Бюджет лечебного питания

Процесс выздоровления иногда может длиться очень долго, и при этом он всегда требует комплексного подхода, включающего лечебное питание. В связи с чем бухгалтеру следует обеспечить выполнение методологии учета.

Н. П. НЕСТЕРЕНКО, консультант

Диетология повышает шансы успешного выздоровления. При этом спектр диет по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности, технологии приготовления пищи и среднесуточному набору продуктов подразделяется согласно:

  • возрасту пациентов;
  • медицинским показаниям (диагнозу пациентов);
  • номенклатуре диет (основная, щадящая, низкокалорийная, белковая, хирургическая, индивидуальная и др.);
  • способу приема пищи.

В лечебном питании могут использоваться различные виды пищевых продуктов: традиционные натуральные пищевые продукты (среднесуточный больничный набор продуктов) и специализированные смеси.

Стандарты медицинской помощи предназначены для обеспечения современного уровня диагностики и лечения при каждом конкретном заболевании. Они обязательны для применения во всех лечебно-профилактических учреждениях России (ЛПУ) (ст. 37 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323‑ФЗ)).

Согласно пункту 4 статьи 39 Закона № 323‑ФЗ нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (приказ Минздрава России от 21 июня 2013 г. № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» (далее — Приказ № 395н)).

Кроме названных законов при организации лечебного питания учреждения должны руководствоваться следующими нормами:

  • Закона от 2 января 2000 г. № 29‑ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Закона от 27 декабря 2002 г. № 184‑ФЗ «О техническом регулировании»;
  • приказа Минздрава России от 5 августа 2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (далее — Приказ № 330).

Организация работы

Организация лечебного питания в ЛПУ является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. При этом необходимо обеспечить выполнение медицинским персоналом требований согласно Приказу № 330.

Справочно.

Лечебное питание — питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи (п. 1 ст. 39 Закона № 323‑ФЗ).

Организация и координирование работы по применению лечебного питания в многопрофильных больницах осуществляются Советом по лечебному питанию.

В целях организации лечебного питания следует обеспечить:

  • визирование меню врачом-диетологом (дежурным врачом, диетсестрой) своей подписью для подтверждения количества продуктов лечебного питания, подлежащих закладке в котел, необходимых для приготовления всех блюд;
  • бракераж готовых блюд не позднее чем за 30 минут до раздачи готовой пищи;
  • контрольные мероприятия совместно с исполнителем (например, анкетирование пациентов по ассортименту и качеству отпускаемой продукции) согласно условиям заключенного договора;
  • присутствие врача-диетолога (дежурного врача, диетсестры) при ежедневной закладке пищевых продуктов в котел (с контролем веса) на пищеблоке;
  • иное.

Закупки

Особенности закупок товаров, работ, услуг формируются согласно статусу учреждения, источнику финансового обеспечения, утвержденного планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, сметой доходов и расходов казенного учреждения, в соответствии с нормами Законов № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ.

Объектом закупки в ЛПУ для организации лечебно-профилактического питания могут быть продукты питания, а также услуги по организации питания (аутсорсинг).

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 44‑ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом из буквального и системного толкования подпункта 6 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ следует, что закупка работы или услуги (включая закупку продуктов лечебного питания для нужд субъектов России), выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственными учреждениями, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должна быть обусловлена невозможностью такой закупки у иных лиц (письмо Минэкономразвития России от 13 января 2017 г. № Д28и-225).

При формировании критериев закупки необходимо учитывать:

  • утвержденное меню по отделениям ЛПУ, диетическим столам (согласно номенклатуре клинико-диетических групп);
  • соблюдение гигиенических норм и правил при поставке лечебно-профилактического питания;
  • обеспечение пищеблока за счет собственных средств исполнителя необходимым количеством кухонного инвентаря, посуды, моющих и дезинфицирующих средств, а персонал пищеблока — санитарной одеждой;
  • обеспечение исполнителем за счет собственных средств технического обслуживания и текущего ремонта технологического, кухонного и холодильного оборудования;
  • сбор, хранение и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате производственной деятельности исполнителя, в соответствии с требованиями СанПиН.

Указанные требования учреждения вправе внести в договор оказания услуг.

36_1.png

Прием и документальное оформление передаваемых помещений (пищеблок), оборудования, инвентаря исполнителю услуг согласно нормам гражданского законодательства признаются арендными отношениями.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст. 607 ГК РФ).

