Централизованные поставки

#?16219?# Централизованное снабжение материальными ценностями не редкость в деятельности любого учреждения. В Инструкции по бюджетному учету дан определенный перечень записей, которые следует сделать бухгалтеру. Однако жизнь не всегда может следовать книжным канонам. На практике случаются ситуации, о которых ничего не сказано в нормативных актах. Как оформить такие операции?

А.Ю. Ильина, эксперт журнала «Бюджетный учет»

Заказчиком по договору централизованной поставки является вышестоящее учреждение (ГРБС, к примеру). Оно заключает с поставщиком любой организационно-правовой формы соответствующий договор и производит все расчеты (п. 237 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, далее по тексту статьи – Инструкция № 25н). Вышестоящее учреждение должно направить в адрес нижестоящего учреждения (грузополучателя) Извещение (ф. 0504805) о том, что поставщик материальных ценностей их отправил. Документ высылают в двух экземплярах. По получении товара и принятии его на учет грузополучатель обязан сообщить об этом заказчику, направив ему второй экземпляр Извещения (п. 239 Инструкции № 25н). Заказчик, получив ответное извещение (акты на недостачу и порчу ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей), производит соответствующие бухгалтерские записи в регистрах учета. Если нижестоящее учреждение не получит матценности в срок, достаточный для их транспортировки, об этом также необходимо сообщить заказчику.

Подробнее
Для учета вышестоящим учреждением поставок централизованного снабжения предназначен счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению». Здесь учитывают материальные ценности, оплаченные заказчиком и отгруженные нижестоящим учреждениям в рамках централизованного снабжения. При получении заказчиком подтверждения от грузополучателя о принятии ценностей на учет их стоимость списывается с указанного счета.
Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (форма № 0504055) по каждому учреждению (грузополучателю).

 

Бюджетный учет
1. В Инструкции № 25н разобрана ситуация, когда грузополучатель является подведомственным заказчику учреждением.
Вышестоящее учреждение (заказчик) должно сделать нижеследующие записи.
Дебет 1 206 00 000 (1 206 19 560, 1 206 20 560, 1 206 22 560)
«Расчеты по выданным авансам» («Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств», «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение нематериальных активов», «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»)
Кредит 1 201 01 610, 0 304 05 000 (1 304 05 310, 1 304 05 320, 1 304 05 340)
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов», «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» («Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств», «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению нематериальных активов», «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов»)
– на сумму перечисленного аванса поставщику;

Дебет 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340)
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»)
Кредит 1 302 19 730 (1 302 20 730, 1 302 22 730)
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» («Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»)
– на сумму отправленных грузополучателю ценностей (основание – счета, накладные, полученные от поставщика);

Дебет 1 302 19 830 (1 302 20 830, 1 302 22 830)
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»)
Кредит 1 206 00 000 (1 206 19 560, 1 206 20 560, 1 206 22 560)
«Расчеты по выданным авансам» («Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств», «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение нематериальных активов», «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»)
– на сумму уменьшения кредиторской задолженности в счет перечисленных ранее авансов за полученные ценности.

Одновременно с этим вышестоящее учреждение высылает грузополучателю или централизованной бухгалтерии Извещение (ф. 0504805). К нему прилагается копия счета поставщика на отправленные в адрес грузополучателя материальные ценности. При этом делают проводку:

Дебет 1 302 19 830 (1 302 20 830, 1 302 22 830)
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» («Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»)
Кредит 1 201 01 610, 0 304 05 000 (1 304 05 310, 1 304 05 320, 1 304 05 340)
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов», «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» («Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств», «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению нематериальных активов», «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов»)
– на сумму окончательной оплаты счета поставщика.

Если грузополучатель обнаружил, что товары поставлены не в полном объеме или они испорчены, то в учете заказчика (вышестоящего учреждения) должна быть сделана запись:
Дебет 1 302 19 830 (1 302 20 830, 1 302 22 830)
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» (Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»)
Кредит 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340)
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»)
– на сумму недостачи, порчи ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии их подведомственным учреждением (основание – акты, поступившие от грузополучателя).

