От ивановского ситца до проводок и счетов

«Русский Манчестер», как назвали Иваново всего столетие назад, давно утратил звание города невест. Приятно думать, что бюджетный учет ведут юные девы с тугими косами, но здесь, как и по всей России, молодежь не желает работать в бюджетной сфере.

Мир вокруг нас изменился
Сами ивановцы ситцевый край между собой называют городом студентов и пенсионеров. Действительно, здесь очень много учебных заведений: на одной из центральных улиц напротив друг друга выстроились сразу четыре вуза. Как нам рассказали в Департаменте образования области, регион занимает первое место в ЦФО и четвертое третье место в России по числу студентов на 10 000 человек населения.
Конечно, вузы – это федеральное «хозяйство», а вот детские дома, школы-интернаты, профессиональные училища, лицеи и техникумы – прерогатива области. Пожалуй, Департамент образования имеет самое большое количество подведомственных учреждений среди региональных отраслей, хотя еще в 2004 году их было всего 23. Но уже через год это число увеличилось до 53 – в ведение департамента были переданы все профессиональные училища и лицеи с федерального бюджета. Еще через год в сферу образования области влились еще 30 муниципальных учреждений. В отличие от федеральных последние не имели собственных бухгалтерий.
«Учет на муниципальном уровне был полностью централизован, – поясняет начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности О.В. Куранова. – Передача этих учреждений с муниципального на областной уровень подразумевала и создание новых бухгалтерских служб: поиск и подготовку кадров, закупку техники, установку программных продуктов. Ситуацию усложнил переходный период на новые правила ведения учета. Грамотного специалиста по бюджетному учету сложно найти даже в городе, что уж говорить о селах...»
Как рассказывает Ольга Владимировна, еще сложнее было найти специалистов в учреждения, которые находятся в удалении от поселков. К примеру, в Ивановской области существуют детские дома, которые построены среди лесов. С точки зрения здоровья детей это бесспорно хорошо, для персонала – неудобно. Потому и желающих ездить каждое утро за тридевять земель немного.

Кадровый голод
При решении кадровой проблемы Ольга Владимировна столкнулась с полным непониманием большинства директоров. «Дело в том, – поясняет она, – что раньше эти учреждения входили в централизованные бухгалтерии, и у руководителей не было необходимости вникать в тонкости бюджетного учета. После децентрализации им самим пришлось за все отвечать, самим всем заниматься. В первую очередь нужно было найти кадры. К нашему удивлению, не все директора даже понимали, зачем им нужен бухгалтер. Единственный довод, который показался для многих убедительным, было то, что они не смогут получать зарплату. Только тогда они стали активно искать себе сотрудников. В итоге, мы собрали всех, кто когда-либо имел дело с бухгалтерией или экономикой, и попытались объяснить, что мир вокруг них изменился».
Этой фразой главбух Департамента образования области начинает каждый свой семинар. При территориальном Институте повышения квалификации учителей существует кафедра руководящих кадров. О.В. Куранова решила донести до руководителей учреждений образования области бухгалтерскую боль, читая лекции о реформе. Говорит, что таким путем ей удается помочь и себе, и подопечным: себе – в организации финансово-хозяйственной деятельности учреждения, бухгалтерам – в достижении взаимопонимания с руководителями.
Не менее остро стоит кадровая проблема и в сфере культуры Ивановской области. Здесь она ощутима не только на селе. Основная причина тому, по мнению начальника отдела учета и отчетности Комитета Ивановской области по культуре Н.В. Литвиновой, заключается в том, что, несмотря на то что практически все ивановские вузы готовят специалистов по бухучету, ни один из выпускников не имеет специализации по бюджетному учету – нет специализированных программ. «Причина кроется еще и в том, что эта профессия в бюджетной сфере очень непривлекательна. Ведь, несмотря на высокую степень ответственности, бюджетные зарплаты очень низки. Известный факт: пройдя бюджетную школу, молодые специалисты уходят в коммерческие организации, где их труд оценивается выше, а здесь остаются бухгалтеры со стажем более 15 – 20 лет из-за любви к своей профессии. Смену им подготовить по этой причине очень сложно», – с сожалением говорит Наталия Владимировна.
Если раньше повышением квалификации бухгалтеров Комитет Ивановской области по культуре мог заниматься самостоятельно на базе курсов повышения квалификации работников, то теперь решение кадровой проблемы в рамках отрасли культуры стало проблематичным. Изменившееся законодательство оставляет прерогативу повышения квалификации за образованием – нужны лицензии на образовательную деятельность и т.д. Все это логично и законно, но совершенно не помогает изменить ситуацию, а с финансовой точки зрения еще и увеличивает расходы отрасли: образовательные услуги будут стоить определенных денег.


