Чем царь Костроме навредил
Кострому называют колыбелью дома Романовых. Именно здесь взошел на престол первый представитель этого рода – Михаил Федорович. С тех пор царствующие особы баловали своими визитами провинциальный городок. Приезжали вместе с ними казначеи и счетоводы или нет, сказать трудно. Но то, что костромичи своим дотационным бюджетом «обязаны» императорской семье, совершенно точно: историки утверждают, что большевики намеренно не строили в регионе крупных промышленных предприятий из мести Костроме за причастность к царской фамилии.
В период реформ «коня» не сменили
Несмотря на дотационный бюджет, в Костромской области в мае 2002 года было создано собственное казначейство в форме отдела при Департаменте финансов Костромской области. За годы существования казначейства департамент финансов поднаторел в бюджетном законодательстве, нажил отличную материальную базу, закупил необходимую технику, программные продукты, объединил под одной крышей молодых, но уже опытных, специалистов, а отдел вырос в комитет. Наладив казначейский процесс на региональном уровне, департамент финансов, как и многие финансовые органы субъектов РФ, оказался лицом к лицу с поправками к статье 215 Бюджетного кодекса, приказом № 1н от 22 марта 2005 г. и необходимостью перехода на обслуживание в органы Федерального казначейства в кратчайшие сроки. Оглядываясь на проделанную работу, костромичи не смогли отказаться от своего детища и приняли первый вариант перехода, предложенный в Приказе № 1н с открытием единого счета бюджета в УФК по Костромской области.
«Сегодня на обслуживании комитета казначейства департамента финансов находится порядка 375 получателей средств областного бюджета, из которых 34 главных распорядителя, – рассказывает В.С. Смирнова, председатель комитета казначейства департамента финансов. – В муниципальных образованиях Костромской области созданы и функционируют 25 групп комитета казначейства, которые обслуживают муниципальные бюджетные учреждения 302 местных бюджетов – всего около 1500 лицевых счетов».
С 1999 года департамент финансов автоматизировал процесс исполнения бюджета при помощи программы неизвестной в то время компании. Когда же речь зашла о выборе программного продукта для казначейства, то костромичи решили не изменять своему старому партнеру. Регион фактически стали площадкой для тестирования его нового программного продукта. С тех пор специалисты фирмы-разработчика, естественно, усовершенствовали программу и полностью адаптировали ее под костромское казначейство. Но, как утверждает Валентина Сергеевна, костромичи не намерены останавливаться на достигнутом. Дело в том, что пока в комитете много ручного труда – чего только стоит ручной ввод платежных поручений.
«А нет ли возможности ввести систему штрих-кодирования или сканирования?» – интересуюсь я. «В принципе есть. Но на сегодняшний день в Костромской области уровень технической оснащенности бюджетополучателей очень разный. Нужно помнить о том, что если в областном центре внедрение такой системы вполне возможно, то в области многие учреждения даже не имеют нормальной компьютерной техники», – поясняет Валентина Сергеевна.
К слову о разногласиях
По словам Валентины Сергеевны, несмотря на то что отношения между региональным казначейством и УФК складываются нормально, некоторые разногласия все-таки возникают: «Виной тому отсутствие единых федеральных стандартов по казначейскому исполнению бюджета: федералы смотрят на процесс исполнения бюджета по-своему, регионы – по-своему, и в районах обо всем свое мнение. Нередко недоразумения возникают из-за отсутствия единого взгляда на толкование законодательной базы».
Как бы то ни было, но, по мнению руководителя комитета казначейства, необходимости перехода на обслуживание в федеральное казначейство у Костромской области не было. Все бюджетные средства и раньше аккумулировались на счетах в ГУ Банка России по Костромской области, никуда не отвлекались, поэтому и тогда можно было не волноваться за их сохранность. «Никакой положительной практической составляющей в этом для себя мы не видим. В настоящий момент для нас УФК – это дополнительная ступень в цепочке бюджетного финансирования, которая лишь замедляет прохождение средств. Четыре года назад мы ушли от системы банковских счетов главных распорядителей и бюджетополучателей, чтобы ускорить прохождение платежей. Однако на сегодняшний день есть требования законодательства, и мы их исполняем», – утверждает Валентина Сергеевна.
