Проверять (,) нельзя (,) помиловать!
В середине июня 2006 года в Санкт-Петербурге разразился скандал вокруг ООО «Новое поколение». Причиной стали результаты проверки его деятельности Контрольно-счетной палатой Законодательного собрания города (см. «Бюджетный учет» №9 стр. 3). По мнению ревизоров, общество причинило материальный ущерб бюджету в размере 26 364,2 тысячи рублей. Но сотрудники коммерческой структуры категорически не согласны с проверяющими. К сожалению, такая ситуация не редкость при исполнении целевых программ.
Проверка вообще процедура малоприятная, особенно, когда она затягивается, или когда все контролеры города решили наведаться к тебе разом. Как нам рассказала А.И. Субботина, специалист по связям с общественностью ООО «Новое поколение», с февраля 2006 года предприятие посетило 10 контрольно-проверяющих организаций: «Нами было представлено более 55 тысяч документов, – рассказала нам Алена Игоревна – Вместо усовершенствования воспитательного и адаптивного процесса, работы с детьми, вынужденно работаем и тратим время только на контролирующие органы». Нас же интересует правовая сторона этого вопроса: законны ли действия Контрольно-счетной палаты, есть ли действительно вина общества и т. д.
Откуда ноги растут
Несколько слов о «Новом поколении»… Предприятие создано в 1993 году Дмитриевым М.Г.
При изучении материалов об этой нашумевшей в Санкт-Петербурге проверке возникло множество вопросов. Прежде всего, почему Контрольно-счетная палата законодательного собрания, которая вправе проверять главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, пришла с ревизией в общество с ограниченной ответственностью – коммерческую структуру. С первого взгляда все понятно: «Новое поколение» в 2004 – 2005 годах освоило 183,26 миллиона рублей бюджетных средств по заказу комитета по молодежной политике города Санкт-Петербурга. Казалось бы, все справедливо – деньги поступили в рамках городской целевой программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге», значит и проверять ее исполнение нужно местным властям. Но распорядителем средств в данном случае является не кто иной, как комитет по молодежной политике, то есть именно его и должны проверять, но по какой-то причине КСП наведалась именно в ООО «Новое поколение».
Занимается социальной адаптацией подростков, склонных к совершению правонарушений.
Всего в обществе работает около 1200 юношей и девушек, которые занимаются производством детских настольных игр. После рабочего дня все дети в стенах предприятия обучаются в вечерней школе. Это важно так как абсолютно все подростки ранее не посещали школу от полугода до двух лет.
При оформлении на работу подросток получает трудовую книжку, ИНН, пенсионное и медицинское страхование. Детям предоставляется ежедневное бесплатное трёхразовое горячее питание. Постоянно работает врач и психотерапевт.
87% выпускников «Нового поколения» поступают в ПТУ или устраиваются на работу, остальные уходят в армию и только 1% ребят совершают правонарушения повторно.
Все виды детских настольных игр, производимые воспитанниками предприятия, успешно реализуются в России и странах СНГ.
Старые друзья
Комитет молодежной политики Санкт-Петербурга и ООО «Новое поколение» – давние партнеры: с 1994 года общество получает бюджетные средства, в 1997 году оно выиграло конкурс на право создания рабочих мест для трудных подростков из неблагополучных семей, с уголовным прошлым, которые никогда и нигде не учились и не работали. С этого и началась многолетняя дружба Общества с городскими властями. Целевая программа появилась значительно позже – в 2003 году. Тогда на участие в тендере заявку подало только «Новое поколение» – слишком сложна специфика работы. Далеко не каждое предприятие возьмется за такое: здесь и производство, и методология, и педагогика… Программа принимается раз в три года, но тендер по прописанным в ней статьям расходов (лотам) проводится каждый год. И до сего дня «Новое поколение» одерживало победу, что неудивительно: положительные тенденции налицо – выпускники находят себя в жизни, дети начинают с удовольствием учиться и работать, продукция предприятия пользуется спросом.
