Вояж до Сочи и обратно
5 июля 2007 года город-курорт Сочи ликовал. МОК выбрал ее местом проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. Многие к возможности нашего участия в этом грандиозном событии относились скептично. Но только не сочинские финансисты и бухгалтеры. Они с самого начала верили в нашу победу назло всем.
«Сшатче» (древнее название Сочи) – город контрастов. Все, кто впервые видит его, поражается смешению и разнообразию природных, климатических зон, архитектуры. Рядом с елочками и березками возвышаются банановые и финиковые пальмы, возле новомодных ночных клубов и ресторанов притулились ветхие домики, а лежа на пляже с золотым песочком (или на гальке – кому как повезет), можно увидеть не только море, но и горы.
Красота, да и только! Разве можно работать в таком обетованном месте? Оказывается, да. О том, как и чем живет город, я узнала в финансовом управлении города Сочи, побеседовав с его начальником, заместителем главы города Щербининым Сергеем Ивановичем. Первое, что меня поразило – протяженность летней столицы вдоль побережья Черного моря составляет 145 километров, в нее входят 4 внутригородских района (Адлерский, Лазаревский, Хостинский, Центральный), которые по сути являются городами в городе (кроме того, в состав районов входят 11 сельских и 1 поселковый округ). Как же удается координировать работу районов на столь большом расстоянии? Оказывается, ранее действительно существовала такая проблема. Однако в последние годы дело пошло на лад. С 2004 года Сочи наделен статусом городского округа и является единым муниципальным образованием (Закон Краснодарского края от 1 апреля 2004 г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа»). А положение о каждом районе города утверждается Решением Городского Собрания Сочи. Благодаря чему местное самоуправление в границах районов осуществляется в единой системе местного самоуправления города-курорта Сочи.
Бочка меда
Для победы в борьбе за проведение Олимпийских игр в Сочи Правительство Российской Федерации приложило немало усилий. Но и сам город постарался. В частности, в поддержку Олимпийского собрания России о выдвижении кандидатуры города Сочи на право проведения игр 2014 года постановлением главы города создано муниципальное учреждение «Дирекция по участию Сочи в играх Зимней Олимпиады 2014 года». В его обязанности входила разработка анкеты города-претендента, координация работы по благоустройству города и даже организация праздника, посвященного победе Сочи
О централизации
По словам Сергея Ивановича, в городе ведется подготовительная работа по созданию автономных учреждений: внедряются различные формы общественно-государственного управления, создаются условия для самостоятельного ведения бухгалтерского учета в учреждениях, изучается опыт других регионов страны, разрабатываются муниципальные нормативно-правовые основания.
– Вы сказали, идет подготовка к самостоятельному ведению бухгалтерского учета. Сейчас это не так?
– Отчасти. В настоящее время в нашем городе самостоятельно ведут учет 60 учреждений. А 262 обслуживает 17 централизованных бухгалтерий (пять из них обслуживает учреждения образования). Это связано с тем, что для небольших учреждений с незначительными оборотами и штатом работников в настоящее время нет смысла вести учет самостоятельно. Во-первых, не хватает специалистов по бюджетному учету, а во-вторых, покупка программного обеспечения (которое недешево) для небольшого объема операций нерациональна. Собственная бухгалтерия нужна лишь при больших объемах платных услуг (в Сочи, они есть в здравоохранении, культуре). Кроме того, у ведущих централизованный учет бухгалтеров более высокая заработная плата. Конечно, и работать им приходится много. Особенно, если централизованная бухгалтерия является ГРБС. Помимо всего прочего им нужно составлять и сводный баланс по отрасли. Это приводит к огромным внутренним расчетам и зачастую выявляются несовпадения итогов с подведомственными учреждениями. Поэтому, насколько я знаю, многие разрабатывают документы внутреннего учета (акты сверки, например), журналы передачи распоряжений, отчетов, других документов.
Навстречу людям
Для того чтобы повысить привлекательность работы в бюджетной сфере, работникам предоставляются некоторые льготы. К примеру, выделяются служебные квартиры. За них сотрудник должен отработать в учреждении 10 лет. Кроме того, некоторым особо отличившимся работникам могут устанавливаться надбавки к заработной плате (но не более 50 процентов). А в целях повышения эффективности и качества муниципальной службы Решением Городского Собрания Сочи принята городская целевая программа «Кадры», в рамках которой используются два подхода к кадровой политике: «рост» собственных сотрудников и прием новых. Также в Краснодарском крае реализуется краевая целевая программа «Система кадрового обеспечения органов управления Краснодарского края», в рамках которой проводится повышение квалификации специалистов финансовых органов, в том числе и по курсу «Формирование бюджета в условиях реформирования финансов».
