Изменения в бюджетной отчетности
В данной статье мы рассмотрим изменения в бюджетной отчетности главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, в связи с появлением Приказа Минфина России от 11 ноября 2005 г. № 137н.
Начнем с раздела 1 «Общие положения» Инструкции № 5н. Согласно Приказу №137н бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется не только на основе данных Главной книги, но также на основании иных регистров бюджетного учета (см. рис. 1).
Рис. 1
Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)
Строка 120 «Нефинансовые активы в пути (0 107 00 000)»
Счет 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути» используется в двух случаях.
Во-первых, это наличие централизованных поставок основных средств или материальных запасов. Остаток на счетах в этом случае обозначает стоимость отправленных поставщиком ценностей, но не поступивших к моменту получения бюджетным учреждением Извещения (ф. 0504805) от заказчика.
Во-вторых, это наличие в соглашении с контрагентом особого порядка перехода права собственности при осуществлении расчетов по аккредитиву. Речь идет о ситуации, когда право собственности на имущество переходит получателю в момент его отгрузки поставщиком. Ранее в комментариях к строке 120 в Инструкции № 5н не упоминалось о втором случае.
Пример 1
Бюджетное учреждение приобрело основное средство стоимостью 60 000 руб. Форма расчета с контрагентом – аккредитивная. В договоре предусмотрено, что право собственности на имущество переходит к учреждению в момент его отгрузки.
Дебет 1 201 06 510
«Поступления денежных средств на аккредитивный счет»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств»
– перечислены денежные средства на аккредитивный счет – 60 000 руб.
Дебет 1 107 01 310
«Увеличение стоимости основных средств в пути»
Кредит 1 201 06 610
«Выбытия денежных средств с аккредитивного счета»
– отгружено основное средство поставщиком – 60 000 руб.
Строка 163 «Денежные средства учреждения в пути (0 201 03 000)»
Ранее в Инструкции № 5н не предусматривались остатки денежных средств по данному счету по состоянию на 1 января (графы 6, 7, 8 Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета). Приказом № 137н данное требование отменено.
Строка 164 «Касса (0 201 04 000)»
До приказа № 137н в Инструкции № 5н не предусматривались остатки наличных денежных средств по данному счету по состоянию на 1 января (графы 6, 7, 8 Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета). Как и в предыдущем случае, приказом № 137н данное требование отменено.
Строка 444 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств (0 304 04 000)»
Приказом № 137н отменено требование, по которому в связи с заключением счетов по окончании финансового года по состоянию на 1 января графы 6, 7, 8 показателя «На конец отчетного периода» Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета по данному счету не заполняются.
Строка 481 «Доходы учреждения (0 401 01 100)»
Рассмотрим порядок заполнения строки 481 «Доходы учреждения (0 401 01 100)» у бюджетного учреждения, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Пример 2
Бюджетное учреждение оказало услугу сторонней организации на сумму 99 120 руб. (в том числе НДС – 15 120 руб.). Себестоимость услуги – 66 000 руб.
Дебет 2 205 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 401 01 130
«Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
– отражена задолженность заказчика – 99 120 руб.
Дебет 2 401 01 130
«Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
– начислен налог на добавленную стоимость – 15 120 руб.
Дебет 2 401 01 130
«Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 106 04 440
«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)
– списана себестоимость услуги – 66 000 руб.
При заполнении строки 481 «Доходы учреждения (0 401 01 100)» по предпринимательской деятельности по данным Главной книги следует указать не доход, а финансовый результат (99 120 – 15 120 – 66 000 = 18 000 руб.).
При рассмотрении данной строки следует обратить внимание на следующий момент. Согласно пункту 77 Инструкции № 5н при формировании показателей по строке 010 «Доходы» Отчета о финансовых результатах деятельности (форма 0503121) в графе 5 «Внебюджетная деятельность» будут отражаться суммы начисленных доходов по предпринимательской деятельности за минусом начисленных налогов, уплачиваемых за счет соответствующих доходов (в нашем примере 84 000 руб.). Следовательно, данные по строке 481 «Доходы учреждения (0 401 01 100)» по предпринимательской деятельности формы 0503130 будут отличаться от показателя строки 010 «Доходы» по предпринимательской деятельности формы 0503121. Обратимся к контрольному соотношению 15 между показателями форм бюджетной отчетности главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджетов.
