О том, как не наступить на одни грабли дважды

У многих еще свежи воспоминания о сдаче годовой отчетности за 2006 год. Об основных ошибках, которые делали бухгалтеры и о том, как их избежать, нам рассказала И.Н. КОЛЧИНА, начальник отдела консолидированной отчетности Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства.

– Инна Николаевна, давайте для начала поговорим о том, какие были нарушения при отражении операций со средствами от приносящей доход деятельности при включении их в состав соответствующего бюджета?
– В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса доходы учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
В настоящее время эта норма уже реализована отдельными субъектами Российской Федерации в части включения в бюджет указанных доходов.
Однако в нарушение установленных требований средства, полученные от приносящей доход деятельности, при включении их в соответствующий бюджет после уплаты налогов и иных обязательных платежей не перечисляются в доходы соответствующего бюджета, а остаются в распоряжении учреждений. Операции по использованию указанных средств учитываются на соответствующих счетах 40603 «Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации», 40703 «Счета негосударственных предприятий. Некоммерческие организации», открытых бюджетным учреждениям в учреждениях Банка России и кредитных организациях либо в органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Неперечисление средств от приносящей доход деятельности на счета бюджетов является нарушением принципов кассового исполнения бюджетов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в этом случае вынуждены в отчетность соответствующего публично-правового образования трансформировать отчетную информацию учреждений по внебюджетной деятельности.

Отражались ли средства, полученные от приносящей доход деятельности, в составе доходных источников бюджетов?
– Да, были случаи отражения средств, полученных от приносящей доход деятельности, в составе доходных источников бюджетов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации 000 3 00 00000 00 0000 000 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». На самом деле их следует учитывать по следующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации:
000 1 13 03020 02 0000 130 (000 1 13 03030 03 0000 130, 000 1 13 03040 04 0000 130, 000 1 13 03050 05 0000 130, 000 1 13 03050 10 0000 130) «Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации».

– Следует ли учреждениям ставить имущество казны на баланс и проводить его инвентаризацию?
– Как гласит статья 240 Бюджетного кодекса, все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету. Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации (органах местного самоуправления), на которые возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом в порядке, определенном положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года № 25н (далее – Инструкция № 25н). Однако, как показали результаты приема годовой отчетности за 2006 год, многие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не провели работу по инвентаризации имущества казны и постановке его на учет, тем самым значительно занизив балансовую величину – чистую стоимость активов, характеризующую финансовый результат их деятельности.

– Возникли ли проблемы при отражении операций, связанных с передачей имущества в рамках реализации национальных проектов и федеральных целевых программ?
– Да, проблемы были. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими порядок и условия передачи в собственность субъектов Российской Федерации объектов нефинансовых активов, организационная работа по учету заявленного и полученного имущества возложена на уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако не во всех субъектах Российской Федерации эта работа была организована должным образом, и соответственно не была обеспечена своевременная постановка на учет полученного имущества. В связи с этим хотелось бы рекомендовать уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить контроль за надлежащим выполнением требований постановлений Правительства Российской Федерации по организации учета имущества, полученного из федеральной собственности, и его целевого использования.

– Давайте поговорим о межбюджетных трансфертах. Какие здесь возникли трудности? Каковы основные ошибки бухгалтеров?
На протяжении ряда лет отдельные финансовые органы субъектов Российской Федерации в годовой отчетности не отражают кредиторскую задолженность перед Российской Федерацией по займам, связанным кредитам, гарантиям, по которым наступил срок платежа.
В то же время, по данным Минфина России, указанные долговые обязательства числятся за высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должны быть поставлены на учет и отражены в бюджетной отчетности финансовых органов субъектов Российской Федерации.
Следует обратить внимание на то, что все взаимоотношения, возникающие между субъектами Российской Федерации и Российской Федерацией, должны быть отражены как у главных распорядителей средств федерального бюджета, так и финансовых органов субъектов Российской Федерации. Невыполнение приказов Минфина России по взаимным операциям или неверное отражение этих операций приводит к неправильному формированию финансовым органом субъекта Российской Федерации отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а следовательно, и отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации, формируемого Федеральным казначейством.

