Нюансы уплаты земельного налога
Как известно, база по земельному налогу в отношении земельного участка определяется как его кадастровая стоимость, сведения о которой берутся из Единого государственного реестра недвижимости. Однако на практике встречаются ситуации, когда в указанном реестре отсутствуют данные о земельном участке и его кадастровой стоимости. Что делать налогоплательщику в такой ситуации? Не подавать налоговую декларацию или подавать нулевую декларацию по земельному налогу?
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса
Отметим, что правоотношения, связанные с регистрацией недвижимого имущества, регулируются положениями Закона от 13 июля 2015 г. № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218‑ФЗ). Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 названного закона Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости, реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее — реестр прав на недвижимость).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 8 Закона № 218‑ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
В кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Также в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться нормами Закона от 29 июля 1998 г. № 135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135‑ФЗ). Согласно статье 3 Закона № 135‑ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона № 135‑ФЗ.
В силу статьи 24.15 Закона № 135‑ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Закона № 135‑ФЗ.
Статьей 24.19 Закона № 135‑ФЗ регламентировано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, производит определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Вопросы налогообложения
Итак, в соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 данной статьи.
На основании пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса.
Также отметим положения пункта 8 статьи 391 Налогового кодекса, согласно которым до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов России, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Данные субъекты были сравнительно недавно присоединены к территории России, поэтому с большой вероятностью в них имеются земельные участки, сведения о которых до сих пор не внесены в ЕГРН.
В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как же налогоплательщикам земельного налога — организациям определять налоговую базу по данному налогу и уплачивать его, если в реестре отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка?
Отметим, что в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. При этом пунктом 1 статьи 398 Налогового кодекса установлена обязанность плательщиков земельного налога по истечении налогового периода представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка декларацию по налогу. Форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 10 мая 2017 г. № ММВ-7-21/347@.
Обратимся к разъяснениям официальных органов.
Так, в письме ФНС России от 27 декабря 2018 г. № БС-4-21/25802@ сообщается, что в отношении земельного участка, сведения о кадастровой стоимости которого отсутствуют в ЕГРН, налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию по земельному налогу (с указанием в декларации налоговой базы, равной нулю) до момента установления кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 статьи 391 Налогового кодекса.
Аналогичный вывод также был сделан в письме ФНС России от 17 октября 2018 г. № БС-4-21/20285.
Анализ судебной практики
Судебная практика по вопросам исчисления и уплаты земельного налога при отсутствии сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка довольно противоречива. Суды даже в рамках одного дела приходят к противоположным выводам. Рассмотрим пример.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции ФНС по административному округу об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11 марта 2010 г. по делу № А46-303/2010 (далее — решение по делу № А46-303/2010) требования налогоплательщика удовлетворены, оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа признан недействительным. Суд первой инстанции требования налогоплательщика удовлетворил исходя из того, что при исчислении земельного налога инспекцией была применена кадастровая стоимость, при определении которой использованы сведения в соответствии с нормативным актом, утратившим законную силу.
Инспекция с решением суда первой инстанции не согласилась и обжаловала его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционным судом установлено, что на основании решения Арбитражного суда Омской области от 18 мая 2009 г. по делу № А46-3834/2009 (далее — решение по делу № А46-3834/2009) из Государственного кадастра недвижимости исключены сведения о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка, в связи с чем в Государственном кадастре недвижимости отсутствовала кадастровая стоимость, а следовательно, отсутствовала база по земельному налогу, без которой исчисление суммы налога невозможно.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. По его мнению, исключение из Государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не означает отсутствие самой кадастровой стоимости, поскольку таковая утверждается нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта России.
В дополнениях к апелляционной жалобе инспекция отмечает, что вывод суда первой инстанции об утрате силы Указа губернатора Омской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области» (далее — Указ) не означает исключения из государственного земельного кадастра той кадастровой стоимости, которая была внесена в него ранее, и, как следствие, не влечет за собой невозможности для налогоплательщика самостоятельно исчислить сумму земельного налога и уплатить ее в бюджет. Сумма подлежащего уплате налога определяется, в том числе, на основании нормативно утвержденной кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, на основании решения по делу № А46-3834/2009 из Государственного кадастра недвижимости были исключены сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка общества. При этом данные сведения были введены в Государственный земельный кадастр (кадастр недвижимости) на основании постановления правительства Омской области. Именно исходя из факта исключения данных о кадастровой стоимости из Государственного кадастра недвижимости налогоплательщик подал уточненную декларацию с суммой налога к уплате в бюджет за 2008 год в размере 0 рублей.
Однако отсутствие в соответствующем реестре сведений о кадастровой стоимости, утвержденной постановлением правительства Омской области, для целей исчисления земельного налога за 2008 год не свидетельствует о том, что кадастровая стоимость земельного участка общества не была определена.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в налоговый период 2008 года для целей исчисления земельного налога подлежала использованию кадастровая стоимость (а следовательно, и определение размера земельного налога), установленная Указом. Таким образом, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2010 г. по делу № А46-303/2010 было отказано в удовлетворении требований налогоплательщика — общества.
Также следует обратить внимание на постановление ФАС Московского округа от 28 ноября 2012 г. по делу № А41-43247/11.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога налогоплательщик неверно применил заниженную налоговую ставку 0,1 %, тогда как должна была применяться ставка 0,3 %. При этом сумма налога была верно исчислена от кадастровой стоимости, указанной налогоплательщиком в декларации, а отсутствие перерасчета последней в связи с изменением разрешенного вида использования связано с бездействием налогоплательщика.
Суд пришел к выводу, что отсутствие законно установленной кадастровой стоимости в данном случае означает отсутствие одного из элементов налогообложения — налоговой базы, что исключает начисление налога, пени, штрафа.
Получается, что судебная практика по вопросу исчисления земельного налога, в отношении которого сведения о кадастровой стоимости в ЕГРН отсутствуют, противоречива. Однако данные разногласия во многом снимают разъяснения Минфина России, которые он дал за последние два года в вышеприведенных письмах.