В ожидании изменений к Инструкции № 70н
Подготовленное Минобороны России для начфинов военных учреждений Руководство об особенностях финансового обеспечения, организации и ведения бюджетного учета в военных учреждениях Вооруженных сил Российской Федерации содержит много практической информации, интересной не только военным.
Учет ценных подарков
Расходы на приобретение ценных подарков признаются в учете одновременно с оприходованием данных материальных ценностей, что отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет 0 401 01 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 208 11 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих расходов»
или
Кредит 0 302 16 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам»
Такой подход в Руководстве объясняется положениями бюджетной классификации расходов федерального бюджета. При этом учет приобретенных ценных подарков до их выдачи или использования в ином порядке предусматривается на забалансовом счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Учет животных
Учет молодняка животных, животных на откорме, а также щенков служебных собак организуется в составе прочих материальных запасов по дебету счета 0 105 05 000 «Прочие материальные запасы». Необходимость бухгалтерской записи
Дебет 0 101 10 310
«Увеличение стоимости прочих основных средств»
Кредит 0 105 05 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
возникает в случаях, перечисленных в Таблице 1.
Таблица 1. Условия перевода молодняка и щенков в основные средства
Объект прочих материальных запасов | Условия перевода в основное средство |
молодняк животных | перевод в основное стадо |
щенки | момент привлечения к службе, выполнению охранных мероприятий |
Остаток средств на лицевых счетах
Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 24 августа 2004 г. № 70н (далее по тексту – Инструкция № 70н), не предусматривает формирование информации об остатках на лицевых счетах. Минобороны для учета остатков на лицевых счетах предлагает использовать забалансовые счета.
В дальнейшем, отраженные на соответствующих забалансовых счетах показатели, найдут свое отражение в формах бюджетной отчетности, доработанных Минобороны России для получения необходимой информации об исполнении сметы доходов и расходов за соответствующий отчетный период. Возможность такой доработки предусматривается, в частности, пунктом 3 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н. Такой же подход Минобороны предлагает и в отношении объемов финансирования.
Учет доходов
Минобороны в части учета доходов и расчетов с дебиторами по доходам предлагает реализовать положения действующего законодательства об администрировании федеральными органами исполнительной власти определенных видов доходов федерального бюджета. Такими доходами могут быть:
– пошлины за патентование изобретений;
– возмещение причиненного ущерба;
– административные штрафы;
– ряд иных платежей.
Заметим, что в течение ближайшего времени в рамках реализации положений действующего законодательства намечено принятие приказа министра обороны, определяющего конкретные военные учреждения, являющиеся администраторами тех или иных доходов федерального бюджета. Уже сегодня доходы федерального бюджета Минобороны предлагает отражать в бюджетном учете по следующим учетным схемам.
Учреждение – администратор
В рамках исполнения функций администратора учреждение должно заключить соответствующее соглашение с территориальным органом Федерального казначейства. При этом учет доходов следует вести на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 40101100 «Доходы учреждения».
Начислению доходов соответствует бухгалтерская запись:
Дебет 1 205 00 ххх
«Расчеты с дебиторами по доходам»
Кредит 1 401 01 100
«Доходы учреждения»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета).
Информацию о суммах, зачисленных плательщиками в доход федерального бюджета, администратор запрашивает в органах казначейства и, после получения ответа, делает бухгалтерскую запись:
Дебет 1 210 02 ххх
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»
Кредит 1 205 00 ххх
«Расчеты с дебиторами по доходам»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета).
В том случае, если начисление отдельных доходов произведено не было, то фактически зачисленные плательщиками суммы оформляются такой бухгалтерской записью:
Дебет 1 210 02 ххх
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»
Кредит 1 401 01 100
«Доходы учреждения»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета).
Военное учреждение – администратор зачисленных подведомственным учреждением сумм в доход федерального бюджета, оформляет бухгалтерскую запись:
Дебет 0 210 02 ххх
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»
Кредит 0 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета).
