Город первой флотилии: семь футов под килем!
Свою известность Воронеж получил в петровские времена. Император нашел здесь наиболее удобное место для строительства морского флота. По его приказу провинциальный город на время стал российской столицей. Сюда переехала московская знать, стекались финансовые потоки и рабочая сила. Вся страна работала на будущее российского флота.
Воронеж - город контрастов. Здесь гиперсовременные здания гармонично уживаются со старинными усадьбами, электронные рекламные вывески - с лепниной XIX века, памятники истории - с памятниками современности. Но все это однозначно является предметом гордости воронежцев. Особенно согревает их душу установленный два года назад памятник мультипликационному герою - котенку с улицы Лизюкова.
Местные наблюдатели отмечают, что по популярности памятник соперничает с Белым Бимом Гавриила Троепольского, памятник которому установлен около воронежского кукольного театра, и даже с постаментами некоторым политикам. Особенно памятник популярен у молодого поколения. Он расположен низко, чтобы до него смог дотянуться даже ребенок. Студенты обычно просят у котенка помощи в успешной сдаче экзаменов.
Но, как известно, бухгалтеры и финансисты не верят ни в какие приметы и надеются только на себя. Особенно, в канун сдачи годовой отчетности.
Адмиралы финансового флота
Т.А. Кравец Гомза,
главный бухгалтер Главного финансового управления администрации Воронежской области
Несмотря на то, что в Главном финансовом управлении администрации Воронежской области нас ждали, руководству было не до прессы. В областную администрацию нагрянула внеплановая проверка Счетной палаты России. Меня встретила главный бухгалтер управления Т.А. Кравец-Гомза.
- У нас здесь небольшая суета: проверяющие постоянно запрашивают первичные документы, - сразу предупредила меня Татьяна Александровна. - Но, бюджетный учет для меня на первом месте, так что мы непременно все с вами обсудим.
- Татьяна Александровна, как по вашим ощущениям прошла сдача отчетности за девять месяцев по новым правилам?
- Конечно, непросто, но в целом - неплохо. Районные финансовые отделы нас не подвели. Мы провели с ними большую подготовительную работу, а они, в свою очередь, постарались на местах.
Все столкнулись с проблемой автоматизации бюджетного учета. Разработчики не успели отладить программные продукты до начала сдачи отчетности. Но, при всех сложностях, мы смогли справиться с поставленной задачей в установленные сроки. Конечно, несмотря на то, что мы проводили и курсы переподготовки для всех главных бухгалтеров подведомственных учреждений, и многочисленные совещания по вопросам перехода на бюджетный учет, нам не удалось избежать ошибок и неточностей в отчетах бюджетополучателей.
- Обучение было организовано собственными силами?
- Да. В ноябре - декабре 2004 года по области переподготовку прошли около 500 бухгалтеров. А в августе - сентябре 2005 года мы проводили дополнительные семинары и совещания по вопросам перехода на Инструкцию N 70н с учетом поправок, уточнений и изменений, произошедших за этот период.
В Воронежском государственном университете уже давно существует учебно-методический центр подготовки аудиторов и бухгалтеров, в том числе и для бюджетной сферы. Помимо выдачи свидетельств на право проведения аудиторских проверок центр специализируется на переподготовке специалистов финансово-бухгалтерских служб. В числе лекторов были не только сотрудники университета, но и специалисты Главного финансового управления Воронежской области.
- Вы упомянули сложности с автоматизацией. Бюджетополучатели Воронежской области самостоятельно закупали программы?
- Да. Мы решили не осуществлять централизованную закупку программного обеспечения для всех учреждений области, давая им возможность выбрать себе программу, исходя из финансовых соображений. Многие при покупке руководствовались личным опытом работы с определенными разработчиками. Но нельзя сказать, что в зависимости от выбранной фирмы, от выбранного бренда зависело качество продуктов. Все они были с большими недоработками. Разработчики просто не успевали вносить в программу все те многочисленные изменения, корректировки и уточнения, которые появлялись в процессе перехода на новый план счетов.
Но, к сожалению, в некоторых районах все-таки были трудности с автоматизацией бюджетного учета, связанные в основном с недостатком средств. Некоторые бюджетополучатели сами делали таблицы в пакете прикладных программ Microsoft Excel. Порядка пяти районов сводили отчет вручную.
