Что такое воинская часть?
На протяжении многих лет не прекращаются споры о том, какой статус должны иметь войсковые части: юридического лица или структурного подразделения Министерства обороны. Диспут продолжается и, судя по всему, заканчиваться не собирается.
Основной причиной «боевых действий» является то, что ответственность за совершение налоговых правонарушений возлагается на организации (п. 1 ст. 107 НК РФ), под которыми понимают юридические лица (п. 2 ст. 11 НК РФ). А структурные подразделения, филиалы и представительства российских юрлиц не имеют статуса налогоплательщиков (налоговых агентов) и не рассматриваются в качестве правонарушителей. Ответственность за неисполнение обязанностей несет вышестоящее юрлицо.
Вся проблема с определением правового статуса воинской части заключается в том, что в ней просматриваются признаки как юрлица, так и обособленного подразделения. Причем зачастую у одной и той же части указанные признаки присутствуют «на равных».
Ситуация осложняется еще и тем, что никакой специальной правовой базы, регламентирующей порядок присвоения статуса, нет. С 1999 года Госдума пытается принять Закон «О правовом положении и финансовой деятельности воинских частей и военных организаций». Но на дворе уже скоро 2007 год, а закон так и не принят. В результате у военчастей возникает множество споров с налоговой и контрагентами, решать которые приходится в суде. Но, к сожалению, и арбитры не могут придти к единому мнению.
Обособленные подразделения
За последние несколько лет арбитры довольно часто не признавали военчасти юрлицами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2003 г. по делу № Ф04/5694-1247/А03-2003, Дальневосточного округа от 27 января 2004 г. по делу № Ф03-А37/03-2/3466, Северо-Западного округа от 24 декабря 2004 г. по делам № А42-7770/04-8, А42-3714/04-26, А42-3645/04-15, от 18 апреля 2005 г. по делу № А42-3715/04-26, Московского округа от 27 июля 2006 г. по делу № КГ-А41/6749-06, от 6 сентября 2006 г. по делу № КГ-А41/6817-06). В каждом конкретном деле судьи руководствовались разными доводами, но итогом заседаний становилось одно – войсковые части не юридические лица.
Итак, на что же указывали служители Фемиды, вынося свой вердикт? Некоторые арбитры шли по пути наименьшего сопротивления и подходили к делу достаточно формально. Основные доводы звучали так:
– часть подотчетна и подконтрольна вышестоящему органу;
– какого-либо общего положения о воинских частях как юрлицах не существует;
– согласно Закону от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» войсковая часть является воинским формированием Министерства обороны РФ;
– в Положении о Министерстве обороны РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 части не названы в качестве юридических лиц;
– и наконец вопросы создания, реорганизации, ликвидации, придания определенного статуса федеральным госучреждениям Минобороны относятся к компетенции Министра обороны (подп. 20 п. 10 Закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ). В отношении воинских частей – участников процессов соответствующего решения принято не было.
Другие арбитры подходили к делу «с душой» и исследовали наличие у войсковой части признаков юридического лица. Но, как правило, выяснялось, что имущество находится лишь в пользовании (значит, часть не вправе им распоряжаться по своему усмотрению), командир части не наделен полномочиями самостоятельно действовать от ее имени, учреждение находится на сметно-бюджетном финансировании (и опять же не может распоряжаться такими средствами). Помимо этого многие войсковые части не значатся в ЕГРЮЛ и не имеют устава.
Обратите внимание: даже если обнаруживались явные признаки юрлица (расчетный счет, факт управления имуществом, которое находится в оперативном управлении) судьи утверждали, что «наличие отдельных признаков, характерных для юрлиц, не может служить основанием для признания войсковой части таковым».
Юридические лица
Справедливости ради нужно сказать, что решений, в которых служители Фемиды признавали военчасти юридическими лицами, было гораздо меньше (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2006 г. по делам № А19-42592/05-40-Ф02-4204/06-С1, А19-42565/05-33-Ф02-4161/06-С1, от 11 марта 2005 г. по делу № А33-13367/04-С1-Ф02-820/05-С2). Судьи указывали, что часть поставлена на налоговый учет, зарегистрирована в качестве юрлица на основании директивы Генерального штаба, ее организационно-правовая форма определена как госучреждение, части присвоен номер в госреестре предприятий, есть расчетный счет. Все признаки юрлица, как говорится, налицо.
В такой ситуации арбитров не смущает даже отсутствие ОГРН. Это связано с тем, что в большинстве случаев в период создания воинской части законодательство не содержало требований о госрегистрации и соответственно требований о присвоении номера. Кроме того, служители Фемиды зачастую приходят к выводу, что правоспособность возникает вне зависимости от регистрации.
Отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ сведений об учредительных документах, на основании которых создана часть, также не может служить поводом для непризнания части юрлицом. Ведь некоммерческие предприятия могут действовать по общему положению об организации данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ). А воинские части создаются на основании распорядительных актов органов госвласти, местного самоуправления и действуют на основании Директив Генерального штаба.
Заметим, у военчастей существуют и другие признаки юридического лица. Это и право распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, отвечать им по своим обязательствам и наличие баланса, сметы расходов (ст. 48 ГК РФ).
Детали
Наличие у войсковой части статуса юридического лица не является основанием для признания ее плательщиком налога на имущество. Ведь Вооруженные Силы РФ составляют единую централизованную систему органов, управляемую Минобороны. Входящие в состав Вооруженных Сил войсковые части созданы для реализации поставленных перед ними задач. Это позволяет относить закрепленное за ними на праве оперативного управления и хозяйственного ведения имущество, используемое для нужд обороны, к освобождаемому от налогообложения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 июня 2006 г. по делу № А56-38558/2005).
Что делать с «неюрлицами»
Даже если каким-то волшебным способом воинская часть и определилась со свои статусом, проблемы все равно будут. А началось все с введения в 1999 году Налогового кодекса, который обязал все организации вставать на учет в налоговой инспекции. Казалось бы, если часть не признана юрлицом, то ее нужно поставить на учет в качестве подразделения. Однако по предложению Министерства обороны был сохранен порядок постановки на учет воинских частей, в соответствии с которым ИНН присваивался независимо от правового статуса.
Дальше все шло по нарастающей. В 2004 году утратила силу форма справки, которую применяли для постановки на учет воинских частей по месту их нахождения. Новой подходящей формы судя по всему не нашлось. И, как говорят налоговые инспекторы, у них по сей день нет возможности осуществлять регистрацию воинских частей (созданных после 2004 года), которые не являются юридическими лицами. Об этом они сообщали еще все в том же, 2004 году (письмо от 18 декабря 2004 г. № 09-3-02/4852). На эту неувязку было обращено внимание и в письме от 10 августа 2006 г. № 09-3-02/3910.
Для решения сей проблемы инспекторы предлагают Министерству обороны организовать снятие с учета в налоговых органах воинских частей, не являющихся юрлицами и при этом имеющих ИНН, и постановку на учет воинских частей по месту нахождения обособленных подразделений. Инспекторы отмечают, что заявление о снятии с учета может быть представлено в произвольной форме одновременно с заявлением о постановке на учет по форме № 09-1-1, утвержденной приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.
Э. А. Кипарисов,
юрист