Если доходом федерального бюджета будут суммы возмещения ущерба, причиненного государственному имуществу, бухгалтерские записи будут несколько иными:
Дебет 0 209 00 ххх
«Расчеты по недостачам»
Кредит счета 0 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на сумму выявленной недостачи и (или) иного ущерба, связанного с использованием военного имущества (по рыночной стоимости);
Дебет 0 104 00 ххх
«Амортизация»
Кредит 0 101 00 ххх
«Основные средства»,
0 103 01 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на сумму начисленной амортизации по имуществу, списываемому с учета в связи с выявленной недостачей (утратой, порчей и т.п.);
Дебет 0 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 0 101 00 ххх
«Основные средства»
или
Кредит 0 105 00 ххх
«Материальные запасы»
или
Кредит 0 103 01 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на остаточную стоимость списываемого амортизируемого имущества и (или) на стоимость недостающих (утраченных, испорченных и т.п.) материальных запасов;
Дебет 0 201 04 510
«Поступления в кассу»
или
Дебет 0 210 02 ххх «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»
Кредит 0 209 00 ххх
«Расчеты по недостачам»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на суммы, внесенные виновными лицами в погашение стоимости выявленных недостач;
Дебет 0 302 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда»
Кредит 0 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы»
– на суммы, удержанные в установленном порядке из денежного довольствия (заработной платы) виновного лица;
Дебет 0 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы»
Кредит 0 209 хх ххх
«Расчеты по недостачам…»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на суммы удержаний, зачтенных в счет обязательств виновных лиц по возмещению суммы ущерба;
Дебет 0 210 02ххх
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов…»
Кредит 0 304 05 ххх
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на суммы удержаний, перечисленных в доход федерального бюджета.
Как правило, по кредиту вышеприведенной бухгалтерской записи используется счет 0 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате труда».
Свернутая бухгалтерская запись внесения виновным лицом в кассу учреждения суммы ущерба и сдача ее на лицевой счет в органе казначейства выглядит так:
Дебет 0 210 02 ххх
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»
Кредит 0 201 04 610 «Выбытия из кассы»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета).
Учреждение не является администратором
Наиболее проблемной ситуацией администрирования доходов федерального бюджета считается взыскание сумм в возмещение причиненного государственному имуществу ущерба. Так как недостачи военного имущества или иные случаи причинения ущерба выявляются непосредственно в учреждениях, то логично было бы на них возложить функции администрирования. Однако, учитывая значительное число учреждений, ситуация, при которой бы соглашения об администрировании заключались органами казначейства с каждым из военных учреждений – маловероятна.
Скорее всего, если доходы относятся к ведению Минобороны, то администратором их будет являться вышестоящее или иное установленное учреждение Вооруженных сил. В данной ситуации на нижестоящее военное учреждение возлагаются:
– контроль за своевременностью взыскания доходов;
– перечисление полученных сумм в доход федерального бюджета.
При этом начисление доходов федерального бюджета производится на основании первичных учетных документов. Этому факту соответствует следующая бухгалтерская запись:
Дебет 0 205 хх ххх
«Расчеты с дебиторами по доходам…»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета).
В том случае, если военное учреждение администратором доходов федерального бюджета не признается, учету сумм возмещения ущерба госимуществу некоторые бухгалтерские записи будут отличаться от схемы, приведенной в подразделе «Учреждение – администратор». Например:
Дебет 0 209 хх ххх
«Расчеты по недостачам…»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на сумму выявленной недостачи и (или) иного ущерба, связанного с использованием государственного имущества (по рыночной стоимости);
Дебет 0 201 04 510
«Поступления в кассу»
Кредит 0 209 00 ххх
«Расчеты по недостачам»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на суммы, внесенные виновными лицами в погашение стоимости выявленных недостач;
Дебет 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 0 304 05 ххх
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов…»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на суммы удержаний, перечисленных в доход федерального бюджета.
Обычно, по кредиту вышеприведенной бухгалтерской записи используются счета:
0 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств»;
0 304 05 320 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению нематериальных активов»;
0 304 05 340 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов»;
Дебет 0 303 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда»
Кредит 0 304 03 730
«Увеличения кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы»
– на суммы, удержанные в установленном порядке из заработной платы (денежного довольствия) виновного лица;
Дебет 0 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы»
Кредит 0 209 хх ххх
«Расчеты по недостачам…»,
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на суммы удержаний, зачтенных счет обязательств виновных лиц по возмещению ущерба;
Дебет 0 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы»
Кредит 0 304 05 ххх
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов…»,
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета)
– на суммы удержаний, перечисленных в доход федерального бюджета
Как правило, по кредиту вышеприведенной бухгалтерской записи используются счета:
0 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате труда».
В отдельных случаях военные учреждения принимают участие в расчетах по платежам, администраторами которых являются иные федеральные органы исполнительной власти. Пример такого участия – арендная плата за переданное военными учреждениями в установленном порядке имущество в аренду.
В таких случаях на сумму начисленных доходов учреждение оформляет бухгалтерскую запись:
Дебет 0 205 хх ххх
«Расчеты с дебиторами по доходам…»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета.