№ п/п |
Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) |
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) |
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Сумма строк 481 «Доходы учреждения (0 401 01 100)», 491 «Доходы резервного фонда (0 401 02 100)», 494 «Доходы будущих периодов (0 401 04 100)»; соответственно разница граф 6 – 3 |
Строка 010 «Доходы», графы 4 |
|
Данное контрольное соотношение распространяется только на бюджетную деятельность. По форме 0503130 берутся показатели только по графам 6 и 3, а по форме 0503121 только графа 4.
Строка 482 «Расходы учреждения (0 401 01 200)»
Рассмотрим особенности отражения информации по строке 482 «Расходы учреждения» при осуществлении бюджетным учреждением предпринимательской деятельности.
Информация о расходах по предпринимательской деятельности формируется на счете 0 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)», и не отражается на счете 0 401 01 200 «Расходы учреждения». На счет 0 401 01 200 «Расходы учреждения» по предпринимательской деятельности отражаются только расходы за счет чистой прибыли.
Пример 3
Расходы по прочим услугам, оказанным сторонней организацией в размере 15 000 руб., отнесены за счет чистой прибыли.
Дебет 2 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
Кредит 2 302 07 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
– отражены расходы по прочим услугам – 15 000 руб.
Следовательно, при формировании данных строки 481 «Расходы учреждения (0 401 01 200)» по предпринимательской деятельности по данным Главной книги следует указать только расходы, произведенные за счет чистой прибыли.
Согласно пункту 77 Инструкции № 5н при формировании показателей по строке 150 «Расходы» Отчета о финансовых результатах деятельности (форма 0503121) в графе 5 «Внебюджетная деятельность» будут отражаться суммы начисленных расходов по данным аналитических счетов счета 0 401 01 200 «Расходы учреждения» (расходы, произведенные за счет чистой прибыли), а также суммы начисленных расходов на основании аналитических данных по счету 0 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в части выполненных работ, услуг (расходы по предпринимательской деятельности). При этом затраты по списанию основных средств стоимостью до 1000 рублей отражаются в Отчете по строке 261 «Амортизация основных средств и нематериальных активов».
Как в случае с доходами показатель строки 481 «Расходы учреждения (0 401 01 200)» по предпринимательской деятельности формы 0503130 будет отличаться от показателя строки 150 «Расходы» по предпринимательской деятельности формы 0503121.
Обратимся к контрольному соотношению 16 между показателями форм бюджетной отчетности главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств бюджета.
№ п/п |
Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) |
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) |
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Сумма строк 482 «Расходы учреждения (0 401 01 200)», 492 «Расходы резервного фонда (040102200)»; соответственно разница граф 6 – 3 |
Строка 150 «Расходы», графы 4 |
|
Данное контрольное соотношение распространяется только на бюджетную деятельность, по форме 0503130 берутся показатели только по графам 6 и 3, а по форме 0503121 − только графа 4.
Следует обратить внимание на изменение, которое произошло в Справке к Балансу по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года. Название графы 1 с «Номер счета бюджетного учета», поменялось на «Код счета бюджетного учета», то есть в данной справке необходимо указывать все 26 знаков.
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
При формировании раздела «Доходы» следует использовать данные не только счета 0 401 01 100 «Доходы учреждения» и счета 0 401 04 100 «Доходы будущих периодов», но и счета 0 401 02 000 «Доходы резервного фонда» (ранее такое требование не содержалось в Инструкции № 5н). Кроме этого следует обратить внимание на следующие изменения:
– сумма по графе 4 «Бюджетная деятельность» должна быть равна сумме доходов текущего периода, определяемой как разность граф 6 и 3 Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130), по строкам 481, 491, 494.
– при формировании показателей по строке 010 в графе 5 «Внебюджетная деятельность» суммы начисленных доходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отражаются за минусом начисленных налогов, уплачиваемых за счет соответствующих доходов.
Строка 040 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг (0 401 01 130)»
Бюджетные учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью, отражают по строке 040 выручку от реализации услуг, работ за минусом НДС, суммы возврата, а также налога на прибыль, так как согласно пункту 77 Инструкции № 5н «при формировании показателей по строке 010 в графе 5 "Внебюджетная деятельность" суммы начисленных доходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отражаются за минусом начисленных налогов, уплачиваемых за счет соответствующих доходов».
Пример 4
Выручка от оказанных услуг бюджетным учреждением за отчетный период составила 283 200 руб. (в т.ч. НДС 43 200 руб.). Себестоимость услуги 180 000 руб., начисленный налог на прибыль составляет 14 400 руб.
Дебет 2 205 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 401 01 130
«Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
– отражена задолженность покупателя – 283 200 руб.
