Автономные учреждения: начало положено
Т.Е. Володина, заслуженный экономист России, член Методологического совета при Министерстве культуры и массовых коммуникаций России.
Начиная с июня 2007 года у учреждений появилась возможность «переквалифицироваться» в автономные: Правительство Российской Федерации выпустило постановление о порядке определения видов особо ценного движимого имущества. Возможность появилась, но появилось ли желание?
В рамках реформы бюджетного процесса 3 ноября 2006 г. принят Закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон), который призван обеспечить реструктуризацию бюджетного сектора и предусматривает создание нового типа государственных и муниципальных учреждений. (Рис. 1 )
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Исключение – учреждения здравоохранения: согласно пункту 3 статьи 20 Закона они могут существовать только в виде бюджетных или частных учреждений (п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Подробнее
Создание новой организационно-правовой формы учреждения повлекло за собой изменения Бюджетного, Налогового и Гражданского кодексов (Закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Также были внесены поправки в Законы от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Найдем отличая (РИС. 3)
рис.3
Органами управления автономного учреждения является наблюдательный совет, учредитель и руководитель автономного учреждения, другие органы, предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения. Для бюджетного учреждения – это учредитель и руководитель (ст. 158, 159 БК РФ).Наблюдательный совет
Наблюдательный совет – вновь создаваемый орган управления для бюджетных учреждений. Он формируется из представителей учредителя автономного учреждения, исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представителей общественности. В совете должно быть не менее 5 и не более 11 членов (ст. 10 Закона).
Наблюдательный совет вправе рассматривать предложения учредителя (руководителя) автономного учреждения по ряду вопросов хозяйственной деятельности и давать соответствующие рекомендации.
Учредитель
Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением определена статьей 9 Закона. Он вправе:
- утверждать устав и вносить в него изменения;
- создавать и ликвидировать филиалы и представительства;
- реорганизовывать, ликвидировать и изменять тип учреждения;
- утверждать передаточный акт или разделительный баланс;
- назначать ликвидационную комиссию, утверждать промежуточный и окончательный ликвидационный баланс;
- назначать руководителя;
- одобрять сделки с недвижимым и особо ценным движимым имуществом;
- разрешать внесение денежных средств и иного имущества в уставный капитал других юридических лиц и т. д.
На заметку
Новая организационно-правовая форма в первую очередь должна способствовать улучшению условий работы тех учреждений, которые могут заработать самостоятельно. Придание статуса автономного может быть выгодно учреждениям, если существует конкуренция между поставщиками социальных услуг. РИС. 2
рис.2
Порядок финансирования (Рис. 4)
Финансирование бюджетных учреждений учредителем должно осуществляться полностью или частично (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Источниками финансирования бюджетных учреждений являются:
- соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда;
- иные не запрещенные федеральными законами источники.
Финансирование бюджетных учреждений производится на основании сметы доходов и расходов (п. 3 ст. 161 БК РФ) через лицевые счета, открытые в казначействе (п. 7 ст. 161, п. 2 ст. 155 БК РФ).
Для автономного учреждения все несколько иначе. Порядок его финансирования определен пунктами 3 и 4 статьи 4 Закона.
Учредитель автономного учреждения финансирует:
- выполнение государственного задания по нормативу;
- расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономными учреждениями учредителем или приобретенных ими за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
- расходы по уплате налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное имущество, закрепленное (приобретенное) за автономным учреждением, в том числе земельные участки;
- расходы на развитие автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
Источниками финансирования автономного учреждения являются (п. 4 ст. 4, п. 8 ст. 2 Закона):
- соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда;
- иные не запрещенные федеральными законами источники;
- самостоятельная хозяйственная деятельность.
Учредитель выделяет финансирование автономному учреждению в виде субвенций и субсидий (п. 4 ст. 4 Закона) через расчетные счета, открытые в кредитных организациях (п. 3 ст. 2 Закона). В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
рис.4 #?17421?#
Оперативное управление
Автономное и бюджетное учреждения обладают правом оперативного управления закрепленным за ними имуществом. Однако правовой режим использования этого имущества различен.
Бюджетное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться любым имуществом, как закрепленным за ним, так и приобретенным за счет бюджетных средств, доходов от предпринимательской и иной деятельности.
Автономное же учреждение не вправе распоряжаться без согласия учредителя недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем целевых средств. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Это право не распространяется на внесение имущества в уставный капитал других юридических лиц.
Про собственника
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества.
Собственник имущества автономного учреждения не несет никакой ответственности по обязательствам учреждения. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, кроме недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет целевых средств, выделенных учредителем.
Кроме того, автономное учреждение доходами распоряжается самостоятельно. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности автономного учреждения (п. 8, 9 ст. 2 Закона).
