По итогам Всероссийского совещания

#?20745?# Блиц-опрос
В начале своего выступления Владимир Анатольевич Зеленский, заместитель директора Департамента бюджетной политики Минфина России, затронул проблемы применения бюджетной классификации в 2008 году. Затем слушатели стали задавать вопросы. Вот наиболее актуальные из них.

***
ВОПРОС: На какую статью бюджетной классификации следует относить расходы учреждения по оплате договора на проведение аккредитации и лицензирования учреждений?

ОТВЕТ: Все зависит от вида расходов. Если это госпошлина, другой налог, сбор, то следует применять статью 290 «Прочие расходы». Что касается договора на оказание услуг, то относить оплату гражданско-правовых договоров (кроме приобретения подарков и представительских расходов) на указанную статью нельзя. Необходимо использовать статью 226 «Прочие услуги».

***
ВОПРОС: В ходе реализации областной целевой программы развития приоритетных направлений агропромышленного комплекса на 2007–2009 годы по направлению кадровое обеспечение сельхозпроизводства по разделу 405 «Сельское хозяйство» целевой статьи 522 00 23, виду расходов 287 предусмотрены субсидии (ежемесячные доплаты к заработной плате) молодым специалистам — выпускникам сельскохозяйственных учебных заведений. Денежные средства перечисляются на лицевые счета молодых специалистов по статье 290 «Прочие расходы». Правомерно ли это?

ОТВЕТ: Хотелось бы обратить внимание на то, что целевая программа по своей сути не может устанавливать длящиеся обязательства. В любом случае доплаты разного рода к заработной плате отражаются по подстатье 211 «Заработная плата».

***
ВОПРОС: При проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы, органами социальной защиты населения производится едино­временная денежная выплата в качестве поздравления неработающим ветеранам. По каким разделу, целевой статье, виду расходов, экономической статье следует отражать эти выплаты?

ОТВЕТ: В данном случае применяют раздел 1003 «Социальное обеспечение», целевую статью 505 00 00 «Меры социальной поддержки граждан», вид расходов 483 «Оказание социальной помощи», экономическую статью 262 «Пособия по социальной помощи населению».

***
ВОПРОС: Органами социальной защиты населения производится выплата премии губернатора инвалидам, присужденная по итогам конкурса по номинациям «Образование и наука, техническое народное творчество и другие» по подразделу 1003, целевой статье 514, виду расходов 482, экономической статье 290. Правомерно ли это?

ОТВЕТ: На мой взгляд, спорно применение раздела 1003. При наличии определенных номинаций возникает вопрос о цели установления премий. Что это: социальная поддержка инвалидов или их поощрение для участия в конкурсе, определенных видах деятельности? Кроме того, социальная защита не может разыгрываться по конкурсу. Это противоречит самому принципу соцзащиты. В таком случае следует исходить из критерия отнесения расходов к определенному виду деятельности. Если это образование, применяют раздел 0709 «Другие вопросы в области образования». Если речь идет о творчестве — 0411 «Другие вопросы в области национальной экономики».

***
ВОПРОС: Органами социальной защиты населения осуществляются выплаты на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей за счет средств федерального бюджета. Субсидии предоставляются региону на питание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в местах отдыха детей, их оздоровления. По каким разделам, статьям, виду расходов производить выплаты?

ОТВЕТ: Здесь применяют раздел 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей», целевую статью — 432 00 00 «Мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей», вид расходов — 452 «Оздоровление детей», экономическую статью — 262 «Пособия по социальной помощи населению».

***
ВОПРОС: Органами социальной защиты населения осуществляются компенсационные выплаты обманутым инвесторам по строительству жилья: подраздел 1003, целевая статья — 522 040, вид расходов — 482, экономическая статья — 262. Правильно ли это?

ОТВЕТ: Возникают сомнения, связанные с применением экономической статьи 262 «Пособия по социальной помощи населению». Инвесторы — не та категория граждан, которая нуждается в социальной защите. На мой взгляд, стоит применять статью 290 «Прочие расходы».

***
ВОПРОС: Каков порядок формирования расходов в медицинском учреждении — больнице, если имеется несколько видов медицинской помощи (стационар, амбулатория, дневные стационары)?

