не позднее 1 апреля, а проверен — до 1 мая года, следующего за отчетным.
Таблица 1. Сроки в отчетной стадии бюджетного процесса
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета |
Представ-ление отчета об исполнении бюджета законода-тельному (представи-тельному) органу | ||||
Вид бюджета |
Представ-
|
Подготовка заключения органом внешнего финансового контроля по каждому главному администра-тору бюджетных средств |
Представ-ление отчета в орган внешнего финансового контроля для подготовки заключения на него |
Подготовка заключения органом внешнего финансового контроля на годовой отчет об исполнении бюджета | |
Местный бюджет |
Х |
Х |
1 апреля |
1 мая |
1 мая |
Бюджет субъекта Российской Федерации |
Х |
Х |
15 апреля |
1 июня |
1 июня |
Федеральный бюджет |
1 апреля |
1 июня |
15 июня |
15 сентября |
26 августа |
Роман Евгеньевич отметил, что важной новацией Кодекса стала возможность проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселения муниципальным органом финансового контроля самого поселения, или, по обращению представительного органа поселения, контрольным органом муниципального района, или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации.
Начиная с отчета за 2007 год должны соблюдаться также сроки по представлению годовой бюджетной отчетности законодательным (представительным) органам. Для всех муниципальных образований срок представления отчетности установлен не позднее 1 мая, а для субъектов Российской Федерации — не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Закон об исполнении бюджета
Впервые в статье 264.6. Кодекса раскрывается содержание закона (решения) об исполнении бюджета, в тексте которого должно быть указано, что утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.
Отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета должны быть утверждены показатели доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета по определенным кодам бюджетной классификации Российской Федерации, другие показатели, установленные законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования для закона (решения) об исполнении бюджета.
Таким образом, закон (решение) об исполнении бюджета выступает как законодательное (на муниципальном уровне — правовое) оформление показателей отчета об исполнении бюджета. Его принятие не создает никаких правовых последствий ни для кого из участников бюджетного процесса.
В настоящее время Кодекс не предъявляет требования утверждения законом об исполнении бюджета баланса исполнения бюджета. По словам Романа Евгеньевича, если в каком-либо субъекте Российской Федерации будет наряду с отчетом утвержден и баланс, это будет значительным прорывом в правоприменительной практике на отчетной стадии бюджетного процесса. Такой прецедент был бы вписан в историю государственной финансовой отчетности в Российской Федерации и знаменовал бы собой качественно новый этап развития отчетной стадии бюджетного процесса.
Уровни правового регулирования бюджетного учета и отчетности
Из статьи 264.1 Кодекса следует, что существует пять уровней правового регулирования бюджетного учета, которые состоят из соподчиненных друг другу правовых актов (рис. 2).
Рисунок 2. Уровни правового регулирования бюджетного учета и отчетности
Уровень |
|
На кого распространяется |
I. Акты бюджетного законодательства, Правительства России |
⇒ |
Участники бюджетного процесса всех уровней |
II. Акты Минфина России | ||
III. Акты финансовых органов |
→ |
Главные администраторы бюджетных средств |
IV. Акты главных администраторов бюджетных средств |
→ |
Находящиеся в ведении бюджетные учреждения |
V. Акты бюджетных учреждений |
→ |
Бюджетные учреждения |
На первом уровне правовое регулирование осуществляется Бюджетным кодексом, Законом «О бухгалтерском учете», федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства.
Второй уровень правового регулирования составляют нормативно-правовые акты Минфина России, который в соответствии со статьями 165 и 264.1 Кодекса устанавливает единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности. Документами второго уровня правового регулирования бюджетного учета в настоящее время являются Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года № 25н, через которую реализуется «государственная учетная политика», и Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 21 января 2005 года № 5н. 24 августа 2007 года приказом Минфина России № 72н она уточнена (об этом мы расскажем далее).
Правовые акты, издаваемые финансовыми органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по вопросам бюджетного учета (например, нормативно-правовые акты по вопросам особенностей составления бюджетной отчетности соответствующего публично-правового образования), формируют третий уровень.
Примером выступают акты финансовых органов, обязательные для всех ГРБС соответствующего бюджета, вводящие дополнительные специализированные формы отчетности, а также устанавливающие формы регистров бюджетного учета и правила их ведения с учетом специфики исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Четвертый уровень правового регулирования составляют правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств бюджета соответствующего уровня в соответствии с актами органов, организующих исполнение соответствующего бюджета.
Пункт 5 статьи 264.1 Кодекса предоставляет право ГРБС применять ведомственные акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности. Таким образом, ведомственные акты главных распорядителей обязательны для всех подведомственных ему получателей бюджетных средств.
К пятому уровню относятся внутренние акты учреждений (получателей бюджетных средств), принятие которых также предусмотрено пунктом 5 статьи 264.1 Кодекса. Такими документами являются приказы руководителя учреждения об утверждении графика документооборота, о порядке проведения инвентаризации, документы, устанавливающие конкретные условия отнесения расходов к распределению на отдельные виды по видам деятельности, иные акты, обеспечивающие необходимую детализацию учетной информации. Подобного рода акты ограничены сферой применения в самих учреждениях.
***
#?20713?# С.В. РОМАНОВ, начальник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина России, основное внимание в своей речи уделил схеме консолидации отчетности.
