Налоговые льготы

Вопрос налоговых льгот с годами не теряет своей актуальности. Зачастую эта область законодательства вызывает множество разногласий.

В связи с неточными формулировками в законодательных и нормативных актах до сих пор нет единого мнения относительно налогов на имущество и транспорт. В частности, споры разгорелись вокруг бюджетных учреждений и ФГУП Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Казалось бы, Налоговый кодекс Российской Федерации однозначно трактует этот вопрос. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 транспортные средства (для взимания транспортного налога) и имущество (для взимания налога на имущество организаций), принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не являются объектами налогообложения.


Подробнее
Федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) приравненная к ней служба, в России довольно много. В частности, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» под военной службой понимается «особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также… во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны… и других войсках, воинских формированиях и органах». Аналогичная норма содержится в других федеральных законах.

Таким образом, перечисленные федеральные органы исполнительной власти в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», а также другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, имеют право на льготу при уплате налога на имущество и транспортного налога. Однако территориальные налоговые органы по-разному трактуют положения Налогового кодекса в этой части, но как правило, не в пользу налогоплательщиков.

Позиция Минфина
Минобороны России было вынуждено обратиться в Правительство Российской Федерации. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфин России письмом от 5 августа 2004 г. № 01-02-01/03-1625 разъяснил, что не является объектом обложения вышеуказанными налогами. Финансисты пришли к выводу, что имущество (при условии использования его для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации) и транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления Минобороны России как федеральному органу исполнительной власти, включая имущество, находящееся в учреждениях Минобороны России, не являющихся юридическими лицами. То есть учреждения и ФГУП Минобороны России, зарегистрированные в установленном порядке в качестве юридических лиц, должны уплачивать транспортный налог и налог на имущество в соответствии НК РФ .
Впоследствии Минфин России направил налоговым органам для использования в работе письмом от 3 марта 2006 г. № 03-06-01-02/09 разъяснения по вопросу обложения транспортным налогом и налогом на имущество организаций транспортных средств и имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. В этом документе финансисты подтвердили позицию, ранее изложенную в письме от 5 августа 2004 г. № 01-02-01/03-1625.
Аналогичная точка зрения высказана Минфином России в письме от 29 ноября 2006 г. № 03-06-01-02/48 по вопросу уплаты земельного налога, налога на имущество организаций и транспортного налога военно-медицинскими и оздоровительными, образовательными, научными и иными учреждениями и предприятиями ФСБ России.

Анализ на наглядном примере
На примере Минобороны России проанализируем законодательство Российской Федерации, определяющее порядок закрепления за Вооруженными Силами Российской Федерации, их подведомственными учреждениями и ФГУП имущества.
Минобороны России – федеральный орган исполнительной власти. В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, оно является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (пункт 2 Положения). В пределах своей компетенции Минобороны осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (подпункт 71 пункта 7 Положения).
Из положений Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-Ф3 «Об обороне» следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункта 12 статьи 1). В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации право федеральной собственности на имущество Вооруженных Сил означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не учреждений и ФГУП Минобороны, за которыми оно закреплено (или им предоставлено) во владение, пользование и распоряжение.
На праве хозяйственного ведения имущество передается ФГУП, входящим в структуру Минобороны России. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (статья 295 ГК РФ).
На праве оперативного управления имущество закрепляется за организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены статусом учреждения (статья 296 ГК РФ). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (статья 298 ГК РФ).
Таким образом, транспортные средства и имущество учреждений и ФГУП Минобороны России являются федеральной собственностью и закрепляются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за учреждениями и ФГУП Минобороны России, которые входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Следовательно, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 и подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса указанные транспортные средства и имущество учреждений и ФГУП Минобороны России не являются объектами налогообложения соответственно по транспортному налогу и налогу на имущество организаций (при условии использования его для нужд обороны).

Мнение суда
Судебная практика показывает, что единой позиции по данному вопросу нет и у судебных органов. Многие суды в 2005–2006 годах принимали решения о законности применения льгот военными учреждениями и ФГУП Минобороны России (юридическими лицами) при уплате налога на имущество и транспортного налога. Например, Постановления ФАС Московского округа от 13 июля 2005 г. № КА-А41/5948-05, от 7 ноября 2005 г. № КА-А41/10811-05, от 15 ноября 2005 г. № КА-А41/11039-05, от 21 сентября 2006 г. № КА-А40/8976-06, от 11 октября 2006 г. № КА-А41/9878-06 и др.; ФАС Уральского округа от 7 декабря 2005 г. № Ф09-5558/05-С7, от 16 февраля 2006 г. № Ф09-663/06-С1; Северо-Западного округа от 1 ноября 2005 г. № А56-45695/2004 и другие.
Вместе с тем другими судебными органами решения принимались не в пользу учреждений и ФГУП Минобороны России (юридических лиц) (постановления ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2005 г. № А42-13441/04-20, от 14 октября 2005 г. № А13-1616/2005-05, от 28 октября 2005 г. № А42-871/2005-20).
В августе 2005 года Минобороны России подало заявление в Высший Арбитражный Суд РФ о признании писем Минфина России недействительными, но определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 августа 2005 г. № 10805/05 это дело было прекращено.

Точка или многоточие?
Вместе с тем точку в данной проблеме поставил Президиум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 21 ноября 2006 г. № 7290/06 (по заявлению ФГУП «488 военно-картографическая фабрика» Минобороны России). Этим документом Президиум Высшего Арбитражного Суда определил, что в целях применения статьи 374 Налогового кодекса под имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Причем с обязательной поправкой: «используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации».
Таким образом, при применении льготы по налогу на имущество не должно иметь значения, является какое-либо учреждение или ФГУП Минобороны России юридическим лицом или не является таковым. Следовательно, учреждения и ФГУП как Минобороны России, так и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, обоснованно могут применять льготу по налогу на имущество, установленную подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ. По аналогии можно сделать вывод о том, что транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления и хозяйственного ведения учреждениям и ФГУП Минобороны России, зарегистрированным в установленном порядке в качестве юридических лиц, также не являются объектом обложения транспортным налогом.
Минобороны России в порядке надзора подало заявление в Президиум ВАС Российской Федерации о признании недействующими писем Минфина России от 5 августа 2004 г. № 01-02-01/03-1625, от 3 марта 2006 г. 03-06-01-02/09, и от 29 ноября 2006 г. № 03-06-0102/48. Этот вопрос будет рассмотрен на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в конце января 2007 года .

В.Д. ПРОКОПЧУК, начальник отдела методологии бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения Главного финансово-экономического управления Минобороны России.


Реклама