Как рассказывает А.И. Субботина, таких результатов не удалось бы достигнуть без бюджетных средств, которые поступали на счета «Нового поколения» в соответствии с контрактом. То есть Общество по сути получало средства за оказание услуг и являлось подрядчиком. Как нам пояснил А.И. Бирюков, заместитель начальника управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, в этой ситуации участники контракта вступили не в бюджетные, а в гражданско-правовые отношения. В заключенных между главным распорядителем и подрядчиком договорах содержатся калькуляции стоимости одной путевки (рабочего места). Общество отчитывалось перед комитетом по путевкам и спискам детей. Бюджетные средства расходовались в строгом соответствии с запланированными суммами, поэтому видимых нареканий у комитета в адрес общества не было. Возможно, поэтому директор «Нового поколения» М.Г. Дмитриев спокойно отнесся к, можно сказать, товарищеской просьбе руководителя комитета по молодежной политике С.Ю. Гришина о предоставлении необходимых документов для ревизии КСП в рамках проверки исполнения целевой программы.
Разглашение по доброй воле
На каком основании КСП потребовала на проверку документы от «Нового поколения» и почему руководство комитета изначально не предъявило свои претензии (если, разумеется, таковые имелись) ООО, остается непонятным. Как нам пояснили в управлении внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, если у главного распорядителя в ходе исполнения целевой программы возникли какие-либо вопросы к предприятию-подрядчику, то он должен был сначала попытаться урегулировать конфликт полюбовно. Причем в данном случае не имеет значения, в какой части было допущено нарушение – в исполнении пунктов самого контракта или в финансовой отчетности. Распорядитель средств бюджета должен потребовать исполнения условий договора. И только в том случае, если подрядчик не удовлетворит претензии, руководство комитета должно было обратиться в Арбитражный суд, а не в КСП.
Выходит, что «Новое поколение» могло не представлять документы сотрудникам Контрольно-счетной палаты Законодательного собрания, а КСП имело право вторгнуться на территорию общества только с правоохранительными органами. Это основная и, к сожалению, непоправимая оплошность руководства общества. После добровольного предоставления информации «махать кулаками» и обвинять КСП в нарушении статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» поздно. Отчет, содержащий информацию, представляющую коммерческую тайну, был озвучен на заседании Бюджетного комитета Законодательного собрания без «согласия ее обладателя» и в присутствии СМИ. Теперь единственное, что может сделать «Новое поколение» – обратиться в прокуратуру.
Ларчик не просто открывался…
По результатам проверки «Нового поколения» КСП издала два разных документа. Справку от 26 апреля 2006 года и Отчет от 7 июня 2006 года. В первом документе речь идет о «нецелевом использовании средств» на более чем 26 миллионов рублей, во втором – о причинении ущерба городу на ту же сумму. Поскольку между комитетом и обществом возникли гражданско-правовые отношения, то и понятие нецелевого расходования средств в данном случае не может быть применено. Средства, поступающие на счета «Нового поколения» по договору, потеряли статус бюджетных. В этом случае всю ответственность за расходование бюджетных средств несет главный распорядитель – Комитет по молодежной политике Санкт-Петербурга. Похоже, что «Новое поколение» попросту оказалось тем самым стрелочником, которого удобно обвинить во всех грехах в то время, как он попросту не вписывается в существующие правовые рамки.
По мнению главы комитета по молодежной политике С. Ю. Гришина, суть проблемы заключается в том, что данная коммерческая структура из-за законодательных барьеров не может быть преобразована в госучреждение, чьи функции по сути выполняет. В 2005 году действительно обсуждалась возможность и целесообразность такой реорганизации, ведь предприятие практически на 90 процентов финансируется из бюджета. Но выяснилось, что смена организационно-правовой формы не решит проблему.
