Госзаказ: есть противоречия

В редакцию «Бюджетного учета» поступил вопрос: не противоречат ли требования Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ по заключению государственных контрактов на поставки товаров, работ и услуг для госнужд требованиям статьи 71 Бюджетного кодекса? Ответить мы попросили И.Ю. Гарнова, руководителя отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений ООО «А. И. Аудит-Сервис».

Действительно, нормы Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (далее по тексту – Закон) и Бюджетного кодекса о порядке заключения государственных контрактов в части ограничений на осуществление различных конкурсных процедур несколько отличаются друг от друга.

В чем разница?
Согласно статье 71 Бюджетного Кодекса на основе государственных или муниципальных контрактов, заключаемых на конкурсной основе, осуществляются все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 200 000 рублей. Контракты заключаются в порядке, предусмотренном параграфом 4 главы 30 Гражданского кодекса (п. 2 ст. 9 Закона).
А в соответствии с требованиями Закона нормативы заключения государственных контрактов несколько иные:
– при стоимости закупки, не превышающей установленного Центральным Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами (в настоящее время он равен 60 000 рублей) – без заключения государственного контракта (подп. 2 ст. 1 Закона);
– при закупке стоимостью от 60 000 до 250 000 рублей заключается госконтракт путем проведения конкурсных торгов или запроса котировок. Применительно к последнему способу заметим: использовать его можно лишь при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок (письмо Минэкономразвития России от 17 декабря 2004 г. № Д07-871);
– при закупке стоимостью свыше 250 000 рублей – заключение государственного контракта исключительно путем проведения конкурсных торгов (п. 2 ст. 42 Закона).
Учитывая описанные выше случаи несовпадения нормативов заключения государственных контрактов Пленум ВАС РФ в постановлении от 22 июня 2006 г. № 24 (далее – Постановление) указал, что применение норм Закона возможно если:
– учреждению делегированы полномочия государственного (муниципального) заказчика;
– соответствующие товары (работы, услуги) закупаются для государственных (муниципальных) нужд. Под ними понимают обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности учреждения в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации (ст. 3 Закона).
Если вышеуказанные условия выполняются, то учреждение должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона. Исключение составляют случаи, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую 60 000 рублей (п. 2 ст. 1 Закона).
Кроме того, поскольку бюджетное финансирование выделяется учреждению для выполнения им своих уставных функций, коими и является обеспечение государственных (муниципальных) нужд, нормы Бюджетного кодекса и Закона в части бюджетных средств, действуют параллельно. Другими словами, нормы Закона в части обязательности проведения конкурсных торгов при стоимости контрактов от 200 000 до 250 000 рублей применяют с ужесточением в соответствии с требованиями статьи 71 Бюджетного кодекса.


Подробнее
В процедуре проведения конкурсов появилось много изменений. Срок подачи заявок на участие в конкурсе снижен с 45 до 30 дней. Кроме публикации извещения в печатном издании обязательной является публикация на официальном сайте. Впервые легализован допуск иностранцев к участию в конкурсах. Требования к участникам торгов жестко ограничены, поэтому заказчик не вправе самостоятельно их определять. Помимо всего прочего предусмотрена возможность представления заявок на участие в конкурсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками. Это позволяет добиться конфиденциальности содержания конкурсных заявок.

Про собственные нужды
В Постановлении также сказано, что приобретение учреждениями товаров, работ и услуг для собственных нужд на сумму, не превышающую 200 000 рублей, осуществляется «на основании договоров, заключенных в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом» (без применения норм Закона).
Однако казначейство не согласно с такой позицией (письмо Федерального Казначейства от 29 сентября 2006 г. № 42-7.1-15/9.1-386 «По вопросам ведения  реестра государственных контрактов с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 24»). Чиновники аргументируют свою точку зрения таким образом. Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Целью создания учреждения является осуществление государственных функций и оказание государственных услуг, а не извлечение прибыли в коммерческих целях. Из этого следует, что учреждение не имеет ни собственных средств, ни собственных нужд.
Кроме того, Закон вообще не содержит понятия «собственные нужды» и при этом источником финансирования потребностей Российской Федерации в закупке товаров, осуществления работ и услуг, устанавливает средства федерального бюджета Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и внебюджетные средства (ст. 3 Закона). Таким образом, учреждение не имеет правовых оснований разделять производимые расходы на «собственные» и «государственные» нужды и при осуществлении закупок товаров, осуществления работ и услуг на сумму более 60 000 рублей, должно руководствоваться нормами Закона.
Сотрудники Федерального казначейства направили соответствующее письмо в Минэкономразвития России и Минфин России с просьбой высказать свою позицию в виде официального разъяснения.

Внимание!
В настоящее время подготовлены изменения и дополнения к Бюджетному Кодексу, которые снимут противоречия статьи 71 Кодекса и Закона.


Подробнее
С 1 января 2006 года в процедуре проведения конкурсов появилось много изменений. Срок подачи заявок на участие в конкурсе снижен с 45 до 30 дней. Кроме публикации извещения в печатном издании обязательной является публикация на официальном сайте. Впервые легализован допуск иностранцев к участию в конкурсах. Требования к участникам торгов жестко ограничены, поэтому заказчик не вправе самостоятельно их определять. Помимо всего прочего предусмотрена возможность представления заявок на участие в конкурсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками. Это позволяет добиться конфиденциальности содержания конкурсных заявок.
Про ответственность
На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 2500 до 20 000 рублей за (ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ):
• несоблюдение ограничений при размещении заказов путем запроса котировок цен на одноименные товары, одноименные работы, одноименные услуги и при закупке одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг;
• размещение заказа без заключения муниципального контракта;
• нарушение порядка размещения заказа;
• предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа;
• направление недостоверных сведений или внесение их в реестр муниципальных контрактов и в реестр недобросовестных поставщиков;
• заключение муниципального контракта с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок;
• изменение условий муниципального контракта, если возможность их изменения не предусмотрена федеральным законом.


Реклама