Нижестоящее учреждение (грузополучатель) отражает операции по централизованным поставкам таким образом.
При получении Извещения (ф. 0504805) и копии счета поставщика на отправленные в адрес грузополучателя и полученные материальные ценности делают запись:
Дебет 1 106 01 310
«Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кредит 1 304 04 310
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств»
– на сумму поступивших основных средств;

Дебет 1 106 02 320
«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»
Кредит 1 304 04 320
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов»
– на сумму поступивших нематериальных активов;

Дебет 1 106 04 340
«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит 1 304 04 340
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»
– на сумму поступивших материалов или возвратной тары.

Если к моменту получения Извещения товары, отправленные поставщиком, не дошли до грузополучателя запись такова:
Дебет 1 107 00 000 (1 107 01 310, 1 107 02 320, 1 107 03 340)
«Нефинансовые активы в пути» («Увеличение стоимости основных средств в пути», «Увеличение стоимости нематериальных активов в пути», «Увеличение стоимости материалов в пути»)
Кредит 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340)
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»)
– на сумму нефинансовых активов, отправленных поставщиком, но не полученных грузополучателем.
При получении указанных в предыдущей проводке активов делают запись:
Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320, 1 106 04 340)
«Вложения в нефинансовые активы» («Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»)
Кредит 1 107 00 000 (1 107 01 310, 1 107 02 320, 1 107 03 340)
«Нефинансовые активы в пути» («Увеличение стоимости основных средств в пути», «Увеличение стоимости нематериальных активов в пути», «Увеличение стоимости материалов в пути»).

2. Как уже было сказано выше, жизнь не ограничивается прописными истинами. Централизованные поставки распространяются и на те учреждения, которые не находятся в ведомственной подчиненности заказчика. В данном случае некоторые операции отражают иначе, чем рассмотренные нами. Ответ на вопрос «как именно», можно найти в письме Федерального казначейства от 29 декабря 2005 г. № 42-7.1-01/2.2-397.
Так, помимо всего прочего, заказчик на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков делает запись:
Дебет 1 401 01 241
«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 302 19 730 (1 302 20 730, 1 302 22 730)
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» («Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»).

А бухгалтер грузополучателя – учреждения, неподведомственного заказчику, на суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов оформляет проводку:
Дебет 1 106 01 310 (1 106 02 320, 1 105 00 000)
«Увеличение капитальных вложений в основные средства» («Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Материальные запасы»)
Кредит 1 401 01 180
«Прочие доходы».

3. При централизованных поставках грузополучателям, состоящим на других бюджетах бюджетной системы РФ, заказчик должен оформить такую запись:
Дебет 1 401 01 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 302 19 730 (1 302 20 730, 1 302 22 730)
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» («Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»).
– на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков.

Грузополучатель – учреждение, состоящее на другом бюджете бюджетной системы, делает нижеследующую бухгалтерскую запись:

Дебет 1 106 01 310 (1 106 02 320, 1 105 00 000)
«Увеличение капитальных вложений в основные средства» («Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Материальные запасы»)
Кредит 1 401 01 151
«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
– на суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов.
4. В указанном нами письме Федерального казначейства рассмотрена также ситуация, когда материальные ценности поставляются грузополучателю со склада вышестоящего учреждения.
Заказчик оформляет такие записи:
Дебет 1 106 01 310 (1 106 02 320, 1 105 00 000)
«Увеличение капитальных вложений в основные средства» («Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Материальные запасы»)
Кредит 1 302 19 730 (1 302 20 730, 1 302 22 730)
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» («Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»).
– на суммы полученных ценностей согласно документам поставщиков;

Дебет 1 101 00 000 (1 102 00 000)
«Основные средства» («Нематериальные активы»)
Кредит 1 106 01 410 (1 106 02 420)
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства» (Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы)
– на суммы принятых к бухгалтерскому учету объектов основных средств, нематериальных активов, отправленных получателям.