- Интересно, сильно заметно различие между отчетами, сделанными при помощи программного продукта, и, сведенных вручную?
- Естественно. Даже несмотря на то, что программы, которые мы получили были "сыроваты", отчеты, сделанные при их помощи, были качественнее. Конечно, здесь речь идет не о точности арифметических расчетов, а о методологической грамотности. В отчетах, сделанных вручную, местами было заметно, что некоторые цифры подгонялись или ставились скорее интуитивно, чем на основании требований Инструкции N 70н. Разумеется, к годовому отчету все бухгалтеры уже будут работать по новому плану счетов более уверенно.
14-15 декабря 2005 года Минфин России проводил Всероссийское совещание-практикум, посвященный не только итогам отчета за девять месяцев, но и подготовке годового отчета. После него мы организовали совещание с муниципальными финорганами и областными учреждениями, которое проводится ежегодно при подготовке к годовому отчету. В его рамках мы постарались разобрать все наиболее часто встречающиеся в отчетности за девять месяцев ошибки, разъяснили все возникающие нюансы.
- Вы можете выделить наиболее типичные ошибки?
- Больше вопросов возникало при подготовке отчета не в обычных учреждениях, а у финорганов и администраторов дохода бюджета. Многие бухгалтеры финорганов не поняли, что отчет об исполнении бюджета формируется на кассовой основе, и в балансе исполнения бюджета показываются отдельными строками результаты по кассовым операциям бюджета. Администраторам поступлений было непонятно, что отражать в отчете о финансовых результатах: все доходы бюджета или только те, которые они администрировали. В регионах не было однозначного мнения по этому вопросу. Все делали по-разному. Но на семинаре упор делался на том, что нужно отражать только те доходы, администратором которых вы являетесь.
Интересно.
О самом известном котенке
Памятнику котенку - герою известного мультфильма Вячеслава Котеночкина "Котенок с улицы Лизюкова" уже исполнилось два года.
Собственно, именно котенок Василий голосом Вячеслава Невинного заявил: "Хочу в Воронеж", чем навсегда оставил в наших сердцах теплую память о старинном русском городе. К Вячеславу Котеночкину обратились за одобрением на создание памятника еще в 2000 году, но тогда не нашлось достаточно денежных средств. Однако, в начале 2003 года идею поддержали ряд местных СМИ, и был проведен конкурс на лучший проект памятника.
С местом размещения вопросов не возникло. Это могла быть только улица Лизюкова. Теперь котенок Василий сидит на железном дереве вместе со своей приятельницей вороной.
- Татьяна Александровна, каким образом построена казначейская система в регионе?
- В Главном финансовом управлении области есть свой отдел казначейского исполнения бюджета. Переход на казначейскую систему мы начали осуществлять с 2000 года и полностью его завершили в 2004 году.
С января 2006 года в связи с внесенными изменениями в статью 215 Бюджетного кодекса мы должны полностью перейти на обслуживание в УФК по Воронежской области. Так как в субъекте уже удалось сформировать свою эффективную систему казначейского исполнения бюджета, то из четырех предложенных Федеральным казначейством вариантов мы выбрали второй. На наш взгляд, такой переход будет менее болезненным для нас, чем все остальные. Изменится лишь то, что теперь мы будем открывать счета не напрямую в банке, а в УФК.
- Инструкция N 70н предусматривает исполнение бюджета исключительно через Федеральное казначейство. Возникали ли у вас трудности в связи с этим при составлении отчета за девять месяцев?
- Сложности действительно были. В инструкции предусмотрен счет 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов". Мы использовали его при составлении отчетности, но почему-то в увязке он не проходил - баланс не сходился. Нам пришлось воспользоваться счетом 0 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями бюджетных средств", хотя у нас казначейское исполнение бюджета.
- Сейчас после сдачи первого отчета по Инструкции N 70н, после применения нового плана счетов на практике, вы хотели бы внести какие-либо изменения в эти документы?
