В пользу природы

Окружающая среда — ценность и собственность всего общества, забота о ней помогает сохранить нашу планету. Бухгалтер тоже вносит свой вклад.

О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Платеж за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается с 2002 года, тогда как экологический сбор введен Законом от 29 декабря 2014 г. № 458‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 458‑ФЗ). Тиражирование или самостоятельный налог? Давайте разбираться.

Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 Закона от 24 июня 1998 г. № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89‑ФЗ), в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (ст. 24.5 Закона № 89‑ФЗ). Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства России от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется за загрязнение экологии химикатами, связанными со сферой производства. Экологический сбор оплачивается по факту выпуска или импорта готовой продукции, которая утратила свои свойства и не подлежит дальнейшему использованию.

Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из России (п. 4 ст. 24.5 Закона № 89‑ФЗ).

Отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год (постановление Правительства России от 8 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее — Постановление № 1073)).

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018–2020 годы утверждены распоряжением Правительства России от 28 декабря 2017 г. № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018–2020 годы».

Администрирование

Доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы России (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 7, 8 ст. 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83‑ФЗ).

Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 24.5 Закона № 89‑ФЗ).

Согласно Бюджетному кодексу неналоговые доходы, в частности экологический сбор, входят в группу, единую для бюджетов бюджетной системы России «Налоговые и неналоговые доходы». При этом согласно статье 41 Бюджетного кодекса перечень неналоговых доходов открытый.

Порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора установлен постановлением Правительства № 1073.

Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним является бюджетным полномочием администратора доходов (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

Администратором доходов по экологическому сбору является Росприроднадзор. В целях обеспечения эффективности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы России приказом Росприроднадзора от 19 апреля 2017 г. № 188 утверждены Методические рекомендации по администрированию Росприроднадзором и его территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы России (далее — Методические рекомендации).

Виды налогов (включая экологический сбор за импорт товаров, наносящих вред окружающей среде), взимание которых возложено на таможенные органы, утверждены решением Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378.

Средства, поступившие от экологического сбора в бюджеты бюджетной системы, имеют целевой характер использования. Они расходуются посредством реализации государственных программ России в форме предоставления субсидий субъектам России на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами. Указанные субсидии федерального бюджета предоставляются в порядке, утвержденном Правительством России (п. 10 ст. 24.5 Закона № 89‑ФЗ).

Форма акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22 августа 2016 г. № 489 «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора» (приложение 1).

Бюджетный учет

Для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных на него согласно законодательству функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат, в части расчетов по доходам от уплаты экологического сбора и платы за негативное воздействие на окружающую среду применяется синтетический счет объекта учета 0 205 23 000 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» (п. 77 Инструкции № 162н).

Для учета расчетов по суммам доходов за проведение государственной экологической экспертизы применяется синтетический счет объекта учета 0 205 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия» (п. 77 Инструкции № 162н).

Методология бюджетного учета расчетов по прочим неналоговым доходам указана в пунктах 77, 78 Инструкции № 162н. Обратите внимание, что согласно Сопоставительной таблице кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 году, к кодам, применяемым в 2019 году, коды 1 12 01000 01 0000 120 и 1 12 08010 01 0000 120 увязаны с подстатьей 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Код 1 15 07010 01 0000 140 увязан с подстатьей 145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия» КОСГУ (письмо Минфина России от 19 июля 2018 г. № 02-08-10/50877).

58_1.png

Начисление доходов бюджетов осуществляется на основании первичных документов, подтверждающих возникновение права требования к плательщику денежных средств в доход соответствующего бюджета, и отражается бухгалтерской записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 205 00 000 «Расчеты по доходам», 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 100 «Доходы хозяйствующего субъекта» (п. 5 Методических рекомендаций).

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) — дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

Основание для начисления в бухгалтерском (бюджетном) учете неналоговых доходов, в том числе экологического сбора, следует отразить в соответствующем разделе учетной политики учреждения.

ПРИМЕР

Администратором поступлений экологического сбора отражена операция по учету неналогового дохода бюджета, возникшего вследствие применения норм гражданского законодательства.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 1 205 23 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами»
Кредит 1 401 10 123
«Доходы по платежам при пользовании природными ресурсами»
— начислен неналоговый доход экологического сбора;

Дебет 1 210 02 120
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от собственности»
Кредит 1 205 23 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами»
— расчеты с финорганом по факту зачисления экологического сбора.

В связи с тем что счет 0 205 23 000 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» применяется с 1 января 2018 года, учреждениям необходимо перенести в межотчетный период исходящие остатки 2017 года с учетом реклассификации по соответствующим аналитическим счетам счета 0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» (п. 5 раздела 1 «Формирование и представление бюджетной отчетности» приложения к письму Минфина России от 13 июля 2018 г. № 02-06-07/49174, Казначейства России № 07-04-05/02-14766).

Ответственность

Ответственность в случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки установлена Правилами взимания экологического сбора, утвержденными Постановлением № 1073.

В указанном случае администратор экологического сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора.

Если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке.

Взгляд в будущее

В целях обеспечения единства системы требований к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету активов и обязательств России, субъектов России и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее — бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее — бухгалтерская (финансовая) отчетность) обязателен к применению начиная с 2019 года СГС «Доходы».

Доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба, прочие доходы от необменных операций являются отдельными учетными группами доходов в целях применения СГС «Доходы».

Признание в бухгалтерском учете доходов от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей осуществляется субъектами учета, осуществляющими в соответствии с бюджетным законодательством полномочия администратора доходов бюджетов (п. 15 СГС «Доходы»).

Согласно пункту 18 СГС «Доходы» принятие к бухгалтерскому учету доходов от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, отражается в оценке, определенной на основе данных, полученных из налоговых (таможенных) деклараций (расчетов) или иных документов в соответствии с законодательством России о налогах и сборах, правом Евра­зийского экономического союза.

Объектом бухгалтерского учета доходов от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба являются отдельные виды доходов от принудительных изъятий, штрафов и иных санкций с учетом оснований их возникновения согласно бюджетной классификации (п. 33 СГС «Доходы»).

Доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба признаются в бухгалтерском учете на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба, в частности, при вступлении в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определения о наложении судебного штрафа, при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом (договором, соглашением) неустоек (штрафов, пеней) (п. 34 СГС «Доходы»).

Раскрытие информации о доходах в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в Пояснительной записке к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, где раскрывается следующая информация:

  • о положениях учетной политики, устанавливающих особенности признания доходов субъектом учета;
  • о доходах в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот (скидок);
  • о доходах от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанных в текущем отчетном периоде, и характер указанных ценностей;
  • об основных видах безвозмездно полученных услуг (работ);
  • о суммах дебиторской задолженности, признанной по необменным операциям;
  • о суммах изменений доходов будущих периодов по видам доходов;
  • о суммах обязательств по авансовым поступлениям.

Реклама