ОТВЕТ: Сразу хочу заметить: учреждение не может быть больницей-поликлиникой. Это либо больница, либо поликлиника. И не имеет значения, что в учреждении есть амбулаторное (стационарное) отделение. Поэтому расходы на обеспечение деятельности таких учреждений нужно относить на раздел, подраздел в зависимости от того, какова основная цель деятельности.

***
ВОПРОС: По какому коду и подкоду экономической классификации отражают замену бутылей для кулера?

ОТВЕТ:
Все зависит от договора. В нем может быть прописано, что определенная служба, после того как в кулере заканчивается вода, заменяет пустую бутыль полной. В этом случае применяют статью 226 «Прочие услуги». В других ситуациях бутыли отражают по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Статья 223 «Коммунальные услуги» может применяться только при отсутствии централизованного водоснабжения, или если у учреждения есть справка о том, что вода непригодна для бытовых целей.

***
ВОПРОС: По какому коду, подкоду ЭКР отразить расходы на пусконаладочные работы на вновь вводимых инженерных системах теплоснабжения реконструируемых зданий, если в смету реконструкции они не включаются в соответствии с нормативными актами Росстроя?

ОТВЕТ: Затраты на пусконаладочные работы отражают по статье 225 «Услуги по содержанию имущества». При этом неважно, включены они в смету реконструкции или нет.

***
ВОПРОС: По какому коду, подкоду ­КОСГУ следует относить затраты по договору об обеспечении работоспособности телекоммуникационных систем, в том числе: эксплуатация систем связи между ОФК и УФК, прием, обработка и передача электронной почты, проверка и настройка модемной связи, обучение сотрудников работе с модемной связью, консультации сотрудников?

ОТВЕТ:
Из имеющейся в вопросе информации и в связи с тем, что договор имеет комплексный характер, нужно применять статью 226 «Прочие услуги». Более подробный ответ можно дать лишь после анализа договора.

***
ВОПРОС: К какому коду, подкоду отнести договор на выполнение работ по инженерно-геодезическим изысканиям для проектирования и благоустройства дворовых территорий? Также хотелось бы узнать, какая статья применяется при отражении затрат на сжигание и термическое обезвреживание лабораторных животных.

ОТВЕТ: В обоих случаях применяют статью 226 «Прочие услуги».

***
ВОПРОС: На какие подстатьи, экономические статьи относят расходы по договору о бронировании мест в гостиницах для докторантов, аспирантов, стажеров?

ОТВЕТ: Если речь идет о сотрудниках учреждения, которые отравляются в командировку, применяется статья 226 «Прочие услуги». При бронировании для сторонних лиц используют статью 290 «Прочие расходы».

Маклева Галина
Отдельные вопросы
Галина Ивановна Маклева, начальник Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства, обратила внимание на отдельные проблемы в бюджетном учете, снижающие качество показателей формируемой бюджетной отчетности. Напомнила, что в соответствии с бюджетным законодательством из всех участников бюджетного процесса главный распорядитель, исполняющий соответствующую часть бюджета, и финансовый орган, организующий исполнение соответствующего бюджета, несут ответственность за разработку и утверждение методических рекомендаций, определяющих особенности введения в действие положений Инструкции по бюджетному учету (далее — Инструкция) соответственно министерствами и подведомственными федеральными службами и агентствами, финансовыми органами и бюджетными учреждениями региона, государственными внебюджетными фондами. По имеющейся в Федеральном казначействе информации, работа по внедрению положений Инструкции в основном сводилась к организации проведения обучения.

Итак, одной из основных проблем является неполный охват показателей о состоянии активов и обязательств учреждения, а значит и муниципального образования, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации. К примеру, Министерством культуры Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по выработке государственной политики в сфере культуры и искусства, не поставлены на учет культурные и исторические ценности.

Нефинансовые и финансовые активы, не переданные в оперативное управление учреждений и составляющие имущество казны, должны подлежать бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти (органах местного самоуправления), на которые возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом. Однако как показала проверка и анализ показателей годовой отчетности за 2006 год, в этих органах не проведена работа по инвентаризации имущества казны и постановки его на учет. Имущество казны не поставлено на учет Росимуществом по федеральному бюджету и лишь частично отражено в отчетности 15 субъектов Российской Федерации. Тем самым в отчетности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации значительно занижена балансовая величина — чистая стоимость активов, характеризующая финансовый результат их деятельности.

