Работа бухгалтера – максимум качества учета
«Места не столь отдаленные» стараются не упоминать всуе, чтобы зря не дергать черта за хвост. Как говорится, от сумы и тюрьмы… Между тем в системе Федеральной службы исполнения наказания работает почти две тысячи бухгалтерских служб – согласитесь, хозяйство огромное. О специфике ведения учета в этом ведомстве мы узнали у главного бухгалтера ФСИН России В.С. Валезнева.
– Владимир Сергеевич, не спрашиваю, с какого подхода прошла сдача годового отчета, – знаю, что с первого почти никто не сдал. Спрошу, с какими трудностями пришлось столкнуться?
– Знаете, у нас особый подход к годовому отчету, поэтому мы всегда сдаем его с первого раза и почти без замечаний. Секрет – в большой подготовительной работе с территориальными органами. К примеру, в этом году мы направляли им методические указания о составлении годовой отчетности, отслеживали, чтобы программные продукты были приведены в соответствие с требованиями Минфина и главной бухгалтерии ФСИН России, поскольку новая инструкция предполагает дополнение отчетных данных формами по специфике деятельности.
Особенных проблем с годовым отчетом в этом году не было. Трудности, которые возникали при его составлении, были связаны преимущественно с несовершенством некоторых форм программного продукта, который мы используем. Дело в том, что в некоторых подразделениях территориальных органов до сих пор недостаточен уровень автоматизации учета.
– С чем это связано?
– В основном с реорганизацией предприятий, входящих в нашу систему. В связи с этим за минувшие два года количество бюджетополучателей в нашем ведомстве увеличилось на 757 учреждений. Естественно, всех их предстоит обеспечить техникой.
Но дело не только в этом. Бухгалтерские службы уголовно-исполнительной системы не могли похвастаться укомплектованностью компьютерами и на момент перехода на новые правила ведения бюджетного учета. Это стало самой большой сложностью при переходе на новый план счетов. На первое января 2005 года обеспеченность компьютерной техникой наших подведомственных учреждений составляла всего 47 процентов от потребности. Но благодаря поддержке руководства нам удалось за последние два года увеличить этот показатель до 70, а в территориальных органах и до 100 процентов. Правда, вопрос о дооснащении бухгалтерий учреждений и органов УИС персональными компьютерами и программными продуктами по ведению бюджетного учета еще предстоит решить.
Но, несмотря на эти проблемы, сегодня нам даже есть, чем гордиться: в 2006 году в ФСИН России впервые была запущена технология сдачи отчетности в центр в режиме online по ведомственным цифровым каналам связи. Теперь территориальные органы через Интернет со своих рабочих мест могут вводить, корректировать данные, проверять ошибки в отчетах в режиме реального времени. Такая возможность у них появилось благодаря активной работе по развитию Автоматизированной системы управления обеспечением деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, которая велась весь прошлый год. После полного завершения работ подсистема передачи данных свяжет федеральный (центр) и региональные (территориальные управления) уровни современными высокоскоростными каналами связи. Эта система позволит эффективно управлять финансово-экономическими и бухгалтерскими службами.
– Наверное, переход на новый план счетов все-таки сослужил добрую службу бухгалтерам в плане автоматизации?
– Можно сказать, да. Но в целом всем последователям Луки Пачоли пришлось нелегко в этот период. Ведь все новое как минимум настораживает, как максимум пугает. Не явился исключением и переход на новый план счетов. Бухгалтерские службы нововведениям предпочитают постоянство в своей работе. А если сравнить Инструкцию № 107н с № 70н и № 25н, то общего в них только слово «учет». Даже слово «бухгалтерский» заменен на «бюджетный».
Исправительные колонии зачастую находятся, как принято называть, в местах не столь отдаленных и являются градообразующими объектами. Комплектование их бухгалтерских служб происходит за счет кадрового потенциала поселков. А он, к сожалению, не омолаживается, а, наоборот, стареет. И значительному числу бухгалтеров старой закалки нововведения пришлись не по душе. К тому же новый бюджетный учет предполагает использование компьютерной техники, а многие сотрудники преклонного возраста оказались не способными научиться работать на ПК. Для них это был сильнейший психологический стресс и непреодолимый барьер перед переходом на Инструкцию № 70н.
А вот на Инструкцию № 25н мы перешли почти безболезненно. Некоторые проблемы возникали, но не с самим отчетом, а с пояснительной запиской, в которой некоторые формы недостаточно раскрыты для подачи информации. Местами приходится гадать, какие цифры здесь имеются в виду.
– Что бы вам хотелось доработать в Приказах № 25н и № 5н в связи с этим?
– Я как практик могу сказать, что желательно уже ничего не менять… Достаточно изменений.
– Владимир Сергеевич, вы сказали, что компьютерная обеспеченность ведомства на сегодня составляет 70 процентов. А как обстоят дела с обеспеченностью кадрами? Есть ли с этим трудности?