Подростки хотят зарабатывать
Причина лежит на поверхности. Основной целью «Нового поколения» является решение вопросов занятости несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений, то есть создание для них рабочих мест. Естественно, что подростки не альтруисты и хотят заниматься не общественными работами, а зарабатывать. Зарплата – это их основной стимул. Поэтому предприятие, на котором они могут работать, должно иметь среди основных целей деятельности извлечение дохода, из которого в дальнейшем должна выплачиваться заработная плата. Государственным учреждением в силу статьи 120 Гражданского кодекса «признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Следовательно, при такой форме собственности «Новое поколение» не могло бы быть работодателем и исполнить госзаказ в необходимом объеме.
Не подходит и модель унитарного предприятия: в этом случае резко увеличатся расходы на разработку и выпуск продукции. Новообразованному предприятию придется приобретать оборудование, принадлежащее ООО «Новое Поколение», решать вопросы с изделиями, правами на производство, на интеллектуальную собственность (воспитательные методики) и пр. Но основной минус заключается, как правило, в том, что ГУПы на рынке сбыта не конкурентоспособны.
Подробнее
Подростки с девиантным поведением, на которых рассчитана целевая программа, как правило, предоставлены сами себе и не имеют навыков какого-либо труда, поэтому их участие в сложном производстве может быть опасным, как для их жизни, так и для окружающих. Именно поэтому трудоустройство такой категории несовершеннолетних, возможна только на коммерческом предприятии с несложным производственным процессом и безопасным оборудованием. «Новое поколение» в Петербурге имеет уникальный даже по европейским меркам опыт трудовой терапии, помогающей трудным подросткам стать нормальными людьми.
Не решило бы проблему ни создание ООО Санкт-Петербурга, ни АО. По мнению директора «Нового поколения» М.Г. Дмитриева, существует только один выход – создание попечительского совета. В статье 53 Устава Санкт-Петербурга сказано, что «для разрешения вопросов взаимодействия Законодательного собрания Санкт-Петербурга и правительства Санкт-Петербурга по предметам ведения Санкт-Петербурга образуются совместные комиссии из представителей» обоих органов. Это сохранит эффективную форму хозяйствования, поможет избежать необходимости реорганизации, сделает расходы минимальными. Но и это предложение на одном из заседаний правительства города было отклонено.
Пока же «Новому поколению» приходится лишь отстаивать свое доброе имя в прокуратуре и ждать, что рано или поздно значительная часть властных структур города начнет понимать значение профилактической работы. А этого понимания нет. Более того, «Новое поколение» стало для Законодательного собрания северной столицы яблоком раздора. Одни пытаются прекратить финансирование социально-значимого объекта, другие защищают его горой. «Люди, выдвигающие нам претензии, незнакомы с деятельностью нашего предприятия, несмотря на то, что мы приглашали их аж 16 раз. “Не читаю, но осуждаю”, – такая, видимо, логика», – считает пресс-секретарь «Нового поколения» А.И. Субботина.
И.В. ЗАХОВАЕВА, корреспондент журнала «Бюджетный учет»
Михаил Георгиевич Дмитриев – генеральный директор ООО «Новое поколение».
Указом Президента РФ награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Почетный работник сферы молодежной политики Министерства образования РФ. Его имя внесено в список общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России». В 2006 году награжден медалью «Во имя России» с формулировкой «за активную созидательную деятельность».
Открывая свое предприятие «Новое поколение» в 1993 году, Михаил Георгиевич заложил свою единственную квартиру. У него и его семьи в собственности один автомобиль, одна малогабаритная двухкомнатная квартира и дача в Псковской области. Отец двух сыновей и дочери.
В детстве он всегда делал себе игрушки сам. Теперь все игры, которые делаются руками его воспитанников, – его разработки. М. Г. Дмитриев мог бы запустить производственную линию, для этого у него достаточно опыта, образования и есть возможность взять кредит. Но он не ставит перед собой такую цель, считает, что для страны намного важнее вернуть несовершеннолетних правонарушителей в общество, воспитать детей так, чтобы они стали достойными гражданами России.