Также Галина Ивановна обратила внимание слушателей на то, что Росимуществом не наведен порядок в учете акций, приобретенных за счет средств федерального бюджета. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2005 года № 817 вложения в акции как за счет бюджетной, так и внебюджетной деятельности могут быть только у Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие на балансе акции, должны передать их Росимуществу, как органу, на который возложены полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.

Но Росимуществом лишь частично поставлены на учет акции, приобретенные в 2005 и 2006 годах. Не проведена и другая работа во исполнение указанного распоряжения. Так, ценные бумаги (облигации, векселя), являющиеся долговыми обязательствами, должны находиться на учете у администратора этих бумаг — Минфина России. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие на учете такого рода ценные бумаги, обязаны передать их соответствующему администратору, это сделано не было.

Следует учесть, что в Законе о федеральном бюджете с 2007 года введена уточняющая норма (ст. 123), в соответствии с которой средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не могут направляться государственными учреждениями на создание других организаций и покупку ценных бумаг.

В соответствии с письмом Минфина России № 02-14-13/539 и Федерального казначейства № 42-7.1-15/5.1-93 от 12 марта 2007 г., федеральные государственные учреждения могут получать доходы от осуществления операций с ранее приобретенными ценными бумагами, если в разрешении предусмотрен данный источник формирования, но не вправе приобретать новые.

Статья 6 Федерального закона о федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009–2010 годов запрещает федеральным бюджетным учреждениям направлять средства от приносящей доход деятельности как на создание других организаций, покупку ценных бумаг, так и их размещение на депозиты в кредитные организации. Галина Ивановна заметила, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальных образований целесообразно принимать решения об осуществлении операций со средствами своих бюджетов и внебюджетной деятельности с учетом положения бюджетного законодательства Российской Федерации, т. е. аналогично вышеназванным решениям, принимаемым при исполнении федерального бюджета.

Бюджетное законодательство запрещает учреждениям получать кредиты. Однако в балансах федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации присутствуют данные по обязательствам, возникшим в связи с привлечением кредитов в части деятельности, приносящей доход. Бюджетные кредиты в рамках бюджетной деятельности могут выдаваться и учитываться на балансе у финансовых органов, в том числе Минфина России, а не у учреждений.

Еще несколько немаловажных моментов. Остатки по счетам расчетов по выданным авансам с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками возможны только по переходящим договорам, приказам и должны быть пояснены в Пояснительной записке.

Остатки денежных средств в кассе на начало года возможны только по согласованию с финансовым органом, который организует исполнение соответствующего бюджета.

Земельные участки, находящиеся в бессрочном пользовании, которыми учреждение в соответствии с Земельным кодексом не имеет права распоряжаться, продолжают отражаться в бюджетном учете и отчетности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, несмотря на разъяснения по данному вопросу в письме Минфина России от 25 мая 2006 г. 02-14-10а/1406.

Снижает качество показателей отчетности и неоднозначный подход к отражению операций по средствам от приносящей доход деятельности (рис. 1). Как известно, если средства от этой деятельности не включены в состав бюджетов, то кассовые операции осуществляются на лицевых счетах, открытых учреждениям в учреждениях Банка России или кредитных организациях либо на лицевых счетах, открытых финансовым органам или территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России или кредитных организациях.

Рисунок 1. Приносящая доход деятельность
(средства включены в бюджет с сохранением учреждениям счетов 40603, 40703)


Поступления

Начислено

доходов

Поступило

Д220503560 К240101130

сумм заказчикам по деятельности приносящей доход по договорам кроме того:

Д220101510 К220503660

Д240101130 К230304730

на НДС

Д230304830 К220101610

Д240101130 К230303730

на налог на прибыль

Д230304830 К220101610

 

на доходы после уплаты налогов

Д240101130 К220101610

 

 

Д121002130 К140101130


В данном случае доходы отражают по коду 000 3 02 01010 (01–05) 0000130 — доходы от продажи услуг соответственно по каждому бюджету.

