Учет меж двух морей
Кубанские финансисты всегда отличались тем, что искали новые подходы к реформированию и совершенствованию бюджетного учета. Как ведется в последнее время эта работа, что нового в ней появилось, нам рассказала Т.К. Шубина, начальник управления по бюджетному учету, отчетности и информатизации департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.
– Таисия Константиновна, как вы считаете, все ли изменения, происходящие с Инструкцией, с Классификацией, оказывают положительное влияние на работу бухгалтера, или нет? Когда работалось лучше: до введения Инструкции № 70 или сейчас?
– Теперь для всех очевидно, что Инструкция по бюджетному учету – это требование времени. Не такая уж она и сложная, как думалось многим в период перехода на новый План счетов.
Успех сразу был у тех специалистов, кто на первом этапе смог выделить в плане счетов разделы и номера счетов по каждому субъекту учета, а именно разделив их на казначейство, финорганы и бюджетное учреждение. Кроме того, потребовалось разбираться с системой соответствия балансовых счетов и кодов операций сектора государственного управления, четко запомнить структуру кодов доходов, расходов.
Что касается внесения изменений в Инструкцию, так есть замечательная поговорка – «нет предела совершенству». В полной мере это относится к процессу постоянного изменения бюджетной классификации и Инструкции по бюджетному учету.
– А что касается новой бюджетной отчетности?
– Она более совершенна и удобна для внешних и внутренних пользователей, чем предыдущая (до реформирования бюджетного учета). Прозрачность показателей обеспечивается за счет взаимосвязи Плана счетов с бюджетной классификацией, положительным является приближение бюджетного и налогового учета.
Есть, конечно, и определенные неудобства при камеральной проверке отчетности, когда из-за большого количества граф и показателей на бумажном носителе цифры следует просматривать с лупой. В электронной версии на экран помещается только одна из частей формы, и приходится ее листать.
Основная проблема только в том, что бухгалтерским службам приходится постоянно отслеживать изменения и в Инструкции, и в классификации. Не всегда для этого хватает рабочего времени, поэтому это никого не радует. Разработчики программного обеспечения также должны своевременно вносить изменения в свои программы. Особенно это касается программ по своду отчетности.
Не всегда поддается логике внесение изменений в бюджетную классификацию в середине года, когда изменяется КЦСР или КВР и приходится вносить изменения и в бюджет, и в бюджетную роспись, и в кассовые расходы. Кроме того, познавая глубже инструктивный вариант по бюджетному учету и бюджетной классификации, вопросов по его применению становится больше и больше. По-прежнему больше всего вопросов возникает по учету нефинансовых активов в части отнесения объектов к основным средствам. Проблемы начинаются, если нет справки завода-изготовителя со сроком полезного использования. Мы советуем, чтобы в своих локальных документах по учреждению было предусмотрено, что в таких случаях необходимо брать справку о гарантийном сроке службы объекта. А это все дополнительно сваливается на плечи бухгалтеров.
Много вопросов и по применению экономической классификации расходов при оплате тех или иных расходов. Как правило, не всегда договор на поставку товара (услуги) согласован с бухгалтерской службой по правильной формулировке предмета договора. Зачастую в одном договоре встречается три направления расходов. Поэтому приходится долго разбираться, чтобы правильно каждый отнести к той либо иной экономической статье расходов.
Но при этом нам в работе помогает то, что каждый раз, обращаясь с вопросами к специалистам департамента бюджетной политики МФРФ и Федерального казначейства, мы в устной беседе и в письменных ответах на поставленные вопросы получаем ответы либо практические советы по возможным вариантам их решения.
Положительно и то, что Федеральное казначейство собирает представителей финансовых органов один раз в году для обсуждения и дачи комментариев по отдельным положениям бюджетного законодательства и актуальным вопросам по бюджетному учету.
– Как в Краснодарском крае организована деятельность методсовета по бюджетному учету? Насколько его работа эффективна, что бы хотелось в ней изменить, усовершенствовать?
– Изучением и разъяснением положений реформирования бюджетного учета в крае начали заниматься на стадии проекта положений Инструкции по бюджетному учету, еще до ее утверждения. А методологический совет образован в соответствии с распоряжением главы администрации от 19 июля 2004 года № 852-р практически на полгода раньше, чем были получены из Министерства финансов РФ рекомендации по его созданию. В его состав вошли представители экономических и бухгалтерских служб отраслевых департаментов и финансовых органов края.
Первоначально перед методологическим советом по реформированию бюджетного учета ставилась задача организовать и координировать мероприятия по переходу, применению Инструкции по бюджетному учету.
Для начала была изучена техническая оснащенность бухгалтерских служб краевых и муниципальных учреждений программным обеспечением и вычислительной техникой. Исчислена потребность в дополнительных средствах. Исходя из этой информации главам муниципальных образований, руководителям краевых ведомств были направлены письма, о необходимости утверждения в сметах расходов дополнительных средств на эти цели.
