Нецелевое использование: вопросы квалификации и применения мер принуждения
В соответствии с концепцией административной реформы Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет правоприменительную практику, в том числе в части применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.
С.И. Зубакин,
начальник Управления финансового контроля и надзора в отраслях экономики, государственных органах и внебюджетных фондах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Выявление фактов нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, привлечение нарушителей к ответственности имеют наиболее существенное значение. Этот вид нарушения бюджетного законодательства выделен особо не только в Бюджетном кодексе, но и в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.
Бюджетный кодекс (ст. 289) предусматривает наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также, при наличии состава преступления, уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом.
В соответствии со статьями 285.1, 285.2 Уголовного кодекса РФ расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом получателя на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере (более 1 500 000 рублей), наказывается:
- штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- или арестом на срок от четырех до шести месяцев;
- или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
- либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В распоряжении сотрудников Росфиннадзора имеется довольно существенный набор инструментов воздействия на нарушителей бюджетного законодательства, допустивших нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Однако применение всех этих мер требует предельной внимательности и осторожности в связи с тем, что действующее законодательство слишком лаконично определяет понятие нецелевого использования средств.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Примерно такие же формулировки приведены в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе.
И это все, что прописано о сущности этого вида нарушения в законодательстве.
На практике же встречаются различные вариации расходования средств, которые могут попадать или не попадать под имеющееся определение понятия нецелевого использования. Инспекторам Росфиннадзора при проведении контрольных мероприятий зачастую очень сложно правильно квалифицировать нарушение и на основе более или менее четких критериев обоснованно зафиксировать в акте проверки или ревизии случаи нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Изучая эту проблему, Росфиннадзор на протяжении четырех лет накапливает и анализирует существующую практику квалификации финансовых нарушений, применяемую в центральном аппарате и в территориальных управлениях, сопоставляет свои наработки с разъяснениями Минфина России.
В результате выработаны определенные общие критерии, принципы отнесения тех или иных случаев к нецелевому использованию средств, сделана подборка типовых случаев, примеров нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Статьей 38 Бюджетного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Нецелевое использование, о котором говорится в статье 289 Бюджетного кодекса, является следствием нарушения принципов целевого характера бюджетных средств и (или) принципа адресности.
Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 24 ноября 2006 г. № 09-06-182.
Нарушения целевого характера бюджетных средств
В свою очередь практика показала, что нарушения принципов целевого характера бюджетных средств являются следствием двух типов нарушений бюджетного законодательства.
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов (в том числе несанкционированное перемещение средств федерального бюджета по статьям экономической классификации).
Как правило, нарушения условий получения бюджетных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, допускается главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, финансовыми и другими уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то есть на этапах распределения и доведения бюджетных средств до их получателей.
Нарушения условий получения бюджетных средств, определенных сметой доходов и расходов, допускаются иными получателями бюджетных средств:
- при несанкционированном перемещении средств по статьям бюджетной классификации, когда средства, выделенные на цели, установленные одной конкретной позицией бюджетной классификации (вид расходов, статья и подстатья), направляются и используются на цели, предусмотренные другой позицией бюджетной классификации;
- при направлении и расходовании бюджетных средств по установленной в смете позиции бюджетной классификации, но с превышением предусмотренного объема средств;
- при направлении и расходовании бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой доходов и расходов, в том числе при оплате из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов расходов, подлежащих финансированию за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При этом, как правило, нецелевое использование допускается в случаях, когда бюджетные средства направляются и используются без сметы доходов и расходов или при их отражении в смете, но при нарушении дополнительных условий, определенных указанными документами.
Такие случаи нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов наиболее часто встречаются при использовании субсидий и субвенций в субъектах РФ и муниципальных образованиях и, в частности, при использовании средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов.
Нарушения принципа адресности
Случаи нецелевого использования бюджетных средств, допущенные вследствие нарушения принципа адресности, можно также разделить на два основных типа.
- Направление и расходование бюджетных средств на объекты, финансирование которых не предусмотрено условиями получения этих средств, определенными нормативно-правовыми документами, соглашениями, договорами, контрактами и иными документами, принятыми или заключенными в соответствии с нормативно-правовыми документами.
