Бюджетный учет в горной республике
Тот, кто считает, что Республика Алтай славится отважными мужчинами, великолепными лошадьми, археологическими находками, бескрайней кедровой тайгой, неприступными горами и стремительными реками, не все знает об этом чудном крае.
В 1998 году плато Укок (разумеется, находящееся в Республике Алтай) было внесено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Причина – археологи вели раскопки и обнаружили там прекрасно сохранившуюся мумию молодой женщины. Ее тут же окрестили Принцессой Укока и отвезли в музей археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске. А по Алтаю прокатилась череда разрушительных землетрясений. Местное население упорно связывает два эти события – мол, недовольна принцесса переездом. Представляете, насколько страшна реакция разгневанной женщины?
По уровню рождаемости в СФО Республика Алтай занимает второе место (после Республики Тыва), а по России – третье. Что называется, без комментариев.
На передовой бюджетной революции тоже женщины. А на передовой, как известно, опасно: день там ненормированный, отпуска – редкость, сверху сыплются приказы и призывы проявить героизм, изменяются правила бюджетного учета. И женщины героизм проявляют. Ежедневно и без требований почестей и наград. Во время командировки в республику я поговорила с четырьмя из них.
Централизованные бухгалтерии возрождаются
Оксана Юрьевна Мартынова, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Минфина Республики Алтай.
- Оксана Юрьевна, как вы пережили новую веху в учете, я имею в виду Инструкции № 25н и № 70н.?
– Когда реформа только начиналась, было много непонятного и поэтому не было уверенности в том, смогут ли бухгалтеры бюджетной сферы нашей республики понять новые методы учета. Теперь, когда получены первые результаты, сданы отчеты об исполнении муниципальных бюджетов и консолидированного бюджета Республики Алтай, стало понятно, что внедрение Инструкции № 70н, а затем и № 25н было необходимо.
Раньше отчетность бюджетного учреждения была интересна только нам, бухгалтерам, а теперь, когда в отчетности содержится информация о состоянии имущества, финансовых активов, объемах муниципального и государственного долга, она важна и для руководителя каждого бюджетного учреждения, и для руководства республики.
Еще одним плюсом внедрения новой Инструкции, я считаю, стало то, что она явилась как бы механизмом естественного отбора. Те бухгалтеры, которые были не способны к переменам, просто покинули свои рабочие места.
В связи с проводимой реформой перед Министерством финансов Республики Алтай стояло множество задач, которые необходимо было решать в кратчайшие сроки.
– Вы давно начали готовиться к переменам?
– Начало работы по реформированию бюджетного учета было положено еще в 2004 году, когда для бухгалтеров финансовых органов, главных бухгалтеров и специалистов бюджетных учреждений республики и муниципальных образований был организован и проведен семинар-совещание, на котором впервые были обнародованы предстоящие нововведения. На семинаре присутствовал Сергей Владимирович Романов, начальник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и классификации Департамента бюджетной политики Минфина России. Он подробно и доступно рассказал обо всех нюансах нового проекта. Более детально план мероприятий по реформированию бюджетного учета реализовался при разработке программы «Автоматизация и реформирование бюджетного учета в Республике Алтай на 2005–2006 годы», принятой постановлением правительства республики. Именно в этом документе были определены основные мероприятия, необходимые для внедрения новейших информационных технологий в сфере бюджетного учета.
Еще в 2004 году специалистами Министерства финансов Республики Алтай было проведено исследование уровня автоматизации и технической оснащенности рабочих мест бухгалтеров всех учреждений республиканского и муниципального уровней. Результаты этой работы показали, что техническая оснащенность бюджетной сферы нашей республики оставляет желать лучшего. Особенно это касалось муниципалов.
Переход на ведение бюджетного учета по новой Инструкции потребовал скорейшей модернизации имеющейся техники и приобретения новой. Для этого в республиканском бюджете и бюджетах муниципальных образований в 2005 году были предусмотрены средства.
Преследуя интересы экономии бюджетных средств и эффективного их использования, Министерство финансов Республики Алтай взяло на себя централизованную закупку компьютерной техники и программного обеспечения, позволяющих автоматизировать учет в бюджетных организациях. За 2005–2006 годы было приобретено 295 компьютеров, которые разместили на самых проблемных участках: в бюджетных бухгалтериях социальной сферы и в муниципальных образованиях. И только благодаря такой «оптовой» закупке бюджет республики сэкономил почти 10 миллионов рублей.