При этом отчетность формируется в установленном нормативными документами Минфина России порядке для приносящей доход деятельности.

Если средства от приносящей доход деятельности включены в состав соответствующего бюджета, они перечисляются плательщиками в общеустановленном порядке (минуя счета, открытые учреждениями для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности) на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для их последующего перечисления в соответствующие бюджеты.

В составе доходных источников бюджетов они учитываются учреждениями, органами, организующими исполнение соответствующего бюджета, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов по коду бюджетной классификации Российской Федерации: 000 1 13 03010 (01-05) 0000 130 как прочие доходы федерального бюджета от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.

Заметим, если, по мнению Минфина России, указанные доходы бюджета подлежат налогообложению, учреждениям необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на соответствующий финансовый год для исполнения обязательств по уплате налогов.

Во многих субъектах Российской Федерации средства от приносящей доход деятельности при включении их в бюджет субъекта или муниципального образования продолжают перечисляться плательщиками на счета, открытые учреждениям, то есть сохраняются счета 40603, 40703. В этом случае, где бы ни были открыты счета: в кредитных учреждениях, финансовых органах, территориальных органах Федерального казначейства, по указанным средствам должны планироваться в бюджете и перечисляться в бюджет все доходы после уплаты налогов и обязательных платежей. На расходы учреждения получают средства в установленном порядке для бюджетной деятельности.

Невыполнение установленного порядка и оставление в распоряжении учреждений средств после уплаты налогов является нарушением принципов кассового исполнения бюджетов.
В настоящее время особенно актуальными являются вопросы отражения в бюджетном учете и отчетности операций по безвозмездной передаче (получению) имущества из одного бюджета в другой. Бухгалтерские записи по указанным операциям отражены на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Безвозмездные поступления


Поступления

Начислено

доходов

Поступило

Д120505560 К140101151
Д220510560 К240101180

денежных средств

Д121002151 К120202660
Д220101510 К220510660

Д120505560 К140101151
(по мере использования поступивших целевых средств)

приказ 95н

Д121002151 К120505660
(по мере поступлений целевых средств)

Д010501340-010506340, 010604340, 010601310, 010602320, 010603330
К040101151, 040101180

нефинансовых активов

 


Рисунок 3. Безвозмездные выбытия


Поступления

Начислено

в оплату договоров предоставленные субсидии, субвенции:

Выбыло

Д040101241 К030210730

государственным и муниципальным организациям

Д030210830 К030405241

Д040101242 К030211730

негосударственным организациям

Д030211830 К030405242

Д040101251 К030212730

другим бюджетам

Д030212830 К030405251

Д040101251 К130212730
Д030212830 К020612660
(использование целевых средств на основании отчета получателя)

приказ 95н

Д020612560 К030405251
(на перечисленные суммы)

Д040101252, 040101253
К030213730, 030214730

правительствам и международным организациям

Д030213830, 030214830
К030405252, 030405253

Д040101252, 040101253 К030213730, 030214730 Д040101241, 040101251 К010101410-010109410, 010201420, 010301430, 010501440-010506440
Д010401410-010407410, 010408420
К010101410-010107410, 010109410, 010201420

передача имущества

 


В настоящее время очень большой объем возвращенных финансовыми органами субъектов Российской Федерации остатков целевых средств числятся как невыясненные в связи с непризнанием их администраторами, указанными в платежных поручениях. На возврат необходимо письменное согласие администратора, направившего указанные средства.

Еще раз хотелось бы обратить внимание: в целях устранения разногласий по отчетности органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации, перечисление средств необходимо осуществлять в порядке межбюджетных отношений не позднее трех рабочих  дней до окончания отчетного периода (совместное письмо Минфина России от 2 июня 2005 г. № 06-02-06 и Федерального казначейства № 42-7.1-01/2.1-135).