Дебет 2 401 01 130
«Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
– начислен налог на добавленную стоимость 43 200 руб.
Дебет 2 401 01 130
«Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 106 04 440
«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
– списана себестоимость услуги – 180 000 руб.
Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»
– начислен налог на прибыль – 14 400 руб.
По строке 040 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг» указывается сумма в размере 225 600 руб.
Строка 110 «Доходы будущих периодов»
В приказе № 137н изложен комментарий к строке 110, ранее он отсутствовал. По строке 110 отражается сумма доходов будущих периодов по данным счета 0 401 04 130 «Доходы будущих периодов». При этом по графам 4, 5 показывается кредитовое сальдо по оборотам счета 040104130 за отчетный период со знаком «плюс», а дебетовое сальдо − со знаком «минус».
Пример 5
Научно-исследовательский институт имеет два договора на выполнение НИОКР (работы выполняются поэтапно).
По первому договору на сумму 200 000 руб. в отчетном периоде выполнен первый этап работы на сумму 80 000 руб., а затем выполнен второй заключительный этап работы на сумму 120 000 руб.
По второму договору на сумму 500 000 руб. выполнен только первый этап работы на сумму 90 000 руб.
Дебет 2 205 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 401 04 130
«Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
– заказчиком принят первый этап работы по первому договору – 80 000 руб.
Дебет 2 205 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 401 04 130
«Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
– заказчиком принят второй этап работы по первому договору – 120 000 руб.
Дебет 2 401 04 130
«Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 401 01 130
«Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
– доходы по первому договору учтены в составе доходов отчетного периода в связи с выполнением работы – 200 000 руб.
Дебет 2 205 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 401 04 130
«Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
– заказчиком принят первый этап работы по второму договору – 90 000 руб.
По строке 110 будет отражена сумма в размере 90 000 руб. (80 000 +120 000 – 200 000 + 90 000).
При формировании данных по разделу «Расходы» следует использовать данные не только счета 0 401 01 200 «Расходы учреждения», но и счета 0 401 02 000 «Расходы резервного фонда» (ранее такое требование не содержалось в Инструкции № 5н). Кроме этого следует обратить внимание на следующие изменение:
По предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отражаются расходы, начисленные по данным аналитических счетов счета 0 401 01 200 «Расходы учреждения», а также суммы, начисленные на основании аналитических данных по счету 0 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в части выполненных работ, услуг. При этом затраты по списанию основных средств стоимостью до 1000 рублей отражаются в Отчете по строке 261 «Амортизация основных средств и нематериальных активов».
Пример 6
Бюджетное учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность. Выручка от реализации за оказанные услуги составила 141 600 руб. (НДС 21 600 руб.), расходы учреждения, связанные с оказанием данных услуг, составили 80 000 руб.
Дебет 2 401 01 130
«Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»
Кредит 2 106 04 440
«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
– отражены расходы по выполненным услугам 80 000 руб.
По строке 150 «Расходы учреждения» по внебюджетной деятельности следует указать 80 000 руб. (данные по счету 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»)
При реализации готовой продукции бюджетным учреждением необходимо по строке 150 «Расходы» отразить себестоимость реализованной готовой продукции.
Пример 7
Бюджетное учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность. Выручка от реализации готовой продукции составила 188 800 руб. (НДС 28 800 руб.). Себестоимость реализованной готовой продукции составила 110 000 руб.
Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 105 06 440
«Уменьшение стоимости готовой продукции»
– списана себестоимость реализованной готовой продукции – 110 000 руб.
По строке 150 «Расходы учреждения» по внебюджетной деятельности следует указать 110 000 руб. (данные по счету 2 105 06 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции»).
Сложность при отражении расходов по предпринимательской деятельности в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) заключается в том, что расходы необходимо представить в разрезе КОСГУ. В Инструкции № 70н отсутствуют требования по учету расходов по предпринимательской деятельности в разрезе КОСГУ.
Расходы за счет чистой прибыли согласно комментарию к Инструкции № 5н к строке 150 «Расходы» отражаются на счете 0 401 01 200 «Расходы учреждения».
Пример 8
По решению руководства за счет чистой прибыли работникам бюджетного учреждения начислена премия в размере 80 000 руб.
Дебет 2 401 01 211
«Расходы по оплате труда»
Кредит 2 302 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»
– начислена премия за счет чистой прибыли – 80 000 руб.
Следует обратить внимание на контрольное соотношение между показателями форм бюджетной отчетности, приведенное в приказе 137н по разделу «Расходы». Сумма, отраженная в графе 4 «Бюджетная деятельность» по строке 150, равняется сумме расходов текущего периода, определяемой как разность граф 6 и 3 Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) по строкам 482, 492.
