Первым делом самолеты! А бухгалтеры?

В Федеральном агентстве воздушного транспорта вопрос о том, что на первом месте: самолеты или женщины, – спорный. Аэропорты и авиакомпании находятся в прямом ведении Росавиации, но бухгалтерский учет их финансирования осуществляет все-таки женский коллектив, которым руководит полковник, кандидат экономических наук В.И. Юдин.

В Федеральное агентство воздушного транспорта мы попали в преддверии очередной реорганизации: предполагается, что теперь часть функций Ространснадзора по безопасности полетов будет передана Росавиации.
– Это уже третья реформа за последний год, – сетует главный бухгалтер Росавиации – Владимир Игоревич Юдин.

– Каким образом реструктуризация отражается на вашей работе?
– К сожалению, предполагаемые решения о переводе в наше ведомство части сотрудников Ространснадзора пока никак не связаны с объемами финансирования Росавиации и штатной численностью бухгалтерии. Надеюсь, что этот вопрос будет непременно решен в ближайшее время, поскольку возрастут и расходы на содержание центрального аппарата Росавиации и объемы выполняемых учетных работ.
Сейчас мне приходится больше заниматься управленческим, нежели бухгалтерским, учетом. В настоящее время бюджетный учет в Федеральном агентстве воздушного транспорта, можно сказать, полностью отлажен и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, Инструкцией по бюджетному учету, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Поэтому теперь мне нужно лишь управлять процессом учета, ведь на всех участках работы бухгалтерии находятся квалифицированные и грамотные сотрудники.
В агентстве я работаю всего полгода с небольшим. Когда я пришел сюда, не все участки бухгалтерского учета были «прикрыты», за вакантные должности несли нагрузку те сотрудники, которые уже были зачислены в штат, и мне пришлось в короткий срок подбирать сотрудников и «заполнять» вакансии. А исходя из того, что многие мои подчиненные поступили на работу в агентство либо за полгода или за месяц-два до меня, либо на месяц-два позже, то понятно, что как раз на конец 2006 года и пришелся период сплочения и притирки бухгалтерии. Прибавьте к этому, что как раз на это же время пришлась проверка Росфиннадзора и Счетной палаты Российской Федерации. Коллектив бухгалтерии работал много и слаженно, не считаясь с личным временем. В этот период проявились личностные качества сотрудников. Я очень рад, что практически все проявили себя с лучшей стороны, показали умение работать, справляться с трудностями и, как говорится, подтвердили, что «умеют держать удар».

– В моем представлении в российской авиации работают преимущественно мужчины. Как в песне: «Первым делом, первым делом самолеты. Ну, а девушки?» Есть ли в коллективе вашего отдела женщины?
– У нас вообще преимущественно женский коллектив и не только в отделе, но и во всем финансовом управлении.

– И как, сложно руководить женщинами?
– Нет, ведь я не делаю различия в профессии по половому признаку, к тому же коллектив у нас небольшой. Вот, например, в Российском научном центре имени И.В. Курчатова, где я работал до поступления на государственную службу, общий штат бухгалтерских и экономических работников составлял порядка 170 человек – и ничего, со своими обязанностями заместителя директора по финансам и экономике я справлялся. Там собрал совещание, так уж собрал. А здесь штатная численность всего центрального аппарата Росавиации невелика – мы очень маленькое агентство. Нагрузка на все отделы колоссальная. Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Росавиации, выполнения своих обязанностей и полномочий сотрудникам агентства приходится не только много трудиться на своих рабочих местах, но и довольно часто выезжать в командировки, выполнять контрольные функции федерального органа исполнительной власти, важнейшая из которых – проверка эффективности использования выделяемых бюджетных ассигнований на выполнение федеральных целевых программ.