Проблема совместимости
О проблемах сопоставимости программных продуктов федерального казначейства и региональных казначейств или финансовых органов «Бюджетному учету» доводилось слышать уже не раз. Федеральное казначейство не так давно завершило первый этап внедрения своей программы, в ближайшее время планируется осуществить второй. Но изначально разработчики не продумали вопрос стыковки с программными продуктами субъектов РФ. По мнению руководителя комитета казначейства департамента финансов Костромской области, федеральное казначейство должно было взять на себя решение вопроса сопоставимости. «Возможно, причиной тому стало большое разнообразие программ, используемых в регионах. Должно быть, создание конвертора для каждой из них – дорогое удовольствие», – предполагает Валентина Сергеевна. Как бы там ни было, но костромичам пришлось самим разрабатывать программы импорта данных. Тем не менее, внедрение программы федерального казначейства ощутимо усложнило переходный период, особенно в районах области.
Изначально работа комитета казначейства Департамента финансов с единым счетом велась по принципу «от платежки», то есть основываясь на потребностях бюджетополучателей, а не на реальном финансировании. «Процесс, когда учреждение ожидает объемы финансирования, потом подтверждения наличия денежных средств и только потом осуществляет кассовые расходы, на наш взгляд, слишком затянут. Принцип «от платежки» дал возможность аккумулировать средства и эффективно планировать их расходование. При такой схеме мы всегда знаем, когда и какой объем средств нам нужен, достаточно ли нам собственных доходов, либо возникает потребность в заимствованиях. Региональное казначейство сразу строило свою работу по этому принципу, в то время как наши федеральные коллеги только сейчас к нему приходят», – рассказывает Валентина Сергеевна.
Но электронный документооборот здесь, так же как и в УФК, налажен только с территориальными отделами в части исполнения областного бюджета. На главных распорядителей такое нововведение пока не распространилось. «Признаться, у нас и не было такой цели, – поясняет председатель комитета. – Наш программный продукт позволяет использовать удаленное рабочее место. При этом возможны два варианта работы: главный распорядитель либо отслеживает фактическое расходование средств – видит отчет, расход, лимиты, либо берет на себя функцию предварительного и текущего контроля и пересылает нам уже готовые документы. При использовании последнего варианта комитет казначейства стал бы последним звеном в цепочке финансирования, лишь санкционирующим расход. Мы же хотим оставить за собой функцию текущего контроля, пока такая система не сделает наших бюджетополучателей более дисциплинированными».
Когда молодость знает и может
Что касается самоорганизации, бухгалтерам бюджетных учреждений есть с кого брать пример. Несмотря на то что в Департаменте финансов Костромской области работает молодой коллектив, у него уже есть чему поучиться. Как нам рассказали в отделе бухгалтерского учета и отчетности, новый начальник департамента сделал ставку на молодые кадры. О каких-то результатах такого решения говорить пока рано, но то, что любые реформы молодежью воспринимаются легче, – это точно.
В.Б. Петренко вступила в должность главного бухгалтера Департамента финансов в 2001 году после ухода предшественницы на заслуженный отдых. Вере Борисовне не довелось спокойно свыкнуться с новой должностью: уже через два года нужно было осваивать новые правила ведения учета по Инструкции № 70н, срочно решать вопросы его автоматизации в районах области, в связи с переходом на 131-ФЗ обучать новые кадры в 303 поселениях (вместо 30 районов), переходить на обслуживание счета бюджета в федеральное казначейство.
«Признаться, я немного завидую бывшему главбуху Департамента в том, что она не застала всех этих нововведений, – с улыбкой говорит В.Б. Петренко. – Костромская область – дотационный регион, поэтому денег на воплощение реформ в жизнь катастрофически не хватает, особенно на селе. Здесь, в отдаленных местечках, по сей день учет не автоматизирован». Несмотря на это, годовой отчет за 2005 год по новому плану счетов костромичи сдали в числе первых и всего за один день – замечаний почти не было. Бухгалтеры из районов сводили балансы вручную, приезжали в областной центр, еще раз все выверяли, устраняли неточности.