Как указал Сергей Владимирович, принципиальных изменений в порядке составления и представления отчетности не произошло. Основная цель Приказа № 72н — закрепить положения и наработки, сформировавшиеся в 2005–2006 годах при применении приказа Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н (далее — Приказ № 5н) и не вошедшие в него. Приказ № 5н в том виде, в котором он существует в настоящее время, применим лишь с приложением разъясняющих писем.
В связи с этим новая Инструкция содержит существенно больше информации, касающейся порядка формирования бюджетной отчетности. Так, в текст приказа включен четко прописанный порядок осуществления консолидационных процедур (в том числе финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). Кроме того, в документ включены три новых раздела:
- III. «Порядок составления бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации органом, организующим исполнение бюджета». Ранее порядок составления отчетности органом, организующим исполнение бюджета, был прописан в письмах Минфина России. Теперь же необходимые положения закреплены в Приказе № 72н, в рамках которого установлены формы отчетности об исполнении консолидированных бюджетов и порядок их составления для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
- V. «Особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации». До вступления в силу Приказа № 72н порядок составления отчетности администраторами поступлений, которые не являются главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджета, поступления в который они администрируют (к примеру, ФНС и МВД для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), регулируется отдельным письмом от 22 ноября 2005 г. Минфина России № 02-14-10/3155 и Федерального казначейства № 42-7.1-01/2.4-342 «О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Приказ № 72н закрепил обязанность указанных администраторов представлять в финансовые органы отчетность по операциям администрирования поступлений для данного бюджета. Сроки представления такой отчетности подлежат согласованию между администратором поступлений в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и органом, организующим исполнение этого бюджета (п. 274 Инструкции). Введение данной нормы обусловлено тем, что указанный срок является плавающим для каждого бюджета и администратора. Поэтому устанавливать его единым для всех субъектов отчетности было бы некорректно.
- VI. «Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации или ликвидации получателя средств бюджета». В данном разделе определен состав отчетности при реорганизации (ликвидации) учреждения — получателя средств бюджета. Бюджетная отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации или ликвидации в следующем составе:
- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230). Эта форма является более полной по сравнению с Балансом главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130). Дело в том, что последний из балансов формируется на годовую дату. Соответственно заключительные обороты по счетам учета уже осуществлены, финансовый результат в развернутом виде в форме 0503130 не отображается. В ликвидационном же балансе — напротив, финансовый результат развернут;
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
- Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- Пояснительная записка (ф. 0503160).
Одной из основных новаций Приказа № 72н явилось включение в Инструкцию порядка осуществления процедур по исключению взаимосвязанных показателей консолидированной бюджетной отчетности. Как мы знаем, в Приказе № 5н эти положения практически отсутствуют.
Схема сдачи отчетности всем известна. Получатели средств бюджета представляют отчетность распорядителям, главным распорядителям средств бюджета, те сдают отчетность финансовому органу, который, в свою очередь, представляет консолидированную отчетность финансовому органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности субъекта Российской Федерации, муниципального образования. В рамках указанной схемы формирования бюджетной отчетности можно выделить четыре консолидационных уровня.
Первый уровень
Первый консолидационный уровень — уровень получателя средств бюджета (операции между головным учреждением и обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица). Основными показателями, подлежащими исключению на данном уровне, являются:
- обороты в части средств от приносящей доход деятельности (когда денежные средства передаются на уплату налогов, поступления перераспределяются между обособленными подразделениями одного учреждения), отражаемые в корреспонденции со счетом по 2 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»;
- показатели по кодам КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджетов».
Второй уровень составляют консолидационные процедуры при формировании итоговых отчетов распорядителей (главный распорядителей) средств бюджетов. В этом случае исключению подлежат все операции, отражающие внутренние расчеты ведомственной системы (счет 1 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»).
К ним относят операции по передаче финансовых активов (движение денежных средств при финансировании на банковские счета в рублях и иностранной валюте), внутреннему перемещению нефинансовых активов, перемещению обязательств между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджетов. Здесь же консолидируют операции по движению денежных средств в рамках приносящей доход деятельности.
Как отметил Сергей Владимирович, главные распорядители (распорядители) вправе принять решения, устанавливающие порядок перераспределения доходов от приносящей доход деятельности между подведомственными ПБС. Данные операции отражают в корреспонденции со счетами 2 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям», 2 401 01 180 «Прочие доходы».
Обратите внимание: в Приказе № 72н заложено не просто исключение вышеуказанных позиций, но и исключение соответствующих показателей по кодам КОСГУ корреспондирующих счетов. Предположим, между двумя подведомственными получателями средств бюджетов происходит передача нефинансовых активов (жилого помещения).
Передающее учреждение делает проводку:
Дебет 1 304 04 310
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств»
Кредит 1 101 01 410
«Уменьшение стоимости жилых помещений»
получающее:
Дебет 1 106 01 310
«Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кредит 1 304 04 310
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств».
Взаимному исключению подлежат обороты по счету 1 304 04 310 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств». Не нужно забывать о том, что в рамках данной операции отражаются и обороты по уменьшению и увеличению нефинансового актива по кодам КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 410 «Уменьшение стоимости основных средств».
Они также должны быть исключены из соответствующих показателей отчетности. Что касается движения денежных средств, то обороты по счету 1 304 04 310 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств» следует исключать вместе с показателями по кодам КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджетов».
Так как практически во всех формах бюджетной отчетности отражаются коды КОСГУ, исключение на втором уровне производится:
- в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) и в Отчете об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137). В данных формах взаимоисключение показателей производят только по операциям с денежными средствами;
- в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). Здесь нужно исключать как денежные, так и неденежные расчеты в части движения нефинансовых активов;
- в двух формах (Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) и Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)) Пояснительной записки.