Находки самородков: питание сотрудников

Департаменту образования Ивановской области путем консультаций и мытарств во множестве инстанций удалось-таки решить проблему питания сотрудников. Чтобы сэкономить и без того низкие зарплаты учителей, большинство образовательных учреждений практикуют два способа: внесение средств на питание в кассу собственноручно сотрудником либо путем удержания их из заработной платы. И законодательство это позволяло делать. Эти средства учитывались как восстановление кассового расхода по бюджету, снова закупались продукты питания.
Сейчас ивановские бюджетники вносят оплату за свое питание на внебюджетный счет учреждения, а приобретенные на них продукты на основании накладной передаются на бюджетную деятельность. ФНС по Ивановской области согласилась с позицией Департамента образования только потому, что он доказал, что средства, собранные на питание, действительно будут направлены строго по целевому направлению.


Переход, как переправа: дебет – слева, кредит – справа
Переходный период тяжело дался всем. Причем среди самых популярных причин тому бухгалтеры называют человеческий фактор: и без того кадровый голод, а тут еще и учет кардинально изменился… Главбухам приходилось не просто рушить, а выкорчевывать устаревшие стереотипы своих подчиненных. Словом, каждый главбух искал свои способы решения этой проблемы.
К примеру, О.В. Куранова еще на начальных этапах перехода пришла к выводу, что координировать работу своих подопечных необходимо путем детальной регламентации учета. Приказы по организации работы бухгалтерских служб департамента образования и подведомственных учреждений она писала, скорее, по наитию, руководствуясь личным опытом. Если раньше подобные приказы просто переписывалась из года в год с учетом незначительных изменений в законодательстве, то в 2005 году пришлось полностью изменить структуру документа. Ольга Владимировна включила в него теоретическую часть Инструкции и конкретные проводки. «Я прекрасно понимала, что большинство из моих бухгалтеров не прочтут полностью Инструкцию, поэтому, прежде всего, решила дать им теоретическую канву, – рассказывает О.В. Куранова. – Вычленяя куски Инструкции, я смогла донести до них основные понятия бюджетного учета».
Несмотря на основательную подготовку, переходный период существенно затянулся: «Естественно, мы не перешли на новый план счетов ни с 1 января, ни с 1 октября 2005 года, – рассказывает Ольга Владимировна. – Осознание того, что учет действительно изменился глобально, пришло к моим бухгалтерам только после 9-месячной отчетности. Тогда они пытались элементарно перевести данные со старых счетов на новые – баланс, естественно, не сходился. Только после этого они стали постепенно переходить на новый План счетов, задумываясь о неизбежности годового отчета».
В свою очередь Комитет Ивановской области по культуре своими силами собирал бухгалтеров подведомственных учреждений на семинары, рассказывал о новшествах в законодательстве, всячески оказывая им методическую помощь. Может быть потому, несмотря на сложность переходного периода, в сфере культуры старые кадры выстояли, не ушли. Недаром говорят, что старый конь борозды не портит. «Мы были довольны и тем, что в этот период нам удалось оснастить учреждения необходимой компьютерной техникой. В основном за счет средств самих учреждений, которые производили передвижку средств с других статей расходов», – рассказывает Наталья Владимировна. Чтобы директора поняли необходимость таких перестановок, приходилось беседовать с каждым из них и доказывать, доказывать и доказывать.