– Но контроль необходим не только в период выполнения федеральных целевых программ. Есть ли в вашем ведомстве внутренний финансовый контроль?
– Да. В прошлом году были осуществлены соответствующие организационно-штатные мероприятия, в результате которых был создан отдел финансово-экономического анализа деятельности организаций и внутреннего контроля. Теперь подобные отделы есть практически во всех федеральных агентствах и службах. Конечно, часть функций по внешнему контролю мы передаем территориальным управлениям. Ведь география наших подведомственных учреждений весьма обширна, поэтому охватить их только силами агентства будет сложно. К тому же средств на командировочные расходы выделяется недостаточно. Так, например, для выполнения контрольных мероприятий по аэропорту Иркутск, только за первый квартал 2007 года был израсходован практически пятимесячный (по сметному расчету) лимит на оплату проезда к месту служебных командировок. Пришлось осуществлять корректировку сметы.

– Скажите, а что для вас было самым сложным на новом месте работы?
– Что-то самое трудное выделить сложно. А вот самым главным для меня было собрать команду единомышленников, где каждый понимал бы свои обязанности и выполнял работу не из-под палки, а из-за понимания значимости ее результата. Для меня очень важно, чтобы каждый любил свою работу и нес за нее ответственность. Я сторонник более демократичного графика, потому что прекрасно понимаю: у всех есть личная жизнь – семья, дети, родители и т. д. Поэтому всем и всегда говорю, что не нужно «высиживать» на работе допоздна, если есть необходимость отпроситься – идите, но тем не менее сделайте свою работу качественно и в срок. Самое главное, чтобы не страдало общее дело.

– Вы уже вникли в особенности ведения бюджетного и управленческого учета в Росавиации?
– На самом деле бюджетные ассигнования здесь выделяются так же, как и в любом другом министерстве и ведомстве – на содержание центрального аппарата, на содержание территориальных управлений и подведомственных предприятий и учреждений. Среди них федеральные государственные учреждения высшего и среднего образования, учреждения здравоохранения и другие.

– А какая форма собственности у аэропортов, авиакомпаний и т. д., которые находятся в вашем ведении?
– Они имеют как государственную форму собственности, например, Государственная транспортная компания «Россия», Федеральное государственное унитарное предприятие «Аэропорт Иркутск», так и частную – создаются в форме акционерных обществ. В нашем ведении находится довольно много предприятий, которые получают дотации из бюджета. Конечно, все они предоставляют нам финансовую отчетность, которую мы в свою очередь консолидируем. Чтобы не оставлять их один на один с возникающими трудностями по ведению учета и составлению отчетности, мы ежеквартально осуществляем адресную рассылку инструктивных материалов.

– Часть ваших подведомственных учреждений стоит в очереди на передачу в собственность субъектов Федерации или муниципальную собственность. Зачем это делается и какие сложности в связи с этим возникают?
– На сегодняшний день в федеральной собственности находится достаточно большое количество аэропортов и аэродромов. Среди них не только ФГУПы, но и акционерные общества. Государство не может содержать такое большое количество предприятий, поэтому в настоящее время Министерством транспорта, Федеральным агентством воздушного транспорта, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации разрабатывается Концепция развития аэропортов России. Проект концепции предусматривает развитие инфраструктуры аэропортов и управление аэропортовым имуществом. При этом из 350 аэропортов федерального значения на сегодняшний день в результате должно остаться лишь 60 аэропортов федерального уровня. Все остальное предполагается предложить регионам.

– Кстати о федеральной собственности... Многие главные распорядители сетуют на то, что при списании объектов, находящихся в федеральной собственности, возникает много сложностей. Есть ли они у вас?
– Пока мы не сталкивались с этой проблемой. После завершения инвентаризации имущества, наверное, придется обратить на этот вопрос особое внимание. Недавно я участвовал в рабочем совещании заместителя руководителя Росимущества, на котором были обсуждены и вопросы списания федерального имущества, установлены рабочие контакты с соответствующими сотрудниками этого ведомства, поэтому я думаю, что мы справимся с решением и этой задачи. Насколько я понимаю сложности могут возникать только в случае, если основное средство прослужило короткий срок. Тогда необходимо предоставить всевозможные подтверждения того, что оно действительно пришло в негодность: от заключения независимой экспертизы до фотографии. Но может возникнуть и другой вопрос: Инструкция по бюджетному учету № 25н не предусматривает учета списанных основных средств на забалансовых счетах. По мнению Минфина, их быть не должно. В противном случае во время ревизии контролер имеет право потребовать от бухгалтера поставить это основное средство на баланс по рыночной стоимости. Наверное, больше вопрос в том, каким образом избавляться от списанных основных средств? Когда речь идет об износившейся мебели, то у нас есть возможность передать ее в учебные заведения, где, будучи отремонтированной и подкрашенной, она будет поставлена на учет.