На основании документов об оплате администрируемых сумм необходимо оформить обратную запись:
Дебет 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 0 205 хх ххх
«Расчеты с дебиторами по доходам…»
(где «ххх» – соответствующие счета аналитического учета).
Использование средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, учитывается в соответствии с Письмом Федерального казначейства от 13 декабря 2005 г. № 42-7.1-01/2.2-371
Взаиморасчеты
Расходы на содержание войск (воинских формирований, органов) и иные виды обеспечения (включая стоимость отпущенных материальных ценностей) произведены в порядке взаиморасчетов с федеральными органами исполнительной власти и учитываются как на балансе, так и за балансом. Для этого Руководство предусматривает счета:
– 0 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»;
– 25 «Задолженность других федеральных органов исполнительной власти в рамках взаимных расчетов».
Аналитический учет расходов ведется в разрезе кодов экономической классификации расходов в многографной карточке (ф. 0504054). Суммы, учтенные за балансом, подлежат списанию в рамках проводимой по итогам года реформации баланса. Списание предусмотрено в пределах лимитов бюджетных обязательств по осуществлению взаимных расчетов, доведенных до военных учреждений по соответствующим кодам бюджетной классификации. Учет указанных лимитов ведется в отдельном порядке на соответствующих счетах аналитического учета счетов:
– 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»;
– 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств».
Суммы принятых военным учреждением бюджетных обязательств по оплате расходов в пользу иных федеральных органов исполнительной власти в рамках взаимозачетовучитываются отдельно, на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые бюджетные обязательства текущего года».
Учет вещевого имущества
В соответствии с Правилами владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 848, военные учреждения обязаны вести учет:
– вещевого имущества, находящегося на складах;
– инвентарного имущества;
– имущества, находящегося в пользовании (носке) у военнослужащих.
Списание выданного в пользование вещевого имущества с учета может осуществляться только по окончании установленных сроков его носки или при наступлении иных предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств. Для документального оформления списания предусматривается периодическое, но не реже одного раза в месяц, выявление перечня имущества с истекшими сроками носки, а также оформление и утверждение соответствующего первичного учетного документа.
При переводе военнослужащего на новое место военной службы, стоимость находящегося в его владении и безвозмездном пользовании вещевого имущества подлежит отражению в его аттестате (форма документа включена в класс 60 ОКУД), к которому прилагается требование-накладная на числящееся за военнослужащим имущество. Одновременно с этим в военное учреждение по новому месту службы должно быть выслано извещение (форма по ОКУД 0504805), в котором указывается стоимость вещевого имущества, переданного с перемещаемым по службе военнослужащим.
В бюджетном учете стоимость передаваемого военнослужащим имущества отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 0 304 04 340
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»
Кредит счета 0 101 08 410
«Уменьшение стоимости мягкого инвентаря».
В 2006 году планируется перевести вещевое имущество в состав материальных запасов.
По новому месту службы военнослужащего на основании аттестата военнослужащего, приложенных к нему первичных учетных документов и полученного извещения (форма по ОКУД 0504805) оформляется бухгалтерская запись:
Дебет счета 0 101 08 310
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря»
Кредит счета 0 304 04 340
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов».
Решение скоро будет
В настоящее время на стадии согласования военного и финансового министерств, а также Казначейства России находятся:
– порядок документального оформления восстановления расходов на лицевых счетах;
– особенности учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями;
– учет операций по финансированию расходов на капитальное строительство и ремонт;
– учет централизованных расчетов (оплата исполнительных листов и др.) с лицевых счетов (счетов), открытых военным учреждениям из числа распорядителей средств федерального бюджета.
Проект Руководства предусматривает применение дополнительных журналов, в которых будут учитываться:
– расчеты по недостачам;
– централизованное снабжение расчетов между военными учреждениями;
– санкционирование расходов;
Показатели вышеприведенных журналов по Правилам, предусмотренным в Руководстве, ежемесячно переносятся в Главную книгу (ф. 0504072).
Заметим, что некоторые вопросы централизованных поставок уже решены в совместном Письме Минфина и Казначейства России от 29 декабря 2005 года № 42-7.1-01/22-397.
В рамках отдельной публикации невозможно в полной мере раскрыть особенности перехода на новые стандарты бюджетного учета. В связи с этим автор выражает готовность оказать посильную помощь читателям журнала из числа задействованных в сфере силовых министерств и ведомств по решению насущных вопросов бюджетного учета и налогообложения, а также организации и ведения финансово-хозяйственной деятельности.
И. В. ГЕЙЦ,
заместитель начальника отдела методологии бухгалтерского учета и налогообложения Главного финансово-экономического управления Минобороны России