Для справки
В Сочи запускается проект по переводу транспорта на водородное топливо. В первую очередь это коснется муниципального транспорта. По мнению специалистов, процедура перехода на экотопливо несложная, а экономия налицо: при сжигании одного килограмма водорода выделяется в три раза больше энергии, чем при расщеплении такого же количества бензина. Кроме того, нет никаких вредных выбросов в атмосферу. Помимо этого, если в Сочи будут построены резервуары для хранения водорода, то в экстренных случаях его можно будет использовать в качестве топлива для электростанций.
На передовой
Я поинтересовалась у Сергея Ивановича, какая из отраслей в Сочи является передовой. Оказалось, образование. Большое внимание в данной отрасли уделено человеческому фактору. Оно и понятно, работать в бюджетной сфере нелегко: ответственность огромная, а вот вознаграждение – не очень. Щербинин С. И. заметил, что Краснодарский край стал одним из победителей регионального конкурса модернизации образования. Поэтому Сочи активно участвует в реализации основных направлений комплексного проекта регионального развития. С 1 сентября 2006 года вводятся принципы нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений. Это так называемый принцип «средства следуют за учеником». Наиболее прогрессивные учреждения, отвечающие потребностям разных слоев населения, получают возможность привлечь большее количество учеников из других учреждений, увеличив тем самым объем бюджетных средств. Расчетные региональные нормативы определяют регионы, учитывая статус (тип, вид, категории) образовательных учреждений и реализуемые в них образовательные программы. Учреждениям предоставляется право самостоятельно определять доли средств, выделяемых на материально-техническое обеспечение образовательного процесса и на заработную плату работников; решать вопрос о соотношении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда, о надбавках и доплатах к должностным окладам; устанавливать штатное расписание (определять состав и количество работников).
Также вводится новая система оплаты труда. Главой города Сочи принято постановление «Об эксперименте по применению новых моделей оплаты труда работников общеобразовательных учреждений города Сочи в 2007 году», утверждена методика планирования расходов на оплату труда при формировании сметы доходов и расходов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.
Ложка дегтя
Несмотря на то что образование является передовой отраслью в городе-курорте, бухгалтерам-бюджетникам приходится несладко. Ведь бюджетному учету в институтах учат в лучшем случае два семестра и очень поверхностно. В итоге выпускники не то что свести баланс не в состоянии, но и плана счетов толком не знают. Приходится обучать «с нуля». Но, как и везде, научившись, молодежь «делает ручкой» и уходит на более денежные места
Инструкция: от прошлого к будущему
Поскольку в Сочи образование является передовой отраслью, мне захотелось побеседовать с кем-нибудь из ее представителей. Это оказались Марианна Ивановна Цатурян (главный бухгалтер централизованной бухгалтерии при Управлении по образованию и науке) и Светлана Александровна Порошина (главный специалист централизованной бухгалтерии при Управлении по образованию и науке). Их Централизованная бухгалтерия обслуживает 11 учреждений городского подчинения. Разговор у нас свелся к тому, что новая инструкция по бюджетному учету стала лучше, но огрехов еще много. Неудобство вызывает отсутствие, как ранее, учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Возникают проблемы и с забалансовыми счетами (учет средств до 1000 рублей). Для материально-ответственного лица это «расслабляющие» счета. Если средство не стоит на балансе, то и отвечать за него не нужно. Светлана Александровна полагает, что следует на законодательном уровне определить, какие средства ставить на баланс, какие нет.
Присутствуют «лишние» счета: 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» и 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Последний является просто дублирующим, приходится делать лишние проводки: отражать аванс, закрывать его, потом переводить на расчеты с поставщиками. В итоге обороты накручиваются, удваиваются. Этот счет нужен в одном единственном случае: если у учреждения большие подотчетные суммы, на нем можно увидеть суммы дебиторской задолженности.
Но это все из прошлого, уже наработанного. А ведь Инструкция вновь ждет поправок. На одном из семинаров Марианна Ивановна узнала, что претерпит изменения раздел 5 «Санкционирование расходов бюджета». Сейчас эта глава многим непонятна. Раздел хорош для тех, кто не работает на казначейском обслуживании. А при наличии казначейской программы вести базу данных еще и в своей бухгалтерской программе нет смысла, достаточно лишь перенести остатки из одной в другую.
Также в Инструкцию предполагается внести изменения в части, касающейся учета расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Дело в том, что, хотя Инструкция и разработана в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами, регулирующими отношения в области интеллектуальной собственности, эти акты не содержат подробного определения, характеристики и режима использования прав на «ноу-хау».
О наболевшем
Зачастую бывает так, что с проверкой приходят под сдачу годового отчета. Можете себе представить, как себя чувствует бухгалтер? Насчет сроков сдачи – отдельный разговор. Годовой баланс следует сдать 20 января: 10 дней праздников, да еще нужно получить выписки из банка, казначейства. Поставщики начинают приносить сверки во второй половине января, акт сверки раньше 15 января получить не удается. Хотелось бы надеяться, что сроки сдачи отчета перенесут хотя бы на конец февраля, ведь коммерческим организациям на это дан срок до 30 марта.
