Применение чек-­листов для проведения внутреннего финансового контроля

В статье представлен опыт организации внедрения чек­листов для внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении здравоохранения.

Е. А. ВАЖОРОВА, главный бухгалтер ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары)

А. Н. ДЕВЕРИНСКИЙ, начальник планово­-экономического отдела ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары)

Основные понятия

В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний финансовый контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Внутренний финансовый контроль в учреждении проводится регулярно. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля закреплен отдельным приказом главного врача учреждения.

Финансовый контроль — это ряд специальных мероприятий, направленных на обеспечение законности и правомерности действий экономических субъектов в финансово-экономических взаимоотношениях.

Учитывая специфику учреждения (отсутствие филиалов, небольшое количество видов финансового обеспечения), функции по осуществлению внутреннего финансового контроля в учреждении возложено на главного бухгалтера и сотрудников бухгалтерии и планово-экономического отдела (далее — ПЭО). На наш взгляд, это наиболее экономичный и гибкий способ организации контроля в условиях нашего учреждения.

Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на соблюдение дисциплины финансово-экономической деятельности учреждения;
  • обеспечение эффективной деятельности учреждения;
  • выявление, предотвращение, исправление искажений в учете, полноту отражения в учете всех хозяйственных операций, достоверность бухгалтерской отчетности.

В учреждении выделены три вида контроля:

  • предварительный — контроль правильности и обоснованности финансовых операций (п. 23 СГС «Концептуальные основы»);
  • текущий — контроль правильности составления бухгалтерских проводок, наличия авансового отчета, инвентарных карточек и др.;
  • последующий — изучение бухгалтерских документов, учета и отчетности.

Предварительный контроль осуществляется сотрудниками бухгалтерии и ПЭО в несколько этапов.

Первый этап. Лицо, ответственное за приемку поставленного товара, выполнение работы или оказание услуги, осуществляет предварительный контроль на предмет соответствия наименования товаров работ и услуг, сроков их поставки условиям договора.

Фактом проведения предварительного контроля является подписанный первичный документ о приемке товара, работ и услуг.

Второй этап. После получения от ответственного лица первичного документа о приемке товара, работ и услуг начальником ПЭО осуществляется предварительный контроль на предмет соответствия суммы, кода вида расходов (КВР), источника финансового обеспечения в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД).

Фактом проведения предварительного контроля является подпись начальника ПЭО на первичном документе о приемке товара, работ и услуг.

Третий этап. После проведения предварительного контроля начальником ПЭО первичные документы передаются в бухгалтерию. Бухгалтером осуществляется предварительный контроль соответствия наименования товаров работ и услуг, цены и стоимости, сроков их поставки условиям договора, кода вида расходов (КВР), источника финансового обеспечения.

Для организации текущего и последующего внутреннего финансового контроля в 2018 году нами разработаны и внедрены в имеющуюся систему внутреннего финансового контроля учреждения чек-листы.

Что такое чек­-лист

Даже профессионалам высочайшего уровня необходимо постоянно учиться, чтобы не потерять свою квалификацию. Но является ли высокий уровень профессионализма гарантией отсутствия нелепых ошибок, ведущих к фатальным последствиям?

50_1.png

Чтобы работа была выполнена правильно и никому не навредила, нужно быть уверенным в том, что вся цепочка необходимых действий, ведущих к требуемому результату, выполнена без ошибок.

Отсюда вытекает закономерный вывод о том, что необходим новый подход в организации внутреннего финансового контроля, который бы учитывал и профессиональный опыт людей, и в то же время роль человеческого фактора.

Чек-лист — перечень контрольных вопросов (заданий, критериев), с помощью которых становится понятной последовательность действий для выполнения какой-либо задачи.

Чек-листы представляют собой перечень контрольных вопросов, применяемых в ходе осуществления внутреннего финансового контроля учреждения. Контрольный перечень вопросов сформирован из требований нормативных документов по ведению бухгалтерского учета в организациях государственного сектора. Особое внимание уделяется требованиям, несоблюдение которых может привести к искажению бухгалтерской отчетности.

На данный момент в учреждении внедрены и используются следующие чек-листы:

№ 1 «Учет денежных средств на лицевых счетах»;

№ 2 «Денежные средства в кассе учреждения»;

№ 3 «Учет заработной платы»;

№ 4 «Проверка своевременности проведения расчетов по государственным контрактам и иным гражданско-правовым договорам»;

№ 5 «Учет затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг»;

№ 6 «Права пользования нефинансовыми активами»;

№ 7 «Расчеты с подотчетными лицами».

Можно привести пример использования одного из вышеуказанных чек-листов.

Чек-лист содержит следующие реквизиты:

  • вид контроля (текущий, последующий);
  • место проведения проверки и (или) наименование первичного документа;
  • период проверки;
  • должности, фамилии и инициалы должностных лиц, проводящих внутренний финансовый контроль и заполняющих чек-лист;
  • вопросы, отражающие содержание обязательных требований.

Рассмотрим чек-лист № 4 «Проверка своевременности проведения расчетов по государственным контрактам и иным гражданско-правовым договорам», содержащий восемь вопросов:

1. Соответствие фактов хозяйственной жизни, отраженных в первичных документах, условиям договоров.

2. Правильность отнесения материальных объектов к основным средствам.

3. Правильность заполнения инвентарных карточек на вновь поступившие нефинансовые объекты (выборочно).

4. Наличие описи инвентарных карточек.

5. Правильность начисления амортизации по вновь принятым объектам к бухгалтерскому учету.

6. Наличие Оборотной ведомости по нефинансовым активам по учету начисленной амортизации объектов нефинансовых активов.

7. Наличие первичных документов, приложенных к Журналу операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, Журналу операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

8. Наличие Актов сверки взаимных расчетов с контрагентом.

Ответы на вопросы свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении специалистом учреждения обязательных требований по ведению бухгалтерского учета, что в конечном итоге отражается на деятельности учреждения в целом.

Можно привести пример, который поможет понять, для чего нужны чек-листы (см. таблицу 1).

Таблица 1

50_2.png

Несмотря на кажущуюся простоту заполнения чек-листа, опыт применения показал, что его внедрение дает ощутимый эффект.

Внедрение чек-листов позволяет:

  • быстро и оперативно выявлять ошибки, вызванные влиянием человеческого фактора: невнимательностью, забывчивостью, недосмотром, несогласованностью действий;
  • оперативно корректировать выявленные ошибки;
  • экономить рабочее время сотрудника учреждения;
  • выявлять слабые места в различных направлениях финансовой деятельности.

В конечном итоге чек-лист является инструментом повышения и оценки продуктивности.

Кроме того, каждый специалист финансовой службы может пройти самостоятельную проверку на соблюдение требований бухгалтерского учета, что позволяет предотвратить нарушения и, соответственно, избежать штрафных санкций.



Реклама