Вера Борисовна считает, что в таких условиях успеха удалось достигнуть во многом благодаря хорошей подготовительной работе: бухгалтеры получили много инструктивного материала от методологического совета области, сдавали справки по переводу остатков, прошли обучение на базе костромского Технологического университета.
«При этом вузе есть учебно-деловой центр (УДЦ), – рассказывает Вера Борисовна. – Администрация области заключила с ним долгосрочное соглашение. Теперь на базе УДЦ мы ежегодно проводим курсы повышения квалификации для наших бухгалтеров. Практическую часть по отчетности мы читаем сами, а теоретическую – преподаватель кафедры бухучета КТУ, которая в свое время вместе со мной получила сертификат на курсах Минфина по новой Инструкции».
В тандеме с «профессионалами»
Нередко на помощь департаменту финансов приходит и региональный Институт профессиональных бухгалтеров. Такой тройственный союз (УДЦ, ИПБ и департамент финансов) принес немало хороших результатов. Уже пятый год подряд костромские бюджетники участвуют в конкурсе на звание «Лучший бухгалтер года». И, нужно отметить, побеждают, несмотря на то, что среди них практически нет бухгалтеров со званием «профессиональный».
Как говорит Вера Борисовна, основной причиной того, что в бюджетной сфере мало кто обладает таким статусом, является отсутствие высшего профильного образования. До сегодняшнего дня институтом не было предусмотрено специальной программы для бюджетных учреждений. Но в этом году региональный Институт профессиональных бухгалтеров предложил Департаменту финансов Костромской области целенаправленно набрать группу профессиональных бухгалтеров-бюджетников. «Мы подумаем над этим предложением, – говорит Вера Борисовна, – поскольку вопрос снова упирается в деньги».
Деньги, деньги, дребеденьги…
Главный бухгалтер Детской городской больницы узнала о возможности получить статус «профессионального бюджетного бухгалтера» как раз во время нашего визита: «Желание у меня такое есть давно. Если будет финансовая возможность, то приму участие с удовольствием», – ответила Т.И. Свешникова.
Позже главбух Департамента пояснила нам, что такая инициативность бюджетников нетипична. К сожалению, большинство соглашаются на участие в мероприятиях подобного рода неохотно: кто-то робеет, а кого-то «держит работа». Но Татьяне Ивановне, главбуху Детской городской больницы, не приходится сомневаться в себе – в 2005 году она стала «Лучшим бухгалтером Костромской области – 2005». Согласитесь, это показатель уровня подготовки.
Как поделилась с нами Т.И. Свешникова, диплом этот заслужить нелегко, поэтому для каждого победителя лист бумаги в недорогой рамке становится ценным и самым близким сердцу документом (ну, после баланса, разумеется). Обычно конкурс проходит в два этапа. После подачи заявки на участие в конкурсе бухгалтерам рассылают предварительные анкеты (вопросник первого тура). «Нужно отметить, что в вопроснике встречаются пункты, которые совершенно неприменимы к бюджету, рассказывает Татьяна Ивановна. – Большинство вопросов ближе некоммерческим организациям, чем нам. Особенно сложно учреждениям, где совсем нет предпринимательской деятельности, потому что большой раздел анкеты посвящен налоговому учету». Поэтому, чтобы быть на должном уровне, главбух больницы старается регулярно читать периодические издания и покупать новые книги. Говорит, что делает это в основном для общего развития, чтобы пополнить знания в области права. А бухучет – этот гранит науки – можно грызть годами в теории, но познать его можно лишь на практике.
