И мастерство, и вдохновенье…
17 сентября 2006 года коллектив Финансовой академии отметит 60 лет с момента создания Московского финансового института, из стен которого вышло семь министров финансов СССР и России, два министра финансов Вьетнама, председатели Центральных банков различных стран СНГ, руководители коммерческих банков, ректоры вузов. Вот уже 13 лет у бухгалтерского «штурвала» Академии стоит Марина Викторовна Самодурова.
- Марина Викторовна, мы напросились к Вам в гости в «жаркую» для Академии . Начинается учебный год. Скажите, это время приносит для Вас дополнительные заботы? В чем они заключаются?
- Независимо от времени года у нас всегда «жаркая» пора. Ведь в бухгалтерии второй год внедряется новая система бухгалтерского учета, предусмотренная новой Инструкцией по бухгалтерскому учету. Раньше действовал приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. №70-н. Теперь - Приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25-н. Что же касается учебного процесса, то «жаркое» время в бухгалтерии началось еще во время поступления в Академию студентов на платной основе. Потоки студентов и родителей прошли через бухгалтерию при оформлении договоров на обучение и счетов на их оплату.
- Ваша Академия имеет сложную и разветвленную структуру: 19 институтов, восемь филиалов, четыре представительства в разных регионах страны и т. д. В связи с этим хотелось бы спросить: как построена работа бухгалтерского подразделения? Существуют ли какие-нибудь нюансы в организации работы? Как построен документооборот?
- Наше подразделение - одно из важнейших в Академии. Оно называется: «Управление бухгалтерского учета, планирования экономической деятельности и финансового контроля». Работа здесь ведется по трем направлениям:
- планово-экономическое;
- бухгалтерский учет и контроль;
- внебюджетная и иная, приносящая доход деятельность.
В Управлении сосредоточены уставные функции Академии, касающиеся финансов. Это перспективное планирование бюджетных и внебюджетных доходов и расходов, финансовое обеспечение образовательной и научной деятельности, капитального строительства, программы государственных внешних заимствований и многое другое.
Документооборот в бухгалтерии огромен. Порядок его организации регламентируется графиком, разрабатываемым бухгалтерией и утверждаемым ректором Академии. В Порядке предусматривается оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа и определяется минимальный срок его нахождения в подразделении. Это способствует усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ. График документооборота является неотъемлемой частью Положения, регулирующего учетную деятельность бухгалтерской службы.
- Марина Викторовна, в Вашей Академии работают мэтры в области налогов, налогообложения, учета. А помогают ли они родной бухгалтерии оптимизировать налогообложение и учет?
- Мы работаем в тесном контакте с нашими мэтрами в области финансов, налогов и налогообложения, учета. Они - теоретики, а мы – практики. Как Вы понимаете, практики не могут без теоретиков, а теоретики без практиков. Мы учимся у них, а они у нас.
- Марина Викторовна, в чьем ведомстве находится Ваша Академия? Оказывают ли Вам методическую поддержку?
- Учредителем Академии является Правительство Российской Федерации, а финансирование Академии и ее подведомственных финансово-экономических колледжей-филиалов осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации.
С коллегами из Планово-экономического управления и Управления бухгалтерского учета Управления делами Президента Российской Федерации мы работаем в тесном контакте.
Управление делами разрабатывает для нас Порядок (Методические указания) по составлению смет доходов и расходов по предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, организует для наших сотрудников обучение по повышению квалификации по вопросам экономики и бухгалтерского учета. Также оно обеспечивает программным продуктом при составлении форм бухгалтерской отчетности.
Основные вехи славного пути.
2 марта 1919 г. – в Москве, на Тверском бульваре, 12 открыт первый в истории России специализированный финансовый вуз – Московский финансово-экономический институт Наркомфина (МФЭИ).
17 сентября 1946 г. – на базе объединения МФЭИ с Московским кредитно-экономическим институтом Госбанка СССР создан вуз высшей категории – Московский финансовый институт (МФИ).
