О последствиях задержки зарплаты
Задержка выплаты вознаграждения работникам чревата множеством неприятностей: от необходимости выплатить определенную компенсацию и приостановления работы до споров с проверяющими.
Э.А. Кипарисов, юрист
При задержке заработной платы работодателю может быть оштрафован за нарушение законодательства о труде (ст. 5.27 КоАП РФ). Для руководителя штраф составит от 500 до 5000 рублей, а для учреждения – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Кроме того, если заработная плата не выплачивается свыше двух месяцев работодателю грозит штраф:
– в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы (или иного дохода) осужденного за период до одного года;
– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
– лишение свободы на срок до двух лет (п. 1 ст. 145.1 УК РФ).
Если же задержка выплат привела к тяжким последствиям, штраф увеличивается до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, срок лишения свободы будет составлять от трех до семи лет с лишением (или без него) права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Отказ от работы
Помимо того что работодателю грозят штрафы, при задержке заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив администрацию в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). При этом приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой (п. 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).
Не допускается приостановление работы:
– в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
– в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
– в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
– работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи);
– государственными служащими.
В период приостановления работы сотрудник имеет право отсутствовать на рабочем месте. Он обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.
Заметим, законодательство не устанавливает какой-либо непосредственной обязанности работодателей оплачивать время приостановления работы (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 4 октября 2006 г. № 1661-6-1). Поэтому при расчете отпускных, больничного, время приостановления работы за неимением среднего заработка не учитывают.
Комментарий специалиста
Надо сказать, многие считают, что существует некое противоречие между нормами статьи 142 Трудового кодекса о том, что государственные служащие не могут отказаться от работы при невыплате заработной и платы и статьей 4 Кодекса, которая запрещает принуждать к труду (ст. 4 ТК РФ). Существует перечень работ, которые не могут быть признаны принудительным трудом:
– работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
– работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
– работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
– работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Однако, как нам пояснил В.В. Сергеев, доктор юридических наук, профессор, противоречия вовсе нет. Нельзя смешивать понятия принуждения как неотъемлемого свойства правового регулирования, всегда опирающегося на возможное или реальное его, принуждения, применение, и принудительного воздействия на участников фактических общественных, в данном случае трудовых, отношений в формах, не предусмотренных законодательством.
Бесспорно, запрещение государственным служащим приостанавливать работу в ситуации, предусмотренной указанной статьей носит принудительный характер. Для его реализации не требуется волеизъявления (желания или нежелания) работника. Это соответствует статье 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей общую возможность законодательного ограничения прав и законных интересов граждан, в том числе в сфере трудовых отношений, в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства и так далее. По-видимому, включив в Трудовой кодекс нормы статьи 142, законодатель исходил из того, что дезорганизация работы государственного аппарата способна причинить значительный ущерб обществу и его членам, в том числе служащим, приостанавливающим работу.
Принудительный же труд для целей Трудового кодекса определяется как выполнение работы под угрозой применения или вследствие реального применения любых форм наказания (насильственного воздействия) работника (ст. 4 ТК РФ). При этом общим условием признания труда принудительным является незаконность наказания (воздействия), конкретные виды которого по определению (шантаж, психологическое или физическое насилие и т.п.) или по каким-либо соображениям законодателя не стали предметом правового регулирования. Поэтому, например, выполнение работниками предусмотренных законом или договором трудовых обязанностей под угрозой наказания, возможность, вид и мера которого закреплены в Трудовом кодексе, принудительным трудом не является.
Вместе с тем следует отметить, отсутствие в статье 4 Трудового кодекса положения о незаконности угрозы наказания дает некоторые основания для неправильного толкования норм статьи 142. Этому также способствует и несовпадение перечня работ, не охватываемых понятием принудительного труда, и работ, приостановление которых не допускается в ситуациях, предусмотренных статьей 142. Отсутствие в статье 4 упоминания государственных служащих действительно в состоянии породить представление о том, что в контексте статьи 142 применительно к этой категории работников можно говорить о принудительном труде. Если к тому же учесть обширность номенклатуры государственных служащих, нелегко рассмотреть нарушение отдельными их категориями требований статьи 142 в свете положений статьи 55 Конституции РФ.
Тем не менее это несовершенство юридической техники не влияет на императивный (обязательный) характер норм статьи 142 Трудового кодекса, подлежащих исполнению независимо от возникновения обстоятельств (задержка заработной платы), ограничивающих законные интересы государственных служащих.
Компенсация
При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки (начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно). Таково требование статьи 236 Трудового кодекса.
Пример 1
Предположим, заработная плата сотрудника составляет 5000 руб. Выплату заработной платы задержали на 15 дней.
Сумма процентов (денежной компенсации) определяется следующим образом (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 7 декабря 2006 г. № 2042-6-1):
5000 руб. x 10 % х 1/300 x 15 дн. = 25 руб.
Внимание
При совпадении дня выплаты заработной платы с выходным или нерабочим праздничным днем выплата производится накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ)
Пример 2
Согласно трудовому договору выплата заработной платы происходит два раза в месяц – 1-го и 15-го числа. Заработная плата, предусмотренная к выплате 15 августа (аванс за август – 3000 руб.) и 31 августа 2007 г. (оставшаяся заработная плата за август – 5000 руб.), выплачена Иванову И.П. 17 сентября 2007 г. В трудовом договоре установлена ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Учитывая, что выплаты производятся в разное время, количество дней просрочки будет разным.
Количество дней просрочки выплаты аванса и заработной платы составит 33 и 17 дней. Соответственно сумма компенсации за просрочку составит 61 руб. (3000 руб. x 10 % х 1/300 x 33 дн. + 5000 руб. x 10 % х 1/300 x 17 дн.)
Компенсация, выплачиваемая в размере 1/300 ставки рефинансирования, не подлежит обложению ЕСН и НДФЛ (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, письмо УМНС по г. Москве от 29 сентября 2004 г. № 28-08/62801, от 4 августа 2004 г. № 28-11/51176, п. 3 ст. 217 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 21 сентября 2005 г. № 28-10/67159).
Также не придется платить пенсионные взносы (п. 2 ст. 10 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ), взносы «на травматизм» (п. 10 постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765).
Что касается налога на прибыль, то компенсационные выплаты, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса, не связаны с режимом работы и условиями труда, с содержанием работников. Значит, они не должны учитываться для целей налогообложения прибыли в качестве расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Эти выплаты не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов (письма МНС России от 19 февраля 2003 г. № 05-1-11/1286-Ж286, УМНС по г. Москве от 18 февраля 2004 г. № 26-08/10738).
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным или трудовым договором. Причем обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. К сожалению, никаких официальных документов о том, облагается ли превышение законодательно установленной суммы возмещения не выходило. Но на практике инспекторы требуют учитывать такие суммы при исчислении налогов.
Компенсация морального вреда
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ст. 237 ТК РФ). Однако при возникновении спора о факте причинения морального вреда и о размерах его возмещения следует обращаться в судебные инстанции. При определении размеров компенсации морального вреда арбитры принимают во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред и другие заслуживающие внимания обстоятельства (ст. 151 ГК РФ).
Компенсация за причинение морального вреда также не подлежит налогообложению НДФЛ (п. 2 письма Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 03-05-01-04/91).