Реорганизация бюджетных учреждений

Проведение административной реформы в органах исполнительной власти Российской Федерации в ряде случаев сопровождается процессом передачи подведомственных им бюджетных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации, то есть реорганизацией. О тонкостях этого процесса мы и поговорим.

Реорганизация бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с решением главного распорядителя (учредителя) о реорганизации, оформленным в установленном законодательством порядке постановлением Правительства Российской Федерации и (или) правовым актом федерального органа исполнительной власти.
У главных распорядителей и у органов, организующих кассовое исполнение бюджета, большое количество вопросов вызывает отражение в бюджетном учете и отчетности процесса передачи реорганизуемых учреждений в ведение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Рассмотрим процедуру реорганизации федерального учреждения путем передачи его в ведение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также типовые бухгалтерские записи, оформляемые в процессе передачи:  главным распорядителем (учредителем), в ведении которого находится реорганизуемое учреждение; территориальными органами Федерального казначейства при кассовом исполнении федерального бюджета; главным распорядителем бюджета субъекта Российской Федерации, в ведение которого передается учреждение; финансовым органом субъекта Российской Федерации. 

I. Реорганизуемое учреждение в соответствии с письмом Минфина России от 16 июня 2003 г. № 03-01-01/08-176 на установленную учредителем дату реорганизации составляет передаточный баланс в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой квартальной и месячной бюджетной отчетности», акты приемки-передачи активов и обязательств, которые представляются главному распорядителю (учредителю), в ведении которого оно находилось до передачи, а также финансовому органу субъекта Российской Федерации, которому передается учреждение. При этом Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) заверяется в территориальном органе Федерального казначейства, где реорганизуемому учреждению открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета.
Одновременно учреждение составляет Акт приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) в разрезе кодов расходов передаваемых им, подписанный руководителем и главным бухгалтером, который также направляется главному распорядителю (учредителю), в ведении которого оно находилось до передачи.
II. Главный распорядитель средств федерального бюджета, в ведении которого находится передаваемое учреждение вносит изменения в бюджетную роспись путем уменьшения соответствующих ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных для реорганизуемого учреждения на текущий финансовый год, и увеличения ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по разделу 1100 «Межбюджетные трансферты» и оформляет эти операции в учете следующими бухгалтерскими записями:
уменьшение ассигнований и лимитов обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации

Дебет 1 503 01 000
«Бюджетные ассигнования»
Кредит 1 501 01 000
«Утвержденные лимиты бюджетных обязательств»
со знаком «минус»;

увеличение ассигнований и лимитов обязательств по разделу 1100 «Межбюджетные трансферты»
Дебет 1 503 01 251
«Бюджетные ассигнования по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 501 01 251
«Утвержденные лимиты бюджетных обязательств по расходам за счет перечислений другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

После внесения изменений в бюджетную роспись главный распорядитель готовит Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) на сумму внесенных изменений по разделу 1100 «Межбюджетные трансферты» и на основании его оформляет бухгалтерскую запись по отражению в учете задолженности перед бюджетом субъекта Российской Федерации:
Дебет 1 401 01 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 302 12 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

На основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) главный распорядитель отражает в своем учете погашение задолженности перед бюджетом субъекта в размере кассовых расходов, произведенных передаваемым учреждением, и оформляет бухгалтерскую запись:
Дебет 1 302 12 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 304 05 251
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Аналогичной проводкой главный распорядитель оформляет перечисление оставшейся суммы задолженности в бюджет субъекта российской Федерации.

Для отражения процедуры передачи реорганизуемого учреждения в бюджетном учете органов, организующих кассовое исполнение федерального бюджета (территориальных органах Федерального казначейства) и бюджета субъекта Российской Федерации, главный распорядитель направляет им следующие документы:
– управлению федерального казначейства, где открыт лицевой счет  реорганизуемого учреждения, копию подписанного Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) и «отрицательное» расходное расписание  на отзыв лимитов бюджетных обязательств;
– управлению федерального казначейства, где открыт его лицевой счет, расходное расписание на доведение лимитов бюджетных обязательств по разделу 1100 «Межбюджетные трансферты» и экземпляр подписанного Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095);
– финансовому органу субъекта Российской Федерации, где будет открыт лицевой счет передаваемого учреждения, Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) и Акт приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095).
III. Управление Федерального казначейства, в котором  открыт лицевой счет реорганизуемого учреждения, на основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) и «отрицательного» расходного расписания, полученного от главного распорядителя списывает с лицевого счета реорганизуемого учреждения и оформляет бухгалтерские записи:
по произведенным кассовым расходам
Дебет 1 212 00 560
«Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета»
Кредит 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета» в разрезе соответствующих счетов аналитического учета;