Строка 290 «Чистый операционный результат»
В приказе № 137н исправлена ошибка, ранее допущенная при расчете чистого операционного результата в Инструкции № 5н. Данная ошибка была связана со строкой 510.
Новый комментарий к строке 290 выглядит следующим образом: «По строке 290 отражается сумма изменения финансового результата за отчетный период, которая формируется как разница между строками 010 и 150. Величина изменения финансового результата за отчетный период должна равняться сумме строк 310 и 390 за минусом строки 510. Строка 290 (Графы 4,5,6) отчета равняется сумме строк 480, 490 и 494 (графы 6,7,8) Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета».
Строка 380 «Операции с финансовыми активами и обязательствами»
В комментариях к строке 380 также исправленная ошибка, связанная со строкой 510. Новый комментарий к строке 380 выглядит следующим образом: «По строке 380 отражается сумма по операциям с финансовыми активами и обязательствами, которая формируется на основании данных по счетам увеличения и уменьшения соответствующих счетов счета 0 200 00 000 «Финансовые активы», 0 300 00 000 «Обязательства», при этом строка 380 равняется разнице строк 390 и 510».
Строка 540 «Чистое увеличение кредиторской задолженности»
Изменился порядок расчета показателя по строке 540.
– во-первых, при формировании показателя по строке 540 необходимо брать в расчет данные по счету 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» (ранее показатели по данному счету исключались из расчета).
– во-вторых, при расчете строки необходимо использовать данные счета 0 306 00 000 «Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов» (ранее в комментариях к строке 540 данный счет не упоминался).
Новый комментарий к строке 540 выглядит следующим образом:
– по строке 540 отражается разница между суммой увеличения прочей кредиторской задолженности и суммой уменьшения прочей кредиторской задолженности по данным счетов увеличений и уменьшений соответствующих счетов счета 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 0 303 00 00 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами» (кроме счетов 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета»), 0 306 00 000 «Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов», показанных соответственно по строкам 541, 542.
Изменение расчета показателя строки 540 «Чистое увеличение кредиторской задолженности» соответственно приводит к изменению расчета показателей по строкам 541 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» и 542 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности».
Строка 541 «Увеличение прочей кредиторской задолженности»
Новый комментарий к строке 541 выглядит следующим образом:
– по строке 541 отражается сумма увеличения прочей кредиторской задолженности по данным счетов увеличений счета соответствующих счетов счета 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 0 303 00 00 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами» (кроме счетов 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета»), 0 306 00 000 «Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
Данные строки 541 включают также данные по кредиту аналитических счетов счета 0 304 04 000 по всем кодам операций сектора государственного управления.
Строка 542 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»
Новый комментарий к строке 541 выглядит следующим образом:
– по строке 542 отражается сумма уменьшения прочей кредиторской задолженности по данным счетов уменьшений счета соответствующих счетов счета 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 0 303 00 00 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами» (кроме счетов 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета»), 0 306 00 000 «Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
Данные строки 542 включают также данные по дебету аналитических счетов счета 0 304 04 000 по всем кодам операций сектора государственного управления.
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127)
Приказом № 137н внесены существенные изменения по форме 0503127.
Во-первых:
– Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) составляется раздельно по бюджетной и по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
– Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) представляемый распорядителями (получателями) средств федерального бюджета главному распорядителю средств федерального бюджета должен быть заверен органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.
Во-вторых, представлен более подробный комментарий к заполнению граф:
– в графе 3 указываются коды бюджетной классификации Российской Федерации (соответственно по разделам отчета: классификации доходов, функциональной и экономической классификации расходов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов);
– в графе 4 Отчета по бюджетной деятельности указываются соответственно по разделам Отчета объемы утвержденных бюджетных назначений по доходам бюджетов, бюджетным ассигнованиям, источникам финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной росписью, с учетом всех последующих изменений, оформленных в установленном порядке;
– в графе 4 Отчета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности указываются соответственно по разделам отчета объемы утвержденных на отчетную дату сумм доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке;
– в графе 5 раздела «Расходы бюджета» Отчета по бюджетной деятельности указываются объемы утвержденных лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета в объеме годовых назначений. При формировании раздела Отчета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности графы 5, 7 раздела «Доходы бюджета» не заполняются. Графы 5, 11 раздела «Расходы бюджета» Отчета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не заполняются. При формировании Отчета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности графы 5, 7 раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов» Отчета не заполняются.