Оценки заочного тестирования становятся известны после компьютерной обработки. Институт профбухгалтеров высылает их участникам почтой. Татьяна Ивановна вместе с результатом получила и приглашение на участие во втором туре, поскольку попала в число тех, кто набрал наибольшее количество баллов. В финале бухгалтеры, как школьники на экзаменах, проходят тестирование в отдельном помещении под строгим надзором компетентного жюри. Во втором туре и анкета больше, и вопросы не только по учету (уже по новой Инструкции), но и налогообложению, праву. Поэтому можно с уверенностью сказать, что победителем становится действительно лучший из участников конкурса, ведь когда стоит вопрос о престиже бухгалтерской профессии, то о взятках или некомпетентности жюри не может быть и речи. Конечно, главный приз не такой шикарный, как на федеральном конкурсе: Татьяна Ивановна получила диплом победителя, подарок от организаторов конкурса и премию от руководства на работе. Но церемония награждения в Костроме проходит в не менее торжественной обстановке, разве что с некоторой провинциальной скромностью – дотационный регион все-таки.
Сам себе программист
Видимо, стремление быть первой, которое помогло главбуху детской больницы победить в конкурсе, распространяется на все, чем она занимается. Оказывается, с новой бухгалтерской программой Татьяна Ивановна разбиралась сама, обучала штат, даже настройкой занималась самостоятельно. «Ведь когда в 2003 году мы стали заниматься автоматизацией, оказалось, что компьютером практически никто не умеет пользоваться», – рассказывает она. Теперь Татьяна Ивановна с радостью отмечает, что автоматизацию учета они провели вовремя, поскольку после вступления Инструкции № 70н в силу, это было бы сделать намного сложнее.
«У вас большой компьютерный парк. Вы приобретали технику за счет собственных средств?» – поинтересовалась я у нее. «Нет. Внебюджетки у нас практически нет – только деятельность по оказанию услуг на основе договоров добровольного страхования, поскольку предоставлять платные услуги детская больница не имеет право. Так что технику получали в разное время из разных источников. К примеру, четыре машины – по лизингу от городской администрации, две нам подарили спонсоры. В общей сложности у нас 11 компьютеров на 14 человек. По сравнению с другими бюджетными учреждениями – очень неплохо».
Как говорит сама главбух, отчасти этого удалось достигнуть благодаря взаимопониманию с главным врачом: понимая, что без автоматизации учета функционировать больница не сможет, он сам искал источники дополнительного финансирования.
Скоро Инструкции пишутся, да не скоро дело делается
Далеко не все управленцы настолько инициативны. Многие в своей деятельности руководствуются поговоркой: «Не спеши выполнять задания сверху – завтра может оказаться, что это никому не нужно».
«Вера Борисовна, знаю, что многие регионы тянули до последнего с переходом на новый план счетов, рассчитывая на то, что внедрение Инструкции отменят. Была ли у вас подобная проблема?» – поинтересовалась я у главбуха Департамента финансов. «Действительно, чиновники и у нас не привыкли работать так споро… Вероятно, мы испытали бы большие сложности, если бы не автоматизация бюджетного учета. Положительным моментом для нас является то, что все учреждения ведут учет на едином программном продукте».
К сожалению, мои предположения о том, что продукт был закуплен централизованно, не оправдались. У региона на это не было средств. Поэтому Департамент финансов мог лишь рекомендовать фирму, с которой, на его взгляд, лучше сотрудничать. О том, что автоматизировать учет все-таки нужно, глав районов и муниципалитетов финансисты убеждали на многочисленных совещаниях – далеко не все понимали значимость проводимых реформ. Использование административного ресурса возымело свои плоды: в районах, где позволял бюджет, проблему решили своими силами, там, где такой возможности не было, руководители изыскали средства из внебюджетных источников.
Оказалось, что приобретение техники не решило проблему автоматизации – дамокловым мечом над головами руководителями администраций нависла компьютерная безграмотность. Ведь среднестатистический портрет сельского бухгалтера – опытная немолодая женщина, которая техники боится, как огня. Некоторые из них по этой причине даже берут себе в помощницы исполнительных молодых девочек, которые просто заносят всю информацию в базу.
