Кассовое обслуживание: работа по правилам
О порядке зачисления средств дебиторской задолженности и уточнения кодов бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам из бюджета, о детализации бюджетной классификации и многом другом в сфере кассового обслуживания мы поговорили с Т.В. Саакян, заместителем начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства.
Татьяна Васильевна, имеет ли право финансовый орган субъекта Российской Федерации создать в муниципальном районе подразделение для осуществления отдельных функций по исполнению местного бюджета?
В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ) статья 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнена новым пунктом 4, согласно которому отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
Статьей 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельные функции по исполнению бюджетов муниципальных образований могут осуществляться органами Федерального казначейства.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.
Таким образом, передача бюджетных полномочий финансового органа муниципального образования финансовому органу субъекта Российской Федерации не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Дополнительно можно отметить, что предложение по внесению положения о возможности передачи отдельных бюджетных полномочий муниципальным образованием субъекту Российской Федерации было отражено в проекте Закона № 63-ФЗ в части внесения поправки в статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации при внесении его Правительством Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, однако указанная поправка не была поддержана депутатами.
Исключение из проекта Закона № 63-ФЗ положения о возможности заключения соглашений о передаче отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления финансовым органам субъекта Российской Федерации мотивировалось ссылкой на Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно указывавший на недопустимость, в том числе в добровольном порядке, передачи полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку это нарушает положение о самостоятельности формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установленное частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации.
Кто определяет, какие лицевые счета для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) должны быть открыты в органе Федерального казначейства?
Согласно положениям пункта 3.1 Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н (далее – Порядок № 1н), проведение и учет операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов может осуществляться:
– с открытием и ведением лицевого счета финансового органа соответствующего бюджета;
– с открытием администраторам, главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по кассовым выплатам из бюджета в соответствии с соглашением об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета (далее – Соглашение).
На основании статьи 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований вправе осуществлять исполнение соответствующих бюджетов через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Статья 241.1 указанного кодекса также предусматривает возможность передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования) в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций.
Таким образом, выбор варианта проведения и учета операций по кассовым выплатам бюджета, а следовательно, и то, какие лицевые счета будут открываться в данном случае, относится исключительно к компетенции финансового органа с учетом следующих факторов:
– финансовый орган должен иметь техническую возможность реализовать выбранный вариант и четко следовать правилам его реализации;
– если выбранный вариант подразумевает передачу органам Федерального казначейства части функций по организации исполнения бюджета, то орган Федерального казначейства должен иметь техническую возможность реализовывать выбранный вариант.
Необходимо отметить, что муниципальное образование имеет право применить схему кассового обслуживания, отличную от выбранной субъектом Российской Федерации. При этом независимо от выбора варианта кассового обслуживания в органах Федерального казначейства в обязательном порядке открываются лицевые счета распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) для учета операций со средствами, контроль за осуществлением которых законодательством Российской Федерации возложен на органы Федерального казначейства. Например, операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и субсидий в рамках исполнения соответствующего бюджета, за исключением субсидий и субвенций, направляемых в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.
Понятно, что такое требование приводит к необходимости ведения дополнительного учета указанных операций и к открытию одному получателю бюджетных средств двух лицевых счетов для учета операций со средствами бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при выборе варианта кассового обслуживания с ведением лицевого счета финансового органа.
Именно поэтому положениями пункта 4 статьи 14 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года», принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, установлено, что требование об учете операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий и субвенций в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в территориальных органах Федерального казначейства, не распространяется на субсидии и субвенции, предоставляемые в порядке компенсации произведенных кассовых расходов. При этом указанным Федеральным законом предусмотрено право выбора высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) между получением субсидий или субвенций в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации местного бюджета), или в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.
Каков порядок зачисления средств дебиторской задолженности?
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка № 1н при необходимости уточнения поступившей на счет бюджета (№ 40201 или № 40204) суммы возврата дебиторской задолженности получателя средств бюджета (администратора), лицевой счет которого открыт в органе Федерального казначейства, финансовый орган представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по форме, установленной приложением № 18 к Порядку № 1н, на основании которого операция по восстановлению кассовой выплаты отражается на соответствующем лицевом счете.
Обязан ли финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) представлять в орган Федерального казначейства сводный реестр главных распорядителей, получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)?
Финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований должны представлять в соответствующие органы Федерального казначейства информацию о главных распорядителях, распорядителях и получателях средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, лицевые счета которых должны открываться в органах Федерального казначейства.
Форматы представления такой информации установлены письмом Федерального казначейства от 4 декабря 2006 г. № 42-10.3-15/3027
При внесении изменений в Порядок № 1н планируется утвердить форму документа (реестра).