– Реформа бюджетного учета принудила бюджетников полностью автоматизировать учет. Расскажите, как с этим обстоят дела в вашем агентстве?
– К сожалению, для бюджетного учета предусмотрено не так много программных продуктов, как для ведения учета по «коммерческому» плану счетов. И связано это не с недостаточным уровнем подготовки специалистов-разработчиков, а скорее с некоторым правовым ваккумом в части применения Инструкций по бюджетному учету в разные годы их издания. Ведь вспомните: Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденная приказом Минфина России от 3 ноября 1993 г. № 122, действовала вплоть до конца 1999 года – шесть лет. На смену ей пришла Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н. Удивительно, но в «сопроводиловке» к вышеуказанному приказу Минфина было сказано, что предыдущая Инструкция № 122 была признана решением Верховного Суда Российской Федерации незаконной (недействующей) со дня ее издания (решение Верховного Суда РФ от 30 июля 1998 г. № ГКПИ 98-283). Потом начались настолько стремительные изменения в бюджетном учете, что разработчики программных продуктов просто не успевали их модернизировать: сначала Инструкция по бюджетному учету № 70н, плавный переход на нее с 01 января до 01 октября 2005 года, в феврале 2006 года – Инструкция по бюджетному учету № 25н – бюджетополучатели почти год не сдавали отчетность. Естественно, что поэтому многие разработчики программных продуктов в области бухгалтерского учета предпочитают заниматься разработкой программ для «коммерческого» учета: и проще, и стабильнее. Замечу, что в нашем федеральном агентстве выбран свой программный продукт и бухгалтерский учет автоматизирован полностью.

– Владимир Игоревич, а если говорить о самих новшествах в учете, которые произошли в последние годы, чего больше – плюсов или минусов?
– Примерно поровну. Мне кажется, что дальнейшее усовершенствование бюджетного учета должно заключаться не в изменении плана счетов, а в более четкой регламентации порядка его применения. К сожалению, сейчас существуют правовые акты, регламентирующие и регулирующие порядок ведения учета в бюджетных учреждениях, которые противоречат друг другу. Кроме того, каждый год меняются налоговые декларации, инструкции по их заполнению, причем количество листов деклараций и инструкций увеличивается с каждым изменением. Не успевает закончиться какой-нибудь отчетный период года, как уже выходят различные «методички» по тому, как толковать и применять тот или иной пункт той или иной Инструкции.
Я не консервативный человек, напротив, сторонник всего нового и инициативного. Но хотелось бы, чтобы нормативные документы действовали гораздо более длительный срок. Взять для примера Приказ народного комиссара обороны 1940 года – Положение о финансовом обеспечении Красной армии. В нем было прописано все от и до, поэтому и дополнительных разъяснений и толкований не требовалось. Люди пользовались им всю войну и после войны. До сих пор вспоминаю свою военную службу, когда мы, военные финансисты, в своей деятельности руководствовались основополагающими Положениями, которые действовали не один десяток лет. Были, конечно, и спорные моменты, но это единичные случаи. А внесение изменения или дополнения в то или иное Положение, регламентирующее финансово-хозяйственную деятельность войск – было событием. От этого выигрывали все – и законодатели, и бухгалтерские работники, и сотрудники фискальных органов, и государство в целом.