Свой Макаренко в Макарьеве
Проблема кадров в бюджетной сфере – головная боль каждого руководителя, и каждый ее решает по-разному. Пожалуй, в Костромской области самым прогрессивным в этом вопросе оказался глава Макарьевского района А.В. Гребнев. Бывший учитель информатики, выпускник Волго-Вятской академии государственной службы. Под его личным руководством в районе приступили к автоматизации бюджетного процесса и подготовке сотрудников: финансистов и бухгалтеров.
Такой интерес технаря к экономическим дисциплинам неслучаен. Семь лет назад Александр Владимирович стал «Учителем года – 99 Костромской области» и получил в подарок от одной из фирм-разработчиков сетевую версию бухгалтерской программы. С этого и началась дружба Александра Владимировича с руководителями компании.
Это сотрудничество вскоре окажет добрую службу не только ученикам средней школы № 1 города Макарьева, где на тот момент работал педагог, но и всему району. Но это позже, а в то время А.В. Гребнев начал с малого: выстроил преподавание основ бухгалтерии в общеобразовательной школе с применением компьютерного учета. Как рассказывает он сам, на этот период его настольной книгой стало учебное пособие-практикум «Основы компьютерной бухгалтерии», написанное Д.В. Чистовым – профессором Финансовой академии при Правительстве РФ. Александр Владимирович на своих уроках удачно сочетал теоретическую часть этого издания на основе сквозного примера учета хозяйственных операций с собственной методикой преподавания и нтернет-телефонией. Результат: 24 выпускника общеобразовательной школы стали аттестованными пользователями бухгалтерской программы.
«И как: остаются ваши выпускники в районе?» – поинтересовалась я. «К сожалению нет. Но я горжусь их достижениями за пределами района и области – некоторые из них уже успешно создали свои фирмы в Москве».
Кто не хочет учить, ищет причины
С кадровой проблемой А.В. Гребнев вплотную столкнулся, вступив в 2003 году в должность главы Макарьевского района. Несмотря на то что свое место в школе ему пришлось оставить в связи с избранием на руководящую должность, покинуть педагогическое поприще ему было не суждено: в сфере местного самоуправления преподавательские навыки, оказалось, нужны не меньше, чем в образовании.
В Макарьевском районе областному Департаменту финансов не пришлось никому доказывать необходимость автоматизации учета, организации курсов для бухгалтеров и т. д. На момент начала реформы А.В. Гребнев, не дожидаясь наставлений сверху, уже занимался решением этих вопросов.
Хотя меня и предупреждали об уникальности Макарьева, все-таки удивительно было слышать от главы администрации, что в его районе кадровая проблема решена, в то время когда его коллеги бьют тревогу. «Дело в том, что я задался решением этого вопроса еще несколько лет назад, – рассказывает А.В. Гребнев. – Поэтому могу вас заверить: на сегодняшний день есть способ научить совершенно неподготовленных, с точки зрения использования высоких технологий, специалистов выполнять задачи, которые предписывает Инструкция Минфина по бюджетному учету».
А начиналось все в 2003 году с бухгалтеров районного отдела образования, которых было решено подготовить первыми из районной администрации. Консультантами для «учеников» стали сам глава и бухгалтеры хозрасчетных предприятий, которых он раньше курировал. Начали с малого – за четыре месяца автоматизировали начисление заработной платы. Постепенно, на протяжении года, у бухгалтеров администрации формировались знания, которые к концу 2004 года позволили приступить к автоматизации бухгалтерского учета в сельских администрациях, где кадровая проблема стояла особенно остро.
В Макарьевском районе подошли к этому серьезно и вместо новогодних каникул 2005 года организовали семинар-практикум в специально оборудованном классе. Для каждого бухгалтера был закуплен компьютер, который после завершения курса «уехал» в село с новым хозяином. Пять бухгалтеров районной администрации, которые уже получили необходимые знания, стали кураторами для нескольких коллег из поселений. Как рассказывает Александр Владимирович, впервые пришедшие на обучение уже немолодые женщины дрожащими руками брали в руки мышь. Но уже через 5 дней они сами уверенно ввели данные по заработной плате за 2004 год и впервые в электронном виде подготовили сведения для Пенсионного фонда.
