Положения по бюджетному учету

Н.И Лейман,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Пока в бюджетной сфере не существует аналога Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), действующих в негосударственном секторе. Министерства также не торопятся издавать ведомственные методички. В статье предложены практические пути решения проблемы организации учета при отсутствии необходимых стандартов.

Три группы стандартов
Долгое время бухгалтеры бюджетной сферы прекрасно обходились без учетных стандартов. Все необходимое было прописано в инструкции по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений. Положение изменилось в 2004 году, когда в рамках реформирования бюджетного процесса была запланирована интеграция плана счетов бюджетного учета с бюджетной классификацией.
В 2005 году стали действовать и другие изменения. В бюджетном законодательстве появилось понятие расходных обязательств, которое похоже на «юридические обязательства» в корпоративном праве.
Кроме того, были введены новые объекты учета – имущество казны и природные ресурсы: земля, недра.
Именно поэтому одним из пунктов плана мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 стала разработка проекта стандартов учета и финансовой отчетности единиц сектора государственного управления. В конечном итоге исполнение этого пункта воплотилось в проект приказа Минфина России «Об утверждении Концепции бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации». Следующий шаг – стандарты бюджетного учета и отчетности – пока не сделан в силу различных объективных обстоятельств.
При отсутствии стандартизации того или иного момента хозяйственной жизни бухгалтеры в коммерческой сфере прописывают порядок его отражения в учетной политике. Это решение применимо и в бюджетной сфере, в части случаев, не упомянутых государственной учетной политикой. Напомним, что прежде всего госсектор должен руководствоваться единой государственной учетной политикой, которая определена инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее – Инструкция № 25н).


Подробнее

Государственная учетная политика, определенная инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г., отражает стандарты по использованию данных учета для реализации задач:
– по управлению и контроллингу;
– по планированию;
– по санкционированию хозяйственной деятельности.

Система организационно-распорядительных документов, регулирующих организацию работы бухгалтерской службы определяет особенности формирования учетных процедур, которые зависят от:
– специфики хозяйствования;
– структуры учреждения (наличие филиалов, обособленных подразделений, отделений, различных сфер деятельности и так далее);
– необходимости реализации задач по управлению, финансовому анализу и т. п.

Органы негосударственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в скором времени будут представлять:

– саморегулируемые организации аудиторов, бухгалтеров, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– другие саморегулируемые организации, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.


Практика показывает: для того чтобы эффективно реализовать стандарты госудaрственной учетной политики, необходима система организационно-распорядительных документов (ОРД) по организации работы бухгалтерской службы.
Для максимального облегчения бухгалтерского труда в рамках разработки учетной процедуры необходимо, насколько это возможно, также реализовать требования налогового учета к структуризации информации через регистры бюджетного учета. Тем самым порядок формирования аналитического разреза хозяйственных операций учреждения (аналитический учет) будет обеспечивать получение всей необходимой для начисления налогов информации. При этом учреждение сможет реализовать требование ведения раздельного учета по бюджетной и внебюджетной деятельности с минимальным ведением дополнительных налоговых регистров.
Все это позволит существенно упростить формирование налогового учета как самостоятельной учетной процедуры, а значит избежать:

– серьезных трудозатрат и нагрузки;
– увеличения штата бухгалтерской службы;
– сложностей с отладкой автоматизированной технологии обработки учетных данных в целях налогообложения.

Примеры составления отдельных организационно-распорядительных документов были приведены в электронном продукте «CD-диск “Переходный период: методика учета”», созданном совместными усилиями журнала «Бюджетный учет» и С.В. Сивец, нашего постоянного автора. По просьбам подписчиков, не сумевших приобрести CD-диск, мы публикуем бесплатное приложение к настоящему номеру «Бюджетного учета» – брошюру с полным комплектом организационно-распорядительных документов, переработка которых в соответствии с вашей спецификой может существенно упростить работу бухгалтерской службы.
Как и учетную политику для целей налогообложения, организационно-распорядительные документы, регулирующие работу бухгалтерской службы, целесообразно согласовать с вышестоящим органом до наступления нового финансового года.

Помощь экспертного сообщества
В большинстве развитых стран (США, Канада и другие) разработаны и действуют стандарты финансовой отчетности для сектора государственного управления. Зачастую в этих странах стандарты финансовой отчетности для сектора государственного управления устанавливаются саморегулируемыми организациями. Так, например, в США – это Комитет по бухгалтерскому учету и аудиту государственного сектора (Public Sector Accounting and Auditing Board – PSAAB).
В год принятия Концепции реформирования бюджетного процесса был опубликован еще один очень важный документ – Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180. В рамках концепции Минфином России подготовлен проект федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете». Этот проект отводит большую роль в формировании стандартов бухгалтерского учета органам негосударственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.