Силами совета оказывалась методическая, информационная и консультативная помощь бюджетным учреждениям края. Проводились круглые столы, региональные конференции. Внедрение новых стандартов бюджетного учета в бюджетных учреждениях края, как и во всей бюджетной сфере, проходило с определенными трудностями. Основная причина, на мой взгляд, – это стремительность преобразований и отсутствие достаточного времени для осознания происходящих изменений, доработки программного обеспечения.
На заседаниях методсовета рассматривались вопросы, не нашедшие отражения в Инструкции по бюджетному учету. Кроме того, решались проблемы ведомственного характера. Принимаемые решения обычно оформляются протоколами и доводятся до сведения бюджетных учреждений края.
– Приведите, пожалуйста, для наглядности несколько примеров рассматриваемых на заседаниях совета вопросов.
– В Краснодарском крае с 2007 года в целях совершенствования порядка размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и эффективного использования бюджетных средств постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 ноября 2006 года № 1048 один из главных распорядителей средств краевого бюджета (управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края) наделен полномочиями единого государственного заказчика (ЕГЗ). При этом определен перечень товаров, работ и услуг, размещение заказа на которые осуществляется единым государственным заказчиком.
Разработанный ЕГЗ порядок документооборота между получателями товаров, главным распорядителем и ЕГЗ и отражения в бюджетном учете операций по взаимодействию стал предметом рассмотрения на последнем заседании методсовета. Задача стояла непростая, необходимо было организовать такой документооборот, чтобы добиться синхронного отражения операций у ЕГЗ и бюджетных учреждений с одновременным отражением у главного распорядителя средств и обеспечить проведение консолидации этих расчетов. Кроме того, у ЕГЗ должна быть обеспечена детализация учета расчетов в разрезе поставщиков, грузополучателей (краевых учреждений) и номенклатуры закупаемых товаров.
Следующий вопрос – это организация учета картриджей, вернувшихся в учреждение после их повторных заправок в специализированной организации. По мнению специалистов Министерства финансов РФ, такой учет в учреждении может быть организован за балансом в целях обеспечения сохранности. Методсоветом предложен вариант забалансового учета. В этом году принято решение по упорядочению учета компьютеров как единого объекта основных средств.
При переводе бюджетного учета на новый План счетов не было жестких требований по объединению составных частей компьютерной техники в один инвентарный объект. У отдельных учреждений в составе основных средств до сих пор значатся как самостоятельные объекты мониторы, системные блоки. Поэтому существуют проблемы с отражением в учете операции по их замене.
Для соблюдения единообразия в бюджетном учете департаментом по финансам подготовлен порядок по отражению в учете последовательных действий по объединению в один инвентарный объект составных частей компьютера, а также по отражению операций по ремонту и модернизации компьютерной техники.
– В своем интервью А.И. Перонко рассказал, что Краснодарский край одним из первых приступил к реализации Закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Расскажите, пожалуйста, как решались вопросы организации бюджетного учета во вновь образованных поселениях?
– Действительно, вновь образованные городские и сельские поселения приступили к решению вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджетов уже с 1 января 2006 года. К началу 2007 года во всех поселениях были созданы финансовые службы, и к концу текущего года все поселения смогут самостоятельно решать вопросы по формированию, утверждению и исполнению бюджетов поселений.
С 1 января 2006 года кассовое обслуживание всех бюджетов осуществляется органами Федерального казначейства путем открытия 02 лицевых счетов финансовым управлениям департамента в городах и районах края по каждому принятому бюджету (426 счетов по местным бюджетам, один счет собственно краевому бюджету). При этом бюджетный учет кассовых операций по исполнению 378 бюджетов поселений первоначально обеспечивался специалистами финансовых управлений департамента в муниципальных районах края.
Финансовые управления в течение года параллельно обеспечивали отражение и учет операций раздельно по собственно муниципальному району и по счетам бюджетов поселений. По мере принятия финансистов в штат поселений и готовности вести работу до конца года бюджетный учет велся параллельно. При этом ежемесячно проводилась сверка показателей отчетности поселений с данными отчетности отделений Федерального казначейства и данными учета финансовых управлений муниципальных районов. Таким образом, ни разу не был сорван срок представления консолидированной отчетности по муниципальному району. Кроме того, специалисты поселений познали особенности бюджетного учета по функции финансового органа.
Бюджетные учреждения (в основном это касается учреждений культуры – библиотеки, клубы), находящиеся в поселениях, да и сами администрации поселений не все сразу могли самостоятельно обеспечить ведение бюджетного учета по исполнению своих смет расходов. Поэтому на первоначальном этапе они обслуживались по договору районными централизованными бухгалтериями.