Последующее распределение материальных ценностей со склада заказчика отражается так:
Дебет 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340)
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»)
Кредит 1 101 00 000 (1 102 00 000, 1 105 00 000)
«Основные средства» («Нематериальные активы», «Материальные запасы»)
– на суммы ценностей, отправленных подведомственным получателям;

Дебет 1 401 01 241
«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 101 00 000 (1 102 00 000, 1 105 00 000)
«Основные средства» («Нематериальные активы», «Материальные запасы»)
– на суммы ценностей, отправленных грузополучателям, неподведомственным заказчику;

Дебет 1 401 01 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 101 00 000 (1 102 00 000, 1 105 00 000)
«Основные средства» («Нематериальные активы», «Материальные запасы»)
– на суммы ценностей, отправленных грузополучателям – учреждениям, состоящим на других бюджетах.

Получение материальных ценностей в учете грузополучателя отражается такими проводками:

– у грузополучателя, подведомственного заказчику
Дебет 1 101 00 000 (1 102 00 000, 1 105 00 000)
«Основные средства» («Нематериальные активы», «Материальные запасы»)
Кредит 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340)
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»)
– на суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов;

у грузополучателя – учреждения, неподведомственного заказчику
Дебет 1 101 00 000 (1 102 00 000, 1 105 00 000)
«Основные средства» («Нематериальные активы», «Материальные запасы»)
Кредит 1 401 01 180
«Прочие доходы»
– на суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов;

у грузополучателя – учреждения, состоящего на другом бюджете бюджетной системы
Дебет 1 101 00 000 (1 102 00 000, 1 105 00 000)
«Основные средства» («Нематериальные активы», «Материальные запасы»)
Кредит 1 401 01 151
«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
– на суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов.


Кстати
Централизованные поставки нефинансовых активов учреждениям не являются некассовыми операциями. Указанные операции соответствующие получатели бюджетных средств отражают в отчете об исполнении бюджета в части оплаты поставщикам приобретенных нефинансовых активов как кассовый расход (п. 4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 3 июля 2006 г. № 02-14-10а/1725, 42-7.1-15/2.1-275).

 
Про тару

Также не стоит забывать о таре, в которой были поставлены товары.
Если по условиям договора тару нужно вернуть, то по получении документов от грузополучателя на отправленную возвратную тару и предъявлении за нее счета поставщику заказчик делает запись:
Дебет 1 206 22 560 (1 401 01 272)
«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов» («Расходование материальных запасов»)
Кредит 1 304 04 340
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»
– на сумму предъявленного счета (на сумму разницы между ценой приобретения тары и ценой, по которой она возвращена поставщику).

При получении средств за возвратную тару делают проводку:
Дебет 1 201 01 510 (1 210 02 440)
«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета» («Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов»)
Кредит 1 206 22 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов».

Заметим, если возвратная тара приобреталась в прошлом году, заказчику следует внести ее стоимость в доход соответствующего бюджета. Указанные суммы отражают на счете 1 210 02 440 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов».

При отправке поставщику возвратной тары грузополучатель высылает вышестоящему учреждению все документы, подтверждающие отправку тары, с указанием ее количества, цены и стоимости и оформляет проводку:
Дебет 1 304 04 340
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 105 00 000
«Материальные запасы»
– на стоимость возвратной тары.

Обратите внимание: если тара, в которой поставлялись товары, не подлежит возврату, ее учитывают в составе поступивших материальных ценностей. При этом заказчик делает записи:
Дебет 1 304 04 340
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
– на сумму невозращаемой тары;

Дебет 1 302 22 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 05 340 (0 201 01 610)
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов» («Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»)
– на сумму оплаты указанной тары.

У грузополучателя проводки будут такими:
Дебет 1 106 04 340
«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит 1 304 04 340
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»
– получена тара;

Дебет 1 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 1 106 04 440
«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
– приняты к учету материальные запасы.


Реклама