Третий уровень
На третьем уровне финансовый орган формирует отчетность публично-правового образования: Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117*), Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114).
* Новым для данной формы является появление в шапке строки «Наименование публично-правового образования».
При этом финансовый орган производит исключение операций между разными главными распорядителями и их подведомственными учреждениями внутри одного публично-правового образования (операции, отражаемые в корреспонденции со счетами 0 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям», 0 401 01 180 «Прочие доходы»).
Точно так же как и на втором уровне, производится исключение соответствующих показателей по кодам КОСГУ корреспондирующих счетов. Исключение следует произвести в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110), Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), консолидированной пояснительной записке по публично-правовому образованию.
Кроме того, у органа, организующего исполнение бюджетов, существует обязанность по формированию бюджетной отчетности по операциям органа, организующего исполнение бюджета. В этом случае составляется Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140), Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета (ф. 0503124), Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137) и так далее.
Если формирование производится на основании отчетности подведомственных территориальных органов, возникает необходимость проведения консолидационных процедур в части формирования итоговых отчетов. Нужно исключать операции по внутренним расчетам (счета 0 211 00 000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет», 0 212 00 000 «Внутренние расчеты по выбытиям из бюджета», 0 308 00 000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет», 0 309 00 000 «Внутренние расчеты по выбытиям из бюджета»). Также исключаются обороты по кодам КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов», 610 «Выбытие со счетов бюджетов».
Следующим шагом формирования отчета публично-правового образования является свод отчетов собственно финансового органа и отчетности главных распорядителей в части формирования Консолидированного баланса органа, организующего исполнение бюджета (ф. 0503120), формируемого на основании Баланса главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) и Баланса по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140).
При этом проводятся дополнительные операции по исключению показателей, которые сложились в балансах (ф. 0503130, 0503140) по счетам 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» (остатки денежных средств по внебюджетной деятельности) и 2 402 03 000 «Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета».
Применение указанных счетов зависит от выбранного способа открытия лицевых счетов бюджетополучателей по внебюджетной деятельности. Они могут быть открыты в кредитных организациях.
Другой вариант: финансовому органу открывается единый внебюджетный счет и уже в рамках этого счета учреждению открывают отдельные лицевые счета ПБС. В результате одни и те же операции отражаются как у финоргана (Дебет (Кредит) 2 202 01 000 «Средства единого счета бюджета» Кредит (Дебет) 2 402 01 000 «Результат по кассовому исполнению бюджета»), так и у получателя средств бюджетов (Дебет (Кредит) 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах»). Поэтому остаток по счету 2 201 01 000 отражается в балансе главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130), а у финансового органа эти же суммы проходят как остаток по счетам 2 202 01 000 «Средства единого счета бюджета», 0 402 03 000 «Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета». Во избежание такого задвоения при формировании Консолидированного баланса (ф. 0503120) финансовый орган должен исключать обороты по счету 2 201 01 000 в части остатка по лицевым счетам, открытым в финансовом органе, и по счету 2 402 03 000 в части баланса по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140). Основанием для этого является приложение «Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя средств бюджета» (ф. 0503178) Пояснительной записки, в которой отдельным разделом выделяют остатки на лицевых счетах в органах, организующих исполнение бюджета, и на счетах в кредитных организациях.
Четвертый уровень
На четвертом уровне консолидационные процедуры связаны с формированием отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы (муниципальный район, субъект Российской Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации, формируемый Федеральным казначейством при составлении итоговой отчетности).
Консолидации подлежат операции в части остатков по счетам:
- 1 207 02 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 1 301 01 000 «Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам» (бюджетные кредиты);
- 1 205 05 000 «Расчеты с дебиторами по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 206 12 000 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в части выданных бюджетных кредитов в соответствии с приказом от 18 июля 2006 г. № 95н по методу авансирования. В этом случае сторона, предоставляющая кредит, делает запись:
«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 304 05 251
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
а получающая:
Дебет 1 210 02 151
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 205 05 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
И только после того как данные средства будут использованы по назначению и по ним будет сформирована отчетность об использовании средств бюджетного кредита, выданный и полученный авансы закрывают с одной стороны на счет 1 401 01 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», с другой — на счет 1 401 01 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». На момент формирования консолидированного отчета на счетах 1 205 05 000, 1 206 12 000 может присутствовать сумма неиспользованного аванса. Ее и нужно исключить.
Консолидации также подлежат операции:
- по движению финансовых и нефинансовых активов в части кодов КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» и 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
- по кодам КОСГУ 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам», 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам», 710 «Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам», 810 «Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам» в части движения выданных и возвращенных бюджетных кредитов;
- по кодам КОСГУ 120 «Доходы от собственности», 140 «Суммы принудительного изьятия» и 231 «Обслуживание внутренних долговых обязательств» в части обслуживания долговых операций по процентам, штрафам и пеням;
- по кодам КОСГУ 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» и 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности» в части движения авансовых межбюджетных трансфертов (счета 1 205 05 000 и 1 206 12 000);
- в любом случае, если речь идет о денежных операциях, консолидации подлежат обороты по кодам КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджетов».
Также Сергей Владимирович рассказал о Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Она служит единым для всех основанием по исключению взаимосвязанных показателей, содержит необходимую информацию для проведения консолидации. Справка составляется раздельно по каждому счету, подлежащему исключению и раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности. В связи с этим увеличивается количество составляемых форм.