Другим решением проблем переходного периода на новые методы учета стало возрождение централизованных бухгалтерий, особенно на муниципальном уровне. Дело в том, что у бюджетных учреждений, например сельских школ, просто нет финансовой возможности самостоятельно вести учет на должном уровне. В данной ситуации централизованную бухгалтерию можно рассматривать как панацею: при достаточном обеспечении техникой и качественным программным продуктом небольшой штат квалифицированных работников способен справляться с огромным объемом работы.
– Вы как-то помогаете бухгалтерам понять новые правила?
– Как бы ни был хорош или плох программный продукт, реформу делают конкретные люди. В бюджетных бухгалтериях работают особенные люди, с определенным складом характера, преданные своему делу. Сегодня изменить учет означает изменить их самих. Профессиональный уровень специалистов, занимающихся бюджетным учетом, должен соответствовать современным требованиям и задачам. В период с февраля по июнь 2005 года в рамках республиканской программы «Автоматизация и реформирование бюджетного учета в Республике Алтай на 2005–2006 годы» было организовано обучение более 700 бухгалтеров бюджетных учреждений по методологии положений новой Инструкции.
Дальнейшее обучение и переподготовка бухгалтерских кадров была организована отраслевыми министерствами. Так, нашим Министерством здравоохранения были проведены обучающие семинары для работников республиканских и муниципальных учреждений здравоохранения.
Для координации работы по реформированию бюджетного учета еще в ноябре 2004 года распоряжением Правительства Республики Алтай № 414-р создана комиссия по реформированию бюджетного учета и отчетности. В состав комиссии вошли главные бухгалтеры ведущих отраслевых министерств и муниципальных финансовых органов, имеющие большой опыт бухгалтерской работы. На заседаниях комиссии рассматривались наиболее значимые вопросы, возникающие в процессе реформирования учета, одним из которых стал вопрос оплаты труда работников централизованных бухгалтерий.
Еще одним направлением работы по внедрению бюджетного учета является организация горячей линии, которая начала свою работу с начала 2005 года. Свои вопросы специалисты бухгалтерских служб задают по телефону и электронной почте и в течение нескольких дней получают ответ. Надеемся, что это им очень помогает во время перехода на новую систему учета.
Практика работы комиссии по реформированию бюджетного учета и отчетности и горячей линии показывает, что большинство вопросов у бухгалтеров возникает в связи с постоянными изменениями Инструкции по бюджетному учету. Такие метания, конечно, причиняют бухгалтерам немало неудобств. От лица всех бухгалтеров могу сказать, что нам хотелось бы, чтобы изменения принимались до начала финансового года и вводились в действие с 1 января. Еще одной проблемой является то, что в порядке по применению плана счетов бюджетного учета не находят подробного отражения многие отраслевые тонкости. В связи с этим возникает необходимость в отраслевых разъяснениях к Инструкции по бюджетному учету.
Исполнение бюджета Республики Алтай было одним из первых в России переведено на казначейскую систему еще с 2000 года. За длительный период времени с Управлением федерального казначейства по Республике Алтай налажено полное взаимопонимание при решении возникающих проблем. Поэтому их с каждым годом становится все меньше. С начала текущего года в соответствии с приказом Федерального казначейства от 22 марта 2003 г. № 1н нами выбран вариант кассового обслуживания исполнения бюджета при доведении лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов бюджета расходными уведомлениями. Это обеспечивает более эффективное использование бюджетных средств, так необходимое в условиях дефицита бюджета.
Главное – не сидеть сложа руки
Главный бухгалтер Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Татьяна Спиридоновна Кузнецова
Наша беседа с Татьяной Кузнецовой, главным бухгалтером Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, началась с того, что я попросила ее дать краткую сравнительную характеристику двух последних основополагающих для бухгалтера документов – Инструкции № 70н и № 25н.
– Инструкцию № 70н сложно применять в централизованных бухгалтериях. Она больше подходит для учета в одном учреждении, – поделилась с нами Татьяна Спиридоновна. – Решения возникающих вопросов мы стараемся находить на заседаниях комиссии по реформированию бюджетного учета, которая существует при Министерстве финансов Республики Алтай. Я вхожу в ее состав. Так что могу озвучить пожелание многих бухгалтеров: нам бы очень хотелось, чтобы в ближайшем будущем были разработаны отраслевые рекомендации по ведению бюджетного учета в учреждениях образования.
