Закон № 44­-ФЗ. Новшества 2019 года

В начале 2019 года Закон № 44-ФЗ не претерпевает фундаментальных изменений. Однако с новым годом вступили в силу несколько новелл, которые важно учитывать для грамотной организации работы госзаказчика.

Д. А. КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента нормативно­правового регулирования, кандидат юридических наук

Тотальная электронизация

По общему правилу с 1 января 2019 года все государственные закупки проводятся в электронной форме. То есть поставщики (подрядчики, исполнители) определяются путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Перечень случаев, в которых допускается проведение неэлектронной закупки, теперь императивно ограничен положениями пункта 44 статьи 112 Закона № 44‑ФЗ:

  • обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75 и ст. 111.1 Закона № 44‑ФЗ);
  • оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76 Закона № 44‑ФЗ);
  • оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 80 и 82 Закона № 44‑ФЗ);
  • проведение закрытых закупок (ст. 84 Закона № 44‑ФЗ);
  • проведение закупок в соответствии со специальным решением Правительства России (ст. 111 Закона № 44‑ФЗ).

К этому перечню исключений отнесены и закупки у единственного поставщика. Именно они для большинства заказчиков остаются единственным вариантом проведения госзакупки не в электронной форме. Однако и в этом случае не все просто.

Распоряжением Правительства России от 28 апреля 2018 г. № 824‑р «О создании единого агрегатора торговли» при проведении части закупок у единственного поставщика федеральным госзаказчикам предписано использовать единый агрегатор торговли «Березка»:

с 1 ноября 2018 года — закупки канцелярских товаров в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ;

с 1 марта 2019 года — закупки в соответствии с подпунктами 4, 5 и 28 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. В их числе — все закупки на сумму до 100 тыс. рублей, закупки учреждений культуры на сумму до 400 тыс. рублей и закупки лекарственных препаратов, предназначенных для выписки пациентам при наличии медицинских показаний.

По правилам Закона № 44‑ФЗ для проведения конкурентной электронной закупки госзаказчик может использовать лишь одну из площадок, принадлежащих на праве собственности или ином законном праве одному из восьми операторов, включенных в перечень распоряжения Правительства России от 12 июля 2018 г. № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44‑ФЗ, от 18.07.2011 № 223‑ФЗ».

Со своей стороны поставщики, желающие стать участниками электронной госзакупки, в ближайшее время должны будут пройти перерегистрацию в Едином реестре участников закупок в Единой информационной системе. Правила такой регистрации утверждены постановлением Правительства России от 30 декабря 2018 г. № 1752. Поставщикам ее нужно пройти даже в том случае, если они уже аккредитованы на нужной им госплощадке, и аккредитация эта не истекает в 2019 году. В ином случае поставщики с 1 января 2020 года не смогут участвовать ни в одной электронной госзакупке. Зато такая регистрация означает для поставщика автоматическую аккредитацию одновременно на всех госплощадках.

Кроме того, электронная закупка означает для госзаказчика обязанность заключать контракт именно в электронной форме. При этом сам алгоритм проведения каждого способа выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) не претерпел фундаментальных изменений, разве что детали взаимодействия госзаказчика и поставщика стали больше походить на уже привычный всем электронный аукцион. Это сохранение ключевых элементов привычных процедур совместно с опытом электронного аукциона должно облегчить госзаказчикам процесс перехода к электронным закупкам.

Новый НДС в старом госконтракте

Поправками в Закон № 44‑ФЗ предусмотрена возможность изменить уже подписанный госконтракт в связи с увеличением НДС в 2019 году. Цену можно скорректировать в пределах увеличения НДС по контрактам, заключенным еще в 2018 году, но предусматривающим поставку и, соответственно, расчеты в 2019 году. Условиями такого увеличения цены госконтракта является согласие госзаказчика и доведение до него соответствующих бюджетных лимитов. Эта возможность сохранится до 1 октября 2019 года. Разумеется, с 1 января 2019 года при публикации проектов контрактов необходимо указывать НДС в новом размере.

Новеллой пункта 12 статьи 1 Закона от 27 декабря 2018 г. № 502‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которой и предусмотрена описанная выше возможность, не урегулирован вопрос о действиях заказчика в переходный период в том случае, если он объявил закупку еще в 2018 году и указал в проекте контракта старую ставку НДС, а заключение договора и итоги закупки подводятся уже в 2019 году.

Однако даже несмотря на это, новшество является важным и необходимым дополнением к крайне ограниченному перечню оснований для корректировки госконтракта.