Так, если речь идет об исключении, к примеру, счета 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств», бухгалтеру следует составить к данному счету две справки: по бюджетной и внебюджетной деятельности.
Еще одним немаловажным моментом является то, что при формировании указанной справки получатель средств бюджетов должен произвести обязательную выверку с контрагентами.
Более подробную информацию о составлении Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) вы найдете на следующих страницах.
***
Как отметила Елена Викентиевна, в соответствии с приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н (далее — Приказ) в состав квартальной отчетности об исполнении бюджета включены Отчет об исполнении бюджета и пояснительная записка; состав форм, представляемых в рамках годовой отчетности, определен приказом для каждого участника бюджетного процесса индивидуально. Так, главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета представляют:
- Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
- Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- Пояснительная записка (ф. 0503160).
- Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);
- Консолидированный баланс органа, организующего исполнение бюджета (ф. 0503120);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета (ф. 0503124);
- Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134);
- Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);
- Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114);
- Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
- Пояснительная записка (ф. 0503160).
- Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
- Отчет об исполнении сводной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (ф. 0503314);
- Консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323);
- Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
- Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360).
- Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- Отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151);
- Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
- Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153);
- Пояснительная записка (ф. 0503160).
Внимание
Для получения дополнительной информации, более полного ее отражения главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, ответственные за формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, вправе устанавливать дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности (п. 5 Инструкции № 72н).
Теперь более подробно о годовой отчетности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета. Ее состав представлен ниже.
1. Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130). Основные изменения, которые были внесены в данную форму, таковы:
- из формы исключены счета аналитического учета к счетам: 0 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам»; 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»; 0 207 00 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам»; 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»; 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам»; 0 301 00 000 «Расчеты с дебиторами по долговым обязательствам»; 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- также исключены счета, по которым при завершении года делаются заключительные обороты: 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»; 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»; 0 401 01 000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения»; 0 401 02 000 «Финансовый результат по резервному фонду»;
- справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года вынесена как самостоятельная форма отчетности (ф. 0503110);
- в форму баланса введена новая Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Она формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам: 01 «Арендованные основные средства» в разрезе имущества, принятого по договорам аренды и по договорам безвозмездного пользования (коды строк 010–012); 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение» с группировкой по видам материальных ценностей, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (код строки 020); 03 «Бланки строгой отчетности» с группировкой по видам бланков, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (код строки 030); 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» в разрезе видов нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы) (коды строк 050–053); 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры», раздельно по имуществу, учтенному в условной оценке и по стоимости приобретения (коды строк 070–072); 10 «Обеспечение исполнения обязательств» в разрезе видов обеспечения (задаток, залог, банковская гарантия, поручительство, иное обеспечение) (коды строк 100–105); 11 «Государственные и муниципальные гарантии» раздельно по видам гарантий (коды строк 110–112); 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками» (код строки 120); 17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждения» в разрезе итоговых сумм по доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов (коды строк 170–173); 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения» в разрезе итоговых сумм по расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов (коды строк 180–182). Показатели отражаются в справке в разрезе бюджетной деятельности (графы 4, 7), приносящей доход деятельности (графы 5, 8) и итогового показателя (графы 6, 9) на начало года (графы 4, 5, 6) и конец отчетного периода (графы 7, 8, 9).
- внутри системы главного распорядителя и составляется по счету 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств», а по приносящей доход деятельности в части операций по централизации и перераспределению прибыли по счетам 0 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» и 0 401 01 180 «Прочие доходы»;
- внутри одного бюджета (между разными главными распорядителями) и составляется по счетам 0 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» и 0 401 01 180 «Прочие доходы»;
- между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и составляется по счетам: 1 401 01 251 «Расходы на перечисление другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»; 1 401 01 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов»; 1 205 05 000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; 1 206 12 000 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»; 1 207 02 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, представленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»; 1 301 01 000 «Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам»;
- между территориальными органами органов, организующих исполнение бюджетов, и составляется по счетам: 0 211 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности (по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет)»; 0 308 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности (по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет)»; 0 212 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности (по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета)»; 0 309 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности (по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета)».
3. Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110).
Как уже было сказано ранее, Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года, входившая ранее в Баланс главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (ф. 0503130), включена в Приказ как самостоятельная форма отчетности и используется для отражения операций по заключению счетов не только главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета, но и органами, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание.
Изменились и требования к заполнению этой формы. Справка формируется по соответствующим номерам счетов 0 401 01 000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» и 0 401 02 000 «Финансовый результат по резервному фонду», содержащим: коды администраторов поступлений в бюджет, групп, подгрупп классификации доходов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, коды ППП, разделов, подразделов функциональной классификации расходов в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета.
4. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127).
Порядок формирования Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета почти полностью аналогичен порядку, установленному приказом № 5н, и дополнен только тем положением, что в графе «Некассовые операции» должны отражаться операции со средствами в пути.
5. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137).
В соответствии с приказом № 5н отчет по приносящей доход деятельности составлялся по форме 0503127. В новом Приказе предусмотрена самостоятельная форма «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета» (ф. 0503137). Порядок заполнения этой формы полностью соответствует порядку заполнения Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджет (ф. 0503127).
6. Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121).
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) не претерпел изменений и в Приказ включены все требования по формированию этой формы, которые ранее были определены письмами Минфина России и Федерального казначейства.
7. Пояснительная записка (ф. 0503160).
В состав пояснительной записки включены все формы и таблицы, которые были доведены до главных распорядителей и финансовых органов субъектов Российской Федерации письмом Минфина России от 24 октября 2006 г. № 02-14-10а/2816, по которым представлялась отчетность за 2006 год.