Еще одним моментом, на который обратила внимание Галина Ивановна, является передача учреждения из одного бюджета в другой (бюджетная деятельность) (стр. 42). Разъяснения по порядку передачи можно найти в совместном письме Минфина России № 02-14-13/2354 и Федерального казначейства № 42-7.1-15/2.6-352 от 14 сентября 2007 г. Минфина России. Проблема заключается в том, что в соответствии с Бюджетным кодексом передачу учреждения следует классифицировать как иные межбюджетные трансферты, подлежащие урегулированию соответствующими законами о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Об отражении в бюджетном учете операций по средствам от приносящей доход деятельности при передаче учреждений из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации сообщено письмом Федерального казначейства от 13 июня 2007 года № 42-7.1-15/2.6-211.

В связи с тем что операции по приносящей доход деятельности по действующим нормативным документам отнесены к обслуживанию органами Федерального казначейства, финансовыми органами, в учете у передающей и принимающей стороны остатки денежных средств на начало года, обороты текущего года по соответствующим счетам на дату передачи отражаются со знаком «минус» и «плюс».

На перечисляемый учреждением остаток на дату передачи бухгалтерская запись не производится.

Если решениями финансовых органов указанные операции определены как операции по исполнению бюджета с признаком «2», то соответственно производятся аналогичные записи только по счетам кассового исполнения бюджета.

Учреждение никаких бухгалтерских записей не осуществляет, кроме оформления всех форм годовой отчетности, Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов (ф. 0512095) по форме, установленной письмом Минфина России от 7 апреля 2004 г. № 3-01-01/11-125, Акта приемки и передачи активов и обязательств на дату передачи и оформления платежного поручения на перечисление остатка средств.

Бухгалтерские записи, оформляемые при приобретении жилья за счет средств бюджета по коду 310, приведены на рисунке 4. А проводки, формируемые при возврате неиспользованных и использованных не по назначению целевых средств, передаче (получении) имущества в рамках реализации национальных проектов и федеральных целевых программ, на стр. 40–42.

Рисунок 4. Приобретение жилья за счет средств бюджета по коду 310*


Начислено

 

Выбыло

 

личные средства граждан

Д320102510 К330401730

 

перечисление аванса поставщику

Д320619560 К320102610
Д120619560 К130405310

Д110601310 К130219730
Д110601310 К140101180

формирование стоимости неделимого объекта

 

Д130219830 К120619660
Д330401830 К320619660

зачет авансовых платежей

 

 

оплата оставшейся суммы договора

Д130219830 К130405310
Д330401830 К320102610

Д110101310 К110601410

принятие на баланс жилья на основании Акта о приеме-передаче здания ф.030630 и документа о регистрации объекта недвижимости

 

Д140101262 К130216730
Д130216830 К110101410

передача жилья гражданам

 


Горбатов Анатолий
Госзаказ

Анатолий Александрович Горбатов, начальник отдела обеспечения работ по размещению заказов Управления ведомственных программ Федерального казначейства, рассказал о наиболее важных моментах, на которые должны обращать внимание бухгалтеры при согласовании конкурсной, аукционной документации, извещения о проведении запроса котировок цен, проекта государственного контракта.

В первую очередь это размер начальной (максимальной) цены контракта. Дело в том, что публикация извещения о размещении заказа налагает на разместившее его учреждение ряд обязательств (в том числе заключить государственный контракт и как следствие оплатить его исполнение).

Поэтому, прежде чем согласовать проекты извещения о размещении заказа и контракта, необходимо убедиться, предусмотрены ли в бюджете учреждения расходы на данную закупку. Ведь финансирование обеспечения размещения заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд может осуществляться только за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета (п. 1 ст. 72 БК РФ).

Кроме того, статья 225 Бюджетного кодекса гласит, что получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Немаловажным фактором при согласовании проекта государственного контракта являются периоды и сроки оплаты по контракту. Необходимо учитывать, в каком месяце, квартале, году будет осуществляться оплата контракта.

Очень часто имеет место заключение контрактов, которые действуют до 31 декабря соответствующего года, а оплата предусмотрена после данного срока (после оказания исполнителем услуг, к примеру). Получается, что контракт исполняется в одном году, а его фактическая оплата осуществляется в следующем. Указанные ситуации также необходимо учитывать при планировании расходов учреждения.

