Субсидии, субвенции – все для народа

Порядок предоставления субсидий и субвенций учреждениям меняется с завидным постоянством. Вот и опять не так давно вышел приказ Минфина России от 29 марта 2007 г. № 28н. О том, что нового в этом документе, мы побеседовали с С.С. БЫЧКОВЫМ – начальником отдела методологии исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России.

– Станислав Сергеевич, для начала давайте определимся с тем, кому могут предоставляться субсидии и субвенции.
– Здесь нужно обратиться к пункту 40 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. № 126 «О мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год"» (далее по тексту – Постановление № 126). Там сказано, что средства федерального бюджета, предусмотренные главным распорядителям в соответствии со сводной бюджетной росписью в форме субсидий и субвенций, могут предоставляться организациям любой организационной формы (для этого они должны открыть счета в банке, на которые будут перечислены денежные средства) и бюджетным учреждениям.

– Насколько я знаю, в 2007 году Минфин России утвердил новый приказ о порядке предоставления субсидий и субвенций. Кто теперь его устанавливает?
– Я думаю, вы говорите о приказе Минфина России от 29 марта 2007 г. № 28н «О порядке предоставления субсидий и субвенций за счет средств федерального бюджета бюджетным учреждениям» (далее – Приказ № 28н). Для организаций порядок разрабатывает соответствующий орган, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации (или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно- правовому регулированию в установленной сфере деятельности). При этом учитывают отраслевые особенности. Эти правила согласовывают с Минфином России. А для учреждений нормы разрабатывают сами сотрудники финансового ведомства. В данном случае Минфину России предоставляется более широкий круг полномочий. Правила предоставления субсидий и субвенций учреждениям должны быть предусмотрены либо непосредственно соответствующим приказом Минфина, или же должна быть предусмотрена отсылочная норма, определяющая, кем эти правила разрабатываются и в каком порядке они утверждаются. Иными словами, Минфин России делегирует права по определению учреждений – получателей субсидий (субвенций) соответствующим органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности). Те в свою очередь разрабатывают необходимые для этого правила (порядок).

– Так как же должны быть разграничены указанные полномочия в идеале?
– На мой взгляд, целесообразно будет сделать так:

  1. Минфин России должен утверждать общие Правила (без учета отраслевых особенностей). В частности, регулировать вопросы предоставления субсидий и субвенций, связанные с выбором типов бюджетных учреждений по признаку подведомственности органу государственной власти, уполномоченному предоставлять субсидии или субвенции. Кроме того, Минфин России должен утверждать правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных учреждений;

  2. орган, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), должен утверждать правила отбора бюджетных учреждений, претендующих на получение субсидий или субвенций, которыми устанавливаются формы заявок на предоставление субсидий и субвенций, критерии отбора и т. д. Указанный орган также должен устанавливать порядок контроля за использованием полученных учреждениями субсидий или субвенций (включающий порядок предоставления отчетности об использовании целевых средств, полученных бюджетными учреждениями).

– В чем выражается преимущество такой нормы?
– Это позволяет более четко разграничить предметы регулирования между Минфином России и органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности). Раньше было как? Одновременное утверждение Правил Минфином и органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности), приводило к дублированию норм нормативно-правовой базы, описывающих механизм предоставления субсидий и субвенций учреждениям. Это вызывает определенные сложности в правоприменительной практике в связи с возможными коллизиями дублирующих норм.

– Приведите, пожалуйста, пример такого дублирования?
– Конечно. Рассмотрим положения постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 89 и соответствующие нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы оказания господдержки учреждениям высшего профессионального образования и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 2006-2007 годах. В соответствии с указанным постановлением порядок предоставления субсидий на внедрение инновационных образовательных программ разрабатывается Министерством образования и науки Российской Федерации. Он утвержден 9 июня 2006 г. (приказ Минобрнауки № 143). В 2006 году в соответствии с пунктом 38 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. № 101, приказом Минфина России от 6 апреля 2006 г. № 54н утвержден порядок предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям. Так вот. Пункты 3–5 этих нормативных актов практически дословно повторяют друг друга. Помимо этого, правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных учреждений также были установлены как приказом Минфина № 54н, так и приказом Минобрнауки № 143. А почему? Потому, что не были четко разграничены предметы регулирования между Минфином России и Минобрнауки в области установления правил предоставления соответствующих субсидий и субвенций.