Изменения коснулись только Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168), в форме значительно расширен перечень показателей, по которому в течение года было поступление и выбытие нефинансовых активов. Также Пояснительная записка дополнена новой формой «Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя средств бюджета» (ф. 0503178).
Разделительный баланс
В заключение Елена Викентиевна обратила внимание на то, что в состав Приказа № 72н включена форма «Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета» (ф. 0503230). Эта форма используется реорганизуемым (ликвидируемым) учреждением для составления отчетности на дату реорганизации или ликвидации.
Показатели отражают в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 7), приносящей доход деятельности (графы 4, 8), средств во временном распоряжении (графы 5, 9) и итогового показателя (графы 6, 10) на начало года (графы 3, 4, 5, 6) и дату реорганизации или ликвидации (графы 7, 8, 9, 10).
В группе граф «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данных по реорганизации (в случае ее проведения) или иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
В группе граф «На дату реорганизации (ликвидации)» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на дату реорганизации (ликвидации), без учета заключительных оборотов по счетам бюджетного учета, предусмотренных при завершении финансового года. Порядок заполнения данной формы описан в пунктах 283–284 новой Инструкции.
***
В Инструкции появился новый раздел (III «Порядок составления бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации органом, организующим исполнение бюджета»), устанавливающий порядок составления консолидированной отчетности по территории соответствующего субъекта финансовыми органами субъектов Российской Федерации. Порядок действий таков:
- Финансовые органы городских и сельских поселений представляют бюджетную отчетность в финансовый орган муниципального района. Тот в свою очередь представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета муниципального района в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
- Финансовый орган городского округа либо внутригородской территории города федерального значения и органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами представляет бюджетную отчетность в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
- Финансовый орган субъекта представляет отчетность об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в Федеральное казначейство. Туда же представляют отчетность об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и органы управления государственными внебюджетными фондами.
На заметку
Финансовые органы муниципальных районов составляют отчетность по консолидированному бюджету муниципального района по формам, установленным для финансового органа субъекта Российской Федерации.
Состав отчетности
Как отметила Инна Николаевна, ежемесячно финансовые органы субъекта должны представлять в Федеральное казначейство:
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
- Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- одна из таблиц Пояснительной записки — Сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503364).
- Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
- Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
- Консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323);
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
- Отчет об исполнении консолидированной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (ф. 0503314);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- восемь таблиц Пояснительной записки (ф. 0503364, 0503368, 0503369, 0503372, 0503373, 0503376, 0503379, 0503382).
- Справка о межбюджетной задолженности по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации (ф. 0521441);
- Акт сверки расчетов по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией;
- Акт сверки расчетов по межбюджетным отношениям (ф. 0521443).
А вот сдавать в Федеральное казначейство справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса не нужно.
Внимание
Финансовые органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные формы отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности (п. 5 Инструкции). При этом финорганы субъектов обязаны установить для финансовых органов муниципальных образований сроки представления месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности (п. 10 Инструкции).
Содержание отчетности
Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320)
В баланс должны включаться показатели по операциям, осуществляемым в ходе исполнения бюджета в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности, за исключением показателей по операциям со средствами во временном распоряжении.
По графе «Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации» исключаются взаимосвязанные показатели:
- по бюджетным кредитам с учетом процентов, штрафных санкций и пеней (по счетам 1 207 02 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» и 1 301 01 000 «Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам»). Остатки по этим счетам консолидируются как на начало, так и на конец года (на конец года консолидируются как кредиты текущего года, так и остатки на начало года);
- по неиспользованным авансовым поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по счетам 1 205 05 000 «Расчеты с дебиторами по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 206 12 000 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»). У принимающего бюджета счет 1 205 05 000 отражается со знаком «минус», у передающего — счет 1 206 12 000 со знаком «плюс».
Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321)
В отчет включаются показатели по операциям, осуществляемым в ходе исполнения бюджета в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности, за исключением показателей по операциям со средствами во временном распоряжении.
В отчете по графе «Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации» должны исключаться взаимосвязанные показатели:
- по бюджетным кредитам, выданным в текущем году (по КОСГУ 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам» и 710 «Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам»);
- по бюджетным кредитам, возвращенным в текущем году (по КОСГУ 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам» и 810 «Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам»);
- по начисленным доходам или расходам в части процентов по бюджетным кредитам (по КОСГУ 120 «Доходы от собственности» и 231 «Обслуживание внутренних долговых обязательств»);
- по начисленным доходам или расходам в части штрафных санкций, пеней по бюджетным кредитам (по КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия» и 231);
- по выданным или полученным авансам в порядке межбюджетных отношений (по КОСГУ 560 и 660);
- по использованным авансам, переданным или полученным в порядке межбюджетных отношений (по КОСГУ 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» и 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности»);
- по начисленным доходам или расходам в части субсидий, субвенций и дотаций (по КОСГУ 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»);
- по начисленным доходам или расходам в части безвозвратно переданных активов и обязательств (по КОСГУ 151 и 251);
- также подлежат исключению все суммы по КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджета».
Консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323)
Это новый отчет, который составляется для представления в Федеральное казначейство один раз в год. Он должен содержать информацию по кассовым поступлениям и кассовым выбытиям по счетам бюджетов в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
По графе «Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации» должны исключаться взаимосвязанные показатели:
- по выданным или полученным авансам в порядке межбюджетных отношений (по КОСГУ 560 (у передающей стороны) и 660 (у принимающей стороны));
- по полученным доходам или произведенным расходам в части субсидий, субвенций и дотаций (по КОСГУ 251 (у передающей стороны) и 151 (у принимающей стороны));
- по выданным или полученным бюджетным кредитам (по КОСГУ 540 (у передающей стороны) и 710 (у принимающей стороны));
- по возвращенным бюджетным кредитам (по КОСГУ 640 (у принимающей стороны) и 810 (у передающей стороны));
- по полученным доходам или произведенным расходам в части процентов по бюджетным кредитам (по КОСГУ 231 (у предающей стороны) и 120 (у принимающей стороны));
- по полученным доходам или произведенным расходам в части штрафных санкций, пеней по бюджетным кредитам (по КОСГУ 231 (у предающей стороны) и 140 (у принимающей стороны)).
- все суммы по КОСГУ 510 и 610.
В отчете консолидация не осуществляется. Особенностью его формирования является заполнение раздела «Расходы» только по экономической классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Консолидация осуществляется на основании Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Она будет применяться взамен справки о поступлении средств федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений (ф. 0541312), которую сейчас представляют ежемесячно.
Справка (ф. 0503125) заполняется финансовыми органами по каждому счету бюджетного учета, применяемого для межбюджетных отношений (по двадцати шести разрядам) для выполнения консолидации, как по кассовым потокам, так и по потокам и запасам по методу начисления.
По кассовым потокам справка заполняется по счетам:
- 1 206 12 560 (у передающей стороны) и 1 205 05 660 (у принимающей стороны) по выданным или полученным авансам в порядке межбюджетных отношений;
- 1 401 01 251 (у передающей стороны) и 1 401 01 151 (у принимающей стороны) по полученным доходам или произведенным расходам в части субсидий, субвенций и дотаций;
- 1 207 02 540 (у передающей стороны) и 1 301 01 710 (у принимающей стороны) по выданным или полученным бюджетным кредитам;
- 1 207 02 640 (у принимающей стороны) и 1 301 01 810 (у передающей стороны) по возвращенным бюджетным кредитам;
- 1 401 01 231 (у передающей стороны) и 1 401 01 120 (у принимающей стороны) по полученным доходам или произведенным расходам в части процентов по бюджетным кредитам;
- 1 401 01 231 (у передающей стороны) и 1 401 01 140 (у принимающей стороны) по полученным доходам или произведенным расходам в части штрафных санкций, пеней по бюджетным кредитам.
- 1 206 12 660 (у передающей стороны) и 1 205 05 560 (у принимающей стороны) по использованным авансам, переданным или полученным в порядке межбюджетных отношений;
- 1 401 01 251 (у передающей стороны) и 1 401 01 151 (у принимающей стороны) по начисленным доходам или расходам в части субсидий, субвенций и дотаций;
- 1 207 02 540 (у передающей стороны) и 1 301 01 710 (у принимающей стороны) по выданным или полученным бюджетным кредитам;
- 1 207 02 640 (у принимающей стороны) и 1 301 01 810 (у передающей стороны) по возвращенным бюджетным кредитам;
- 1 401 01 231 (у передающей стороны) и 1 401 01 120 (у принимающей стороны) по начисленным доходам или расходам в части процентов по бюджетным кредитам;
- 1 401 01 231 (у передающей стороны) и 1 401 01 140 (у принимающей стороны) по начисленным доходам или расходам в части штрафных санкций, пеней по бюджетным кредитам.
По неиспользованным авансовым поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации справка заполняется по счетам 1 205 05 000, 1 206 12 000. У принимающего бюджета счет 1 205 05 000 используется со знаком «минус», у передающего бюджета счет 1 206 12 000 — со знаком «плюс».
Пояснительная записка
По словам Инны Николаевны, пояснительная записка составляется раздельно по показателям консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда. В ее составе присутствуют таблицы, сдаваемые ежеквартально (ф. 0503364 «Сведения об исполнении консолидированного бюджета») и ежегодно (см. рис. 3). Рассмотрим наиболее сложные из них.
Рисунок 3
Наименование формы документа, входящего в состав пояснительной записки |
Код формы по ОКУД |
Номер графы |
1 |
2 |
3 |
Сведения о количестве подведомственных учреждений |
0503161 |
1–3 |
Сведения о результатах деятельности |
0503162 |
1–7 |
Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета |
0503163 |
1–4 |
Сведения об исполнении бюджета |
0503164 |
1–5 |
Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ |
0503166 |
1–5 |
Сведения о целевых иностранных кредитах |
053167 |
1–3, 5, 6 |
Сведения о движении нефинансовых активов |
0503168 |
2–11 |
Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности |
0503169 |
1–4 |
Сведения о финансовых вложениях получателя средств бюджета |
0503171 |
1, 2 |
Сведения о государственном (муниципальном) долге |
0503172 |
1, 2 |
Сведения об изменении остатков валюты баланса |
0503173 |
1–6 |
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей |
0503176 |
2–5 |
Сведения об использовании информационных технологий |
0503177 |
2, 3 |
Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя средств бюджета |
0503178 |
2–6 |
Сведения о динамике и структуре основных показателей исполнения бюджета |
0503179 |
2–12 |
Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности |
0503182 |
2–5 |
В ежеквартальную таблицу вносят данные по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджетов, по которым существуют отклонения между плановыми и фактическими показателями. При этом разделы доходов, источников финансирования дефицитов бюджетов заполняются в разрезе групп, подгрупп, статьи, подстатьи, раздел расходов — в разрезе разделов, подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Ежегодные таблицы:
1. Сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503164). Сюда включают данные по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджетов, по которым существуют отклонения между плановыми и фактическими показателями более чем на 5 процентов;
2. Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Приложение заполняется в разрезе:
- вида нефинансовых активов (группа граф 3–5) — основные средства, нематериальные активы, материальные запасы, непроизведенные активы;
- вида вложений в соответствующий вид нефинансовых активов (группа граф 6–8) — капитальные вложения в основные средства, капитальные вложения в нематериальные активы, вложения в изготовление материалов и готовой продукции, капитальные вложения в непроизведенные активы соответственно;
- вида нефинансовых активов, отгруженных поставщиками, в том числе в рамках централизованного снабжения и целевых программ, но не поступивших к концу отчетного периода получателю бюджетных средств — грузополучателю, далее нефинансовые активы в пути (группа граф 9–11) — основные средства в пути, нематериальные активы в пути, материальные запасы в пути соответственно.
3. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). Здесь указывают обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе видов расчетов. Составляется раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности, по дебиторской и кредиторской задолженности.
В графе 1 указывают номер соответствующих аналитических счетов счетов 0 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам», 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 207 00 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам», 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным ценностям, работам, услугам», 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из оплаты труда», 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств», по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности.
Кредитовые остатки на отчетную дату по соответствующим аналитическим счетам счета 0 205 00 000 отражают в приложении по кредиторской задолженности. Дебетовые остатки на отчетную дату по вышеназванным счетам, входящим в состав раздела 3 «Обязательства» плана счетов, отражают в приложении по дебиторской задолженности.
В графе 2 указывают общую сумму дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемую по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на отчетную дату.
В группе граф 3–6 отражают данные о возникших на отчетную дату просроченных обязательствах — не исполненных на отчетную дату обязательствах, по которым срок исполнения уже наступил, и нереальных к взысканию дебиторских задолженностей в следующем порядке:
- в графе 3 отражается сумма просроченных обязательств и нереальных к взысканию дебиторских задолженностей, сформировавшихся на отчетную дату по соответствующим номерам счетов бюджетного учета;
- в графе 4 отражается год возникновения просроченного обязательства, нереальной к взысканию дебиторской задолженности;
- в графе 5 — наименование кредитора, дебитора;
- в графе 6 — причина образования в бюджетном учете дебиторской (кредиторской) задолженности.
В строке «Всего» указывается итоговая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности на отчетную дату — графа 2, сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, нереальной к взысканию (с просроченным сроком исполнения), — графа 3, в том числе в разрезе года ее возникновения — графа 4.
Главный распорядитель (распорядитель) формирует консолидированное приложение (ф. 0503169) путем суммирования одноименных показателей по графам и строкам консолидированных приложений (ф. 0503169) и приложений (ф. 0503169), представленных соответственно распорядителями, получателями средств бюджета, и исключения взаимосвязанных показателей по расчетам между учреждениями по ведомственной подчиненности главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.
4. Сведения о государственном (муниципальном) долге консолидированного бюджета (ф. 0503172). Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные по государственному (муниципальному) долгу в разрезе долговых инструментов.
В графах 1, 2 указывают номера соответствующих аналитических счетов счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», по которым на отчетную дату отражены незакрытые остатки в расчетах и суммы указанной задолженности, номер забалансового счета 11, по которому на отчетную дату отражены суммы задолженности в размере предоставленных государственных и муниципальных гарантий.
5. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173). Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей вступительного баланса на начало отчетного периода. Оформляется получателем средств бюджета, администратором поступлений в бюджет, органом, организующим исполнение бюджета, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.
Показатели, отраженные в приложении, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. В этой форме соответственно по разделам «Счета актива баланса», «Счета пассива баланса» отражаются:
- в графе 1 — коды счетов бюджетного учета, по которым остаток на начало отчетного финансового года не равен остатку на конец предыдущего отчетного финансового года;
- в графах 2, 3 — суммы остатков на конец предыдущего отчетного финансового года и на начало отчетного финансового года соответственно;
- в графе 4 — разница граф 3 и 2;
- в графах 5, 6 — реквизиты учреждения — контрагента (правопреемника) в процедуре реорганизации и (или) ликвидации соответственно по графам — код ППП и код ОКАТО;
- в графе 7 — причина изменения остатка на начало отчетного финансового года. Это может быть переоценка стоимости активов, проведенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), ликвидация субъекта бюджетной отчетности; иные причины, предусмотренные законодательством (нужно будет указать, какие);
- графы 5, 6 заполняются только при проведении реорганизации и (или) ликвидации получателя средств бюджета.
В графах 1, 2 указываются наименования показателей и коды строк приложения.
В графе 3 — итоговые данные (сумма по графе 4 и графе 5) по изменениям в расчетах по недостачам в разрезе остатка в расчетах по недостачам на начало года (строка 010), увеличения расчетов по недостачам (строка 020), уменьшения расчетов по недостачам (строки 040, 050) и остатка в расчетах по недостачам на конец отчетного периода (строка 060).
В графах 4, 5 — данные по изменениям в расчетах по недостачам по бюджетной деятельности и по внебюджетной деятельности соответственно в вышеустановленном разрезе строк приложения.
7. Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя средств бюджета (ф. 0503178). Формирует ПБС. Информация в приложении содержит данные об остатках денежных средств по разделам приложения:
- в разделе 1 «Счета в кредитных организациях» — по каждому банковскому счету, открытому в кредитных организациях, в том числе по средствам во временном распоряжении (далее — банковские счета);
- в разделе 2 «Счета в органе, организующем исполнение бюджета» — по лицевым счетам, открытым в органе, организующем исполнение бюджетов, по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по средствам во временном распоряжении.