25 января 1991 г. МФИ получил статус Академии (Государственная финансовая академия).
7 октября 1992 г. Указом Президента РФ Академии дан статус «при Правительстве» – Финансовая академия при Правительстве РФ.
- Ваши коллеги нередко жалуются на «информационный вакуум». У Вас есть такая проблема? Кроме электронных правовых баз Вы чем-то еще пользуетесь?
- У нас нет таких проблем. Мы пользуемся и электронно-правовыми базами, и ресурсами Интернета, выписываем журналы по бухгалтерскому учету и в частности Ваш журнал - «Бюджетный учет». Пользуясь случаем, хочу выразить большую благодарность редколлегии журнала за очень интересные, полезные публикации. Они помогают нам в работе, оперативно знакомят с нормативными документами, позволяют перенять опыт работы других вузов.
- Очень часто приходится сталкиваться с тем, что бухгалтеры не очень довольны тем, как поставлен казначейский процесс. Хотелось бы услышать Ваше мнение. Что, на Ваш взгляд, необходимо изменить, и нужно ли что-либо менять?
- Нам повезло, что мы обслуживаемся в УФК по г. Москве. Там сосредоточен высококвалифицированный, творческий коллектив, который всегда поможет и подскажет пути решения возникающих проблем.
Когда же в связи с передачей нам колледжей возникли проблемы на федеральном уровне, пришлось обращаться к руководителю Казначейства РФ Татьяне Геннадьевне Нестеренко . Эта мудрая, энергичная женщина, настоящий высококвалифицированный профессионал своего дела дала ряд полезных советов, подсказала наиболее безболезненные пути решения проблем. Мы ей очень благодарны.
- Налажен ли у Вас электронный оборот с ОФК?
- Хотелось бы иметь систему электронного документооборота при взаимодействии с Казначейством. Это программа будущего. Так работают за рубежом. И нам надо переходить на международные стандарты.
- Марина Викторовна, Вы говорили про внедрение Инструкции № 25-н. Вы уже перешли на новый порядок учета?
- Да, перешли с 1 января 2006 года.
- Скажите, чего Вы ожидали от этих поправок? Оправдали ли изменения Ваши надежды?
- В новой Инструкции № 25-н были поправлены недоработки прежней Инструкции. Наши надежды в основном оправдались, но, к сожалению, не было должной оперативности. А в бухгалтерском учете опаздывать нельзя. Было изменено наименование счетов, поэтому полностью пришлось перерабатывать программное обеспечение. По отдельным счетам возникли трудности с переносом остатков на 1 января 2006 года и оборотов за первый квартал текущего года. В общем, сложновато нам было. Но ничего, справились.
- Уверена, что у Вас, как и у любого другого образовательного учреждения, есть внебюджетная деятельность. Меня интересуют проблемы и нюансы, связанные с учетом и налогообложением такой деятельности.
- Внебюджетная деятельность в Академии весьма разнообразна. Она предусмотрена нашими уставными документами. Проблем с учетом и налогообложением до 2006 года не было, так как образовательные учреждения имели льготы по налогам.
Проблема возникла в настоящее время в связи с отменой льгот для учебных заведений и необходимостью платить налоги на землю и на имущество. Наш вуз своевременно предоставил своему главному распорядителю реестр имущества и расчет суммы налогов, которая должна быть выделена из средств федерального бюджета. Однако деньги на наш лицевой счет до сих пор не поступили. Из-за этого возникает серьезная проблема с налоговыми инспекциями. Замечу, что их у нас шесть: пять в Москве и одна в городе Мытищи Московской области. Чтобы не платить пени, мы разослали в инспекции письма с соответствующей просьбой. В них указали, что причина неуплаты налогов – отсутствие необходимой суммы бюджетных средств. Однако не все инспекции идут нам навстречу.
