Учет выплат по дополнительным гарантиям
Законы субъектов РФ и решения представительных органов местного самоуправле-ния предусматривают различные дополнительные гарантии государственным и муници-пальным служащим. Считать подобные выплаты компенсационными или дополнитель-ными, а также другие вопросы учета волнуют многих бухгалтеров.
НДФЛ и ЕСН
На основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в пределах норм, определенных законодательством РФ, все виды компенсационных выплат, которые установлены:
– действующим законодательством Российской Федерации;
– законодательными актами субъектов РФ;
– решениями представительных органов местного самоуправления.
Аналогичная норма содержится и в главе 24 Налогового кодекса, посвященной единому соци-альному налогу (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Многие бухгалтеры уверены, что упомянутые положения Налогового кодекса примени-мы в отношении выплат, связанных с дополнительными гарантиями. Однако ни налоговое ве-домство, ни Минфин России с этим не согласны. Пример – письмо МНС РФ от 2 сентября 2004 г. № 04-2-06/605@, которое было составлено на основании письма Минфина России 18 августа 2004 г. № 03-05-01-04/3.
Эти два письма упоминают прежде всего статью 164 Трудового кодекса РФ, в которой дано определение компенсации, а также приводится перечень случаев предоставления компен-сационных выплат. Под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных:
– с исполнением ими трудовых обязанностей;
– иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Выплаты, связанные с дополнительными гарантиями, не упомянуты в качестве компенсацион-ных.
Выплаты госслужащим регулируются не только Трудовым кодексом. Правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – За-кон № 58-ФЗ). В соответствии со статьей 10 Закона № 58-ФЗ государственных служащих раз-деляют на федеральных госслужащих и государственных гражданских служащих. Первые по-лучают денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Вторые – за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федера-ции. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский слу-жащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознагражде-ние) также за счет средств федерального бюджета.
В зависимости от условий прохождения государственной службы в случаях и в порядке, установленных федеральными законами (законами субъектов РФ), госслужащим предоставля-ются различные денежные компенсации. Например, исчерпывающий список для государствен-ных гражданских служащих представлен в главе 11 «Государственные гарантии на граждан-ской службе» Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной граждан-ской службе Российской Федерации», в частности:
– компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соот-ветственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
– возмещение расходов, связанных со служебными командировками;
– возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государст-венный орган.
Если умер родственник…
Согласно пункту 8 статьи 217 Налогового кодекса, не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Перечень компенсационных выплат, установленных соответствующими законами, является ис-черпывающим. Именно перечисленные выплаты не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН.
Иные компенсационные выплаты в связи с нахождением на государственной службе (далее – дополнительные выплаты), в том числе компенсационные выплаты на лечение и от-дых, Законом № 79-ФЗ и не предусмотрены. Следовательно такие выплаты, хотя бы и назван-ные компенсационными законами субъектов РФ, следует рассматривать в качестве дополни-тельных выплат, которые не носят характера возмещения затрат, связанных с исполнением тру-довых обязанностей, то есть не являются по своей сути компенсациями и подлежат включению в налоговые базы по НДФЛ и ЕСН.
В аналогичном порядке решается вопрос налогообложения дополнительных выплат му-ниципальным служащим, производимых в соответствии с решениями органов местного само-управления субъектов РФ, но выходящих за рамки норм статей 4 и 15 Федерального закона от 8 января 1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
Внимание!
Если следовать логике писем Минфина России 18 августа 2004 г. № 03-05-01-04/3 и МНС РФ от 2 сентября 2004 г. № 04-2-06/605@, выплаты, связанные с дополнительными гаран-тиями госслужащим необходимо производить по коду ЭКР 212 «Прочие выплаты» и номеру счета бюджетного учета 1 302 02 000 «Расчеты по прочим выплатам». В смете необходимо пре-дусмотреть расходы не только на сами выплаты сотрудникам, но и на уплату единого социаль-ного налога.
Сверка приказов с НК РФ
Первопричина трудностей с налогообложением выплат, обеспечивающих дополни-тельные гарантии государственным и муниципальным служащим, – отсутствие налоговой экс-пертизы принимаемых законов и решений. Вместе с тем, иногда наличие такой экспертизы мо-жет негативно отразиться на материальном благополучии государственных и муниципальных служащих.
Так, например, во время подготовки приказа Мининформсвязи РФ от 23 августа 2005 г. № 101, утверждающего положение об условиях выплаты премий и материальной помощи фе-деральным государственным служащим, действовала норма Налогового кодекса об освобожде-нии от налогообложения материальной помощи в размере двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Видимо, две «минималки» появились в приказе, чтобы не было разногласий с налоговыми инспекторами. С 2006 года необлагаемая НДФЛ материальная помощь составляет уже 4 МРОТ, но изменения в приказе связистов, конечно, не появились
Если налоги не начислялись
Как видно из предыдущего подраздела статьи, позиция Минфина России и Федераль-ной налоговой службы в отношении дополнительных выплат вполне однозначна. И все же, если вы узнали о том, что дополнительные выплаты нужно облагать налогами, только во время вы-ездной проверки, не все потеряно.
Решение – отстаивать или нет свою правоту – нужно принимать, внимательно изучив арбитражную практику своего федерального округа. Например, ФАС Северо-Кавказского окру-га в своем постановлении от 15 сентября 2003 г. по делу № Ф08-3483/2003-1333А поддержал в аналогичной ситуации бюджетное учреждение.
По большому счету некоторые выплаты, связанные с дополнительными гарантиями не обязательно рассматривать с точки зрения пунктов 3 статьи 217 и пунктом 1 статьи 238 Налого-вого кодекса.
Так, согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса освобождаются от налогообло-жения иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законода-тельством. Иными выплатами и компенсациями в вышеупомянутом постановлении ФАС Севе-ро-Кавказского округа признаны:
– ежегодная компенсация на лечение;
– ежемесячная компенсационная выплата на довольствие;
– выходное пособие, выплачиваемое по окончании срочного трудового договора государст-венным служащим категории «Б»;
– единовременное пособие за полные годы стажа, выплачиваемое государственному служа-щему при увольнении на пенсию.
Внимание!
Если вы не начисляете налоги на дополнительные выплаты и считаете, что сможете от-стоять свою правоту в суде, то необходимо использовать код ЭКР 262 и номер счета бюджетно-го учета 1 302 16 000 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению».
К.Е. Попок,
начальник отдела учета и отчетности городской Думы Краснодара