Цель оправдала средства
Рушить стереотипы бухгалтеров руководителям бухгалтерских служб помогали представители Департамента финансов Ивановской области. Как нам рассказала В.В. Сорокина, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Департамента, с ноября 2004 года совместно с учебным центром одного из разработчиков программных продуктов удалось организовать курсы по бюджетному учету. Главные бухгалтеры бюджетных учреждений и финансовых органов муниципальных образований в течение 40 часов познавали основные принципы и тонкости нового Плана счетов и новых правил ведения учета. Кроме того, в сентябре 2005 и апреле 2006 годов 400 бухгалтеров посетили семинары с участием С.В. Романова, начальника отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и классификации Департамента бюджетной политики Минфина России.
Параллельно с этим Департамент финансов области своими силами проводил семинары не только по итогам отчета за 9 месяцев, но и по подготовке годового отчета. «Мы разобрали все наиболее часто встречающиеся ошибки в отчетности, готовили и доводили письма рекомендательного характера по применению положений новой Инструкции с конкретными примерами», – рассказывает Валентина Викторовна. Благодаря всем этим действиям Федеральное казначейство положительно отметило Ивановскую область при сдаче годового отчета.

Думайте сами, решайте сами
Внедрение Инструкции №25н значительно облегчило жизнь учреждениям культуры, упростив учет мягкого инвентаря. Тем ни менее, по словам Н.В. Литвиновой, вопросов еще очень много. К примеру, на счете 0 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)» должны собираться все расходы по внебюджету. В Инструкции записано, что «расходный» счет закрывается по мере предоставления услуги или изготовления продукции. Учреждения культуры не изготовляют продукцию, а оказывают услуги. До сих пор ивановцам неясно, в какой момент их можно считать оказанными: после продажи билета, проведения спектакля или выставки. Не меньше вопросов возникает и с формированием себестоимости услуг на едином счете. Ведь подчас тратятся как бюджетные, так и внебюджетные средства. «Мы собираем только внебюджетные расходы на счете 0 106 04 000, а закрываем его по мере сдачи выручки кассиром, считая, что услуга на этот момент предоставлена. Но в данном случае мы не можем полностью отражать себестоимость услуги», – поясняет Наталия Владимировна.
Подобные вопросы возникают, потому что ни Министерство, ни Федеральное агентство по культуре не подготовили ведомственные методические указания по бюджетному учету и не ответили ни на один запрос комитета. Методсовет по бюджетному учету, который был создан при Минкульте, впрочем, как и в большинстве ведомств на уровне Федерации, так и остался простой формальностью. «От безысходности мы направляли даже запросы в Минфин России. К нашему удивлению, нам ответили», – с улыбкой говорит Наталия Владимировна.

Трудотерапия
Остался без поддержки своего министерства и Комитет социальной защиты населения Ивановской области. В сфере множество нюансов, специфичных только для учреждений соцзащиты, например подсобные хозяйства в учреждениях для душевно больных. Если бы они использовалось только для получения прибыли, то вопросов бы не возникало – это полностью вписывается в рамки Инструкции по бюджетному учету. Но в психонервологических интернатах хозяйства и мастерские используются в качестве трудотерапии для неизлечимых психически больных. Этот метод был разработан еще в советские времена. Продукция, которую больные производили, оставалась для их же пользования и учитывалась на спецсчете. Все расчеты производились внутри учреждения.
Как нам рассказала начальник отдела планирования, бухгалтерского учета и отчетности Комитета социальной защиты С.В. Рыженкова, теперь Бюджетный кодекс запрещает подобные расчеты. Поскольку заправлять хозяйством самостоятельно больные не могут, то необходимо содержать специалистов: слесарей, доярок, свинарок, трактористов и т.д. Их зарплаты, по логике, должны выплачиваться из доходов от подсобного хозяйства. Но учреждения соцзащиты не ведут торговлю – вся продукция передается в бюджет. Пока эта проблема не нашла разрешения. Комитет социальной защиты Ивановской области уже несколько лет ждет от Минздравсоцразвития хотя бы рекомендаций по организации этих хозяйств. «В идеале, они должны быть самостоятельными уставными организациями при интернатах, – считает Светлана Викторовна. – Это решило бы многие проблемы. Но сейчас даже колхозы разваливаются, что говорить о сельхозпредприятиях».
Комитет соцзащиты Ивановской области не дождался никаких рекомендаций и по организации бюджетного учета. Светлана Викторовна говорит, что поддержку в этом вопросе получают только от регионального Департамента финансов, от Методсовета Ивановской области по бюджетному учету. Но, чтобы удвоить поддержку своим бухгалтерам, решили перестраховаться и создали постоянно действующий Методсовет при комитете. «Сейчас к нам поступает очень много вопросов от подведомственных учреждений. Мы готовим для них письменные ответы с разъяснениями и примерами проводок», – рассказывает С.В. Рыженкова.