– На сайте Росавиации много информации о государственных закупках и госзаказах. Вы лично занимаетесь этим вопросом? Если да, то какие сложности возникают при его решении?
– Госзакупки – еще один вопрос, вызывающий множество сложностей, связанных с применением действующего законодательства. В нашем агентстве организацией проведения конкурсов для осуществления закупок товаров, работ и услуг для нужд Росавиации занимаются специалисты, имеющие соответствующую подготовку, но я «держу руку на пульсе» и контролирую заключение каждого государственного контракта и договора для нужд центрального аппарата. Поэтому хорошо знаю все проблемные моменты. Я согласен, что все должно происходить на конкурсной основе. Но если спроецировать процедуру государственной закупки на житейскую ситуацию, то выглядит это немного нелепо. К примеру: вы решили нанять бригаду рабочих, чтобы сделать в своей квартире ремонт. Наверняка, прежде чем звонить в какую-нибудь компанию, вы проконсультируетесь у своих знакомых, которые уже имеют опыт в решении этого вопроса. Незнакомой компании, которая предлагает, может быть, даже более дешевые услуги, вы предпочтете ту, которая делала ремонт у вашего приятеля (если, конечно, он остался доволен результатом). Подобная дилемма возникает при организации госзакупок: нам нужно качество, а приоритет при выборе победителя на конкурсных торгах отдается экономии бюджетных средств. Поэтому зачастую при составлении конкурсной документации приходится уделять много времени подборе критериев оценки, чтобы был соблюден паритет между ценой и качеством.

– А уже были проверки по организации государственных закупок?
– Проверки осуществляются ежегодно. За время моей работы этот участок уже проверяли Росфиннадзор, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации. Все проверки длятся довольно долго и помимо госзакупок охватывают и все остальные стороны жизнедеятельности агентства – проверка осуществления лизинговых платежей, финансирования подведомственных учреждений, выполнение всех планов, использование государственной собственности, прием на государственную службу и т. д.

– И это за полгода вашей работы? Как вам удается работать в режиме постоянных проверок?
– Скажу откровенно – нелегко. Дожидаешься ухода ревизоров около пяти часов вечера и принимаешься за свою основную работу, потому что в течение рабочего дня обеспечиваешь работу комиссии: представление документов, подготовка и составление пояснений, таблиц, графиков и т. д.
Я помню, у Геннадия Хазанова в одной из старых интермедий есть такой эпизод: «Работаю я на мебельной фабрике. В коллективе 38 человек. Приехала нас проверять комиссия – 62 человека». Смех-смехом, но ведь и в нашей жизни иногда так случается, что в каком-то отделе бывает больше проверяющих, чем работающих. Ну и конечно же, сегодняшняя практика ревизий и проверок показывает, что их методическую базу надо совершенствовать. Должны быть четкие методики, инструкции: что проверять, как проверять, как оценивать, как описывать выявленные нарушения, как вести себя инспектору-ревизору. Опять возвращаясь к тому времени, когда я служил в вооруженных силах, хочу отметить, что у инспекторского состава были четкие Инструкции по проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности воинских частей, довольствующих финансовых органов, Домов офицеров, клубов, касс взаимопомощи и т.д.
– Так вам довелось работать не только финансистом, но и ревизором?
– При прохождении военной службы находился на различных финансово-экономических должностях, в том числе и инспектора-ревизора. Значительную часть службы посвятил преподавательской деятельности на Военном финансово-экономическом факультете при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, занимался аудиторской деятельностью.
– Скажите, опыт работы аудитором помогает вам в работе бухгалтером?
– Конечно. Он позволяет вникнуть во все области учета, познать нюансы налогообложения и т. д. Чтобы не потерять квалификацию, я и сейчас каждый год прохожу сорокачасовые курсы повышения квалификации аудитора, закрепляю приобретенные на практике новые знания и навыки. Этот опыт также помогает мне принимать управленческие и методические решения, в том числе когда речь идет об отражении в бухгалтерском учете тех или иных хозяйственных операций. Ведь подобные вопросы возникают очень часто.

– Интересно, каким образом вы решаете в коллективе спорные вопросы?
– Самое главное – дать высказать свое мнение каждому желающему. А потом, обобщая все сказанное, сделать правильный вывод. В спорных вопросах я стараюсь не давить своим авторитетом, а выслушать мнения всех окружающих. Только потом обобщаю свое решение, основанное на имеющейся информации и принятое на основе действующего законодательства.