За опытом в Париж

То, что во Франции заканчивается разработка национальных стандартов бухгалтерского учета в секторе государенного управления, упоминалось как немаловажный факт при подготовке проекта Концепции бюджетного учета и отчетности. Дело в том, что в отличие от Америки и Канады, французы предпочли, чтобы учетные стандарты разрабатывались и устанавливались государственными органами. Наш журнал уже немного рассказывал о французском учете («Бюджетный учет» № 10/2006, стр. 23). Поэтому упомянем лишь, что во Франции реформа бюджетного учета проводится специально созданным департаментом Министерства экономики, промышленности и финансов.
В России, учитывая приоритеты административной реформы, рассчитывать на создание специального «реформаторского» департамента сложно, как и на создание отдела, основная задача которого – пополнение справочника бухгалтерских записей для госсектора. А вот на то, что многие моменты французской методологии бюджетного учета будут использованы в России так же широко, как уже используется французский опыт в бухгалтерском учете негосударственного сектора, надеяться можно.


Продуктивное и динамичное развитие процесса саморегулирования профессии бухгалтера заметно в нашей стране уже сейчас. Организации, которые очень скоро будут претендовать на звание саморегулируемых, имеют большой вес в бухгалтерском сообществе.
Многие счетные работники бюджетной сферы считают необходимым для себя регулярно проходить курсы повышения квалификации и подтверждать свои знания профессиональной аттестацией, даже если это не предусмотрено в трудовом договоре.
Как правило, в резолюциях различных бухгалтерских конгрессов обязательно сказано о том, чтобы «просить Минфин России шире привлекать профессиональные сообщества бухгалтеров:

– к разработке стандартов бюджетного учета, нормативных актов, методических указаний (рекомендаций), регулирующих бюджетный учет;
– к обобщению теории и практики бюджетного учета и отчетности;
– к формированию библиотеки лучших практик ведения бюджетного учета и составления отчетности бюджетных учреждений (в том числе публично-правовых образований, главных распорядителей, распорядителей и бюджетополучателей)».

Однако, к сожалению, увлечение аттестацией на время отодвинуло работу над основной задачей саморегулирования – разработкой стандартов бухгалтерского учета.

Внимание! При разработке Инструкции № 25н сотрудники Минфина России максимально учли пожелания бухгалтеров бюджетной сферы. Работа над созданием стандартов бюджетного учета так же требует коллективных усилий всего бухгалтерского сообщества. Если вы не состоите ни в одном из объединений профессиональных бухгалтеров, свои предложения направляйте в наш журнал или вывешивайте их на форуме Росказны (www.roskazna.ru), а также специальном форуме, организованном для бюджетников администрацией сайта www.klerk.ru.

«Автоматизация» учетной политики
Предположим, что с нашей помощью или с помощью коллег вашего профессионального сообщества вы детализировали государственную учетную политику по бюджетному учету до необходимого вам уровня. Если у вас есть приносящая доход деятельность, остается проверить все точки соприкосновения положений бюджетного учета и налогового и по возможности максимально скоординировать их.
Учреждение может автоматизировать составление учетной политики для целей налогообложения. Особенно учитывая, что некоторые из таких программ можно бесплатно скачать из Интернета. Отметим, что в отличие от программ использовать готовые примеры учетной политики для целей налогообложения, найденные в Интернете, не стоит, так как они не учитывают последних изменений в налоговом законодательстве.
Программное обеспечение, которое может вам помочь, должно быть разработано на основе:
– Налогового Кодекса;
– Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ;
– ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Представленная в программе форма учетной политики должна позволять сформировать:
– приказ об утверждении учетной политики;
– Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета (воспользоваться вы им не сможете, но это Положение необходимо для отметки возможных точек совпадения бюджетного и налогового учета);
– Положение об учетной политике для целей налогового учета с приложениями.
Вот что рассказал нам представитель одного из производителей подобного софта о легкости применения подобных программ. Необходимо всего лишь заполнить форму, которая состоит из двух разделов: «Бухгалтерский учет» и «Налоговый учет». В каждом из разделов есть необходимое количество закладок с пунктами учетной политики.
Вам остается отобрать те пункты, которые актуальны для вашего учреждения и, соответственно, исключить остальные. Заполнение пунктов учетной политики может быть двух видов:
– выбор необходимого наименования из выпадающего списка, предложенного программой;
– заполнение предложенной формы.
Каждый пункт учетной политики при этом снабжен подробным комментарием, который:
– расшифровывает содержание выбранного пункта;
– дает ссылки на нормативные акты и представление о степени автоматизации процесса.
Вы сможете как непосредственно сформировать собственную учетную политику для целей налогообложения, так и на основе бюджетной политики. Для этого необходимо отметить подходящие пункты в закладке «Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета», а в закладке «Налоговый учет» использовать галочку «из бухгалтерского учета», при нажатии на которую вопросы налогового учета, совпадающие с вопросами бухгалтерского учета заполняются одинаково (по данным бухгалтерского учета). Распечатывать вы будете, конечно, только учетную политику для целей налогообложения.


Реклама