Должники поневоле

В письме от 1 августа 2006 г. № 02-03-09/2075 Минфин России решил вопросы налогообложения бюджетных учреждений, связанных с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 года в части уплаты налога на имущество организаций и земельного налога. Предложенная схема не стала для налоговых органов чем-то абсолютно новым.

Проверяют медленно, взыскивают быстро
Для учреждений бюджетной сферы нет ничего нового в финансировании из бюджета уплаты законно установленных налогов. Для своевременной уплаты налога на имущество и земельного налога, исчисленных в 2006 году, постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. № 101 было определено, что главные распорядители представляют в Минфин России до 28 февраля 2006 г. следующие документы, согласованные с Роснедвижимостью и Росимуществом:
– сводные реестры для расчета налога на имущество и земельного налога бюджетных учреждений на 2006 год (далее – реестры);
– предложения по внесению изменений в сводную роспись расходов федерального бюджета.
Как известно, в указанный срок необходимые материалы представлены не были и средства для уплаты налогов главным распорядителям не выделялись. В настоящее время реестры представлены практически всеми главными распорядителями по подведомственным бюджетным учреждениям – плательщикам налогов.
Реестры должны еще пройти проверку в Минфине России, и только после этого главный распорядитель может получить средства для уплаты налогов. Тем временем отдельные налоговые органы уже начали предпринимать меры по принудительному взысканию недоимки. Чтобы остановить этот процесс, Минфин России письмом от 26 июля 2006 г. № 02-03-09/2026 рекомендовал Федеральной налоговой службе в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений с просьбой о предоставлении отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

Перед налогом все равны
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса «законно установленные налоги и сборы» должны уплачивать все юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Наша система налогообложения не делает разницы между налогоплательщиками, ей все равно, чем занимается то или иное  учреждение: вершит правосудие или лечит людей, паяет микросхемы или замеряет земельные участки. Вносить необходимые налоговые платежи должны все. А самое главное, что налоговиков не интересует, есть у организации деньги на уплату налогов или нет.
Обучение, медицинское обслуживание и многие другие важнейшие сферы жизни гражданского общества в настоящее время являются бесплатными для населения. Зарабатывать деньги они не могут, и государство вынуждено выделять средства на их финансирование. То есть налоговые органы собирают налоги, после чего полученная денежная масса распределяется по тем направлениям, которые установлены Бюджетным кодексом. В частности, деньги попадают на счета указанных организаций, после чего из поступивших сумм школы, больницы, научно-исследовательские институты и другие бюджетники тоже уплачивают причитающиеся им суммы налогов. Вот такое перекладывание денег из одного кармана в другой, причем в полном соответствии с законодательством. Проблема заключается в следующем: между моментом возникновения обязанности бюджетной организации уплатить налоги и моментом поступления государственного финансирования на ее счет может пройти значительное время.
Ниже рассмотрен частный случай решения проблемы учебных заведений с уплатой ряда налогов. Применять это решение может любое учреждение, работающее в бюджетной сфере. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что перед налогом все бюджетники равны.

Ксерокопии не помогут
Началось все в апреле, когда для учебных заведений наступил срок уплаты авансовых платежей по ряду налогов, а финансирование еще не поступало. Денего, чтобы расплатиться с государством, не было, потому что государство их не выделило.
Попав в такую ситуацию, Федеральное агентство по образованию (Рособразование) направило федеральным государственным учреждениям, подведомственным ему, письмо, которое очень сильно перекликается с письмом Минфина России № 02-03-09/2075, упомянутым в начале настоящей статьи.
Письмо Рособразования предлагало учебным заведениям самостоятельно обратиться в территориальные налоговые органы и попросить отсрочить уплату авансовых платежей. Основанием, согласно которому налоговые должны были согласиться наряду с соответствующим пунктом Налогового кодекса, разрешающим отсрочку налоговых платежей при задержке государственного финансирования, была названа «необходимость значительного времени для согласования соответствующих форм, установленных Минфином России с территориальными и федеральными органами Росимущества».
Кроме того, Рособразование обратилось к Федеральной налоговой службе с аналогичной просьбой. Ответ, разумеется, не заставил себя ждать. Налоговая сослалась на статью 64 Налогового кодекса и подтвердила возможность перенести уплату авансовых платежей на более позднее время, но только при соблюдении установленной законом процедуры.
После этого учебные заведения начали соблюдать «законную процедуру» и направлять в свои налоговые инспекции письма и заявления с приложением письма Рособразования в Федеральную налоговую службу и ответом последней. По всей вероятности бухгалтеры организаций считали, что такие документы как-то доказывают, что причиной неуплаты ими авансовых платежей является задержка финансирования. Однако это мнение ошибочно.
Письма не являются доказательством задержки финансирования из бюджета. В таком случае учебное заведение должно доказать налоговым органам, что оно вообще имеет право на финансирование из бюджета, но деньги не пришли вовремя.
В статье 219 Бюджетного кодекса сказано, что «процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств». Значит под термином «задержка финансирования из бюджета» подразумевается  фактическая задержка расходования бюджетных средств.
Исходя из этого и основываясь на статье 226 Бюджетного кодекса, можно предположить, что начинать исчислять срок такой задержки следует с четвертого рабочего дня после того, как бюджетное учреждение представит в казначейство необходимые  платежные документы.

Просите правильно
Для получения отсрочки и прочих налоговых благ обращаться следует не в свою налоговую инспекцию, а в областное (городское для Москвы и Санкт-Петербурга) Управление Федеральной налоговой службы. В данном случае именно оно является «уполномоченным органом». Установлен такой порядок в приказе Федеральной налоговой службы  от 30 марта 2005 года № САЭ-3-19/127. Подпункт 2.2. пункта 2 этого приказа гласит, что «решения о предоставлении отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также пени и о временном приостановлении уплаты сумм задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимаются управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица».
К просьбе необходимо приложить гарантийное письмо своего ГРБС (распорядителя) о том, что недоимка будет погашена сразу же, как только поступят выделенные для этого денежные суммы.


Реклама