– Татьяна Спиридоновна, я знаю, что было время, когда централизованные бухгалтерии в республике закрывали. А как сейчас?
– Несколько лет назад были децентрализованы бухгалтерии в некоторых районах республики – Чемальском, Улаганском и Кош-Агачском. К сожалению, это было неверное решение. Оно себя не оправдало потому, что в селах недостаточно квалифицированных кадров. В настоящее время бухгалтерский учет в этих районах снова ведут централизованные бухгалтерии. Руководство Министерства образования Республики Алтай, и в частности министр Виктор Корнеевич Трутнев, выступает за ведение учета централизованными бухгалтериями, так как там работают специалисты более высокого уровня. Хотелось бы, чтобы заработная плата бухгалтеров была выше и соответствовала объему и уровню выполняемой ими работы.
– На каком уровне находится автоматизация учета в учреждениях отрасли? Хватает ли компьютеров? Как решается кадровый вопрос и вопрос повышения квалификации?
– Сейчас в республике существует отлаженная система учета и отчетности учреждений образования, на должном уровне ведется учет и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью обслуживаемых учреждений.
Уже несколько лет между нашей централизованной бухгалтерией и казначейством налажен электронный обмен документами.
В 2005 году Министерством финансов Республики Алтай для бюджетных учреждений закуплена программа бухгалтерского учета, и во всех учреждениях образования республики сейчас осуществляется переход на эту же программу. Централизованные бухгалтерии в районах еще недостаточно оснащены компьютерной техникой, но Правительство и Министерство финансов Республики Алтай помогают в приобретении компьютеров и освоению бухгалтерской программы.
Министерство финансов республики в 2005–2006 годах четыре раза организовывали курсы и семинары с приглашением специалистов из Москвы, участвовавших в разработке Инструкций № 70н и № 25н, на которых были проинформированы бухгалтеры практически всех учреждений. Также мы неоднократно проводили обучение бухгалтеров работе с новой бухгалтерской программой.
– Как в целом реформа бюджетного учета сказалась на работе бухгалтеров отрасли?
– В связи с реформой бюджетного учета у нас, как и везде, увеличилась нагрузка на бухгалтеров. Работникам сложно усвоить и привыкнуть оперировать таким большим объемом информации в короткое время. Ведь согласно новым Инструкциям изменились не только счета бухгалтерского учета и бухгалтерские проводки, но и сами принципы учета. Все это нам освоить, конечно, очень трудно, но выхода нет, и мы стараемся, работаем. А у тех, кто не сидит сложа руки, рано или поздно все получается.
– Назовите особенности работы отрасли в вашем регионе.
– Учреждения образования находятся во всех населенных пунктах. А большую территорию Республики Алтай занимают горы. Поэтому до многих сельских поселений трудно добраться. В селах не всегда есть постоянная телефонная связь, часто не подается электричество. К тому же в нашей республике много малокомплектных школ.
Все новое всегда сложно
Екатерина Ивановна Молодых, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности финансового управления администрации г. Горно-Алтайска.
– Все новое всегда сложно. И переход на Инструкции сначала № 70н, а затем № 25н принес с собой определенные трудности, которые решаются по мере внедрения нового учета в работу. И постепенно, шаг за шагом вникая в изменения, осваивая их, мы стали замечать, что работать нам становится проще. – Начала нашу беседу Екатерина Молодых, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности финансового управления администрации Горно-Алтайска.
– Екатерина Ивановна, честно говоря, от вас первой я слышу, что благодаря последним нововведениям работа бухгалтера упрощается.
– Но ведь не зря их разрабатывали. Так что ничего удивительно в этом я не вижу. Да, все очень сложно в процессе, в освоении, но результат того стоит.
– А кадровая проблема, бич большинства бюджетных учреждений, свойственна вашему городу?
– Увы, да. Нашей наболевшей проблемой стала проблема переподготовки кадров. Связана она с тем, что в нашем городе нет учебных заведений, готовящих бюджетных бухгалтеров, и курсы повышения квалификации проводятся, как правило, далеко за пределами нашего города. Поездки туда требуют больших финансовых и временных затрат. Спросите любого бухгалтера: что значит бросить работу, и уехать на несколько дней? Кто его заменит?