– Мы недавно проводили мониторинг среди главных бухгалтеров территориальных органов. В результате получилось, что стаж работы в этой должности у 20 процентов из них не превышает трех лет, у 30 процентов – попадает в промежуток от трех до пяти лет, у 33 процентов – от пяти до десяти. И только 17 процентов главбухов работает в этой должности свыше десяти лет. То есть в последние три – пять лет половина наших кадров обновилась. Во многом этому способствовало реформирование бюджетного учета.
Но обновление кадров не решает кадровой проблемы как таковой. В нашем ведомстве она есть, как и у всех бюджетников. Особенно ощутимо это в сельской местности. За последние несколько лет сокращение аттестованных должностей в составе бухгалтерий учреждений привело к оттоку высококвалифицированных работников. Конечно, это не лучшим образом повлияло на качество бухгалтерского учета и отчетности, усложнило переход на ведение бюджетного учета по новой Инструкции.
Дело в том, что аттестованные сотрудники (преимущественно главные бухгалтеры) получают надбавку за звание. Но после сокращения должностей среднего начальствующего состава рядовые бухгалтеры стали гражданскими служащими. Естественно, что теперь их зарплата, особенно на селе, мягко говоря, невысокая. Молодежь к нам приходит только за практикой: поработает пару–тройку лет и уходит в коммерцию. Поэтому мы в последнее время всерьез озабочены комплектованием в перспективе должностей главных бухгалтеров и их заместителей.
Конечно, мы стараемся всячески поощрять наших сотрудников. К примеру, каждый год по результатам представления годовой и полугодовой отчетности и ко дню бухгалтера руководитель службы подписывает приказ о премировании сотрудников бухгалтерских и экономических служб. Время от времени наши бухгалтеры получают ведомственные медали и почетные знаки отличия, грамоты за профессиональные заслуги. Согласитесь, что признание является очень сильной мотивацией к новым профессиональным успехам.
– При Федеральной службе исполнения наказания создан Методсовет по бюджетному учету?
– В соответствии с указаниями Минфина России 25 марта 2005 года вышел внутриведомственный приказ о проведении первоочередных мероприятий по переходу службы на применение Инструкции по бюджетному учету № 70н. В соответствии с ним и был создан Методсовет. В него вошли наиболее опытные, прогрессивные бухгалтеры территориальных органов, представители финансово-экономической и правовой служб ФСИН России. Включение юристов в состав Методсовета было обдуманным решением, поскольку принятие нормативных документов, регламентирующих ведение учета в учреждениях исполнения наказания, – прямая обязанность этого органа. Поэтому его работа без правовой службы невозможна, хотя и не может компенсировать материальный достаток.
– Стал ли этот орган действенным инструментом в решении специфических проблем ведения учета в учреждениях сферы исполнения наказания? Ведь известно, что в некоторых федеральных службах Методсовет создавался для отписки…
– Нет, наш методический совет действительно помогает в работе. Особенно это было ощутимо в первое время, пока не были внесены изменения в Инструкцию № 70н относительно счетов по учету средств во временном распоряжении. У наших учреждений возникало много вопросов, связанных с депозитными счетами, куда зачислялись личные средства заключенных. Много трудностей было связано и со спецификой учета вещимущества осужденных и сотрудников. На заседаниях Методсовета все эти вопросы поднимались, обсуждались, и совместно с Минфином прорабатывались предложения по внесению изменений в Инструкцию № 70н. Нужно отдать должное разработчикам инструкций по бюджетному учету: при разработке Приказа № 25н все наши просьбы были учтены.
Но сейчас, положа руку на сердце, Методсовет собирается раз в полгода – встречаться чаще просто нет возможности. Во-первых, его члены – практики с огромными объемами работ, во-вторых, многие живут в удаленных регионах. Для них добираться в Москву и долго, и дорого.
– Какой самый острый вопрос стоит сегодня у Методсовета на повестке дня?
– Самые актуальные на сегодняшний день вопросы связаны с выполнением требований Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Дело в том, что наши предприятия, находящиеся при подведомственных учреждениях, не подходили под понятие «коммерческие» и выполняли по своей сути социальные функции. Руководство приняло решение об их преобразовании в центры трудовой адаптации, где осужденные будут работать, чтобы получить определенные навыки, а не прибыль или средства к существованию. Этот опыт был перенят у зарубежных коллег и уже начал оправдывать себя в российской действительности. Вопросы специфики ведения учета в таких учреждениях мы и должны будем обсудить на заседании Методсовета в ближайшее время.
– Владимир Сергеевич, кто имеет право осуществлять проверку работы вашей бухгалтерской службы?
– Проверяют нас практически все контрольные органы, которые существуют в России: Счетная Палата России, Росфиннадзор, налоговая, антимонопольная службы, Рособоронзаказ, Контрольное управление при президенте. Кажется, все…
– Интересно, вы когда-нибудь выходите из состояния проверки?
– И не говорите… Недавно проводили анализ проверок, которые у нас прошли в 2006 году за 2005 финансовый год и соотнесли численность проверяющих и рабочих дней. Получили около 11 тысяч человеко-часов, то есть 254 человеко-дня. При том что в году всего 248 рабочих дней. Сейчас мы находимся в ожидании очередной проверки. Кроме того, у нас есть и своя главная внутриведомственная контрольно-ревизионная инспекция, которая проверяет территориальные органы. Что греха таить, есть проблемы и с ведением учета, и с сохранностью материальных ценностей и денежных средств. Как говорится, в семье не без урода.