– А как быть с тем, что Минфин России имеет приоритет, установленный пунктом 40 Постановления № 126, в части утверждения механизма предоставления субсидий и субвенций учреждениям в целом?
– Пользуясь своим правом, Минфин России установил общий рамочный критерий определения учреждений, которым могут быть предоставлены субсидии (субвенции) (п. 4 Приказа № 28н). В соответствии с ним перечисление субсидий (субвенций) учреждению осуществляется уполномоченным получателем – ГРСБ или находящимся в его ведении получателем средств федерального бюджета, если бюджетные учреждения не находятся в ведении уполномоченного получателя (за исключением случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации).

Не противоречит ли это Концепции реформирования бюджетного процесса, в соответствии с которой финансирование учреждений осуществляется только на основе бюджетной сметы?
– Нет. Указанный принцип будет реализован в полном объеме при введении в действие положений Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса». В соответствии с изменениями учреждения не смогут получать субсидии (субвенции) из бюджетов. Теоретически такой подход к финансированию учреждений можно обосновать тем, что разнообразные формы финансирования бюджетных учреждений являются причиной уменьшения прозрачности и контролируемости расходов бюджетов, так как по определению приводят к увеличению числа счетов по учету соответствующих операций со средствами бюджетов. Так, например, в 2006 году субсидии из средств федерального бюджета федеральным учреждениям в соответствии с приказом Минфина России от 6 апреля 2006 г. № 54н перечислялись на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете № 40503, с последующим отражением операций с субсидиями (субвенциями) на соответствующих лицевых счетах учреждений.
В настоящее время находящаяся на стадии переходного периода система финансирования учреждений пока предусматривает субсидии (субвенции). Но уже сейчас можно вводить ряд ограничений по предоставлению субсидий (субвенций) учреждениям с целью постепенного приведения к единой системе финансирования.

– Кому не предоставляются субсидии (субвенции)?
– Пунктом 4 Приказа № 28н установлено, что субсидии (субвенции) не предоставляются подведомственным уполномоченному получателю учреждениям. Исключение составляют случаи, предусмотренные Правительством Российской Федерации. К ним относят, к примеру, ситуации, связанные с возникновением расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению грантов учреждениям – победителям конкурсов, проводимых уполномоченным получателем. Так, Федеральное агентство по науке и инновациям (далее – Агентство) осуществляет предоставление субвенций на гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых – докторов наук, на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации, финансирование организационно-технического и информационного обеспечения проведения конкурсов за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Агентству на эти цели (основание – постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 260). Тем самым, поскольку до проведения конкурса неизвестен круг получателей субсидий, действие пункта 4 Приказа №28н без ограничений (исключений) автоматически исключит из участия учреждения, подведомственные уполномоченному получателю (в рассматриваемом случае Агентству).

– Какой документ является основанием для предоставления субсидий (субвенций)?
– Это соглашение (договор), заключаемое учреждением с уполномоченным получателем. В нем должны быть предусмотрены размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий (субвенций), порядок предоставления отчетности о результатах выполнения получателем субсидий (субвенций) предусмотренных соглашением мероприятий.

– К слову об отчетности. В 2006 году для территориальных органов была установлена новая отчетная форма – Отчет об использовании субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и местным бюджетам. Зачем?
– Эта форма позволяет Минфину России иметь информацию об остатках субсидий (субвенций), переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет), контроль за использованием которых возложен на органы Федерального казначейства. Указанный отчет формируется ежеквартально и с учетом интересов и запросов пользователей – Минфина России и главных распорядителей средств федерального бюджета.

– В каком порядке осуществляется перечисление субсидий (субвенций) на счета федеральных учреждений?
– Перечисление производится на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России (иных кредитных организациях) на балансовом счете № 40503 с последующим отражением в установленном порядке операций с полученными субсидиями (субвенциями) на лицевых счетах федеральных учреждений. Зачисление субсидий (субвенций) отражают по коду бюджетной классификации 000 3 03 02010 01 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям».

– Есть ли какие-либо особенности для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений?
– В данном случае денежные средства перечисляют на счета, открытые в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), получателям субсидий (субвенций) – учреждениям, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации (муниципального образования), или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
В соответствии с пунктом 5 Приказа № 28н отражение операций с полученными субсидиями (субвенциями) осуществляется в порядке, установленном для использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Рассматривая в совокупности пункт 3 и пункт 5 Приказа № 28н, можно сделать вывод о том, что учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным учреждениям субсидии (субвенции) направляются непосредственно на лицевые счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, или на лицевые счета указанных учреждений на дополнительное финансирование, открытые в финансовом органе на балансовом счете № 40201 (№ 40204). Это зависит от варианта открытия лицевых счетов.

Беседу вела А.Ю. Ильина, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Реклама