После завершения обучения наставники продолжили свои консультации по телефону. А для обслуживания программ было решено привлечь стороннего программиста, который бы постоянно мог приезжать в администрации на места. «Для сельских бухгалтеров нами предусмотрен еще один вид помощи, – рассказывает А.В. Гребнев. – В комплект компьютерного оборудования для каждой сельской администрации входит запоминающее устройство Flash Disk с интерфейсом USB. Каждый бухгалтер обязан использовать его для копирования бухгалтерских баз данных. При серьезных проблемах в бухгалтерском учете это устройство может быть доставлено куратору в райцентр. А наставник, получив прямой доступ к бухгалтерии, всегда поможет отыскать ошибки».
«Главная» боль
Выстроив автоматизацию бюджетного учета на самом нижнем уровне, глава Макарьевского района задается теперь вопросом оптимизации отчетности во внебюджетные фонды и в налоговую службу. Каждая из этих структур предлагает свои методы решения вопроса. «Приходят налоговики, – рассказывает Александр Владимирович, – и предлагают заключить с ними договор на определенных условиях с использованием криптозащиты, электронной подписи и т. д. К примеру, я соглашаюсь, плачу за эти услуги деньги. На следующий день приходят ко мне специалисты из пенсионного фонда и предлагают заключить договор с использованием совершенно других технологий, за которые я вновь заплачу деньги. Я убежден, что должна быть единая технология, прошедшая сертификацию на федеральном уровне, которая будет позволять составлять отчетность во все структуры. Это выгодно и руководителю с точки зрения финансов, и бухгалтеру с точки зрения изучения одного программного продукта вместо множества».
На сегодняшний день Макарьевский район заключил договор с одной из фирм-разработчиков на приобретение программы, позволяющей сдавать отчетность через сеть Интернет, не покидая своего рабочего места. Отчеты проходят по каналам в зашифрованном виде, что обеспечивает полную конфиденциальность.
«Александр Владимирович, на ваш взгляд, насколько сдача отчетности с применением Интернет-технологий приемлема для бюджетников?» – интересуюсь я. «Я не вижу другого варианта. Дело в том, что, к сожалению, сдача отчетности в налоговые службы на магнитных носителях иногда оборачивается утерей данных, задержкой рассмотрения отчета и т. д. Система договорных отношений, о которой идет речь, четко прописывает сроки сдачи, приемки, рассмотрения и т. д. Для бухгалтера такой способ высвобождает время, которое бы он потерял в очередях в инспекциях и фондах».
На фоне цифр
Несмотря на все очевидные успехи района в реформировании бюджетного процесса, А.В. Гребнев скромно уверяет, что секрет кроется не столько в его личном упорстве, сколько в умении использовать административный ресурс (как в рамках района, так и за его пределами).
Как бы то ни было, но в общей статистике автоматизации бюджетного учета по Костромской области Макарьевский район заметно выделяется. В 303 бюджетах поселений всего по области работает 556 бухгалтеров. На них приходится только 383 компьютера и еще меньше программ – 185. По словам В.Б. Петренко, бухгалтеров спасает лишь малое количество подведомственных учреждений в небольших сельских поселениях – как правило, это библиотека, фельдшерско-акушерский пункт и клуб. Все остальные переданы на уровень района или области. «Не исключаю, что в некоторых поселениях все-таки есть бухгалтерские программы, но не лицензионные. Поэтому бухгалтеры не заявляли о них», – предполагает Вера Борисовна.
По уровню подготовки специалистов статистика более ровная: практически никто из бухгалтеров не имеет высшего профильного образования – в основном среднее специальное. И, несмотря на довольно большой опыт бухгалтерской работы, мало кто на момент проведения реформ владел компьютером. Так что стартовые условия у всех были примерно одинаковы.
И.В. ЗАХОВАЕВА, корреспондент журнала «Бюджетный учет»