Суммы в графе 5 отражаются на основании данных по соответствующим счетам счета 0 501 00 000 «Лимиты бюджетных обязательств».
При формировании Отчета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности графа 8 раздела «Расходы бюджета» не заполняется.
В-третьих, определено понятие некассовые операции. Некассовые операции это операции, предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий финансовый год и исполненные без движения средств бюджета.
В-четвертых, в разделе 3 «Источники финансирования дефицитов бюджетов» введены дополнительные строки.
По строке 700 «Изменение остатков средств» (графа 6) отражается сумма строк 710 «Увеличение остатков средств» и 720 «Уменьшение остатков средств».
Графа 6 строки 710 раздела заполняется на основании данных по счетам 0 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета», 0 201 07 510 «Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте» и счета 0 204 01 510 «Поступление денежных средств на депозитный счет». Данные отражаются со знаком «минус».
Графа 6 строки 720 раздела заполняется на основании данных по счетам 0 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов», 0 201 07 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте» и счета 0 204 01 610 «Выбытия денежных средств с депозитного счета».
Строка 800 «Изменение остатков в расчетах» отражает сумму строк 810 «Изменение остатков в расчетах с органами, организующими исполнение бюджетов» и 820 «Изменение остатков во внутренних расчетах».
В графе 5 Отчета по бюджетной деятельности по строке 810 «Изменение остатков в расчетах с органами, организующими исполнение бюджета», отражается сумма строк 811 «Увеличение счетов расчетов (дебетовый остаток счета 1 210 02 000)» (отражается со знаком «минус») и 812 «Уменьшение счетов расчетов (кредитовый остаток счета 1 304 05 000)» (отражается со знаком «плюс»).
Графа 5 Отчета по бюджетной деятельности по строке 811 заполняется на основании данных по коду счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов». Дебетовый остаток по коду счета 1 210 02 000 отражается со знаком «минус».
Графа 5 Отчета по бюджетной деятельности по строке 812 отражает операции по списанию средств в оплату принятых бюджетных обязательств (оплата расходов, вложений в финансовые и нефинансовые активы и погашения обязательств), а также возврат средств по указанным операциям на основании данных, отраженных по коду счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов». Кредитовый остаток по коду счета 1 304 05 000 отражается со знаком «плюс».
Графы 6, 7 по строкам 810, 811, 812 не заполняются. Исключение – Отчет главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета. Они в графе 6 Отчета по бюджетной деятельности по строке 812 отражают операции по направлению получателю бюджетных средств на бюджетные счета, открытые в кредитных организациях, и восстановлению указанных средств в сумме, отраженной по коду счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов». Кредитовый остаток по коду счета 1 304 05 000 отражается со знаком «плюс».
Строки 810, 811, 812 Отчета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не заполняются.
В графах 6, 7 Отчета по бюджетной деятельности по строке 820 «Изменение остатков во внутренних расчетах» отражается сумма строк 821 «Увеличение остатков во внутренних расчетах (кредит счета 1 304 04 000)» и 822 «Уменьшение остатков во внутренних расчетах (дебет счета 1 304 04 000)».
Графы 6, 7 Отчета по бюджетной деятельности по строке 821 «Увеличение остатков во внутренних расчетах (кредит счета 1 304 04 000)» заполняются распорядителями и получателями средств бюджета на основании данных по кредиту счета 1 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» в части операций по получению ими бюджетных средств на бюджетные счета, открытые в кредитных организациях, и возврата указанных средств. Кредит счета 1 304 04 000 отражается со знаком «плюс».
Графы 6, 7 Отчета по бюджетной деятельности по строке 822 «Уменьшение остатков во внутренних расчетах (дебет счета 1 304 04 000)» заполняется главными распорядителями, распорядителями средств бюджета на основании данных, отраженных по дебету счета 1 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» в части операций по направлению бюджетных средств получателям на бюджетные счета, открытые в кредитных организациях, и восстановлению указанных средств. Дебет счета 1 304 04 000 отражается со знаком «минус».
Строки 820, 821, 822 отчета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не заполняются.
Пример 9
Рассмотрим пример заполнения формы 0503127. Бюджетное учреждение не является администратором поступлений в бюджет и не осуществляет предпринимательскую деятельность. За отчетный период произведены следующие операции, связанные с бюджетной деятельностью:
– выдана заработная плата в размере 295 800 руб.;
– уплачен ЕСН – 88 400 руб.;
– произведены расчеты за коммунальные платежи в размере 76 000 руб.;
– оплачены услуги, связанные с содержанием имущества учреждения – 20 000 руб.;
– произведены расчеты с поставщиком за приобретенные материальные запасы – 18 000 руб.