- Да. Если учет в бюджетных учреждениях освещен в Инструкции удовлетворительно, то предложенная технология учета исполнения бюджета в финансовых органах не проработана. В частности, не предусмотрено исполнение бюджета муниципальными казначействами и казначействами субъектов, которые в большинстве регионов входят в состав финансовых органов. Межбюджетные отношения по новой Инструкции сводятся к отношениям между бюджетными учреждениями. Например, новой Инструкцией для полученных и предоставленных финорганами бюджетных кредитов, а также процентов и штрафов по ним, предусмотрены счета как для бюджетных учреждений, то есть бюджетный кредит перечисляется с лицевого (или банковского) счета финоргана-учреждения, а не со счета органа, организующего исполнение бюджета. Это приводит к дополнительным затратам времени по прохождению платежей и нагромождению в учете по смете финоргана. Не совсем понятно как вести учет по взаимным расчетам между бюджетами. Будем надеяться, что в этой части будут внесены изменения и дополнения в Инструкцию по бюджетному учету, которые планируется принять с января 2006 года.
Дом у Каменного моста
А. Ф. Боев,
главный бухгалтер управления федеральной налоговой службы
по Воронежской области
Вы сразу его увидите за Каменным мостиком! - заверил меня начальник отдела финансового обеспечения УФНС по Воронежской области А.Ф. Боев, пытаясь мне объяснить, как к ним добраться.
Действительно, новое здание Управления федеральной налоговой службы по Воронежской области заметно выделяется на фоне архитектурного ансамбля старинных городских улочек. Современное строение стоит на возвышенности, и из его окон открывается прекрасный вид на набережную реки Воронеж. Сотрудникам управления, кабинет которых пришлось разместить в планируемой комнате отдыха, можно лишь позавидовать.
- Не открою тайны, если скажу, что трудности возникали у тех учреждений и тех государственных структур, которые не вели подготовительную работу, - сказал мне Александр Федорович, когда я поинтересовалась о сложностях перехода на новый план счетов. - Но мы в этом плане преуспели.
Нам удалось решить самую главную, на наш взгляд, задачу - технической оснащенности подведомственных учреждений. За счет планомерной работы значительно улучшена материально-техническая база инспекций, обновлен компьютерный парк. Мы выровняли уровень оснащенности самого управления и подведомственных учреждений. Теперь работаем в равных условиях, в наличии имеется техника необходимой мощности для автоматизации бюджетного учета, выполнения задач в соответствии с требованиями Инструкции N 70н. Также мы проводили большую работу по подготовке кадров: организовывали многочисленные семинары и курсы для подведомственных органов.
Конечно, нельзя сказать, что переход для нас прошел легко. Но и драматизировать ситуацию тоже не стоит. Активная подготовка к нему началась сразу после сдачи годовой отчетности - в феврале 2005 года. Фактически Управление было готово начать работу по новой Инструкции уже в марте. Но по ряду объективных и субъективных причин это удалось осуществить лишь в мае. Хотя при такой подготовительной работе мы думали, что все пройдет значительно легче.
- Я правильно понимаю, вам удалось предусмотреть в смете расходов средства на автоматизацию?
- Конечно, что-то мы предусмотрели, но не все. Где-то пришлось обновить парк, докупить оборудование, где-то прибегнуть к перераспределению средств. Дело в том, что мы не начинали с нуля. У нас была достаточно хорошая техническая база. Ведь все наши инспекции были полностью автоматизированы еще в 1999 году. Поэтому иногда вместо приобретения нового было выгоднее модернизировать старое.
Вставал вопрос о смене программного продукта. Но мы приняли решение оставить все, как есть, поскольку это усложнило бы поставленную задачу в десятки раз. Недаром говорят: "На переправе коней не меняют". Мы, чтобы упростить процесс конвертации, обязали все инспекции перейти на ту же версию программного продукта, на которой работало само управление.
На самом деле очень многое зависит от хорошо настроенного качественного программного обеспечения. Ведь все три главных формы отчета могут выдаваться в автоматическом режиме. Если правильно настроить учет, правильно расписать проводки, то далее достаточно лишь нажать кнопку и анализировать полученный отчет. Увы, к отчету за девять месяцев мы не успели настроить должным образом выходные формы отчета. В качестве подготовки к годовому отчету в настоящее время проведена работа по настройке форм отчетности NN 121, 127, 130 в автоматическом режиме.
