Как вернуть переплату

Случаются в жизни недоразумения. Иногда учреждение перечисляет в бюджет излишнюю сумму налогов, взносов. Хотелось бы, конечно, вернуть эти деньги или зачесть в счет предстоящих платежей. Но инспекторы зачастую отказывают в этом. Как же доказать свою правоту и выиграть дело?

Э.А. Кипарисов, юрист

Для начала расскажем об общем правиле возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, а потом перейдем к спорным моментам, которые могут возникнуть по конкретным налогам.
Для того чтобы вернуть (зачесть) переплату, в течение трех лет со дня переплаты нужно подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации (ст. 78, 79 НК РФ). При этом, если речь идет о «зарплатных» налогах, то для подстраховки приложите и справку из соответствующих фондов (ФСС, ПФР, ТФОМС, ФФОМС) о наличии переплаты. Денежные средства должны поступить учреждению в течение месяца с момента получения заявления. Заметим, если у налогоплательщика есть недоимка по уплате налогов и сборов, возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета ее части в счет погашения недоимки.

Разборки с ПФР

Все, наверное, помнят тот ужас, который испытали, когда узнали, что в платежках нужно будет указывать не пяти, а двадцатизначный КБК. С того момента времени прошло достаточно. Но бухгалтеры по-прежнему делают ошибки. Чаще всего суммы, предназначенные для финансирования накопительной части страховой пенсии, «отправляются» на счет страховой части. Ну да ладно, ошиблись, с кем не бывает? Казалось бы, все поправимо, подал заявление – деньги вернули. Но не тут то было. Сюжет чаще всего развивается по такому сценарию. Организация подает заявление на возврат (зачет) излишне перечисленных сумм в налоговую инспекцию. Там ей отказывают, сославшись на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, являются неналоговыми платежами. Горемычный бухгалтер отправляется в пенсионный фонд. И что же он там слышит? Все тот же отказ, связанный с тем, что у управления ПФР нет полномочий по возврату взносов. И что прикажете здесь делать, где искать правду? Конечно в суде (конкретные примеры рассмотрим чуть ниже).
А почему все так происходит, откуда неразбериха? Вся проблема в том, что Законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон) не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок сего действия. Там лишь предусмотрено, что налоговики вправе контролировать правильность исчисления и уплаты взносов (ст. 25 Закона). Единственным выходом из сложившейся ситуации является внесение изменений в Закон. А пока, товарищи, в суд, все в суд. Надо сказать, что даже сотрудники финансового ведомства придерживаются того же мнения (письма Минфина России от 4 декабря 2006 г. № 03-02-07/1-337, от 15 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-323).

Итак, перейдем к «разбору полетов». Арбитры на протяжении многих лет не могли прийти к какому-либо решению. Служители Фемиды метались между налоговой инспекцией и пенсионным фондом, обязывая то первую, то второго выплатить излишне уплаченную налогоплательщиком сумму. Конец метаниям положил Президиум ВАС РФ. Он рассмотрел несколько схожих случаев (постановления от 5 сентября 2006 г. № 2776/06, № 4240/06). Арбитры пришли к выводу, что взносы на обязательное пенсионное страхование должна возвращать налоговая инспекция. Почему? Да потому, что Пенсионный фонд вправе возвращать страховые взносы в одном-единственном случае – если невозможно установить, за каких застрахованных лиц внесены указанные платежи (п. 1 ст. 13 Закона).
Еще один довод в поддержку обозначенной позиции. Возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм организациям осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговиков о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате (п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. № 116н). А согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации») администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на ОПС (зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии) является ФНС.
После вступления в силу вышеназванных нами постановлений ВАС и федеральные суды стали единодушны в вопросах возврата (возмещения) излишне уплаченных взносов. Арбитры обязывают к этому именно налоговые инспекции. Примером могут служить постановления ФАС Московского округа от 5 марта 2007 г. по делу № КА-А40/1330-07, от 26 февраля 2007 г. по делу № КА-А40-1018-07, Поволжского округа от 20 февраля 2007 г. по делу № А55-9699/06, Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2007 г. по делу № Ф04-432/2007(31367-А75-6), Уральского округа от 26 марта 2007 г. по делу № Ф09-1872/07-С1, от 11 апреля 2007 г. по делу № Ф09-2405/07-С1.

А проценты?

Еще один момент. Налоговая отказывается вернуть взносы. Вы идете в суд. Судитесь. А время-то идет. И «тикает» оно в вашу пользу. Ведь за то, что инспекция не вернула вовремя переплату, вам полагаются проценты, начисляемые за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). И в этом вопросе судьи вас опять-таки поддержат (постановления Волго-Вятского округа от 20 февраля 2007 г. по делу № А82-4865/2006-20, Восточно-Сибирского округа от 24 апреля 2006 г. по делу № А19-22995/05-52-Ф02-1290/06-С1, Московского округа от 26 июля 2006 г. по делу № КА-А40/6800-06). Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата. Только представьте, сколько может накапать за год! Конечно, потраченные в суде нервы не вернешь, но хоть какое-то удовлетворение.