– То есть к вам не применима поговорка о том, что существует два мнения: одно мое, другое неправильное?
– Нет. Я не только не говорю, что все знаю, но и ценю мнение других. Я глубоко уважаю сотрудников, которые не стесняются, что чего-то не знают, и обращаются к нормативным базам в поисках ответа на возникший вопрос, прежде чем придти с ним ко мне. В жизни любых коллективов часто бывает так, что, не пытаясь разобраться в проблеме самостоятельно, сотрудник получает ее готовое решение от руководителя. Потом, когда его спрашивают, почему он сделал так, а не иначе, отвечает, что ему так сказал главбух. Я же стараюсь, чтобы каждый член коллектива сам дошел до сути вопроса.

– Пожалуй, кроме твердости в голосе и выправки, в вас нет ничего военного. Сужу хотя бы по манере принятия решений. Вы долго служили в вооруженных силах?
– Здесь не могу ответить однозначно – да или нет. Общий стаж военной службы составляет 22 года.

– Обычно военнослужащие тяжело переживают увольнение с военной службы. Как это было у вас?
– Вы знаете, у меня это прошло как-то незаметно. Может быть, потому, что я не строевой офицер, а финансист. К тому же последние девять лет (с 1992 по 2001 годы) моя служба была связана с преподавательской деятельностью.

– Кто же вы больше: военный или финансист?
– Наверное, финансист, хотя и о службе в армии сейчас вспоминается только хорошее. Не хочу также сказать, чтобы меня тяготила военная служба, но тем не менее когда рассказываешь в своем кругу отдельные яркие эпизоды из жизни армии, это практически у всех вызывает улыбки и смех. Но я по-прежнему внимательно слежу за теми изменениями, которые происходят в Вооруженных Силах нашей страны. Очень хочется, чтобы наша армия была сильной и способной обеспечить достаточный уровень обороны и безопасности нашего государства.

– Я так понимаю, ничто человеческое вам не чуждо. Как вы любите отдыхать от напряженного рабочего дня?
– В выходные обязательно хожу в бассейн, а если есть напарники, то люблю поиграть в теннис – у меня прямо рядом с домом прекрасный фитнес-клуб. И обязательно еженедельная русская баня с дубовым веничком, чтобы дать встряску организму, улучшить обмен веществ. Ведь работа сидячая.

– Есть еще какие-либо увлечения?
– Очень люблю игровые виды спорта – волейбол, мини-футбол.

– Вы болельщик?
– Нет. Я люблю только играть: как зритель не испытываю особого азарта. Наверно, потому что получаю удовольствие от самого процесса, а не от его результата.


Наша справка

ЮДИН Владимир Игоревич
Родился 1 сентября 1962 года в г. Ярославле.
В 1983 году закончил Ярославское высшее военное финансовое, ордена Красной Звезды училище имени генерала армии А.В. Хрулева, получив диплом с отличием и золотую медаль.
С августа 1983 года по август 1989 года проходил военную службу на различных должностях финансово-экономической службы Сухопутных войск Министерства обороны СССР.
В 1992 году с отличием закончил Военный финансово-экономический факультет при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
С декабря 1992 года по апрель 2001 года – преподавательская деятельность на кафедре Организации финансовой службы и контроля Военного финансово-экономического факультета при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
В апреле 2001 года уволен в запас по истечении срока контракта военной службы с должности доцента кафедры Организации финансовой службы и контроля в воинском звании «полковник».
Кандидат экономических наук.
С апреля 2001 года назначен на должность заместителя главного бухгалтера Российского научного Центра «Курчатовский институт», а с июня 2003 года на должность заместителя директора Российского научного Центра «Курчатовский институт» по финансам и экономике.
С сентября 2006 года по настоящее время работает в должности главного бухгалтера Федерального агентства воздушного транспорта. Женат, имеет сына.


Реклама