Справочно.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Финансовое обеспечение

Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (ст. 30 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326‑ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326‑ФЗ)).

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н (далее — Методика). Согласно пункту 157 Методики тариф на оплату медицинской помощи включает в том числе расходы на приобретение продуктов питания.

Аналогичную структуру тарифа на оплату медицинской помощи отражает пункт 7 статьи 35 Закона № 326‑ФЗ.

Целью планирования финансовых потоков является оптимизация затрат денежных средств на закупки товаров, работ, услуг, в связи с чем необходимо учитывать приоритетные направления расходов лечебно-профилактического учреждения:

  • своевременная выплата заработной платы работникам;
  • своевременные расчеты с бюджетом по налогам и обязательным платежам;
  • закупки коммунальных услуг;
  • закупки продуктов лечебно-профилактического питания;
  • другое.

Финансовым обеспечением закупки продуктов лечебно-профилактического питания являются средства:

  • на выполнение государственного задания;
  • ОМС;
  • приносящей доход деятельности (в том числе средств добровольного страхования).

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены постановлением Правительства России от 4 октября 2012 г. № 1006 (далее — Правила).

Согласно Правилам медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — программа, территориальная программа), имеют право предоставлять платные медицинские услуги на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе лечебное питание, в том числе — специализированные продукты лечебного питания, не предусмотренные стандартами медицинской помощи.

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

В рамках заключенного договора (структуры оказываемых услуг) по организации лечебного питания в ЛПУ необходимо преду­смотреть источник финансового обеспечения по каждой из применяемых диет при лечении пациентов. Выписка из приложений к договору об оказании услуг по организации лечебного питания приведена в таблице.

В связи с тем, что ЛПУ может располагать различными источниками финансового обеспечения, необходимо организовать раздельный аналитический учет стоимости продуктов питания, выданных пищеблоку (израсходованных) на приготовление блюд для пациентов, которым оказываются медицинские услуги на договорной основе (приносящая доход деятельность) и по программе ОМС. При этом методику распределения затрат при приготовлении блюд лечебно-профилактического питания (пропорционально количеству порций, койко-дней, с учетом затрат на одну порцию или койко-день и т. д.) следует закрепить в рамках учетной политики учреждения.

Таблица

Объем оказываемых услуг ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1», тыс. руб.

№ п/п

Наименование показателя

Наименование применяемых диет

Всего

Основная (ОВД)

Низкобелковая (НБД)

Высокобелковая (ВБД)

1

2

3

4

5

6

1

Средства ОМС

56

47

19

122

2

Средства ПДД (от пациентов платного лечения)

78

98

25

201

Итого

134

145

34

313

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Лечебно-профилактическое питание согласно нормам Инструкции № 157н учитывается в составе материальных запасов на соответствующих аналитических счетах счета 10500 «Материальные запасы», содержащих аналитические коды вида синтетического счета 2 «Продукты питания» (п. 118 Инструкции № 157н).

В рамках сформированной учетной политики для отражения финансово-хозяйственных операций по движению продуктов лечебно-профилактического питания учреждения могут применять следующие аналитические счета:

  • казенные учреждения — 0 105 32 000 «Продукты питания — иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции № 162н);
  • бюджетные, автономные учреждения — 0 105 22 000 «Продукты питания — особо ценное движимое имущество учреждения», 0 105 32 000 «Продукты питания — иное движимое имущество учреждения» (п. 31 Инструкции № 174н, п. 31 Инструкции № 183н).

Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по группе (виду) материальных запасов осуществляется в течение финансового года непрерывно (п. 108 Инструкции № 157н).

Расходы на оплату продуктов питания отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

ПРИМЕР

Бюджетным учреждением здравоохранения (ЛПУ) в рамках заключенного договора получены продукты лечебно-профилактического питания по источнику финансового обеспечения 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию»:

  • в июне 150 кг крупы гречневой по цене 40 руб./кг;
  • в сентябре 120 кг крупы гречневой по цене 43 руб./кг.

В июне осуществлен возврат поставщику недоброкачественного товара — 1 упаковка крупы гречневой (10 кг).

В сентябре выдано пищеблоку остаток 5 кг крупы гречневой из поставки июня и 20 кг крупы гречневой из последней поставки.