Внимание
Возникновение объекта для начисления взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязанность по исчислению базы по ним не ставится в зависимость ни от источников, за счет которых осуществляются выплаты работникам, ни от наличия условия о соответствующих выплатах в трудовом договоре (постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 23 января 2007 г. по делу № А41-К2-18995/06).


ЕСН – интересный момент

Переплату можно вернуть не всегда. По большей части это касается лишь тех случаев, когда учреждение неправильно начисляет и уплачивает налоги. Рассмотрим постановление Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г. по делу № А05-5992/2006-29. Налоговая инспекция отказала учреждению в возврате ЕСН (в части зачисляемой в ФФОМС и ТФОМС), исчисленного с выплат, произведенных в пользу осужденных за выполнение ими работ во время отбывания наказания. Учреждение полагало, что осужденные привлекаются к обязательному труду в силу положений статьи 103 Уголовного-исполнительного кодекса. Поэтому с ними не заключаются ни трудовой, ни гражданско-правовой договоры, которые и служат основанием для начисления ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ). Будем милостивы к бухгалтеру учреждения. Видимо, он опирался на Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты ЕСН (утверждены приказом МНС РФ от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344). Там сказано, что не нужно начислять ЕСН в части зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования с выплат, производимых осужденным лицам. Правда, с 2004 года рекомендации утратили силу. Поэтому судьи поддержали налоговиков. Арбитры указали, что если согласиться с позицией учреждения, то выплаты заключенным вообще не подлежат обложению ЕСН (то есть у учреждения отсутствует объект налогообложения в принципе). Это не соответствует нормам законодательства. Дело в том, что выплаты осужденным производятся в связи с выполнением ими трудовых функций и не отнесены к суммам, не подлежащим налогообложению (ст. 238 НК РФ), либо освобожденным от налогообложения (ст. 239 НК РФ).
Учреждение также указывало на то, что для осужденных существует особый порядок оказания медпомощи. Он прописан в нескольких нормативных актах. В пункте 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса указано, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Право осужденных на медицинскую помощь закреплено в статье 29 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5487-1). Они могут рассчитывать на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (п. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Однако ЕСН – это обязательный платеж, являющийся формой отчуждения денежных средств налогоплательщика на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности (п. 1 ст. 8 НК РФ, постановление КС РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П). Поэтому тот факт, что осужденные не подлежат обязательному медицинскому страхованию в общеустановленном порядке, не может являться основанием для их освобождения от уплаты ЕСН. Более того, не стоит забывать, что плательщиком этого налога является учреждение, а никак не физлица. А для признания юридического лица плательщиком ЕСН совсем необязательно, чтобы у него был статус страхователя по обязательному медицинскому страхованию.


Подробнее
Статьями 235, 236, 237, 241 Налогового кодекса установлены единый перечень плательщиков ЕСН, объект налогообложения, налоговая база и налоговые ставки как основные элементы налогообложения. Эти базовые элементы едины для всего налога и не зависят от того бюджета, в который подлежат зачислению различные части ЕСН. Другими словами, законодатель не разделяет ЕСН на части и не устанавливает различные объекты налогообложения и ставки налога в зависимости от того, в какой бюджет направляется та или иная часть ЕСН.


Ты – мне, я – тебе

Нередко бухгалтерия ведется централизованно. В данном случае обслуживающая организация (учреждение) осуществляет контрольные функции за расходованием средств обслуживаемыми ею учреждениями, исполнением ими смет расходов и правильным ведением бухгалтерского учета и отчетности, осуществляет бухгалтерский учет учреждений, заключивших с ней договор об оказании бухгалтерских услуг. Централизованная бухгалтерия выполняет работы по своевременному и правильному исчислению и перечислению налогов по всем подведомственным учреждениям, заключившим договор об оказании бухгалтерских услуг, от их имени и по их поручению через бюджетный и внебюджетный счета.
Но ошибки бывают и здесь. К примеру, обслуживающая организация может перечислить налоги за обслуживаемые ею учреждения от своего имени, со своего счета, с указанием своего ИНН. Это является нарушением пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса, в которой прописана обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять свои обязательства по уплате налогов. Все это приводит к тому, что у централизованной бухгалтерии образуется переплата, а у обслуживаемых учреждений – недоимки по налогам и обязательным платежам. Положение как-то надо исправлять. Логично было бы предположить, что если централизованная бухгалтерия подаст заявление о зачете излишне уплаченных ею сумм в счет погашения недоимок, имеющихся у обслуживаемых учреждений, это поможет делу. Но не все так просто. Налоговая и судьи скорее всего откажут учреждениям (пример – постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 октября 2005 г. по делу № А05-2493/05-31). Дело в том, что статья 78 Налогового кодекса не предусматривает возможности зачета излишне уплаченных сумм налога и обязательных платежей одним налогоплательщиком в счет погашения недоимок по налогам (страховым взносам) другого налогоплательщика.


Для справки
Из пункта 1 статьи 45 во взаимосвязи с положениями главы 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» Налогового кодекса вытекает, что налогоплательщик имеет право участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств представляемого лица.


Реклама