Одной из основных задач для нас стала подготовка и переподготовка кадров. Ведь можно оснастить учреждения прекрасной техникой, но на ней некому будет работать. Организацию обучения, курсов повышения квалификации, семинаров взяла на себя Федеральная служба по налогам и сборам. Это стало нам большой поддержкой.
- На ваш взгляд, какова была основная проблема перехода на бюджетный учет?
- По-моему, - психологический фактор. Людям очень непросто понять, почему мы делали раньше так, а теперь нужно делать все иначе. Поэтому многие регионы составляли пробный отчет за первое полугодие 2005 года. Тогда они и увидели все проблемы. Зато на первое октября сдали отчет значительно легче, чем другие субъекты. Ко всему нужно привыкнуть.
Нужно отметить, что для нас, как налогового администратора, основная сложность заключается в том, что мы в бухгалтерском учете отражаем все платежи, администрируемые налоговыми органами. У нас 182 вида платежа. Нам приходится оперировать такими цифрами, что они просто не помещаются на табло калькулятора.
В качестве пожелания предлагаю рассмотреть вопрос о целесообразности отражения в отчете средств в рублях и копейках, в том числе и по счетам доходов администраторов.
- Есть ли кадровая проблема в налоговой системе?
- Да, конечно. У нас в регионе сложился очень сильный костяк специалистов. Но молодой сотрудник, который приходит к нам после университета, получает оклад 1400 рублей. Это одна из причин, почему возникает опасение, что после ухода опытных специалистов замену им будет найти очень сложно.
- На ваш взгляд, насколько Инструкция N 70н удобна для налоговых органов? Все ли в ней учтено?
По моему мнению, Инструкция написана неплохо, сама идея правильная. Но к документу необходимы комментарии и разъяснения. Следует внести изменения в действующее законодательство для упрощения труда бухгалтера. Ведь зачастую нам приходится проделывать огромную работу, не связанную с бухгалтерским учетом.
Например, мы централизованно закупаем компьютеры для подведомственных учреждений или хотим передать какой-нибудь инспекции коммутатор для защиты информации. Для этого нам необходимо получить разрешение Росимущества. Но ведь мы осуществляем такие перемещения внутри системы, где нам необходима оперативность. К примеру, завтра в межрайонной инспекции сгорел сервер. Инспекция обслуживает более 50 тысяч налогоплательщиков. Она ежедневно собирает платежи. Система стала - нам необходимо быстро найти новое оборудование. Этот вопрос нужно решить в течение часа, а мы вынуждены собирать множество документов и получать разрешение в течение нескольких месяцев. Поэтому следует рассмотреть вопрос о предоставлении права самостоятельно передавать основные средства подведомственным учреждениям без согласования с Росимуществом.
То же самое касается и списания основных средств. Управление приобрело дрель стоимостью 1200 рублей, которая не нужна для осуществления основной деятельности, но необходима для содержания здания. Мы должны отнести ее на основные средства. Чтобы потом ее списать, мы должны составить акт о списании, получить разрешение у Росимущества, вышестоящей организации. Представляете, сколько занимает по времени оформление документов?!
Или еще пример. У нас существует форменное обмундирование. Выдается оно по строго установленной норме. Для того чтобы специалисту получить форму по норме, мы оформляем акт приемки-передачи основных средств. И снова все выполняется по кругу. Сотрудник должен подписать акт приемки-передачи основных средств у семи членов комиссии. Так же осуществляется их списание. Форменное обмундирование относится к основным средствам, следовательно, с балансовой стоимости исчисляется налог на имущество.
Следует уточнить порядок списания основных средств, предусмотрев, что основные средства до пяти тысяч рублей списываются с баланса по упрощенной системе без согласования с Росимуществом и вышестоящей организацией. Ведь ответственность, невзирая на количество подписей, все равно ляжет на материально-ответственных лиц и сотрудников бухгалтерии.
В 2005 году были внесены изменения в бюджетную классификацию. Очень неудобно разделили командировочные расходы: проезд - по одной статье, суточные - по другой, проживание - по третьей. Спланировать расходы по каждой статье невозможно, а осуществить передвижку - очень сложно. Такое разделение расходов значительно усложняет нашу работу.