Иные финансово-хозяйственные операции, связанные с движением продуктов лечебно-профилактического питания в июне-августе, не рассматриваются.

Согласно учетной политике ЛПУ продукты лечебно-профилактического питания при передаче в пищеблок списываются по фактической стоимости их приобретения.

Бухгалтер сделает следующие записи:

В июне

Дебет 7 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 7 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— приняты к учету продукты в сумме 6 000 руб. (150 × 40);

Дебет 7 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 7 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
— возврат поставщику 1 упаковки крупы гречневой на сумму 400 руб. (10 × 40);

Дебет 7 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 7 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата продуктов (крупы гречневой) в сумме 5 600 руб. ((150 — 10) × 40) с одновременным уменьшением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств».

В сентябре

Дебет 7 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 7 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата продуктов (крупы гречневой) в сумме 5 160 руб. (120 × 43) с одновременным уменьшением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств»;

Дебет 7 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 7 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
— передано в пищеблок 25 кг крупы гречневой из двух поставок на сумму 1 060 руб. (5 × 40 + 20 × 43).

Согласно нормам Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом движение продуктов лечебно-профилактического питания упорядочено оформлением документами:

  • специальными;
  • учетными.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету в организациях государственного сектора, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Методическими рекомендациями № 52н.

Согласно нормам Методических рекомендаций № 52н аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035) на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038).

Для оформления отпуска продуктов питания в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц ежедневно применяется Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202).

Карточка-раскладка (ф. 1-85), предусмотренная Приказом № 330, формируется врачом-диетологом по специальным диетам и не является первичным учетным документом в целях бухгалтерского (бюджетного) учета.

Карточка-раскладка (ф. 1-85) составляется на каждое блюдо лечебно-профилактического питания в двух экземплярах: один экземпляр сохраняется у бухгалтера, второй — у медицинской сестры диетической (на обороте карточки описывается технология приготовления блюда).

Согласно Приказу № 330 бухгалтер (калькулятор) указывает количество продуктов, необходимых для приготовления всех порций данного блюда. Меню-раскладка составляется согласно сводному семидневному меню с учетом среднесуточного набора продуктов питания, ежедневно утверждается главным врачом учреждения и подписывается врачом-диетологом, бухгалтером, зав. производством (шеф-поваром).

Вопрос заверки Карточки-раскладки (ф. 1-85) печатью ЛПУ решается согласно нормам локального акта учреждения по применению печатей и штампов.

Отметим, что хотя Карточка-раскладка (ф. 1-85) предусматривает подпись врача-диетолога, однако при отсутствии такой штатной единицы ее вправе подписать врач, должностные обязанности которого включают ответственность за лечебное питание.

Номенклатура постоянно действующих диет в каждом лечебно-профилактическом учреждении устанавливается в соответствии с его профилем и утверждается на Совете по лечебному питанию.

Вместе с тем формирование специальных диет лечебно-профилактического питания, безу­словно, зависит от фактического наличия продуктов (их закупки) в рамках финансового обеспечения учреждения.

Составление меню лечебных учреждений также носит плановый характер, поскольку формирование учредителем государственного (муниципального) задания для бюджетных (автономных) учреждений, сметы доходов/расходов для казенных учреждений на очередной финансовый год осуществляется на стадии планирования бюджета на основании доведенной учредителем информации об объеме планируемых бюджетных ассигнований на финансовый (планируемый) год.

Таким образом, цикл лечебно-профилактического питания, предусмотренный врачом-диетологом, обеспечивается разнообразием сбалансированного питания согласно источникам финансового обеспечения.

В случае необходимости замены Карточки-раскладки (ф. 1-85) ее утверждают на Совете по лечебному питанию и главным врачом учреждения.

Согласно нормам Приказа № 330 при отсутствии полного набора продуктов на пищеблоке, предусмотренного сводным семидневным меню, возможна замена одного продукта другим при сохранении химического состава и энергетической ценности используемых лечебных рационов (таблица 6 «Взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд», таблица 7 «Замена продуктов по белкам и углеводам»).

Например, при использовании масла коровьего соленого вместо масла коровьего несоленого «Вологодского» или соленой зелени укропа (петрушки, сельдерея) вместо веточек свежей зелени уменьшается закладка соли в рецептуре.

Справочно.

Платные медицинские услуги — медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.


Реклама