Эта проблема характерна для всех образовательных учреждений. Ее поднимали и на только что прошедшем съезде ректоров вузов страны. На мой взгляд, аргумент, что деньги будут выделены только после того, как все вузы сдадут в полном объеме информацию об имеющемся в их распоряжении имуществе, звучит крайне неубедительно. Вопрос надо решать срочно, тем более, что в бюджете на 2006 год средства на эти цели были зарезервированы.
Еще более сложная ситуация возникла с налогообложением имущества, приобретенного за счет внебюджетных средств. С одной стороны, существуют разъяснения Минфина России от 17 апреля 2006 г. № 02-03-09/894 о том, что если имущество приобретено за счет внебюджетных источников, то и налог необходимо уплачивать за счет этих же средств. С другой стороны, все имущество на нашем балансе федеральное и находится лишь в оперативном управлении вуза. То есть оно включено в реестр федерального имущества, и под уплату налога с него в бюджете выделены средства.
Если нам все-таки придется оплачивать часть налога на имущество за счет внебюджетных средств, то скорее всего мы будем вынуждены поднять плату за обучение.
Альма-матер для министров
Финансовая академия является ведущим учебным и научным центром, осуществляющим подготовку высококвалифицированных специалистов, переподготовку и повышение квалификации по специальностям: «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Математические методы в экономике», «Антикризисное управление», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция». Общее число обучающихся в настоящее время составляет 21 000 человек, и 20 000 специалистов ежегодно проходят повышение квалификации.
Ведется подготовка научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру.
У Академии большие международные связи. Заключены договоры с вузами и финансово-банковскими структурами 50 стран мира. В Академии учатся студенты из 42 стран мира.
Ректором Финансовой академии с 1985 года и по настоящее время является заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Грязнова Алла Георгиевна.
- Как часто на пороге Вашей бухгалтерии возникают ревизоры?
- За период моей работы в должности главного бухгалтера Академию проверяли Счетная палата, Минфин России, Минобразование РФ, Федеральное Казначейство, налоговая инспекция и другие. Мы должны быть готовы к приходу комиссии из любого ведомства, в прямом или непрямом подчинении которого находимся, и отчету за проделанную работу. Я всегда готовлю к этому своих сотрудников. Это как сдача экзаменов. Я нормально отношусь к проверкам: как к обычному делу. Проверки – работа тех, кто приходит проверять. Они должны быть уверены, что люди, которые находятся в их подчинении, работают правильно, действуют в соответствии с законодательством.
- Как складываются отношения с налоговой инспекцией?
- Отношения с налоговой инспекций и с нашей, и с их стороны оцениваются как деловые. Все вопросы решаются в рабочем порядке. Они для нас своеобразный учебно-производственный комбинат, в котором мы перенимаем опыт друг друга, решаем определенные проблемы, обсуждаем пробелы в законодательстве или в инструктивных материалах, что дает сигнал для проработки этих вопросов в нашем Научно-методическом центре по налогообложению, подготовке экспертных заключений для Госдумы и Правительства. К тому же такое сотрудничестводает возможность вовремя выявлять допущенные нами ошибки и принимать меры по их устранению.
- Марина Викторовна, были ли у Вас судебные споры с налоговой? И вообще, Вы отстаиваете свое мнение до конца или, как многие коллеги, уступаете налоговикам?
- Споры с налоговой инспекцией у нас бывали, но до судебных разбирательств никогда не доходило. Наши споры мы решаем мирным путем, находим общий язык. У нас есть люди, которые могут разобраться во всех нюансах учета и найти правильный ответ. Если мы правы, то я считаю,что отстаивать свое мнение надо до конца. Но если ошиблись, то упорствовать не стоит, а нужно просто исправлять ошибки. Такова наша твердая позиция.
- Знаю, что Вы входите в экспертный совет по бюджетному учету ИПБР. Расскажите, пожалуйста, поподробнее.
- Да, я член экспертного совета по бюджетному учету. В его состав входят представители отраслевых министерств и ведомств, подведомственные учреждения которых находятся на бюджетном финансировании.