– Можете выделить самых строгих контролеров?
– Все по-своему строги, все очень серьезно подходят к проверкам. Часто проверяющие помогают нам в работе: обнаруженная и проанализированная ошибка позволяет сделать учет более совершенным. Но иногда приходится отстаивать свою правоту даже в судебном порядке.
– Владимир Сергеевич, как давно вы работаете в этой системе?
– Можно сказать, что всю свою жизнь. Я пришел в органы внутренних дел в 1983 году, сразу после окончания экономического факультета Московского института управления (сейчас – Государственный университет управления).
– А вы сразу пришли в бухгалтерию?
– Нет, вначале я работал экономистом в отделе себестоимости в псковском территориальном органе. А в 1984-м стал ревизором и прошел в этом направлении, можно сказать, все ступени профессионального роста: ревизор, старший ревизор, начальник контрольно-ревизионного управления. Напрямую с бухгалтерской работой я столкнулся только в 1991 году, когда мне предложили стать главным бухгалтером ТУ – территориального управления. А в центральном аппарате я работаю уже пять лет, три из них в должности главного бухгалтера.
– Выходит, что вам есть с чем сравнить. И какая работа вам более по душе: экономиста, бухгалтера или ревизора?
– Знаете, всякая работа хороша, но она, как жена: немножко терплю, немножко люблю, немножко хочу другую. Любой человек всегда к чему-то стремится, всегда что-то ищет.
– Если бы не нужно было думать о материальном благополучии, какую профессию вам еще хотелось бы освоить?
– Иногда у меня возникает желание помастерить что-нибудь своими руками. Но так кардинально менять род деятельности мне пока не хочется.
– Работа главного бухгалтера – сильное психологическое напряжение. Как вы предпочитаете отдыхать, когда у вас выдаются свободные дни?
– Я очень люблю театр. Стараюсь каждый выходной ходить на какой-нибудь спектакль. Это для меня самая лучшая релаксация.
– Есть какой-нибудь любимый спектакль?
– Ой, их много. Я очень люблю «Ленком», где много прекрасных актеров, интересных спектаклей. Наверное, больше всего из них мне нравятся «Королевские игры». А недавно открыл для себя театр «Et Cetera». Но в Москве вообще очень много хороших театров, где удивительно талантливые актеры, гениальные режиссеры.
– Никогда сами не мечтали стать актером?
– Нет. Я личность не фотогеничная, поэтому в актеры не очень гожусь.
– Ну это вы на себя наговариваете! И что, вот так с детства и мечтали быть финансистом?
– Нет, конечно. Выбор профессии я делал уже после службы в армии на рабочем факультете. Тогда в стране были очень востребованы экономисты, и мне это было на руку, поскольку к инженерным специальностям тяги и способностей у меня не было.
– Седьмого апреля празднуется Всемирный день здоровья. Удается ли при таком напряженном графике вести здоровый образ жизни?
– Стараюсь. Этой зимой несколько раз ходили кататься на коньках в «Эрмитаже». Правда, встать на лыжи в этом году так и не удалось. Раньше я регулярно, три раза в неделю, занимался в тренажерном зале бодибилдингом. Работа сидячая, поэтому какая-нибудь физическая нагрузка просто необходима. Естественно, что это хорошо сказывалось и на здоровье, и на настроении. Сейчас, правда, работа совсем затянула, времени на занятия не остается.
– Интервью будет опубликовано в апрельском номере. Можете ли рассказать о самом удачном первоапрельском розыгрыше с вашим участием?
– Первоапрельский вспомнить сложно. А вот пошутить и разыграть кого-нибудь удавалось. У меня есть брат-близнец. Естественно, нас все путали. Конечно, мы с удовольствием пользовались нашей поразительной схожестью для розыгрышей и не только. К примеру, когда учились в университете (а учились мы в одной группе), иногда сдавали друг за друга экзамены. И никто даже не замечал подмены.
– Интересно, какие предметы сдавал за вас брат?
– Мне совершенно не нравилась теория вероятности, а он ее любил, поэтому и отдувался за нас двоих на экзаменах. В свою очередь я сдавал хозяйственные механизмы управления, которые мне были намного ближе, чем ему.
– А вас сейчас не путают? А то можно было бы сдавать друг за друга отчеты.
– Нет. С возрастом мы стали менее похожи. Профессия, образ жизни, манера общаться, характер – все это накладывает отпечаток на внешность.
Наша справка
Владимир Сергеевич Валезнев
Дата рождения: 14 ноября 1956 года.
Место рождения: город Псков.
Образование: высшее, окончил в 1982 году – Московский ордена Трудового Красного знамени институт управления им. С. Оржоникидзе.
Специальность по образованию: экономист по организации управления.
В уголовно-исполнительной системе с 1983 года.
На должности главного бухгалтера ФСИН России с 2003 года.
Специальное звание: полковник внутренней службы.
Женат, взрослая дочь.