Лимиты бюджетных обязательств на год в разрезе экономической классификации расходов бюджетов составляют:
Код экономической классификации расходов |
Лимиты бюджетных обязательств |
211 Заработная плата |
1 180 000 |
213 Начисления на оплату труда |
353 600 |
223 Коммунальные услуги |
380 000 |
225 Услуги по содержанию имущества |
96 000 |
340 Увеличение стоимости материальных запасов |
74 000 |
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах
получателя средств бюджета (ф. 0503126)
Рассмотрим изменения, внесенные Приказом № 137н. Во-первых, согласно вышеназванному Приказу Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126) составляется получателем средств бюджета не только по каждому открытому банковскому счету, но и по каждому внебюджетному лицевому счету, открытому в органе, организующем исполнение бюджетов, или органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
Во-вторых, остатки по средствам бюджетов, полученным за отчетный период от органа, организующего исполнение бюджета и главного распорядителя средств бюджета, на бюджетные счета, открытые в кредитных организациях, отражаются в разрезе кодов ведомственной, функциональной классификации расходов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. При этом они должны быть отражены на соответствующих аналитических счетах счета 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств».
В-третьих, Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета в иностранной валюте составляется по показателям в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на отчетную дату.
В-четвертых, при осуществлении учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Справка об остатках денежных средств, отраженных на лицевых счетах, открытых в органе, организующем исполнение бюджетов, или органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов, должна заверяться соответственно органом, организующим исполнение бюджетов, или органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
В-пятых, изменена форма Справки об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (появились новые графы, в которых отдельно отражаются данные по остаткам денежных средств в рублях и в иностранной валюте).
Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129)
Согласно Приказу № 137н Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129) составляется получателем средств бюджета ежемесячно на основании оправдательных документов, подтверждающих операции по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджетов, исполненные как некассовые операции и отраженные на соответствующих счетах. При этом следует иметь в виду, что некассовые операции – это операции, предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий финансовый год и использованные без движения денежных средств бюджета.
Кроме этого Приказом № 137н определено, что составление указанной справки по предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности не предусмотрено.
Пояснительная записка
Согласно Приказу № 137н орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, а также установить сроки их представления.
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)
Новый комментарий к форме 0503169 в соответствии с Приказом № 137н будет выглядеть следующим образом: «Сведения о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным с объяснением причин образования сумм задолженности, представить в приложении к Пояснительной записке (ф. 0503169)». Кроме этого введены новые требования к данной форме:
– сведения по форме 0503169 составляются раздельно по бюджетной и по внебюджетной деятельности, а также раздельно по дебиторской и кредиторской задолженности. При этом расчеты по налоговым платежам отражаются по видам налогов в соответствующие уровни бюджетов.
Пример 10
Бюджетное учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность. По состоянию на 1 января структура дебиторской задолженности следующая:
– задолженность заказчиков составляет 182 000 руб.;
– задолженность по выданным авансам на приобретение материальных запасов – 25 000 руб. (аванс перечислен за счет предпринимательской деятельности);
– «входной» НДС – 12 000 руб.
Сведения о недостачах следует представить в приложении к Пояснительной записке (ф. 0503176)
Приказ № 137н изменил форму 0503176. При заполнении данной формы следует обратить внимание на строку 020 «Установлено недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей с начала года, всего». По данной строке следует отражать:
– рыночную стоимость материальных ценностей, если произошло взыскание с виновного лица, так как с виновных лиц взыскивают рыночную стоимость материальных запасов;
– стоимость материальных ценностей по данным бухгалтерского учета, если виновное лицо не установлено и недостача списывается за счет учреждения.
Пример 11
В результате инвентаризации обнаружена недостача:
– продуктов питания на сумму 2 000 руб. Недостача в размере 200 рублей является недостачей в пределах норм естественной убыли. Рыночная стоимость продуктов питания (недостача сверх норм естественной убыли) в размере 1 800 руб. была взыскана с виновного лица;
– прочих материальных запасов на сумму 450 руб., виновное лицо обнаружено не было и стоимость материальных запасов списана за счет учреждения.
Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения (ф. 0503177)
Приказом № 137н введена новая форма бюджетной отчетности в Пояснительную записку. В Сведениях об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения (ф. 0503177) отражаются расходы:
– на приобретение и модернизацию вычислительной техники (персональные компьютеры, печатающие устройства, серверы различной производительности, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, системы хранения данных);
– на приобретение неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и базы данных (в том числе экземпляров программ для ЭВМ и баз данных на различных носителях (компакт-дисках, CD-ROM и т.д.));
– на создание программного обеспечения и баз данных (в том числе на оплату государственного контракта на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ или баз данных);
– на приобретение исключительных прав на них у правообладателей;
– на иные мероприятия в сфере информационных технологий (подключение к компьютерным сетям, создание и поддержку интернет-сайтов и информационных систем, монтаж, наладку локальной вычислительной сети, текущий ремонт, техническое обслуживание, техническую поддержку и администрирование средств вычислительной техники, систем передачи, отображения и защиты информации и т.п.);
В Сведениях об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения (ф. 0503177) необходимо обосновать целесообразность произведенных расходов (обеспечение текущей деятельности, техническое перевооружение, иные цели).
Пример 12
Бюджетным учреждением заключено соглашение на право пользования правовой базой данных. Единовременный платеж составил 20 000 руб., а ежемесячные платежи в течение года – 3 000 руб. Приобретена новая компьютерная техника на сумму 120 000 руб., а также проведена модернизация ранее приобретенной компьютерной техники на сумму 50 000 руб.
Приказом 137н исключены из Пояснительной записки следующие формы:
– Сведения о финансовом результате деятельности учреждения (ф.0503174);
– Сведения по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503175).
Согласно приказу № 137н в формах документов, прилагаемых к Пояснительной записке, рамками выделены графы, подлежащие автоматизированной обработке информации в целях обобщения данных.
В таблице приведены наименования и коды форм документов, а также номера граф, содержащие данные для обобщения:
Наименование формы документа |
Код формы по ОКУД |
Номер графы |
1 |
2 |
3 |
Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлений их деятельности |
0503161 |
1, 2 |
Сведения о результатах деятельности |
0503162 |
1 – 14 |
Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета |
0503163 |
1 – 6 |
Сведения о кассовом исполнении бюджета |
0503164 |
1 – 6 |
Сведения об эффективности бюджетных расходов |
0503165 |
1, 2 |
Сведения об исполнении целевых программ |
0503166 |
1 – 4 |
Сведения о целевых иностранных кредитах |
0503167 |
1 – 4 |
Сведения о движении нефинансовых активов |
0503168 |
2 – 5 |
Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности |
0503169 |
1, 2 |
Сведения о финансовых вложениях учреждения |
0503171 |
1, 2 |
Сведения о государственном (муниципальном) долге |
0503172 |
1, 2 |
Сведения об изменении остатков валюты баланса |
0503173 |
1 – 3 |
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях |
0503176 |
2 – 5 |
Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения |
0503177 |
2, 3 |
Контрольные соотношения при формировании бюджетной отчетности
В таблице представлены контрольные соотношения между показателями форм бюджетной отчетности главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджетов согласно Приказу № 137н.
№ п/п |
Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) |
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) |
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Сумма строк 030 «Основные средства (остаточная стоимость, стр. 010 – стр. 020)», 091 «Капитальные вложения в основные средства (0 106 01 000)», 121 «Основные средства в пути (0 107 01 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 320 «Чистое поступление основных средств», графы 4, 5, 6 |
|
2 |
Сумма строк 040 «Непроизведенные активы (первоначальная стоимость, 0 102 00 000)», 093 «Капитальные вложения в непроизведенные активы (0 106 03 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 350 «Чистое поступление непроизведенных активов», графы 4, 5, 6 |
|
3 |
Строка 070 «Нематериальные активы (остаточная стоимость, стр. 050 – стр. 060)», 092 «Капитальные вложения в нематериальные активы (0 106 02 000)», 122 «Нематериальные активы в пути (0 107 02 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 330 «Чистое поступление нематериальных активов», графы 4, 5, 6 |
|
4 |
Сумма строк 080 «Материальные запасы (0 105 00 000)», 094 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг) (0 106 04 000)», 123 «Материалы в пути (0 107 03 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 360 «Чистое поступление материальных запасов», графы 4, 5, 6 |
|
5 |