В каждом министерстве или ведомстве ранее имелась своя специфика бухгалтерского учета. С введением Инструкции № 70-н бюджетный учет стал единым.
Если в процессе работы в новых условиях бюджетного учета у министерств и ведомств все-таки возникают какие-либо сложности или пожелания, на заседаниях экспертного совета эти вопросы обсуждаются и вырабатывается единый подход к решению той или иной проблемы, который вносится затем на рассмотрение Методсовета Минфина России.
- Марина Викторовна, хотелось бы узнать о Вашей преподавательской деятельности.
Эта работа мне по душе. Я преподаю бухгалтерский учет в Финансово-экономическом институте. Когда-то очень давно, до того, как я пришла работать сюда бухгалтером, я преподавала экономику на вечернем отделении. И столкнулась с тем, что один из моих студентов, который учился и был хорошим практиком, как-то раз сказал мне: «Вот вы нас учите очень серьезным и важным вещам. Но есть вопросы, которые, как нам кажется, вы не чувствуете, потому что не занимаетесь этим непосредственно. А вот теорию вы знаете очень хорошо». Не могу сказать, что меня это смутило. Скорее заставило задуматься. Ведь для того, чтобы учить кого-то, надо сначала самой хорошо знать предмет, которому ты учишь. Все это повлияло на то, что я стала заниматься практикой. Теперь прихожу и рассказываю о проблемах, с которыми сталкиваюсь в работе, и о том, как их надо решить. Так что мои ученики не боятся идти работать по специальности.
- Вы строгий экзаменатор?
- Не могу так сказать. Я весьма строгий человек в течение семестра, в процессе обучения. Я считаю, что экзамен не столько для студентов, сколько для меня. На нем и выясняется качество преподавания. Если я хорошо объясняла на занятиях, то к экзамену специально готовиться не нужно. Некоторые студенты очень удивляются такой позиции. Другие преподаватели заставляют их учить наизусть или все очень подробно записывать и не отходить от текста. Я никогда так не делаю. Поэтому на консультациях я освещаю круг вопросов, которые будут в билетах, и объясняю, как на них отвечать. Но есть вещи, которые человек должен просто понимать. Очень переживаю, если на экзамене ребята чего-то не знают. Некоторые из моих студентов с радостью приходят на практику или на работу к нам.
- Как Вы любите проводить свободное время?
- Свободное время? (Смеется.) Его так мало! Вы знаете, в Академии вообще все трудоголики . Свободное время уходит на работу. У нас выходных бывает не так много, а иногда их и вовсе нет. Дают задание - и приходится выполнять. Наш ректор, Алла Георгиевна Грязнова, большой энтузиаст своего дела. Она нас буквально завораживает, заводит, и команда, которая работает при ней, заряжается ее настроением и идет за ней следом. Она задает нам ритм, и мы в нем работаем. Ну, естественно, свободного времени просто не хватает. Помимо решения текущих вопросов нужно подписать почту, подготовить отчеты, принять людей с какими-то проблемами. Порой в рабочий день мы не укладываемся. Наверно, моим хобби можно назвать вождение машины. Я совсем недавно стала водителем. Только за рулем я могу забыть что происходит в кабинете – надо думать о том, где ты едешь. Это уводит мои мысли в сторону. Кроме того, машина помогает мне поспевать по рабочим делам.
- В основном аудитория нашего журнала – женщины. Им будет интересно узнать кулинарный рецепт от главного бухгалтера Финансовой академии.
- При моей занятости я пользуюсь только рецептами «на скорую руку». А помогает мне во всем моя взрослая дочь. Она в основном и готовит. Хорошо, что в свое время я ее всему научила. Вообще вся семья поняла, что я деловая, занятая женщина и включилась в процесс. Домашние относятся ко мне с пониманием. Они меня поддерживают.
- Значит, главный рецепт – хорошо воспитать дочь?
- Вы совершенно правы.
Беседу вела шеф-редактор "Бюджетного учета" Е.А.Лебедева