Отчитаемся по кодексу
Поправки, внесенные в Бюджетный кодекс, коснулись, помимо всего прочего, и отчетности бюджетных учреждений. Что именно изменилось и как это повлияет на деятельность бухгалтеров, нам рассказала О.Г. БРАЗГУНОВА, начальник отдела отчетности об исполнении федерального бюджета Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства
– Ольга Геннадьевна, давайте начнем с начала. Что послужило причиной внесения «отчетных» изменений в Бюджетный кодекс? Зачем понадобилось вводить новый раздел, регламентирующий составление, внешнюю проверку, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности?
– Необходимость законодательно закрепить формы отчетности с их кратким описанием, дать новое определение бюджетному учету возникла в связи с тем, что в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, лучшей практикой в зарубежных странах, с учетом положений Концепции реформирования бюджетного процесса, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, проводится реформа бюджетного учета и отчетности. Ее цель – формирование полной и всеобъемлющей информации о финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Появлялись и появляются новые формы отчетности. Помимо показателей кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации они содержат финансовые показатели о состоянии активов и обязательств публично-правовых образований (данные формы отчетности предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 281). Все это и повлекло за собой необходимость регламентации правил составления, проверки, рассмотрения отчетности.
Подробнее
Ранее в Бюджетном кодексе не было определения бюджетного учета как такового. Исключение составляла норма, содержавшаяся в статье 240 кодекса, которая устанавливала что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов. Новая редакция Бюджетного кодекса дает четкое определение понятию «бюджетный учет». В соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса это «упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства».
– Насколько я знаю, теперь в Бюджетном кодексе будет закреплен состав бюджетной отчетности. Что в него включается?
– Учреждения должны представлять такие формы отчетности:
– Отчет об исполнении бюджета или отчет о кассовом исполнении бюджета, который содержит информацию об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
– Баланс исполнения бюджета, содержащий данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
- Отчет о финансовых результатах деятельности позволяет внутренним и внешним пользователям информации анализировать данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде (составляется по кодам КОСГУ);
- Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по КОСГУ (отчет для финансовых органов субъектов Российской Федерации);
- Пояснительная записка, в которой содержится анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также результатов использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.
– Расширяет ли новая редакция кодекса полномочия ГРБС?
– Да. Теперь четко прописано, что главные распорядители могут самостоятельно издавать акты по своей подведомственной системе с детализацией финансовой информации. При этом указанные акты не могут противоречить единой методологии и стандартам бюджетного учета и отчетности.
– А что насчет порядка составления бюджетной отчетности?
– Данный вопрос регулируется статьей 264.2 Бюджетного кодекса. Главные распорядители бюджетных средств составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств и представляют ее в Федеральное казначейство в установленные сроки (как известно, уже второй год Федеральное казначейство издает приказы о сроках представления отчетности ГРБС). Бюджетная отчетность Российской Федерации составляется Федеральным казначейством на основании сводной бюджетной отчетности главных распорядителей и представляется в Минфин России. Тот в свою очередь представляет бюджетную отчетность Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
– Поговорим о периодичности представления отчетности. Сказано ли что-нибудь об этом в новой редакции Кодекса?
– Конечно. Бюджетная отчетность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований является годовой, а отчет об исполнении бюджета ежеквартальным. Замечу, отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством Российской Федерации. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета утверждается федеральным законом.
– А с чем связан ввод новой статьи, которая регламентирует процесс внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета?
– Действовавшие ранее нормы устанавливали достаточно длительный период представления в Государственную Думу заключения Счетной палаты Российской Федерации по отчету об исполнении федерального бюджета (в среднем год после окончания отчетного периода). Понятно, что содержащаяся в нем информация в значительной степени теряла свою актуальность. Теперь установлены четкие сроки и порядок представления отчетности для внешней проверки. Так, годовой отчет об исполнении бюджета до представления его в Государственную Думу подлежит внешней проверке. Она включает в себя проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения по годовому отчету об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется исключительно Счетной палатой Российской Федерации.
Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую отчетность в Счетную палату Российской Федерации для осуществления внешней проверки. Ее результаты оформляют в виде заключений по каждому главному администратору средств федерального бюджета не позднее 1 июня текущего финансового года.
Правительство Российской Федерации направляет годовой отчет и весь необходимый пакет документов, предоставляемых в Государственную Думу, в Счетную палату не позднее 15 июня текущего финансового года. На основании проведенной ранее проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации готовит заключение по годовому отчету об исполнении федерального бюджета и представляет его как в Государственную Думу, так и в Правительство Российской Федерации не позднее 15 сентября текущего финансового года.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
– Какой пакет документов должно направить Правительство РФ в Госдуму одновременно с годовым отчетом?
– Список довольно обширный:
- проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;
- баланс исполнения федерального бюджета;
- отчет о финансовых результатах деятельности;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснительная записка;
- отчеты об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов, о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на начало и конец отчетности финансового года, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;
- отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на отчетный финансовый год;
- иная отчетность, предусмотренная бюджетным законодательством Российской Федерации.
– Как дальше развиваются события?
– Государственная Дума при рассмотрении годового отчета об исполнении федерального бюджета заслушивает доклад Министра финансов Российской Федерации об исполнении федерального бюджета, доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты по годовому отчету об исполнении федерального бюджета. Кроме того, могут выступить или представить доклады Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.
– Перейдем к порядку формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В Бюджетный кодекс включена еще одна новая статья. О чем она?
– Здесь следует отметить следующее. Финансовые органы городских и сельских поселений представляют бюджетную отчетность в финансовый орган муниципального района. Последний представляет сводную бюджетную отчетность по своему муниципалитету в финансовый орган субъекта Российской Федерации. Одновременно с этим органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами представляют отчетность в финансовый орган субъекта Российской Федерации. Он, а также органы управления государственными внебюджетными фондами представляют бюджетную отчетность в Федеральное казначейство, которое представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Минфин России.
Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета также подлежит внешней проверке. По субъекту РФ ее осуществляют соответствующие органы, уполномоченные осуществлять функции по государственному финансовому контролю субъекта Российской Федерации, образованные законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Проверку муниципальных образований осуществляет орган муниципального финансового контроля, сформированного на муниципальных выборах, или представительный орган муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом соответствующего представительного органа муниципального образования.
– Каков срок представления отчета для подготовки по нему заключения?
– Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета субъекта РФ не позднее 15 апреля текущего года. Срок подготовки заключения по годовому отчету субъекта Российской Федерации не должен превышать полтора месяца.
Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета не позднее 1 апреля текущего года. Срок подготовки заключения по годовому отчету об исполнении местного бюджета не должен превышать одного месяца.
– Совпадает ли дальнейшая процедура с рассмотренной выше?
– В некотором роде. Заключение по отчету об исполнении бюджета составляет орган государственного (муниципального) финансового контроля на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и представляет его в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию.
Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
В свою очередь представление годового отчета об исполнении местного бюджета в представительный орган муниципального образования должно быть осуществлено не позднее 1 мая текущего года.
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.