Конкурсными и аукционными документами может предусматриваться обязательное предоставление участниками размещения заказа обеспечения заявок на участие в размещении заказов. В этом случае соответствующие денежные средства вносятся на счет государственного заказчика.

Следует помнить: сумма залога при проведении конкурса не может превышать пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Об этом сказано в статье 20 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ*). При проведении аукциона залог должен составлять пять процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ст. 32 Закона № 94-ФЗ).

Таким образом, если учреждение устанавливает требование об обеспечении заявок на участие в размещении заказа, оно обязано предоставить участникам размещения заказа номер счета для перечисления средств, поступающих во временное распоряжение, на который те могли бы перечислить залог.

Анатолий Александрович отметил, что при открытии счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение, учреждения должны руководствоваться положениями письма Минфина России от 19 мая 2006 г. № 02-13-10/1296. Еще один немаловажный момент. При определенных обстоятельствах, таких как отклонение заявок, присуждение заявке места ниже второго, заключение контракта, обеспечение заявок должно быть возвращено перечислившим данные средства участникам размещения заказа в течение пяти рабочих дней после наступления соответствующего события.

Документацией о размещении заказа может быть предусмотрено и обязательное предоставление обеспечения исполнения контракта. Его размер не может превышать 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ). Если же начальная цена превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 процентов начальной цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена его выплата). Предоставление обеспечения исполнения контракта осуществляется тремя способами:
  • предоставление банковской гарантии;
  • страхование ответственности по контракту;
  • передача заказчику в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта.
Если победителем торгов является бюджетное учреждение, от него не требуется предоставления обеспечения (ст. 29, 38 Закона № 94-ФЗ).

При согласовании проекта контракта не следует забывать, что он должен включать обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Если контрагенты просрочат исполнение обязательства, заказчик вправе требовать уплаты неустойки, штрафа, пеней (ст. 9 Закона № 94-ФЗ). Наиболее вероятны два способа взыскания неустойки:
  1. удержание ее суммы из цены контракта;
  2. перечисление исполнителем суммы неустойки на счет заказчика.
Оба способа имеют свои «но». Первый проще в исполнении. Второй правильнее с юридической точки зрения. Дело в том, что неустойка должна именно взыскиваться, и Закон № 94-ФЗ не преду­сматривает возможности уменьшения цены контракта, кроме установленных в нем случаев. Более того, в первом случае возникают проблемы с тем, по какой цене ставить на баланс полученные товары (с учетом их удешевления на сумму неустойки или без нее).

Размер выплат устанавливается гос­контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как отметил Анатолий Александрович, Закон № 94-ФЗ, к сожалению, не определяет, по отношению к какой сумме должна применяться указанная ставка. Отдельные заказчики исчисляют ее из суммы невыполненного обязательства, другие — из цены всего государственного контракта. Лектор посоветовал придерживаться последнего варианта. Данное условие необходимо приписать в контракте.

Помимо всего прочего, целесообразно было бы указать в документах подробный порядок взыскания неустойки. В дальнейшем это позволит избежать проблем, связанных с процедурой взыскания неустойки.

В контакте следует прописать и требования к количеству, комплектности, объему и качеству товаров, работ, услуг, порядок их приемки. Необходимо обращать внимание и на то, какими документами должна будет оформляться приемка. Ведь впоследствии на основании этих документов придется осуществлять платежи.

Анатолий Александрович заметил, что в государственных контрактах, заключенных по результатам конкурсов, заказчик вправе по согласованию с исполнителем изменять (не более чем на десять процентов) предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг, но только в том случае, если такая возможность предусмотрена конкурсной документацией. Поэтому, чтобы потом не было мучительно больно, не забывайте включать этот пункт в каждую документацию.

При изменении объемов товаров, работ, услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) может увеличить цену контракта пропорционально увеличению объема товаров, работ, услуг и обязан уменьшить цену контракта, если происходит снижение объемов товаров, работ, услуг.

Сама по себе цена контракта меняться не может, так как меняется она только вследствие изменения количества товаров, объемов работ, услуг.

Обратите внимание: в контрактах, заключенных по результатам проведения аукционов, поменяться может только количество закупаемых товаров.