Вслед за учеником

Лето – горячая пора для всех образовательных учреждений: в школах выпускные экзамены, идет набор детей в 1-й класс, в сузах и вузах – вступительные, идет набор в профессиональные училища и лицеи. Для Департамента образования Ивановской области это время важно вдвойне: специалисты отслеживают, куда и в каком количестве поступают дети, выпускники школ, школ-интернатов. Дело в том, что ивановские учреждения образования готовятся к переходу на подушевой принцип финансирования. Теперь каждый ребенок на счету, ведь деньги идут за учеником. Сегодня ивановцы перенимают опыт регионов, где эксперимент по нормативному финансированию прошел успешно – уже побывали на нескольких семинарах и конференциях по этому вопросу.


О новой структуре и старых граблях
2006 года стал для областного Комитета социальной защиты населения переходным. Структура находится в стадии реорганизации. Если еще в прошлом году всего 15 учреждений соцзащиты имели статус областных, то сегодня к ним присоединились еще 27 отделов социальной защиты и 38 учреждений муниципального уровня. До конца года они будут иметь двойное подчинение, но уже с 1 января 2007 года будут созданы территориальные органы исполнительной власти, подчиненные комитету соцзащиты, а муниципальные учреждения приобретут статус областных.
По мнению главбуха Комитета социальной защиты, таким образом создается единый подход по реализации государственных полномочий по социальному обслуживанию населения. Если раньше Комитет соцзащиты нес, скорее, методическую, чем практическую нагрузку, то теперь он становится полноценным государственным органом с оптимальной структурой.
Реструктуризация коснулась и самой бухгалтерской службы: планово-экономический отдел был присоединен к отделу бухгалтерского учета и отчетности. «Такое слияние оправдывает себя, – заявляет Светлана Викторовна, – ведь мы делаем одно дело, и планирование неразрывно связано с финансированием и исполнением бюджета».
Наверное, это ощущение «общего дела» и помогло избежать главбуху текучки кадров в период перехода на новый План счетов. Светлана Викторовна утверждает, что случайные люди в ее сфере не задерживаются, но если в соцзащите работают долго, то это навсегда. А опыт, как положительный, так и отрицательный, – штука важная. Отрицание его никогда не приводит к хорошим результатам. Вот и теперь Светлана Викторовна сетует, что причиной появления Инструкция №25н во многом стало то, что в Инструкции № 70н не был учтен положительный опыт предыдущих лет, к примеру, в части учета мягкого инвентаря. Было время, когда он также учитывался в составе основных средств, но еще в 1974 году приказом Минфина СССР мягкий инвентарь был переведен в состав малоценных предметов. «По прошествии более 30 лет мы снова наступили на те же грабли, потому что забыли ценный опыт наших коллег», – говорит С.В. Рыженкова.
Сегодня сердце главбуха Комитета соцзащиты Ивановской области по поводу постановки нового учета относительно спокойно: учет внедрили, программы практически отлажены, кадры усвоили основные принципы. Беспокоит лишь реорганизация социальной структуры. «Когда я пойму, что новая финансовая служба сработала, лишь тогда я смогу спать спокойно», – утверждает Светлана Викторовна.