Татьяна Васильевна, позвольте задать несколько вопросов о порядке уточнения кода бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам из бюджета. Сначала расскажите, пожалуйста, об уточнении ранее произведенных получателем бюджетных средств или финансовым органом кассовых расходов по платежным документам, в которых предусмотрено указание нескольких кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
Совместным письмом Министерства финансов Российской Федерации № 02-14-13/1252 и Федерального казначейства № 42-7.1-15/5.1-207 от 15 мая 2006 г. (далее – Письмо № 02-14-13/1252/№ 42-7.1-15/5.1-207) даны разъяснения о порядке внесения изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным получателем бюджетных средств или финансовым органом кассовых расходов, по платежным документам, в которых указан один показатель бюджетной классификации Российской Федерации.
Существуют документы, которые содержат несколько кодов бюджетной классификации. Перечислим их.
В соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 257-П и № 46н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации», согласно которому в платежных поручениях на списание денежных средств в поле «Назначение платежа» перед текстовым указанием назначения платежа в скобках проставляется показатель бюджетной классификации Российской Федерации (пункт 4).
Вместе с тем пунктом 7 Правил осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 85н, в заявке на получение наличных денег, представляемой в орган Федерального казначейства получателем бюджетных средств, в числе прочих обязательных реквизитов предусмотрено указание нескольких кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 4.6 Порядка №1 предусмотрено, что при перечислении средств бюджета субъекта Российской Федерации на счет, открытый в подразделении расчетной сети Банка России и кредитной организации иному получателю средств, с платежным поручением на перечисление указанных средств в орган Федерального казначейства финансовым органом представляется Расшифровка к платежному поручению, в которой может быть указано также несколько кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно пункту 4.14 Порядка № 1н при перечислении средств бюджета со счета № 40201 (40204), открытого органу Федерального казначейства, на счет, открытый финансовому органу для обеспечения наличными средствами получателей средств бюджета, вместе с платежным поручением на перечисление указанных средств представляется Расшифровка, в которой может быть указано также несколько кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
В целях реализации положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, уточнение кассовых расходов, произведенных на основании платежных документов, в которых было указано несколько кодов бюджетной классификации, необходимо производить на основании Уведомления об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам (приложение к совместному Письму № 02-14-13/1252/№ 42-7.1-15/5.1-207), которое заполняется с учетом следующих особенностей.
Указанное уведомление заполняется на всю сумму платежного документа (заявка на получение наличных денег, расшифровка к платежному поручению) в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации. При этом наряду с кодами бюджетной классификации Российской Федерации, подлежащими изменению на соответствующие суммы, указываются также и коды с соответствующими суммами, которые не изменяются. Образец заполнения такого Уведомления дан в письме Федерального казначейства от 27 ноября 2006 г. № 42-7.1-15/5.1-457.
В редакцию журнала поступает много вопросов о детализация бюджетной классификации. В чем сложность данной операции?
В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится детализация объектов бюджетной классификации в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта. При этом статьей 27 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 168н, предусмотрено, что целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части бюджетов субъектов и местных бюджетов утверждаются законами о бюджете субъекта на соответствующий год и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.
Учитывая вышеизложенное, уточнение кассовых расходов по нескольким кодам бюджетной классификации без указания платежного поручения на основании одного Уведомления об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам возможно при внесении в течение финансового года изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год (решение о бюджете муниципального образования) в части изменения целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов с учетом полномочий, установленных Бюджетным кодексом.
Подробнее
Уточнение кассовых расходов по нескольким кодам бюджетной классификации без указания платежного поручения на основании одного Уведомления об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам возможно только:
– при внесении в течение финансового года изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации на соответствующий финансовый год;
– при внесении изменений в закон (решение) о бюджете в части изменения целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджета;
– по заявке на получение наличных денег, в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 85н;
– по расшифровке к платежному поручению, в порядке, установленном приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н.
Расскажите о повторном уточнении кодов бюджетной классификации Российской Федерации по суммам дебиторской задолженности?
Как уже разъяснялось в данной статье, по суммам возврата дебиторской задолженности получателя средств бюджета, лицевой счет которого открыт в органе Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (приложение № 18 к Порядку № 1н), на основании которого операция по восстановлению кассовой выплаты отражается на соответствующем лицевом счете.
Дальнейшее уточнение кассовых выплат, произведенных получателем средств бюджета и восстановленных на его лицевом счете, производится на основании Уведомления в порядке, установленном совместном Письмом № 02-14-13/1252/№ 42-7.1-15/5.1-207.
Возможно ли уточнить код цели по произведенным кассовым выплатам за счет субсидий (субвенций), контроль за использованием которых возложен на органы Федерального казначейства?
Применение Уведомления об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам по форме, установленной совместном Письмом № 02-14-13/1252/№ 42-7.1-15/5.1-207, для уточнения кода цели возможно только в том случае, если эта выплата не является межбюджетной субсидией или субвенцией. Таким образом, уточнить код цели можно только по выплатам, проведенным в рамках одного бюджета.