Актер второго плана
История прокуратуры насчитывает более 280 лет. За это время менялись нравы, властители, появлялись и исчезали чины, менялись некоторые функции этого государственного органа, но суть прокурорского надзора оставалась неизменной. «Прокурор является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма», – писали историки начала XX века. К сожалению, до наших дней не дошли образы людей, без работы которых не представляется возможным жизнь этого ведомства, – финансистов. Мы решили исправить такое недоразумение.
– Олег Николаевич, 12 января работники прокуратуры отмечают свой профессиональный праздник. Расскажите, пожалуйста, как давно вы работаете в этой системе? – поинтересовались мы у руководителя финансово-экономического отдела Генпрокуратуры О.Н. Жукова.
– В Генеральной прокуратуре Российской Федерации я работаю с апреля 2003 года. Сначала занимал должность главного специалиста, а с сентября 2005 года был назначен начальником финансово-экономического отдела. До этого служил заместителем начальника финансово-экономического отдела одного из управлений Министерства обороны Российской Федерации.
– Трудно ли руководить финансовой службой такой крупной структуры?
– Трудно, очень ответственно, но вместе с тем интересно.
– Расскажите о специфике ведения учета в органах прокуратуры.
– Пожалуй, учет для главных распорядителей бюджета сегодня поставлен на единую платформу. Специфика может быть связана только с тем, какой программный продукт был выбран ведомством, каков уровень технического оснащения бухгалтерских служб. Многое зависит и от профессионализма работников бухгалтерий в использовании автоматизированного инструментария на каждом рабочем месте.
Для органов прокуратуры единое автоматизированное учетное пространство не красивые слова, а реальность, которая позволяет представлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации управленческие квартальные отчеты через неделю после отчетной даты и проверять их за три дня. Для достижения данного результата была проделана огромная работа в течение четырех лет в тесном сотрудничестве с нашими консультантами из Центра компьютерных технологий «Каисса» и сегодня у нас много планов для еще большей оптимизации учетного процесса. Например, осуществление функций бюджетного планирования, адаптация и интеграция бюджетного, складского учета и учета договоров в Генпрокуратуре, автоматизация администрирования доходов и расходов бюджетных средств, визуализация результатов анализа управленческой отчетности для управления финансово-хозяйственной деятельностью ведомства и другие. Все это планируется осуществить на основе программного продукта на платформе одного из известных разработчиков ПО для бухгалтерского учета при консультационной поддержке ЦКТ «Каисса» с использованием сети цифровых каналов связи.
– Генеральная прокуратура имеет разветвленную структуру. Все ли подразделения предоставляют вам финансовую отчетность?
– Да, все учреждения, входящие в систему органов прокуратуры: прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения.
– Интервью будет опубликовано в январском номере, в канун сдачи отчетности за 2006 год. Как вы думаете, будет ли проще ее собрать в этот раз, чем в 2005 году?
– Думаю, что да, если в оставшееся время Минфин России и Федеральное казначейство больше не будут изменять требования к составлению бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств.
Сдача годовой отчетности за 2005 год прошла достаточно успешно благодаря большой предварительной работе: процесс перехода осуществлялся автоматизированным способом. Особенно приятно было услышать оценку наших усилий по формированию годовой отчетности от руководителя Федерального казначейства Т.Г Нестеренко. на совещании в Минфине России с главными распорядителями средств федерального бюджета 16 марта 2006 года. Тогда Генеральная прокуратура Российской Федерации была названа одним из двенадцати главных распорядителей, которые представили достоверный и качественный отчет в установленные приказом Минфина России сроки.
– Большинство министерств и ведомств передало свои учебные заведения в ведение Министерства образования РФ. Генеральная Прокуратура оставила их за собой. Чем было обосновано это решение?
– Мне трудно ответить на ваш вопрос, ведь принятие такого решения – прерогатива руководства Генеральной прокуратуры, но я думаю, что это вызвано особым конституционным статусом нашего ведомства, а также спецификой его деятельности. Могу только с уверенностью сказать, что трудностей в учете в связи со спецификой образовательных учреждений у нас не возникает. Ведь вузы – такие же бюджетополучатели, как и любая прокуратура субъекта РФ.
– В связи с реформированием бюджетного учета Министерство финансов РФ рекомендовало всем министерствам и ведомствам создать координационные или методологические советы по бюджетному учету. Был ли создан подобный орган в вашем ведомстве? Если да, то удалось ли настроить его работу на конструктивный лад?
– При подготовке к переходу на Инструкцию № 70н в Генеральной прокуратуре был создан методологический совет. В него вошли наши лучшие главные бухгалтеры и специалисты. Нужно отметить, что в Генпрокуратуре создание этого органа не было простой формальностью, так как он с самого начала осуществлял конструктивную деятельность.
Методсовет внес существенный вклад в выработку стратегии и тактики перехода органов прокуратуры на новую инструкцию по бюджетному учету. К сожалению, не все наши особенности были учтены в Инструкции № 70н, к примеру, у нас возникали определенные трудности с порядком учета форменного обмундирования прокурорских работников. Поэтому нами с учетом особенностей деятельности органов прокуратуры были разработаны предложения по внесению поправок в этот документ и представлены в Минфин России.
– Были ли предложенные вами поправки учтены в Инструкции № 25н?
– Да. Обновленная инструкция по бюджетному учету стала более логична. Перенос учета «Мягкого инвентаря» из состава основных средств в материальные запасы сделало учет форменного обмундирования прокурорских работников единообразным. Если раньше ткань, выдаваемая прокурорским работникам на пошив костюмов и пальто, учитывалась как «Материальные запасы», а готовые предметы форменного обмундирования, такие как обувь, плащи, форменные сорочки и т. д., как «Основные средства», то теперь такого разнобоя нет. Все это учитывается в «Материальных запасах».
– Существует ли в финансовых службах органов прокуратуры проблема кадров? Если да, то как вы ее решаете?
– Я думаю, что проблема с высококвалифицированными кадрами существует во всех ведомствах. Не исключение и Генпрокуратура. Для ее решения мы проводим мониторинг кадров в других министерствах и ведомствах. Наиболее квалифицированных из них приглашаем на собеседование, анализируем их предыдущую деятельность, прислушиваемся к соответствующим рекомендациям. В общем, обычная работа по подбору кадров, которая в настоящее время проводится на конкурсной основе.
– Олег Николаевич, по какому принципу вы подбираете себе сотрудников?
– В первую очередь я обращаю внимание на порядочность, профессионализм, стремление к самосовершенствованию. Может быть, вас удивит, но кроме этого для меня при подборе кадров немаловажную роль играет наличие у соискателей хорошего чувства юмора. Ведь в нашей профессии нужно уметь вовремя разрядить атмосферу хорошей доброй шуткой, которая поможет избежать конфликта.
– Мужчина-бухгалтер, мужчина-экономист – достаточно редкое явление. Почему вы выбрали именно эту профессию?
– Так как я проходил службу в Вооруженных Силах России, то там мужчина-бухгалтер и мужчина-экономист не исключение, а скорее правило. Ведь финансисты в ВС России призваны не только осуществлять финансовое обеспечение войск, но и быть профессиональными военными.
– Вот вы сказали о том, что нужно уметь разрядить атмосферу. Это действительно черта характера, данность. А вот психологи утверждают, что навык переключаться с рабочих вопросов на семейные по дороге домой можно приобрести. Скажите, а о чем вы думаете, когда возвращаетесь с работы?
– Здесь все зависит от обстоятельств. Иногда, если что-то из запланированного не удалось сделать за прошедший рабочий день, анализирую причины. А иной раз, когда все выполнено по плану, стараюсь отвлечься от работы, подумать о чем-то приятном: о близких, о друзьях, о том, как лучше провести свободное время...
– Остается ли время на увлечения?
– Да, хотя и немного. Я люблю спорт, особенно игровые виды. Правда, сам участвую уже в основном в качестве болельщика. А когда-то активно занимался горнолыжным спортом, были даже определенные успехи на региональном уровне. С большим удовольствием играл в футбол.
– Как и где вы предпочитаете отдыхать?
– Предпочитаю в основном организованный отдых – по путевкам. Чаще всего бываю в районе Минеральных Вод. При этом стараюсь на несколько дней обязательно съездить в горы – очень нравится Домбай и его окрестности.
– У вас есть возможность поздравить своих коллег, работников прокуратуры, с профессиональным праздником на страницах нашего журнала. Что бы Вы им пожелали?
– От всей души поздравляю всех коллег, работников и пенсионеров прокуратуры с 285-летием нашего ведомства! Хочется пожелать здоровья, счастья и благополучия им, их родным и близким. Новых вам профессиональных успехов в нелегкой службе.
Краткая историческая справка
12 января 1722 года – Петр I учредил прокуратуру в России: «Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору».
18 января 1722 года – император Петр I назначил графа П.И. Ягужинского первым Генерал-прокурором «Вот око мое, коим я буду все видеть».
3 февраля 1764 года – Екатерина II издала указ: «В рассуждение некоторых обстоятельств, касающихся до генерал-прокурора Глебова, повелеваем впредь до указа отправлять генерал-прокурорскую должность генералу и квартирмейстеру князю Александру Вяземскому».
8 сентября 1802 года – Александр I основал министерство юстиции и назначил министром юстиции – генерал-прокурором известного поэта Г.Р. Державина.
29 сентября 1862 года – Александр II одобрил «Основные начала судебных преобразований». Ими определялось, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировалось, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
24 ноября 1917 года – Советом Народных Комиссаров принят Декрет о суде № 1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
28 мая 1922 года – принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.
23 ноября 1923 года – образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР. Прокурором Верховного Суда был назначен П.А. Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.
20 июня 1933 года – образована Прокуратура Союза ССР.
19 марта 1946года – Законом, принятым Верховным Советом СССР, Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.
30 ноября 1979 года – принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
17 ноября 1995 года – принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», действующий с изменениями и дополнениями по настоящее время.
Материал подготовила Ирина Заховаева