Нам очень помогает созданный в республике методический Совет. Он оказывает помощь городу компьютерной техникой, дает рекомендации по переходу на Инструкцию № 25н. Благодаря ему в Горно-Алтайске были проведены курсы по переходу на новый бюджетный учет. Совет оказывает помощь и во внедрении программы «Бюджет поселения».
– Когда город перешел на казначейское исполнение бюджета?
– В 2000 году. Казначейское исполнение бюджета осуществляется в соответствии с заключенным Соглашением между администрацией города и Управлением федерального казначейства по Республике Алтай.
Из предложенных УФК по Республике Алтай вариантов кассового обслуживания бюджета города Горно-Алтайска Финансовым управлением был выбран вариант кассового исполнения бюджета с доведением органами Федерального казначейства до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Между УФК и Финансовым управлением администрации города заключено Соглашение об информационном взаимодействии. Оно предусматривает взаимный электронный обмен информацией, необходимой для выполнения задач и функций, возложенных на УФК и администрацию города законодательными и нормативными правовыми актами. В начале текущего года возникало много проблем при осуществлении такого электронного документооборота. Но постепенно вопросы решаются, и я надеюсь, что к началу следующего года все проблемы будут успешно преодолены.
Изменения, не раз вносимые за последнее время в бюджетную классификацию, затрудняют нашу работу, потому что для этого требуется дополнительное время, которого не хватает. Изменения, как правило, влекут перемещения ассигнований и кассовых расходов, а это очень трудоемкий процесс.
– Автоматизирован ли казначейский процесс?
– Конечно. Однако компьютерная техника у многих учреждений устаревшая, и средств на ее замену в бюджете города не хватает. Впрочем, повторюсь, дорогу осилит идущий.
Проверки надо регламентировать
Наталья Николаевна Шутова, руководитель МУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений города Горно–Алтайска».
Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений города Горно–Алтайска» с 1 января 2006 года приобрело статус юридического лица и заключило со всеми образовательными учреждениями договор на ведение бюджетного учета. Таких учреждений в городе 35 и все они разнопрофильные: общеобразовательные школы, детские сады, школы искусств и спортивные школы. Каждому учреждению открыт лицевой счет в УФК по Республике Алтай.
– Наша централизованная бухгалтерия имеет достаточно квалифицированные бухгалтерские кадры с большим опытом работы, неплохое оснащение вычислительной техникой. Считаю, что эта форма бухгалтерского обслуживания учреждений системы образования является наиболее отлаженной – рассказывает о работе своей ЦБ Наталья Шутова, руководитель МУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений города Горно–Алтайска».
Необходимо отметить, что в нашей непростой работе возникают следующие проблемы.
Во-первых, программа, в которой осуществляется бухгалтерский учет, не совсем соответствует требованиям учета при работе в централизованной бухгалтерии. Это касается составления тарификационных списков, бюджетов, формирования штатного расписания и сводов информации по кассовым расходам.
Во-вторых, не выделяется достаточное количество денежных средств на модернизацию компьютерной техники и систематическое обучение персонала в условиях стремительно меняющихся законодательной и нормативной баз.
Электронный документооборот с казначейством мы пытаемся настроить с начала года, но возникает много проблем с программным обеспечением. Совместно со специалистами казначейства мы их постепенно решаем.
На вопросы, возникающие в процессе ведения бюджетного учета, мы сначала пытаемся найти ответ своими силами: изучаем специальную литературу, методические рекомендации, дискутируем, спорим – ведь у нас большой коллектив, в котором работают специалисты с большим опытом. Конечно, если мы не находим ответа, то обращаемся в республиканскую комиссию по реформированию бюджетного учета, которая существует при Министерстве финансов Республики Алтай.
– Есть ли у вашей централизованной бухгалтерии сложности с проверками?
– Проверки, осуществляемые контрольными органами, конечно нужны. Ведь после того, как подписан акт, знаешь, что недочеты устранены и впредь стараешься их не допускать. Впрочем, положительно воспринимаются только плановые проверки. Иногда случается, что одновременно проверку проводят несколько контролирующих органов. Тогда это очень мешает работать. Я считаю, что на этапе реформирования, когда рабочее время бухгалтера расписано буквально по минутам, необходим законодательный акт, регламентирующий порядок проверок в бюджетных учреждениях.