При других способах размещения заказа (за исключением размещения заказа у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ) изменение количества товаров, объема товаров, работ, услуг Законом № 94-ФЗ не предусмотрено. Поэтому, если возникает необходимость выполнения дополнительного объема работ, услуг, поставки дополнительного количества товара, необходимо заключать новый контракт.

При согласовании проекта государственного контракта непосредственно перед его заключением необходимо проверить соответствие цены контракта цене, указанной в заявке победителя в размещении заказа. Она ни в коем случае не может быть изменена на стадии заключения контракта.

При заключении контракта необходимо сверить редакцию контракта, которую вам принесли на согласование, с той, которая была приложена к документации о размещении заказа. Это необходимо сделать хотя бы в той части, которая касается непосредственно бухгалтера (порядок взыскания неустоек, осуществления платежей, приемки товаров, работ, услуг).

Очень часто при расчете цены контракта в заявках на участие в размещении заказа участниками размещения заказа допускаются арифметические ошибки, которые впоследствии могут быть перенесены в проект контракта. Поэтому при заключении контракта рекомендуется пересчитать единичные цены (желательно еще на стадии рассмотрения заявок), чтобы они соответствовали общей цене контракта.

При подготовке заявки на участие в аукционе единичные цены участником размещения заказа не могут быть указаны. Вследствие этого в документации об аукционе нужно предусмотреть обязанность победителя после определения цены контракта на аукционе представить ее расчет на основании единичных цен для дальнейшего их включения в государственный контракт.

*  В данной статье применяются положения Закона № 94-ФЗ без учета изменений, которые начнут действовать с 1 октября 2007 г. при вступлении в силу Закона от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ. Об этом мы поговорим в следующих номерах.

После выступления, как этого и следовало ожидать, в адрес Анатолия Александровича из зала прозвучали вопросы.

***
ВОПРОС: Возможно ли заключение договора (а не государственного контракта) с поставщиком на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта на сумму 200 000 рублей без проведения процедур размещения заказов? Сумма ежеквартального обслуживания не превышает 50 000 рублей.

ОТВЕТ:
На сегодняшний день все сделки, совершаемые учреждениями на сумму, превышающую 100 000 рублей, в обязательном порядке (за исключением случаев, прямо установленных законодательством) должны оформляться государственным контрактом. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) допускается только в том случае, если цена государственного контракта (договора) не превышает 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ). Таким образом, заключение договора на указанных в вопросе условиях Законом № 94-ФЗ не допускается.

***
ВОПРОС: В соответствии с законодательством предусмотрены авансовые платежи в размере 100 процентов по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Финансовые обязательства по ОСАГО продолжают действовать на весь период страхования автомобиля. Что является основанием для подачи сведений об исполнении государственного контракта — полученный полис страхования или окончание срока действия периода страхования?

ОТВЕТ:
В рассматриваемом случае договор после произведения оплаты и получения страхового полиса не прекращает свое действие, а продолжает действовать до истечения указанного в нем срока. В реестр государственных контрактов необходимо направлять сведения об исполнении всего договора, а не части обязательств по нему. Таким образом, основанием для подачи сведений об исполнении государственного контракта будет окончание срока действия периода страхования и, как следствие, самого контракта.

***
ВОПРОС: Каков порядок заключения госконтрактов на следующий год, если уведомление о бюджетных ассигнованиях доводится в последних числах декабря, а конкурсные процедуры занимают свыше 40 дней?

ОТВЕТ:
К сожалению, в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ позднее доведение лимитов до бюджетополучателей не является основанием для размещения заказа без проведения торгов или запроса котировок цен. Данная проблема целиком зависит от правильности планирования расходования бюджетных средств. Следует обратить внимание на то, что согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ государственный заказчик может разместить заказ у единственного поставщика только в случае возникновения срочной потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, когда проведение иных процедур размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, но не в случае появления у бюджетополучателя свободных денег.


Подробнее
В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращаются. В этой связи не лишним будет заранее проработать вопрос о том, куда и как будут перечисляться данные средства со счета, на который перечисляется залог. Заметим, в соответствии с пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса эти средства отнесены к неналоговым доходам.


Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 10


Реклама