– Выявлены ли нарушения принципов отражения операций с межбюджетными трансфертами в отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации?
– И без этого не обошлось. Так, например, в отчете об исполнении консолидированного бюджета одного из субъектов Российской Федерации установлено нарушение этих принципов, связанное с применением кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, не предназначенного для учета межбюджетных трансфертов. По завершении бюджетного года трансферты, полученные муниципальным образованием, были отражены по соответствующему коду доходов бюджетной классификации Российской Федерации 000 1 17 01000 00 0000 180 «Невыясненные поступления». В результате чего консолидация внутренних оборотов по доходам и расходам в части целевых средств и безвозмездных поступлений была осуществлена с нарушением установленных правил.

– Какие еще выявлены операции, осуществляемые при исполнении бюджетов, не соответствующие требованиям нормативных правовых документов?
– Были выявлены нарушения, связанные с отражением операций по обязательствам, возникшим в связи с привлечением кредитов (заимствований) за счет средств от приносящей доход деятельности.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации учреждениям запрещено привлекать кредиты (займы).
Однако в отдельных консолидированных балансах субъектов Российской Федерации присутствуют данные по обязательствам, возникшим в связи с привлечением кредитов (займов) за счет средств от приносящей доход деятельности (по счету бюджетного учета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»).

– Инна Николаевна, что вы можете сказать об отчетности государственных внебюджетных фондов?
– При проверке и анализе показателей форм годовой отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2006 год также выявлены нарушения, связанные с отражением операций с межбюджетными трансфертами.
В нарушение установленных требований государственными внебюджетными фондами (за исключением Пенсионного фонда Российской Федерации) при осуществлении операций с межбюджетными трансфертами были применены коды классификации расходов бюджетов Российской Федерации, не предназначенные для их учета.
Так, средства, переданные Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования отражены по подразделу «Здравоохранение» (0901) функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, подстатье «Перечисление другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (251) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а не по разделу «Межбюджетные трансферты» (1100) функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Средства, переданные Фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС) на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в бюджеты субъектов Российской Федерации, отражены по подразделу «Социальное обеспечение населения» (1003) функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, подстатье «Пособия по социальной помощи населению» (262) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В результате применения указанных кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации не обеспечено соответствие осуществляемых операций с межбюджетными трансфертами их экономическому содержанию.

– Обеспечили ли государственные внебюджетные фонды правильное формирование данных по начисленным доходам бюджетов?
– Не совсем. Начисление доходов в 2006 году всеми государственными внебюджетными фондами производилось в объемах кассовых поступлений, что противоречит положениям Инструкции № 25н.
При этом необходимо отметить, что данные о начисленной дебиторской задолженности по доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов, администрирование которых закреплено за федеральными органами исполнительной власти (Федеральной налоговой службой) и созданными ими учреждениями, включаются в отчетность об исполнении бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда на основании данных отчетности, представленной администраторами поступлений. В случае если эти администраторы поступлений отчетность не представили, то поступления должны быть отражены государственными внебюджетными фондами только по кассовым данным в отчете об исполнении бюджета.

– Какие еще возникли проблемы при приеме отчетности об исполнении бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования?
–У территориальных фондов обязательного медицинского страхования по завершении бюджетного года остались незакрытыми расчеты с бюджетными учреждениями (в их балансах присутствует дебетовый остаток по счету бюджетного учета 0 302 15 000 «Расчеты по социальным пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»), что явилось нарушением принципов отражения операций по исполнению бюджета.
Операции по передачесредств территориальными фондами обязательного медицинского страхования учреждениям здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках программ обязательного медицинского страхования являются кассовым расходом и не должны оставаться по окончании отчетного периода на счетах бюджетного учета по учету расчетов.

– В продолжение темы о фондах. Нередки ситуации, когда сумма произведенных учреждением-работодателем расходов по государственному социальному страхованию превышает сумму начисленного ЕСН. В данном случае Фонд социального страхования обязан возместить разницу. Но на практике ФСС зачастую не выполняет свои обязанности. Как быть в этом случае?
– Действительно, существует такая проблема. Дело в том, что Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 22) установлено, что в случае превышения суммы произведенных расходов по государственному социальному страхованию над суммой начисленного ЕСН средства на осуществление (возмещение) расходов выделяются из бюджета ФСС за соответствующий отчетный период, подтверждающий начисление расходов по государственному социальному страхованию.
Указанная норма приводит к образованию в учреждениях значительных сумм дебиторской задолженности относительно фонда. В целях урегулирования данного вопроса Фонду социального страхования Российской Федерации следует принять меры по оперативному рассмотрению документов, подтверждающих произведенные расходы по государственному социальному страхованию, и перечислению средств на их возмещение.

Беседу вела А.Ю. Ильина,редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет"



Реклама