Налоговый кодекс: опять изменения
Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина России
Закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ внес изменения, помимо всего прочего, и в порядок исчисления таких налогов, как НДС и ЕНВД. Об этом мы и поговорим.
Сразу отметим, Законом от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон) не внесены какие-либо фундаментальные изменения в Налоговый кодекс. Скорее они направлены на устранение отдельных недостатков и противоречий, сформировавшихся в правоприменительной практике.
Основная часть нововведений вступает в силу с 1 января 2008 года, отдельные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (положения подпункта 9 пункта 3 статьи 149, пункта 9 статьи 165, абзаца второго пункта 9 статьи 167, статьи 346.16, пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса).
НДС
Реализация лома черных металлов
В соответствии с подпунктом 24 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса (в редакции, действующей до вступления в силу Закона) реализация лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). С 1 января 2008 года это положение утратит силу (подп. б п. 2 ст. 1, ст. 1 Закона). Одновременно с этим пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса будет дополнен подпунктом 25. Согласно ему не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов цветных металлов. Таким образом, с 1 января 2008 года операции по реализации лома черных металлов будут признаваться объектом обложения НДС.
Стоит также обратить внимание, что до 2008 года реализация лома цветных металлов не подлежит обложению НДС только при соблюдении налогоплательщиком положений пунктов 4, 6 статьи 149 Налогового кодекса:
– если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести их раздельный учет;
– операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации для клинических исследований
Статья 164 Налогового кодекса дополнена нормой, позволяющей применять 10 процентную ставку НДС при ввозе лекарственных средств, предназначенных для клинических исследований (п. 3 ст. 1 Закона). Данная поправка направлена на создание равных условий налогообложения в отношении зарегистрированных и не зарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований. Ведь в настоящее время при ввозе на территорию Российской Федерации лекарственных средств таможенные органы применяют ставку НДС в размере 10 процентов только в отношении зарегистрированных лекарственных средств (при наличии свидетельства о регистрации). Кроме того, на основании Правил государственной регистрации лекарственных средств, утвержденных Минздравом России 1 декабря 1998 г. № 01/29-14, вещества, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, но не прошедшие государственную регистрацию, к лекарственным средствам не относятся. Следовательно, такие препараты должны облагаться НДС по ставке 18 процентов.
НДС при исполнении обязанностей налогового агента
Статья 170 Налогового кодекса дополнена положениями, согласно которым организации, не являющиеся налогоплательщиками (освобождаемые от исполнения обязанностей плательщика НДС), имеют право включать в принимаемые к вычету суммы налога, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии с пунктом 2 статьи 161 налогового кодекса (при приобретении товаров у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика), в случаях возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока), отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей (п. 6 ст. 1 Закона).
Единый налог на вмененный доход
Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения
Подпункт 8 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса дополнен нормой, запрещающей переводить на уплату ЕНВД учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения по такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (подп. а п. 21 ст. 1 Закона). На мой взгляд, довольно логичная поправка. Оказание услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения неразрывно связано с функционированием данных учреждений и организация питания в них не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, который следует облагать ЕНВД.
Гарантийный ремонт и обслуживание автотранспортных средств
В понятие услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств внесена норма, согласно которой к такого рода услугам не относят услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию (подп. б п. 22 ст. 1 Закона).
Реализация газа в баллонах
В определение розничной торговли для целей применения ЕНВД внесена поправка, согласно которой к розничной торговле не относится реализация газа в баллонах (подп. в п. 22 ст. 1 Закона).
Реализация автомобилей
В определение розничной торговли для целей применения ЕНВД внесена поправка, которая исключает из розничной торговли для целей применения ЕНВД реализацию грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков и автобусов любых типов (подп. в п. 22 ст. 1 Закона).
До вступления в силу данной поправки реализацию автотранспортных средств следует разделять на две категории:
– реализация легковых автомобилей. По данной категории применять ЕНВД нельзя. Дело в том, что согласно положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 181 и статьи 193 Налогового кодекса все легковые автомобили (независимо от мощности) относятся к подакцизным товарам, реализация которых в силу статьи 346.27 Налогового кодекса не относится к розничной торговле;
– реализация прочих видов автомобилей (грузовых, специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков и автобусов любых типов). В данном случае, при соблюдении всех прочих условий, установленных пунктами 1, 2 статьи 346.26 кодекса, налогоплательщики могут применять ЕНВД.
НДС
Статья 346.26 Налогового кодекса дополнена нормами, которые уточняют особенности уплаты НДС при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога на вмененный доход и наоборот (подп. г п. 21 ст. 1 Закона).
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 346.26 кодекса, организации при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога выполняют следующее правило: суммы НДС, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату единого налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату единого налога, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика на уплату единого налога, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем.
Пунктом 9 статьи 346.26 Налогового кодекса установлено, что организации, уплачивающие единый налог, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату единого налога, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей обложению единым налогом, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 кодекса для плательщиков НДС.
Корректирующий коэффициент К2
Из определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающего влияние факторов на результат предпринимательской деятельности исключен такой фактор, как «фактический период времени осуществления деятельности» (подп. а п. 22 ст. 1 Закона). В то же время продолжает действовать норма пункта 6 статьи 346.29 Налогового кодекса, согласно которой значение корректирующего коэффициента К2 определяется налогоплательщиком с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности.
Изменился и порядок расчета коэффициента К2 (подп. б п. 23 ст. 1 Закона). Так, значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год (то есть они не могут меняться в течение календарного года).
Более того, нормативно-правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 должны быть приняты до начала следующего календарного года и (или) вступить в силу с начала следующего календарного года. Иначе в следующем календарном году продолжат действовать значения коэффициента К2, применявшиеся в предыдущем календарном году.
Порядок определения базовой доходности
Поменялся и порядок определения базовой доходности (подп. а п. 23 ст. 1 Закона). Предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг разделена на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (физический показатель – количество автотранспортных средств по перевозке грузов, базовая доходность сохранена в размере 6000 рублей в месяц на автотранспортное средство) и оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров (физический показатель – количество посадочных мест, базовая доходность установлена в размере 1500 рублей в месяц на посадочное место).
По такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, базовая доходность установлена в зависимости от площади торгового места (объекта нестационарной торговой сети или объекта организации общественного питания).
По такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков более 10 кв. м для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, базовая доходность установлена в зависимости от площади земельного участка.
Иные поправки, внесенные в определения отдельных понятий
Из понятия розничной торговли исключена реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам (подп. в п. 22 ст. 1 Закона).
Уточнено, что к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов (за исключением виноматериалов), пиво).
Из объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, исключены торговые автоматы (они отнесены к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов). А в число объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, включены магазины (секции, отделы) кулинарии.
Закреплены определения ряда понятий: «стационарное торговое место», «помещение для временного размещения и проживания», «объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию», «площадь стоянки». Уточнены такие понятия, как:
– торговое место – место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов;
– стационарное торговое место – место, используемое для совершения сделок купли-продажи в объектах стационарной торговой сети. К стационарным торговым местам относятся также земельные участки, передаваемые в аренду организациям для создания стационарной торговой сети;
– помещение для временного размещения и проживания – помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие помещения). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других документов). При определении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и других объектов) не учитывается площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площадь административно-хозяйственных помещений;
– объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию – здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты);
– площадь стоянки – общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.