В графе 1 указывают соответственно по разделам приложения номера банковских счетов и лицевых счетов, открытых субъекту бюджетной отчетности. В графе 2 — код счета бюджетного учета:
- по разделу 1 — 0 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах», 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении», 0 201 03 000 «Денежные средства учреждения в пути», 0 201 06 000 «Аккредитивы», 0 201 07 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте»;
- по разделу 2 — 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах», 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении», 2 201 03 000 «Денежные средства учреждения в пути».
8. Сведения о динамике и структуре основных показателей исполнения бюджета (ф. 0503179). Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные отчета об исполнении бюджета в абсолютных и относительных показателях (в процентах к годовым назначениям с учетом изменений) в сравнении с соответствующими показателями предыдущего года, а также структуру доходов и расходов указанных бюджетов за отчетный год.
Приложение формируется ПБС; администратором поступлений в бюджет на основании показателей Отчета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату; главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета на основании показателей консолидированного Отчета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату; органом, организующим исполнение бюджета, на основании показателей Отчета (ф. 0503117), сформированного на отчетную дату.
В графе 1 указывают коды бюджетной классификации Российской Федерации соответственно по разделам приложения:
- в разделе «Доходы» — в разрезе групп, подгрупп классификации доходов бюджетов;
- в разделе «Расходы» — в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов, целевой статьи;
- в разделе «Источники финансирования дефицитов бюджетов» — в разрезе групп, подгрупп источников финансирования дефицитов бюджетов.
В графе 2 указывают коды строк приложения.
В графах 3, 4 указываются соответственно по предыдущему и текущему отчетным периодам годовые объемы бюджетных назначений, утвержденных уточненной бюджетной росписью соответствующего года (ПБС — годовой объем лимитов бюджетных обязательств с уточнениями по соответствующему году): по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов.
В графе 5 указывают соответственно по разделам приложения суммы исполненных бюджетных назначений: по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов предыдущего отчетного периода.
В графе 6 показывают относительные (в процентах) расчетные данные соотношения показателей графы 5 к показателям графы 3 соответственно по разделам приложения.
В графе 7 отражают соответственно по разделам приложения суммы исполненных бюджетных назначений: по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов текущего отчетного периода.
В графе 8 — относительные (в процентах) расчетные данные соотношения показателей графы 7 к показателям графы 4 соответственно по разделам приложения.
В графе 9 — доля показателей годовых назначений предыдущего отчетного периода, утвержденных законом о бюджете: по доходам бюджетов, бюджетным ассигнованиям, источникам финансирования дефицитов бюджетов (графа 3) в процентах к итоговым суммам показателей, отраженным по строкам 010, 200, 500 графы 3 приложения.
В графе 10 — доля показателей исполненных бюджетных назначений предыдущего отчетного периода: по доходам бюджетов, расходам бюджетов, источникам финансирования дефицитов бюджетов (графа 5) в процентах к итоговым суммам показателей, отраженным по строкам 010, 200, 500 графы 5 приложения.
В графе 11 — доля показателей годовых назначений текущего отчетного периода, утвержденных уточненной бюджетной росписью: по доходам бюджетов, бюджетным ассигнованиям, источникам финансирования дефицитов бюджетов (графа 4) в процентах к итоговым суммам показателей, отраженным по строкам 010, 200, 500 графы 4 приложения.
В графе 12 — доля показателей исполненных бюджетных назначений текущего отчетного периода: по доходам бюджетов, расходам бюджетов, источникам финансирования дефицитов бюджетов (графа 7) в процентах к итоговым суммам показателей, отраженным по строкам 010, 200, 500 графы 7 приложения.
9. Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182). Представляется ежеквартально, ежегодно. Здесь содержится информация об обобщенных за отчетный период данных о результатах кассового исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъектом бюджетной отчетности.
Формируется путем обобщения данных по кассовому исполнению:
- получателем средств бюджета — на основании показателей Отчета (ф. 0503137), сформированного на отчетную дату;
- главным распорядителем (распорядителем) — на основании показателей консолидированного Отчета (ф. 0503137), сформированного на отчетную дату;
- органом, организующим исполнение бюджета, — на основании показателей Отчета (ф. 0503114), сформированного на отчетную дату.
В графе 1 указывают коды бюджетной классификации, по которым в результате исполнения бюджета имеются отклонения между плановыми и фактическими показателями, в соответствии с разделами приложения:
- в разделе «Доходы» — в разрезе групп, подгрупп классификации доходов бюджетов;
- в разделе «Расходы» — в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов;
- в разделе «Источники финансирования дефицитов» — в разрезе групп, подгрупп источников финансирования дефицитов бюджетов.
В графе 3 — соответственно по разделам приложения объемы утвержденных сметой по приносящей доход деятельности назначений: по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов.
В графе 4 — соответственно по разделам приложения суммы исполненных назначений по приносящей доход деятельности: по доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов.
В графе 5 — соответственно по разделам приложения разница между данными утвержденных сметой по приносящей доход деятельности назначений по графе 3 и суммами исполненных назначений по приносящей доход деятельности по графе 4.
В графе 6 — причины отклонений между данными уточненной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности по графе 3 и суммами исполненных назначений по приносящей доход деятельности по графе 4.
Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 10