по отозванным лимитам бюджетных обязательств
Дебет 1 501 05 000
«Полученные лимиты бюджетных обязательств»
в разрезе соответствующих счетов аналитического учета
Кредит 1 501 03 000
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» в разрезе соответствующих счетов аналитического учета
со знаком «минус».

После проведения указанных операций Федеральное казначейство закрывает лицевой счет передаваемого учреждения.

IV. Управление Федерального казначейства, в котором  открыт лицевой счет главного распорядителя, отражает на нем на основании расходного расписания лимиты бюджетных обязательств и на основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) кассовые расходы по разделу 1100 «Межбюджетные трансферты» и оформляет бухгалтерские записи:
на лимиты бюджетных обязательств
Дебет 1 501 05 251
«Полученные лимиты бюджетных обязательств по расходам за счет перечислений другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1501 03 251
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет перечислений другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

на принятые кассовые расходы
Дебет 1 402 01 251
«Выбытия средств бюджета за счет перечислений другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 309 00 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета».
Перечисление главным распорядителем (распорядителем) оставшейся суммы средств по разделу 1100 «Межбюджетные трансферты» осуществляется на основании платежных поручений, представленных главным распорядителем (распорядителем), и оформляется бухгалтерской записью:
Дебет 1 402 01 251
«Выбытия средств бюджета за счет перечислений другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 202 01 610
«Выбытия средств с единого счета бюджета».

V. Финансовый орган субъекта Российской Федерации, в который передается бюджетное учреждение:

– как администратор поступлений в бюджет на основании полученного Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) производит начисление дебиторской задолженности по поступлениям от федерального бюджета, вносит изменения в бюджетную роспись путем увеличения ассигнований и оформляет бухгалтерскую запись:

Дебет 1 205 05 560
«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 401 01 151
«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

а на основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) на сумму произведенных учреждением кассовых расходов отражает погашение задолженности федерального бюджета и поступление этих средств в бюджет субъекта и оформляет бухгалтерскую запись:
Дебет 1 210 02 151
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 205 05 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

– как орган, организующий исполнение бюджета, отражает на основании Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) и Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) поступление в бюджет межбюджетных трансфертов и проведенные за счет этих средств кассовые расходы и оформляет бухгалтерскую запись:
Дебет 1 402 01 000
«Результат по кассовому исполнению бюджета» в разрезе соответствующих счетов аналитического учета
Кредит 1 402 01 151
«Поступления в бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
открывает передаваемому учреждению лицевой счет, на котором отражаются все кассовые расходы, проведенные учреждением до момента его передачи в бюджет субъекта Российской Федерации.

VI. В части внебюджетной деятельности.
Отражение операций по передаче (принятию) остатка денежных средств, поступивших доходов и  кассовых расходов осуществляется на основании выписки с лицевого счета и Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) по внебюджетной деятельности, составленных на дату реорганизации и заверенных в территориальном органе Федерального казначейства, где реорганизуемому учреждению был открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета.
При этом в учете у передающей стороны остатки денежных средств на начало года и обороты текущего года по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета отражаются со знаком «минус» (после чего лицевой счет учреждения по внебюджетной деятельности закрывается), а у принимающей – со знаком «плюс» на вновь открытом лицевом счете.
Мы рассмотрели процесс отражения в бюджетном учете операций по передаче федеральных бюджетных учреждений в бюджет субъекта Российской Федерации. Аналогичным образом может осуществляться передача бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных образований и обратно.

Заместитель начальника управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства Е.В. ВОЛОДИНА.


Реклама