Сложности с банковской гарантией

С 1 июля 2019 года участники госзакупок снова смогут предоставлять для обеспечения своих заявок банковские гарантии. Информацию о номере реестровой записи банковской гарантии нужно будет указать на электронной торговой площадке одновременно с подачей заявки на участие в закупке.

Получить банковскую гарантию можно будет только в банке, который соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства России от 12 апреля 2018 г. № 440 (далее — Постановление № 440). Перечень таких банков публикуется на сайте Минфина России. При этом обеспечение заявки путем резервирования денежных средств участник госзакупки может предоставлять лишь с использованием спецсчетов в банках, включенных в перечень распоряжения Правительства России от 13 июля 2018 г. № 1451-р.

Если же победитель закупки решил обеспечение контракта предоставить в виде банковской гарантии, то ему стоит помнить о том, что с 1 июля 2019 года именно на него пунктом 30 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ возлагаются все риски, связанные с отзывом у банка лицензии. Проще говоря, если банк, выдавший банковскую гарантию, соответствует всем требованиям Постановления № 440, но у него все равно отозвали лицензию, то именно поставщик будет обязан приобрести новую банковскую гарантию, а про старую просто забыть. На предоставление новой банковской гарантии поставщику дается один месяц со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

Об обязанности самого заказчика направлять такое уведомление в новеллах не указано. С 1 июля 2019 года госзаказчик при объявлении закупки должен включать в проект контракта обязанность поставщика предоставлять новое обеспечение контракта в порядке, указанном выше.

Поддержка малого бизнеса

Для госзаказчика облегчены правила отчетности о поддержке субъектов малого бизнеса (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). С 2019 года в объеме закупок у СМП и СОНКО можно будет учитывать суммы контрактов, которые заключены с единственными поставщиками по результатам несостоявшейся конкурентной закупки в случае, если в качестве условия допуска к ней заказчик установил наличие у поставщика статуса СМП или СОНКО.

Эту новеллу можно назвать не только удобной, но и логичной, если по итогам даже не состоявшейся закупки господряд достался одному из поддерживаемых субъектов.

Немного про экспертизу

Если госконтракт заключен с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся электронной процедуры, то с 2019 года экспертиза для приемки его результатов не обязательна.

Однако в случаях, когда все же необходимо провести экспертизу, госзаказчику следует помнить о том, что в КоАП России и в Уголовном кодексе появилось по новой статье, связанной как раз с экспертизой в контрактной системе.

59_1.png

За заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новой статьей 7.32.6 КоАП предусмотрено наказание для должностных лиц в виде штрафа от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года, а для юридических лиц — штраф от 100 000 до 150 000 рублей.

Однако в случае если такое заведомо ложное заключение повлекло причинение крупного ущерба, то согласно пункту 1 новой статьи 200.6 Уголовного кодекса наказание предусматривает штраф в размере до 300 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если такая экспертиза повлекла по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо смерть двух и более лиц, то она квалифицируется в соответствии с пунктом 2 или пунктом 3 статьи 200.6 Уголовного кодекса соответственно и предусматривает повышенный размер штрафов и более длительные сроки принудительных работ и лишения свободы.

О новеллах

В целом новшества законодательства о контрактной системе по большей части можно назвать здравыми, и даже в некоторой мере решающими отдельные локальные задачи отрасли. Однако об искоренении фундаментальных проблем говорить пока не приходится. Олигополизация рынка банковского обслуживания участия в закупках и рынка электронных площадок в совокупности с обязательной электронной формой логично влечет для поставщика увеличение реальных расходов, сопряженных с участием в закупке. Как справедливо заметил на Гайдаровском форуме в середине января 2019 года аудитор Счетной палаты России М. С. Рохмистров, доля издержек сегодня составляет не менее 10 процентов от общего объема госзакупок, а по некоторым оценкам, доходит до 30 процентов.

Действующие электронные процедуры и даже финансовая модель «Березки» служат не столько разрешению, сколько сохранению этой ситуации. Обобщенная правоприменительной практикой защита интересов госзаказчика независимо от степени его добросовестности служит еще одним фактором сужения круга участников госзакупок, рассчитывающих на победу. В этих условиях акцент на цене как на ключевом критерии выбора победителя госзакупки служит не столько снижению стоимости госконтракта, сколько повышению риска поставки некачественной продукции.

Контрактная система содержит потенциал для развития и даже для формирования системы закупок на качественно новом уровне, отвечающем современным экономическим и технологическим требованиям. Однако акцент на процедурных моментах как при проведении закупки, так и при оценке ее эффективности пока не позволяет говорить о возможности реализации этого потенциала.


Реклама