- Методологический совет при Федеральной службе по налогам и сборам подготовил для вас отраслевые рекомендации?
- Да, мы получили большой пакет документов, в котором были очень качественно расписаны все увязки, все соотношения. Это намного упростило сдачу отчета. Если раньше у сотрудников было свое видение отчетности, то после выхода рекомендаций все спорные вопросы были урегулированы. Но мы ждем выхода поправок к Инструкции N 70н. Видимо, после этого следует ждать новых отраслевых рекомендаций от федеральной службы.
- Как у вас налажено сотрудничество с УФК по Воронежской области?
- Воронежская область была в числе первых регионов, которые перешли на казначейское исполнение федерального бюджета. Эта система полностью отлажена и дает свои положительные результаты. Мы очень тесно сотрудничаем с УФК не только в части контроля над целевым использованием средств, но и в части доходов и расходов бюджета.
С Управлением федерального казначейства у нас налажен электронный обмен документов по передаче платежных поручений, расходных расписаний. В настоящее время мы не получаем наличных средств в банке. Все платежи осуществляются в безналичном порядке, заработная плата сотрудникам, командировочные расходы перечисляются на пластиковые карты. Кассовая книга ведется в электронном виде.
Автоматизация - хорошее подспорье в экономии времени: появляется возможность уделять больше внимания анализу. Но это возможно только в том случае, если вы полностью доверяете программному продукту, на котором работаете.
- В ваших подведомственных учреждениях автоматизация находится на таком же высоком уровне?
- Мы уже на протяжении девяти лет принимаем отчеты от подведомственных инспекций в электронном виде. Главным бухгалтерам нет необходимости приезжать в управление, при необходимости уточнения вносятся посредством электронного обмена. В этом и заключается смысл автоматизации процесса: экономия времени, сокращение командировочных расходов.
И у нас самих нет необходимости возить сводную отчетность в ФНС, отчет направляется в электронном виде.
- Уверена, что в районах далеко не все бухгалтеры молоды. Как им далась такая глобальная автоматизация?
- Знаете, у нас есть одна сотрудница - главный бухгалтер - пенсионного возраста. Мы думали, что ее будет очень сложно переучить, сломать ее стереотипы. Она всегда делала отчетность без использования автоматизации. И действительно, в первое время ей было очень сложно - она боялась подойти к компьютеру. Но в результате обучения, личного настроя, стремления к познаниям, в настоящее время она является одним из сильнейших специалистов по автоматизации, одной из первых представила отчет об исполнении сметы расходов за девять месяцев 2005 года и с хорошим качеством. Самое главное, все зависит от самосовершенствования, а если это подкрепляется хорошей методологической и практической помощью, любая задача может быть выполнена.
Губернские федеральные казначеи
Г.Н. Марушкина,
главный бухгалтер УФК по Воронежской области
В.В. Гладких,
заместитель руководителя УФК по Воронежской области
Когда я направилась в Управление федерального казначейства по Воронежской области, мне порекомендовали непременно взглянуть на лепнину в их актовом зале. Дело в том, что УФК находится в бывшем Доме Губернатора, который является одним из ярких примеров архитектурных памятников Воронежа. Казначейство делит его с областным краеведческим музеем, который с нового года тоже стал на обслуживание в УФК.
Как мне рассказала В.В. Гладких, заместитель руководителя УФК по Воронежской области, начальник отдела расходов, Федеральное казначейство в регионе образовалось еще в апреле 1993 года.
- Всего у нас 39 отделений, - уточнила Валентина Васильевна. - В основном, все они имеют свои помещения и занимаются обслуживанием федерального бюджета. После того, как нам удалось отладить процесс исполнения федерального бюджета, мы приступили и к частичному исполнению областного.
А с нового года все регионы в соответствии со статьей 215 Бюджетного кодекса обязаны перевести бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства. Это большая и во многом неблагодарная работа. Дело в том, что с 1999 года каждое отделение УФК открыло у себя счета для всех бюджетополучателей.