Спорные моменты
Представление об Инструкции № 25н, кодах бюджетной классификации и их восприятие у казначеев и бухгалтеров абсолютно разные. Каждые понимают по-своему. Марьяна Ивановна рассмотрела изменения, происходящие с КБК. Всякий раз при этом нужно закрывать счета, перегонять остатки по счетам. Но мало того, что меняется сама бюджетная классификация, Сочинское казначейство каждые три месяца вводит свои коды, детализирующие счета. Введена внутрицелевая детализация, детализация по мероприятиям, видам средств. В итоге КБК в платежном поручении содержит 210 знаков.
Из-за отсутствия четко прописанных правил применения КБК бухгалтерам приходится отстаивать свою позицию. В этом помогают письма Минфина, выдержки из статей, книг. Выходом из сложившейся ситуации может стать выпуск совместных писем Минфина и краевых казначейств (как это делают на федеральном уровне).
– А в настоящий момент какие у вас трудности с Казначейством?
– Сейчас «решаем», по какому коду отражать расходы главного распорядителя по ремонту (благоустройству) имущества подведомственных учреждений. Ситуация такая. Пришли краевые целевые деньги (программа «Антитеррористическая пожарная безопасность»). Деньги предназначены для огнезащитной обработки деревянных конструкций, зданий тех школ, которые в этом нуждаются. Поскольку деньги краевые программные, ГРБС не вправе перевести их на лицевые счета учреждений и должен оплачивать работы самостоятельно.
Кроме того, возник спор и по коду 290 «Прочие расходы». Казначейство считает, что по данному коду нельзя отражать питание детей в поездках на краевые олимпиады, конкурсы. Это возможно лишь при спортивных мероприятиях.
Надо сказать, проблемы, описанные чуть выше, волнуют и других бухгалтеров, о чем они нередко сообщали нашей редакции при встрече или письменно. Поэтому за разъяснениями мы обратились к сотрудникам Минфина. Л.М. Басиева, заместитель начальника отдела бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина России дала такой ответ.
По первому вопросу можно сказать следующее. Если деньги из краевого бюджета в рамках целевой программы «Антитеррористическая пожарная безопасность» доведены до главного распорядителя бюджетных средств (централизованной бухгалтерии) для проведения непосредственно им огнезащитной обработки деревянных конструкций школ, которые подведомственны главному распорядителю, их расходование последним следует осуществлять в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 168н (далее – Указания), по подстатье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 225 «Услуги по содержанию имущества».
Что касается второй ситуации, то, руководствуясь Указаниями, все расходы, которые производит бюджетное учреждение при направлении школьников для участия в олимпиадах, конкурсах и в других аналогичных мероприятиях, следует относить на статью 290 «Прочие расходы».
МСФО
Я поинтересовалась у Марианны Ивановны как она относится к переходу на МСФО. Оказалось, что был в ее практике такой случай. Международная организация проводила семинар в Сочи. Следовало отчитаться о расходах перед Шведской стороной. Это оказалось очень несложно. На фирменном бланке записывают статью расходов (канцелярские, командировочные расходы, питание, проживание), прикладывают копии документов. Все. Отчет занимает четыре строчки.
Тему международной отчетности мы продолжили с С.И. Щербининым. По его мнению, формирование финансовой отчетности по МСФО предполагает корректировку показателей (статей) бухгалтерской отчетности. В МСФО рассматривают операции и события, исходя из их экономического содержания, а не правовой формы. Так, в международной практике право собственности на недвижимое имущество возникает даже при отсутствии регистрации права собственности на него, у нас это не так.
Кроме того, многие положения российского законодательства опираются на данные бухгалтерского учета. Таким образом, необходимо будет вносить и изменения в те законы, которые используют понятия, применяемые в российских стандартах бухгалтерского учета.
Предпочтение при использовании МСФО нужно отдавать параллельному ведению учета по российским и международным стандартам бухгалтерского учета. Для организации бухгалтерского учета необходимо принятие единых российских стандартов. Необходим единый рабочий план счетов, где учитываются российские и международные стандарты. При этом денежные, временные, трудовые затраты будут достаточно внушительными.
Легенды Сочи
Олимпийские игры в Сочи уже проводились. Правда, было это две с половиной тысячи лет назад во время греческой колонизации черноморского побережья Кавказа. Тогда мирные спортивные состязания включались в программу каждого праздника. А праздники служили формой общения с олимпийскими богами. Это подтверждают и археологический находки. В 1997 году у реки Мзымта были найдены блюда, серебряные статуэтки, сарматские мечи, пролежавшие в земле более двух тысяч лет.
Также каждый сочинский житель уверен, что знаменитый аргонавт Ясон отправился за золотым руном именно к Эвксинскому Понту (так в древнегреческих мифах называлось Черное море).
А как вы думаете, где изнывал от непогоды и попыток ворона его извести многострадальный Прометей? Он был прикован к скале Фишт недалеко от Сочи.
Материал подготовила А.Ю. Ильина, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет».