Авторитетное мнение

За комментариями к статье главбуха краснодарской городской Думы мы обратились к консультанту Департамента бюджетной политики Минфина России Ю.М. Лермонтову. Он проанализировал положения Налогового кодекса на примере выплат, связанных со смертью родственников госслужащего. К сожалению, вопросы по этой проблеме – самые популярные в нашей почте

Тезисы
Объектом обложения налогом на доходы физических лиц для граждан и резидентов Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).
Объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ).
Не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ).
Не подлежат обложению единым социальным налогом суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Вывод
Исходя из вышесказанного, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, а также единым социальным налогом.

Тезисы
Не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 217 и подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 1 ст. 11 НК РФ).
К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, – органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (Далее – Закон № 8-ФЗ от 08.01.98), определяет, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным законом (п. 3 ст. 4 Закона № 8-ФЗ от 08.01.98.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Далее – Закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Федерального закона, но не превышающем 1000 руб.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ от 12.01.96 перечень услуг по погребению составляет: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), а также погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Вывод
Исходя из анализа вышеизложенных норм, пособие на погребение в пределах законодательно установленной суммы относится к государственным пособиям, выплачиваемым в данном случае за счет средств социального страхования, и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, а также единым социальным налогом.

Тезисы
Указанные в пункте 1 статьи 236 Налогового кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. А в соответствии с пунктом 21 статьи 270 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Таким образом, сумма дохода работника в размере стоимости оплаченных за него ритуальных услуг сверх законодательно установленного размера не является объектом обложения единым социальным налогом, так как эти расходы организации не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 210 НК РФ).
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах налогоплательщика (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Вывод
Исходя из вышеизложенных норм, доход в натуральной форме в размере стоимости оплаченных за работника оказанных ему ритуальных услуг сверх законодательно установленного размера учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и в соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса, организация, от которой налогоплательщик получил доход, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц за счет любых денежных средств, фактически выплачиваемых организацией налогоплательщику.

Тезисы
Не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц все виды установленных решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности связанных с возмещением иных расходов работников (п. 3 ст. 217 НК РФ).
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Вывод
Исходя из вышесказанного, оплата услуг по погребению родственника муниципального служащего сверх законодательно установленного размера не является единовременной материальной помощью работнику. Такие расходы организации, в данном случае органа местного самоуправления, не являются объектом обложения единым социальным налогом. Налог на доходы физических лиц с суммы, превышающей законодательно установленный размер пособия на погребение, не взимается только в том случае, если размер компенсационных выплат установлен решением органа местного самоуправления. Если таковое не принято, то при фактической выплате муниципальному служащему денежных средств на возмещение расходов по погребению возникает обязанность уплатить с суммы превышения налог на доходы физических лиц.


Реклама