Девять отделений взяли местные бюджеты на полное обслуживание, а другие отделения были вынуждены пойти по другому пути. Главы администраций не согласились полностью перейти на казначейское исполнение, а отдали на обслуживание лишь доходную часть. Обслуживание расходной части ограничивалось лишь федеральными средствами. Так как почти все районы области дотационные, то в отделениях все равно почти для каждого бюджетополучателя были открыты лицевые счета. Часть средств шла через финансовый орган, а часть - через отделение УФК. Поэтому, несмотря на то, что бюджеты обслуживались не полностью, отделения отладили порядок работы с лицевыми счетами, наладили в целом схемы казначейского исполнения и доходной, и расходной частей.
Когда вышел Приказ Федерального казначейства N 1н, который определяет четыре варианта казначейского исполнения бюджета, большинство финорганов, бюджетополучателей и главных распорядителей выбрали первый вариант. Нам стоило большого труда, чтобы доказать, что при отсутствии электронного обмена поселковым советам по первому варианту будет очень тяжело работать. Сейчас из 534 муниципальных образований 435 выбрали третий вариант. Сам субъект пошел по второму варианту. Но здесь мы не рассчитывали на что-то другое, поскольку в Главном финансовом управлении области существует свое эффективно действующее казначейство. Здесь мы не видим каких-либо трудностей в сотрудничестве, потому что между УФК и финорганом налажен электронный обмен.
- Электронный документооборот с УФК налажен у всех бюджетополучателей?
- Нет. Этот процесс находится только на стадии становления. Внедрение центра КС началось только в декабре 2005 года. На сегодняшний день электронный обмен налажен только между УФК и всеми отделениями, отделениями и банками, а вот между отделениями и финансовыми отделами пока идет установка этих программных продуктов. Ведь по первому варианту мы можем работать только в режиме электронного обмена. Поэтому в первую очередь налаживается электронная связь с теми финорганами, которые выбрали именно этот вариант. Сейчас трудно сказать, как это удастся наладить.
Я думаю, что с районными муниципальными образованиями каких-то трудностей не будет. А то, как будет налажен казначейский процесс на уровне поселений, будет зависеть от того, как его организуют районные финансисты: смогут ли подготовить специалистов, смогут ли обеспечить их необходимой техникой.
- С 2005 года Федеральное казначейство было выделено в самостоятельную структуру. Это отразилось каким-либо образом на вашей работе?
- Мы не можем сказать, что после реформирования мы зависли в воздухе, как это было с сотрудниками других структур, претерпевших реорганизацию. Реформа проходит очень мягко и поступательно, а мы как выполняли свою работу, так ее и выполняем в тех же должностях.
Что стало ощутимо? Возможно, это лишь совпадение, но такое ощущение, что казначейский процесс стал развиваться стремительными темпами: постоянно происходит внедрение новых казначейских технологий, выходят новые нормативные документы, стремительно развивается автоматизация казначейского процесса и т.д. Поэтому переход на новый уровень для отделений УФК произошел не только безболезненно для самих отделений и их сотрудников, но и привнес положительные тенденции в нашу работу. В текущем году проделана огромная работа с бюджетополучателями по введению новой бюджетной классификации по отработке реестров бюджетополучателей, когда были выверены все юридические дела и учредительные документы. До 1 декабря всеми отделениями УФК были открыты счета 40302 в Банке в соответствии с приказом Федерального казначейства N 17н от 7 сентября 2005 г. С 1 декабря бюджетополучатели по желанию могут обслуживаться либо у нас, либо в Банке. Окончательный выбор они должны сделать до 2007 года.
- А что касается перехода на бюджетный учет:
- А об этом вам подробнее расскажет Г.Н. Марушкина, наш главный бухгалтер, - прервала меня на полуслове Валентина Васильевна.
Галина Николаевна рассказала мне, что и в УФК проблема несовершенства программного продукта стала основной трудностью при составлении отчета за девять месяцев.
- Нужно отметить, что в районных отделениях дела с программой обстояли несколько лучше, чем по управлению, потому что у них одна база, а значит и подготовка отчета значительно проще. Мы же выступаем в двух ипостасях: как орган, осуществляющий кассовое обслуживание федерального бюджета, и орган, осуществляющий исполнение федерального бюджета. Поэтому нам приходится вести два баланса: по федеральному бюджету и по бюджету субъекта, который мы обслуживаем частично.