Внимание
Бюджетные учреждения не имеют права участвовать в уставном складочном капитале, быть учредителем другого юридического лица (п. 1 ст. 298 ГК РФ), привлекать заемные средства (п. 8 ст. 161 БК РФ).
Автономное учреждение имеет право на участие в уставном (складочном) капитале других юридических лиц, на передачу имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (п. 6 ст. 3 Закона), может привлекать заемные средства (ст. 14 Закона).
Бухучет
Бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность:
- главному распорядителю (распорядителю);
- органу, организующему исполнение бюджета;
- органам государственной статистики;
- налоговым органам;
- иным органам и лицам в соответствии с законодательством РФ.
Аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения не требуется.
При осуществлении бухгалтерского учета автономным учреждениям необходимо обособленно учитывать:
- средства, полученные в виде субвенций и субсидий и расходы, произведенные за их счет;
- доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности;
- недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.
Автономные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность (п. 12 ст. 2 Закона):
- органам государственной статистики;
- налоговым органам;
- иным органам и лицам в соответствии с законодательством РФ и уставом автономного учреждения.
Для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения требуется аудиторское заключение (п. 13 ст. 2 Закона). Кроме того, должна быть обеспечена открытость и доступность (в том числе для СМИ) следующих документов (п. 13 ст. 2 Закона):
- устава автономного учреждения, в том числе внесенных в него изменений;
- свидетельства о государственной регистрации автономного учреждения;
- решения учредителя о создании автономного учреждения;
- решения учредителя о назначении руководителя автономного учреждения;
- положения о филиалах, представительствах автономного учреждения;
- документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;
- плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
- годовой бухгалтерской отчетности (аудиторское заключение).
Налогообложение
Налогообложение автономных и бюджетных учреждений имеют следующие различия.
Автономные учреждения вправе уплачивать квартальные платежи по налогу на прибыль лишь на общих основаниях: если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем 3 000 000 рублей за каждый квартал. Бюджетные учреждения вправе пользоваться этой возможностью независимо от размера дохода (п. 3 ст. 286 НК РФ).
На автономные учреждения не будут распространяться положения, предусмотренные статьей 321.1 Налогового кодекса, так как они касаются только бюджетных учреждений.
Автономные учреждения могут переходить на упрощенную систему налогообложения, так как ограничения для перехода установлены только для «бюджетников» (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Для автономных учреждений сохранены следующие особенности налогообложения бюджетных учреждений.
Не облагается НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). Значит ввиду того, что автономные учреждения являются государственными, при осуществлении вышеуказанных операций они также освобождаются от уплаты НДС.
Имущество, полученное автономным учреждением по решению органов исполнительной власти всех уровней, не относится к доходам при исчислении налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Средства, выделяемые автономным учреждениям в форме субсидий и субвенций, признаются средствами целевого финансирования и не относятся к доходам, облагаемым налогом на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Особо ценное
31 мая 2007 г. вышло постановление Правительства РФ № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (далее – Постановление). В нем прописано, что виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений определяются совместным решением соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, и федерального органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом. При определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений в его состав включаются:
– движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 000 рублей;
– иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 000 рублей, без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;
– имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации (в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда Российской Федерации).
К особо ценному движимому имуществу не относят имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения и приобретено за счет доходов, полученных от осуществления уставной деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, принимают решение об отнесении имущества федеральных автономных учреждений к категории особо ценного движимого имущества (исключении имущества из категории особо ценного движимого имущества) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.
Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления с учетом требований Постановления в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений.
О документах
Хотелось бы обратить внимание на то, какие документы должно представить учреждение при подготовке предложения о переводе в автономное. Это:
- решение о согласии (инициативе) учреждения на переход в автономное учреждение;
- баланс за предшествующие три года;
- перечень основных видов деятельности;
- количественный и кадровый состав специалистов и работников учреждения;
- характеристика потребителей услуг, в том числе на платной основе, за предшествующие три года;
- объем бюджетных средств по основным видам деятельности, а также по другим видам деятельности за предшествующие три года;
- объем бюджетных средств на капитальные вложения по основным видам за предшествующие три года;
- объем внебюджетных средств по видам: основная деятельность на платной основе, вспомогательная деятельность, выполнение договоров, производственная деятельность, спонсорские средства, гранты, пожертвования и т. д. за предшествующие три года;
- сведения об имуществе (основных средствах), находящемся в оперативном управлении бюджетного учреждения;
- трехлетний финансовый план учреждения;
- обоснование потребностей в дополнительном имуществе или средствах на его приобретение (создание);
- план развития учреждения не менее чем на ближайшие три года.