Теория и практика финансового контроля
Органы государственного финансового контроля, уполномоченные определенным уровнем власти, осуществляют контрольные мероприятия в рамках бюджетного законодательства. Эти функции должны выполняться строго в плановом порядке или по специальным заданиям соответствующего уровня власти и правоохранительных органов. Как это бывает на практике, рассказывает А.И. Бирюков, заместитель начальника управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, кандидат экономических наук.
Взаимодействие
Орган государственного финансового контроля составляет план контрольно-ревизионной работы на год, который утверждается в соответствии со своим регламентом деятельности. Взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется на основе специально разработанного и утвержденного нормативно-правового акта – совместного приказа. Например: приказ Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)».
Аналогичные положения было бы полезно разработать и утвердить на своем уровне и в пределах своей компетенции участникам бюджетного процесса, исполняющим бюджеты различных уровней. Это поможет решить одну из важнейших задач взаимодействия органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов – повышение эффективности и целевого использования бюджетных средств.
На заметку
Очень часто задают вопрос: «Может ли контролер-ревизор, работник правоохранительного органа, депутат и так далее прийти в бюджетную организацию и, предъявив служебное удостоверение, приступить к ревизии (проверке)?»
Конечно, нет, так как проводить ревизии и проверки может только орган, к компетенции которого относится данная контрольная функция. Для этого контролеру-ревизору выдается специальный документ, обязательно подписанный руководителем, назначившим ревизию или проверку, или лицом им уполномоченным. Проверьте, чтобы эти подписи были заверены печатью указанного органа государственного финансового контроля.
Кроме удостоверения работник контрольно-ревизионного органа также должен иметь служебное удостоверение установленного образца. Именно его вместе со специальным документом на право проведения ревизии проверяющий обязан предъявить руководителю проверяемого учреждения.
Сколько это будет продолжаться?!
Бюджетное законодательство, в том числе и Бюджетный кодекс Российской Федерации, ничего не говорит о периодичности проведения ревизий и проверок, их длительности и т. д. Неужели все это устанавливают органы государственного финансового контроля? Конечно нет.
Более внимательно прочтем Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Пункт 4 этого документа требует «признать необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а так же на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета». То есть периодичность ревизий и проверок достаточно четко определена.
Что касается сроков проведения ревизии (проверки), состава ревизионной группы и ее руководителя или контролера-ревизора, то все это определяет руководитель органа государственного финансового контроля с учетом объема работы выполнения конкретной задачи ревизии (проверки) и особенностей ревизуемой организации. Как правило, срок ревизии не превышает 45 календарных дней. Но руководитель органа госфинконтроля может изменить установленный срок по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы или контролера-ревизора.
Эти и другие требования регламентированы приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» (далее – Инструкция № 42н).
Законодательные коллизии
К сожалению, в настоящее время Инструкция № 42н создает множество правовых коллизий. Дело в том, что абзац 3 пункта 1 гласит: «указанный вид государственного финансового контроля проводится Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации и контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов Российской Федерации». Но с июля 2004 года этого департамента в составе Минфина России нет, а его функции в ходе административной реформы органов исполнительной власти в Российской Федерации были переданы Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор). Это закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
Требуйте план-график
Нужно отметить, что вопросы осуществления ревизии или проверки определяются программой или перечнем ее основных вопросов. Этот документ включает тему ревизии, период ее охвата, перечень вопросов, подлежащих ревизии, объекты и т. д. Программа утверждается руководителем органа государственного финансового контроля.
Очень часто случается, что контролер-ревизор не предъявляет ревизуемой организации этот документ. Правильно ли это? В тексте Инструкции № 42н нет ответа на данный вопрос. Я считаю, что наряду с необходимыми для начала ревизии (проверки) документами контролер-ревизор должен предъявить программу или перечень основных вопросов ревизии или проверки. Оснований для этого несколько.
Во-первых, последующий контроль осуществляется после завершения проверяемого периода времени. Следовательно, никакого элемента внезапности здесь и в помине нет, так как все документы подшиты, отчетность использования бюджетных средств рассмотрена и принята вышестоящим органом и т. д.
Во-вторых, контролеры-ревизоры часто сетуют на то, что проверяемая сторона не всегда быстро представляет для проверки соответствующие документы. На мой взгляд, это как раз случается потому, что проверяющий не предъявил программу ревизии (проверки). Решение этой, на первый взгляд маленькой, проблемы состоит в том, что не нужно скрывать от проверяемой организации программу ревизии (проверки), а наоборот, на ее основе составить план-график представления проверяемой стороной необходимых документов. Это сбережет время и контролера-ревизора, и бухгалтера.
Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095. Избранное.
Пункт 4. Признать необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.
Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Инструкция № 42н. Избранное.
Пункт 1 абзац 3. «Указанный вид государственного финансового контроля проводится Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации и контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее – контрольно-ревизионный орган) в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 276 "О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1204) и от 6 августа 1998 г. № 888 "О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст. 4007)».