- Насколько главные бухгалтеры отделений УФК оказались подготовлены к переходу?
- Федеральное казначейство позаботилось о том, чтобы мы смогли уже на первое сентября составить сводный баланс по исполнению федерального бюджета по области. Для этого нас дважды собирали в Москве на семинары, организовывали совещания. Проводили и мы в субъекте семинары-совещания для всех главных бухгалтеров отделений, рассматривали вопросы, которые возникали у них по ходу внедрения. Но до конца года мы будем вести параллельно учет по старой и новой инструкциям.
- Что лично вам хотелось бы изменить в Инструкции N 70н?
- Мы обрабатываем информацию, которая содержит государственную тайну. Ее нельзя включать в главную книгу, чтобы избежать рассекречивания. Сейчас пытаемся эту проблему решить на уровне Федерального казначейства: просим, чтобы нам позволили вести отдельно главную книгу по информации, содержащей государственную тайну, от сводной главной книги. Новый план счетов включает в себя детальную бюджетную классификацию. Поэтому мы будем настаивать на том, чтобы в сводную главную книгу нам позволили вносить секретную информацию под нулевыми признаками бюджетной классификации. Засекретить всю главную книгу мы не можем - не имеем такой технической возможности. В Инструкции N 70н это не оговорено, а по тем инструктивным материалам, которые мы имеем по обеспечению гостайны, мы обязаны обрабатывать подобную информацию только на спецкомпьютерах.
- А раньше такой проблемы у вас не возникало?
- Нет, потому что раньше план счетов не был настолько детальным.
Служители Фемиды
М.И. Солодухин,
заместитель начальника финансово-экономического управления
ГУВД Воронежской области
Прелесть Воронежа в том, что все основные органы власти находятся преимущественно в центре. Храм Фемиды - Главное управление внутренних дел Воронежской области - расположен не на центральной улице, но найти его было просто. Каждый житель, даже не имеющий к органам никакого отношения, точно знает, где ОНИ находятся.
Признаться, в должности замначальника финансово-экономического управления ГУВД Воронежской области я ожидала увидеть сурового человека в погонах. Но М.И. Солодухин оказался приятным, эмоциональным мужчиной.
- Специфика органов внутренних дел заключается в особенности планирования сметы расходов на будущие периоды. Ведь здесь невозможно спланировать, сколько чрезвычайных происшествий произойдет на территории области в будущем году, сколько бойцов погибнет в горячих точках и сколько омоновцев призовет родина в командировку, - начал разговор Михаил Иванович. - Здесь, есть приказ - его нужно выполнить, чего бы это тебе ни стоило. И неважно, работает ли казначейство в воскресенье или нет, и как я буду выплачивать сотрудникам командировочные расходы. Им вверена задача защищать спокойствие наших граждан - они ее выполняют. А я обязан, невзирая на бюрократические препоны, организовать материальное обеспечение. В связи с этим у каждого руководителя, у каждого финансиста в МВД есть свои способы, как исполнить приказ в установленный срок и не нарушить закон.
- Ваша оценка Инструкции N 70н.
- Вообще переход на новые правила бюджетного учета достаточно сложен в техническом исполнении. Сама же Инструкция N 70н сложна для понимания рядового бухгалтера. Во всей реформе бюджетного учета я вижу лишь один несомненный плюс: необходимость автоматизации бухгалтерского учета. Если раньше мы не всегда находили понимание со стороны руководства в этом отношении, то теперь все осознали, что назрела необходимость купить новую технику, модернизировать старую, приобрести качественное программное обеспечение. Как говорит народная пословица: "Не было бы счастья, да несчастье помогло".
- Как проходил переход на новый план счетов в подведомственных учреждениях УВД Воронежской области?
- В нашем ведении находится 53 учреждения, из них - 36 юридических лиц. К сожалению, далеко не везде переходный период прошел гладко, а в некоторых отдаленных районах области он до сих пор не завершен. Сам областной центр является, безусловно, передовым во всех отношениях - здесь есть техника и специалисты. Мы разработали и план перехода, и приказ, подготовили таблицы соответствия, рекомендации и все другие документы, которые были необходимы. Были организованы семинары по бюджетному учету. Но в связи с тем, что постоянно вносились дополнительные корректировки и разъяснения в Инструкцию по бюджетному учету, то программисты не успевали модернизировать продукт даже у нас, в управлении, не говоря уже об отделениях в удаленных районах области, которые находятся за 300 километров от областного центра.
