Подготовка к годовому отчету
15 ноября 2006 г. Федеральное казначейство провело совещание с представителями финансовых подразделений главных распорядителей средств федерального бюджета. С докладом, посвященным годовой отчетности, выступила Г.И. МАКЛЕВА – начальник Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства.
Уходящий год был годом внедрения нового нормативного документа Минфина России по бюджетному учету, который позволил привести в соответствие структуру и содержание бюджетной классификации с бюджетным учетом. Данная система учета дает возможность отражать в отчете активы и обязательства, операции, приводящие к их изменению, как получателя бюджетных средств, так и главного распорядителя, а также отражать состояние государственных финансов публично-правового образования – Российской Федерации.
Поэтому в 2006 году перед всеми нами стоит задача правильно и в полном объеме отразить в отчетности все операции по исполнению федерального бюджета: по активам и обязательствам, финансовому результату, поступлениям средств, их выбытиям со счетов федерального бюджета. С целью получения качественной информации с начала 2006 года установлен следующий порядок формирования и представления бюджетной отчетности в Федеральное казначейство:
– ежемесячной – в объеме информации по движению средств на банковских счетах, а также по некассовым операциям;
– квартальной – в объеме только отчета о кассовом исполнении федерального бюджета;
– годовой – в полном объеме, включая отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета и финансовую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовом результате.
При представлении годового отчета должно быть обеспечено неукоснительное выполнение приказа Федерального казначейства от 29 июня 2006 г. № 6н в части сроков представления годовой отчетности главными распорядителями. Это, пожалуй, один из основных показателей, положительно характеризующий работу бухгалтера: представление отчетности в срок или досрочно. Пояснительная записка включена в состав форм бюджетной отчетности, и сроки ее представления те же, что и для всей бюджетной отчетности.
Обращаю ваше внимание на правильное отражение операций при передаче средств главными распорядителями средств федерального бюджета в другие бюджеты. Перечисление таких средств в другие бюджеты осуществляется в порядке межбюджетных отношений по следующим кодам расходов бюджетной классификации: раздел 1100 «Межбюджетные трансферты» подстатьи 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» функциональной классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
В форме 0503164 «Сведения о кассовом исполнении бюджета» в доходной части должны быть даны пояснения по причинам отклонения фактических показателей от бюджетных назначений. Расходная часть должна содержать достаточную информацию для проведения Федеральным казначейством соответствующего анализа.
Продолжает оставаться проблема соответствия данных по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета отчета об исполнении бюджета главного распорядителя и данных отчетности органов Федерального казначейства. Конечно, если ранее эта проблема носила массовый характер, то теперь положение изменилось к лучшему: расхождения имеют место в 30 процентов представленных отчетов. Это означает, что не все бюджетополучатели согласовывают показатели с территориальными органами Федерального казначейства.
Есть нарушения в заполнении граф 4 «Бюджетные ассигнования, утвержденные Законом «О бюджете», 5 «Лимиты бюджетных обязательств» раздела «Расходы» Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127). В графе 4 записываются доведенные до главного распорядителя бюджетные ассигнования в соответствии с бюджетной росписью (дебетовый остаток счета 1 503 01 000 «Бюджетные ассигнования»), в графе 5 – годовые объемы лимитов бюджетных обязательств (кредитовый оборот счета 1 501 01 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств»).
При этом казначейские уведомления, датированные последними числами отчетного периода, но полученные в начале следующего месяца включаются в графы 4 и 5 отчетного периода.
В отчет по предпринимательской деятельности должны включаться только операции, связанные с этой деятельностью, а именно «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» по коду бюджетной классификации «3», а не «1», а также невыясненные по коду «1», так как невыясненные с кодом «3» в бюджетной классификации отсутствуют.
Кроме того, в отчете по предпринимательской деятельности на уровне главного распорядителя должна осуществляться консолидация по счетам 2 401 01 241 и 2 401 01 180 при перераспределении прибыли бюджетных учреждений, то есть эти счета исключаются. По средствам, переданным в порядке внутренних расчетов между вышестоящей организацией (головной) и нижестоящей (структурным подразделением) на уплату налогов не следует писать «Внутренние расчеты…» с использованием нулей.
В годовом отчете операции по перечислению средств на покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации с лицевых счетов получателей, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (письмо Федерального казначейства от 24 октября 2006 г. № 42-2.4-06/136) и отраженные в отчете получателя в разделе «Расходы» в разрезе кодов бюджетной классификации в графе 6 и в разделе «Источники финансировании дефицита бюджета» по строке 812 «Кредитовый остаток счета 0 304 05 000» (графа 5) (заверенные органами казначейства) подлежат корректировке в консолидированном отчете Главного распорядителя по разделу «Расходы» с графы 6 в графу 7 «Исполнено через банковские счета» через лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание бюджета, на сумму произведенных кассовых расходов с валютного счета; по разделу 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» строке 812 «Кредитовый остаток счета 0 304 05 000» на сумму перечисленных для покупки валюты с графы 5 через лицевые счета в графу 6 «Исполнено через банковские счета». Кроме того, в графе 6 отражается сумма курсовой разницы от операций по зачислению средств и переоценке остатков на валютном счете по соответствующему коду источников финансирования дефицитов бюджетов; по строкам 710, 720 рублевый эквивалент денежных средств, поступивших на валютный счет и выбывших с валютного счета.