Не было бы счастья…
Пожалуй, Ивановская область – один из немногих регионов, где при создании казначейской системы территориальное УФК и финансовый орган шли рука об руку. Как говорится, не было бы такого счастья, да несчастье помогло: когда все регионы ломали голову над тем, создавать ли свое казначейство или отдаться в руки федерального, Ивановская область выбора не имела. Будучи высоко дотационным регионом, ситцевый край не имел достаточной материально-технической базы, чтобы создать собственное казначейство. Это на первый взгляд неприятное обстоятельство сегодня избавило ивановских финансистов от необходимости выбора, перед которым стоят многие их коллеги из регионов побогаче в связи с поправками в Бюджетный кодекс.
Теперь, пока соседи налаживают новые схемы казначейского исполнения бюджета, ивановцы укрепляют и усовершенствуют уже существующие. Как нам рассказала Е.А. Антонова, заместитель руководителя – главный бухгалтер УФК по Ивановской области, еще в январе 2005 года в УФК по Ивановской области и всех ОФК был внедрен программный продукт для исполнения федерального бюджета, а уже через год – на него было переведено кассовое обслуживание исполнения областного и местных бюджетов. Чтобы сократить трудовые и временные затраты самих казначеев и их клиентов, в Ивановской области активно развивают электронный документооборот с использованием электронно-цифровой подписи.
«В управлении еще в 2003 году был создан Удостоверяющий центр, позволяющий обеспечить выдачу сертификатов открытого ключа электронной цифровой подписи, – рассказывает Елена Артуровна. – Внедрение электронного документооборота способствует постепенному уходу от бумажных носителей и необходимости регулярного посещения клиентами отделений Казначейства. Система электронного документооборота (СЭД) – это не просто форматы взаимодействия с внешними абонентами. Это – автоматизированное рабочее место, часть программы Федерального казначейства ППО «СЭД», которая устанавливается клиенту бесплатно. Программный продукт является единым для всех и отличается только форматами и видами передаваемой информации».
К сожалению, «СЭД» вызвала у клиентов интерес только на начальном этапе внедрения. Сейчас абоненты Казначейства принимают его с меньшим энтузиазмом. Причина в плохом качестве связи и недостаточной квалификации персонала на местах.
«Система электронного документооборота в Ивановской области находится еще в зачаточном состоянии, – поясняет Елена Артуровна. – Видимо, ей суждено быть – это неизбежный процесс развития. Хотя, признаться, на территории нашего региона огромной необходимости в ней нет: мы уже давно запустили систему штрих-сканирования документов, все учреждения имеют у себя программное обеспечение, которое позволяет им печатать платежные документы со штрих-кодом. А вот с точки зрения получения клиентами документов от ОФК положительные стороны есть».

Принцип сиамских близнецов
Вообще редко когда увидишь главбухов УФК и финоргана, между которыми было бы достигнуто такое взаимопонимание, как в Ивановской области. Как они утверждают сами, еще не было таких разногласий, по которым не удалось бы прийти к единому мнению. Напротив, в споре пытаются докопаться до истины. Понимают, что в их деятельности действует принцип сиамских близнецов: если не ладится у одного, то вскоре появится дискомфорт и у другого. Последние два года даже годовые отчеты в Москву возят в одно и то же время – Минфин старается совместить сроки сдачи для казначеев и финансистов из одного региона, чтобы в случае недоразумений выяснить их на месте. «Обычно нас сталкивают лбами, –  с улыбкой признается Е.А. Антонова, – правда, безуспешно. Мы хорошо готовимся, привозим достоверные и выверенные отчеты».
Оба главбуха отметили, что основные трудности при составлении отчетности заключаются в неувязке программных продуктов. По их словам, львиная доля времени уходит именно на отладку, сопряжение, разработку единых форматов и т.д. Дело в том, что в ОФК централизованно поставлен один программный продукт, а финорганы работают на давно знакомом и привычном. Поэтому Департаменту финансов приходится ежедневно вручную выверять каждую строку в кассовых поступлениях и выбытиях, прежде чем закрыть месяц. «Я только недавно закрыла март, – сетует Валентина Викторовна, – за апрель пока не идут четыре позиции. Это очень кропотливый излишний труд. Мы два месяца занимались этой работой, не поднимая головы». Но, как считает В.В. Сорокина, после того, как будет отлажен электронный документооборот, выверены главные книги, эта работа с лихвой оправдает себя.

И.В. ЗАХОВАЕВА, корреспондент журнала «Бюджетный учет»


Реклама