- Тем не менее, отчет за девять месяцев вы сдали в срок. С чем были связаны наиболее часто встречающиеся ошибки?
- Наверное, с недопониманием самой методологии бюджетного учета. Мы привыкли мерить все старыми мерками. Раньше в отчетности было все понятно: есть активные счета, есть пассивные, есть активно-пассивные и т.д. Теперь весь принцип ведения учета несколько изменился. В связи с этим многие бухгалтеры не знают, как осуществлять те или иные проводки.
К примеру, в одном из наших подведомственных учреждений бухгалтер показала фактические расходы как сальдо по кредиторской и дебиторской задолженности. В итоге, мы попали в обзор на совещании МВД в Самаре, как показатель того, что у нас дебиторская задолженность за девять месяцев составила один миллион триста тысяч рублей. Чего не может быть в принципе. Поэтому я повторяю снова и снова: бухгалтерский учет не нужно знать, его нужно понимать! А бюджетный учет ломает стереотипы, ломает привычки, поэтому и сложен в понимании.
- Помимо бюджетного учета, какова сегодня основная головная боль бухгалтеров и финансистов?
- Отсутствие нормального планирования. Очень сложно в бюджетном учреждении детально спрогнозировать финансовые затраты. Особенно это касается силовых структур. От нас даже сейчас не требуют проекта сметы. Мол, сами все рассчитаем. Более того, последние несколько лет основной объем финансирования приходится на последние два месяца года. Но согласно закону о федеральном бюджете после 15 ноября не могут изменяться лимиты бюджетных обязательств у распорядителей и получателей средств федерального бюджета, за исключением некоторых случаев.
- Как у вас складываются отношения с УФК области?
- Переход на казначейскую систему исполнения бюджета назрел давно. И это положительная тенденция в развитии бюджетного процесса. Но, на мой взгляд, казначейская система требует упрощения: контроль расходования бюджетных средств необходим, но он должен быть разумным.
К примеру, мы покупаем запчасти для радиостанции, а казначейство не пропускает наши заявки, мотивируя это тем, что это не просто запчасти, а целая радиостанция. Более того, от нас требуют, чтобы мы предоставляли счета-фактуры и накладные, когда у нас реально товара на руках еще нет. Казначейская система исполнения бюджета позволяет оплачивать авансовые платежи в размере не более 30 процентов от суммы договора. Найти поставщика, который согласится с нами работать без стопроцентных авансовых платежей непросто.
- Кстати, об УФК. В беседе с главным бухгалтером мы затронули вопрос о гостайне. Как решается эта проблема в УВД Воронежской области?
- Наша "девятка", как мы называли ее раньше, - "Оперативно-розыскная деятельность" - отражалась в балансе одной обезличенной статьей. По ней составлялся отдельный засекреченный отчет. В новом плане счетов эти расходы разбиты на две статьи. Но трудности могут возникнуть в любой момент, потому что мы ведем расчеты со своими секретными службами через кассу и расчетный счет УВД.
- Вы отчитываетесь перед МВД РФ. Оказывает ли вам методологическую поддержку Методсовет при министерстве?
- Да. Нам постоянно присылают рекомендации, разъяснения и уточнения, оказывают консультационную помощь. Но нужно отметить, что эти методические разработки не всегда учитывают особенности субъектов и уровень технической оснащенности региональных УВД. Ведь в каждом субъекте своя специфика и финансирования, и казначейского процесса. Воронежская область на сегодняшний день самый дотационный регион Центрального Черноземья. Соответственно и технические возможности УВД находятся на более низком уровне, чем в МВД РФ. Финансирование ведется из нескольких источников, поэтому мы находимся на обслуживании и УФК, и казначейского отдела Главного финуправления области. В обоих казначействах не только разные требования, но и рекомендации.
И.В. Заховаева,
корреспондент журнала "Бюджетный учет"