Поселениям требовалось время, чтобы решить задачи укомплектования кадрами и технически оснастить бухгалтерские службы, создать централизованные бухгалтерии. В этой связи в крае была принята целевая программа «Система кадрового обеспечения органов управления Краснодарского края» на 2006–2008 годы. Во исполнение данной программы по одному из направлений проходят обучение финансисты и специалисты городских и сельских поселений. За 2006 год прошли переподготовку и повысили квалификацию более 1000 человек. Курсы проводились на базе Кубанского государственного университета с привлечением специалистов департамента. Это позволило изучить реальные ситуации и возможные варианты их решения на практике.
Вместе с тем не все первоначально обученные кадры остались в системе. Для многих вопросы изучения и применения бюджетного законодательства оказались просто не под силу. Дефицит профессионалов на селе существует до сих пор.
– В этой связи вопрос централизации и децентрализации учета приобретает особую актуальность. Скажите, в Краснодарском крае сохранились централизованные бухгалтерии?
– Частично. Правовой статус централизованных бухгалтерий был определен постановлением главы администрации Краснодарского края от 19 сентября 2002 года № 1066. Согласно ему централизованные бухгалтерии были выведены из структуры органов исполнительной власти и получили статус специализированных государственных (муниципальных) учреждений Краснодарского края.
Для обслуживания краевых учреждений было создано 54 централизованных бухгалтерии. Из них пять обслуживают ведомства здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, по делам молодежи. Остальные 49 – в разделе социальной политики для обслуживания краевых учреждений социальной защиты населения. В 426 муниципальных образованиях края успешно работают 197 централизованных бухгалтерий как муниципальные учреждения.
Из 6616 бюджетных учреждений края более 80 процентов обслуживаются в централизованных бухгалтериях – 5320 учреждений. Из них краевых учреждений – 282, муниципальных – 5038. Взаимоотношения централизованной бухгалтерии и обслуживаемых ею бюджетных учреждений регламентируются заключенными между ними договорами. В них отражены права и обязанности каждой из сторон.
Однако, несмотря на принятие ряда мер (по упорядочению статуса централизованной бухгалтерии как самостоятельного бюджетного учреждения, упорядочения оплаты труда специалистов централизованных бухгалтерий, взаимодействия с бюджетными учреждениями), процесс перехода учреждений на самостоятельное ведение бюджетного учета не прекращается. В отдельных случаях это оправданно. Когда, например, крупные государственные (муниципальные) и удаленные от районных центров учреждения ставят вопрос о создании собственных бухгалтерских служб. Разумным является также наличие собственной бухгалтерии в учреждении при больших объемах внебюджетных средств, когда появляется необходимость оперативного и точного налогового учета.
В рамках национального проекта «Образование» в крае постановлением главы администрации от 25 апреля 2007 года № 338 утвержден комплексный проект модернизации образования в Краснодарском крае. Согласно ему к концу 2009 года планируется перевести все образовательные учреждения края на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета. При этом ставятся задачи достичь эффективного управления каждым образовательным учреждением; рационально использовать бюджетные и внебюджетные средства, поступающие в учреждение; формировать численность (соотношение) работников административного, педагогического, учебно-воспитательного и обслуживающего персонала; определять долю фонда оплаты труда и фонда материального обеспечения в объеме финансирования, выделяемого учреждению на реализацию основных образовательных программ.
Опыт показывает, что в большинстве случаев децентрализация учета вызывает дополнительные проблемы. Они связаны прежде всего с отсутствием квалифицированных бухгалтерских кадров, самостоятельно способных грамотно и оперативно решать вопросы бюджетного учета, взаимодействия с налоговыми органами, внебюджетными фондами.
Кроме того, потребовались дополнительные расходы, связанные с техническим оснащением бухгалтерских служб компьютерной техникой и программным обеспечением. В условиях децентрализации учета сложно поддерживать единую методологию в вопросах бюджетного учета в отдельном бюджетном учреждении.
Что касается проблемы отсутствия квалифицированных бухгалтерских кадров, прежде всего это связано с недостатком учебных заведений, в которых обучают бюджетному учету. Следующей причиной можно назвать низкий уровень заработной платы в бюджетных учреждениях по сравнению с другими отраслями хозяйства.
– Таисия Константиновна, Кубань всегда славилась грамотными специалистами, грамотным подходом к решению проблем. Но быть может, есть какая-нибудь региональная проблема, наиболее актуальная на сегодняшний день, решения которой пока не удалось найти?
– Конечно, и не одна. Одна из этих проблем связана с применением пункта 20 Инструкции по бюджетному учету в части постановки на учет поселениями получаемых ими из муниципальных районов зданий (сооружений).
Согласно существующей норме кроме акта приема-передачи для учета объекта как «основного средства» необходимо наличие государственной регистрации объектов недвижимости или права на это имущество.
В бюджеты поселений кроме муниципальных зданий клубов, библиотек, административных зданий передаются дороги, инженерные сети (тепло, вода, газ), жилье и другое имущество казны. Оформление права на эти объекты в федеральной регистрационной службе требует значительных финансовых средств, которых в настоящее время в бюджетах поселений нет. Пока что вопрос, как быть в данной ситуации, остается открытым.