Сумма строк 160 «Денежные средства учреждения (020100000)» (за минусом строки 162 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении (0 201 02 000)»), 181 «Депозиты (0 204 01 000)», 342 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов (0 210 02 000)», минус 445 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов (0 304 05 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 410 «Чистое поступление средств на счета бюджетов», графы 4, 5, 6 |
|
6 |
Сумма строк 160 «Денежные средства учреждения (0 201 00 000)» (за минусом строк 162 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении (0 201 02 000)», 163 «Денежные средства учреждения в пути (0 201 03 000)», 164 «Касса (0 201 04 000)», 165 «Денежные документы (0 201 05 000)», 166 «Аккредитивы (0 201 06 000)»); соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
|
Строка 700 «Изменение остатков средств» графа 6 (Отчетов по бюджетной и внебюджетной деятельности) со знаком «минус» |
7 |
Разница строк 342 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов (0 210 02 000)» и строки 445 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов (0 304 05 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
|
Строка 810 граф 5, 6 Отчета по бюджетной деятельности со знаком «минус» |
8 |
Строка 183 «Облигации, векселя (0 204 03 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 420 «Чистое поступление ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале», графы 4, 5, 6 |
|
9 |
Строка 182 «Акции и иные формы участия в капитале (0 204 02 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 440 «Чистое поступление акций и иных форм участия в капитале», графы 4, 5, 6 | |
10 |
Строка 260 «Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам (0 207 00 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 460 «Чистое предоставление бюджетных ссуд, бюджетных кредитов», графы 4, 5, 6 |
|
11 |
Сумма строк 210 «Расчеты с дебиторами по налоговым доходам (0 205 00 000)», 230 «Расчеты по выданным авансам (0 206 00 000)», 280 «Расчеты с подотчетными лицами (0 208 00 000)», 320 «Расчеты по недостачам (0 209 00 000)», 341 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам (0 210 01 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 480 «Чистое увеличение дебиторской задолженности (кроме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов)», графы 4, 5, 6 |
|
12 |
Строка 371 «Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам (0 301 01 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 520 «Чистое увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам», графы 4, 5, 6 | |
13 |
Строка 372 «Расчеты с кредиторами по внешним долговым обязательствам (0 301 02 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 530 «Чистое увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам», графы 4, 5, 6 |
|
14 |
Сумма строк 373 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (0 302 00 000)», 420 «Расчеты по платежам в бюджеты (0 303 00 000)», 442 «Расчеты с депонентами (0 304 02 000)», 443 «Расчеты по удержаниям из заработной платы (0 304 03 000)», 444 «Внутренние расчеты между главными распорядителями, распорядителями и получателями (0 304 04 000)»; 450 «Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов (0 306 00 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 540 «Чистое увеличение кредиторской задолженности (кроме внутреннего и внешнего долга)», графы 4, 5, 6 |
|
15 |
Сумма строк 481 «Доходы учреждения (0 401 01 100)», 491 «Доходы резервного фонда (0 401 02 100)», 494 «Доходы будущих периодов (0 401 04 100)»; соответственно разница граф 6 – 3 |
Строка 010 «Доходы», графы 4 |
|
16 |
Сумма строк 482 «Расходы учреждения (0 401 01 200)», 492 «Расходы резервного фонда (0 401 02 200)»; соответственно разница граф 6 – 3 |
Строка 150 «Расходы», графы 4 | |
17 |
Строка 470 «Финансовый результат учреждения (0 401 00 000)» минус строка 493 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов (0 401 03 000)!»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5 |
Строка 290 «Чистый операционный результат», графы 4, 5, 6 |
|
В Контрольном соотношении 11, скорее всего, допущена опечатка (Сумма строк 210 «Расчеты с дебиторами по налоговым доходам (0 205 00 000)», 230 «Расчеты по выданным авансам (0 206 00 000)», 280 «Расчеты с подотчетными лицами (0 208 00 000)», 320 «Расчеты по недостачам (0 209 00 000)», 341 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам (0 210 01 000)»; соответственно разница граф 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5), так как счет 0 205 00 000 называется «Расчеты с дебиторами по доходам». Следует обратить внимание на контрольные соотношения 15, 16:
– во-первых, они распространяются только на бюджетную деятельность;
– во-вторых, данные соотношения не будут выполняться в конце года. Причина тому закрытие в конце года счетов 0 401 01 100 «Доходы учреждения», 0 401 02 100 «Доходы резервного фонда», 0 401 01 200 «Расходы учреждения», 0 401 02 200 «Расходы резервного фонда (0 401 02 200)». В Балансе исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) после закрытия счетов, данные по строкам 481, 491, 482, 492 не отражаются.
С.Г. ХАБАЕВ,
доцент кафедры «Бухгалтерский учет» Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