- Направление бюджетных средств ненадлежащим получателям, то есть юридическим или физическим лицам, которые не предусмотрены как получатели в нормативно-правовых документах, соглашениях, контрактах, договорах и иных документах, принятых или заключенных в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Ниже приведены различные примеры встречающихся на практике случаев нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов с разбивкой по различным видам и типам, выявляемым Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Данные примеры извлечены из сводных материалов контрольных и надзорных мероприятий, осуществленных в 2005 и 2006 годах. Полагаю, что рассмотрение этих примеров будет полезным как для специалистов, работающих в системе государственного финансового контроля, так и для финансистов и бухгалтеров, осуществляющих операции по расходованию средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Примеры нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов (в том числе несанкционированное перемещение средств федерального бюджета по статьям экономической классификации):
- расходы по приобретению пользовательских прав на программное обеспечение отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств», тогда как следовало отнести их на подстатью 226 «Прочие услуги»;
- бюджетные средства, полученные наличными в кассу и выданные подотчетным лицам по подстатье 226 «Прочие услуги», использованы подотчетными лицами на оплату расходов, предусмотренных подстатьями 212 «Прочие выплаты», 222 «Транспортные услуги»;
- государственным образовательным учреждением за счет средств по коду экономической классификации расходов федерального бюджета (далее — ЭКР) 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» оплачены расходы на питание курсантов в сумме 3412,1 тыс. рублей. Данные расходы следовало производить по подстатье 226 «Прочие услуги»;
- учреждением по подстатье 222 «Транспортные расходы» оплачены ГСМ на общую сумму 54,2 тыс. рублей, тогда как указанный вид расходов предусмотрен статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
- учреждением оплачены услуги по техническому обслуживанию вычислительной техники в сумме 149,7 тыс. рублей с отнесением затрат на подстатью 226 «Прочие услуги». Указанные расходы следовало отнести на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества»;
- средства федерального бюджета в сумме 754,2 тыс. рублей, выделенные по подстатье 226 «Прочие услуги», использованы на выплату заработной платы (599,8 тыс. рублей) с начислениями на оплату труда (154,4 тыс. рублей) (подстатья 211 «Заработная плата», подстатья 213 «Начисления на оплату труда»);
- средства федерального бюджета, выделенные по подстатье 211 «Заработная плата», израсходованы на уплату НДФЛ — 28,4 тыс. рублей, выплату единовременного пособия по рождению ребенка — 9,0 тыс. рублей и пособия по временной нетрудоспособности — 17,5 тыс. рублей, предусмотренные подстатьей 213 «Начисления на оплату труда». Оплата работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, выполненных подрядным способом, произведена за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 8,7 тыс. рублей, статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» — 115,8 тыс. рублей, подстатьи 226 «Прочие услуги» — 77,2 тыс. рублей. Указанный вид расходов предусмотрен подстатьей 225 «Услуги по содержанию имущества»;
- в ФГОУ средства федерального бюджета в сумме 45,5 тыс. рублей, полученные на оплату труда работников находящейся в его ведении стоматологической поликлиники (подраздел 0901 «Здравоохранение»), и в сумме 62,0 тыс. рублей, полученные на оплату труда работников научных подразделений (подраздел 0903 «Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта»), израсходованы на выплату премий работникам аппарата управления университета и профессорско-преподавательскому составу (подраздел 0706 «Высшее профессиональное образование»);
- в НИИ травматологии и ортопедии за счет средств федерального бюджета, выделенных по подразделу 0901 «Здравоохранение» в сумме 1395,0 тыс. рублей, произведены выплаты надбавок за напряженность труда работникам, финансируемым по подразделу 0903 «Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта»;
- региональным отделением Фонда социального страхования и 11 его филиалами допущено нецелевое использование средств на общую сумму 511,4 тыс. рублей. Расходы по оплате договоров на подписку периодической литературы (газеты, журналы), приобретение и изготовление печатей, штампов, бланков удостоверений в сумме 262,6 тыс. рублей отнесены на предметную статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» вместо подстатьи 226 «Прочие услуги». Расходы по пересылке почтовых отправлений в сумме 248,0 тыс. рублей произведены по статье: 290 «Прочие расходы» (80,1 тыс. рублей) и подстатье 226 «Прочие услуги» (167,9 тыс. рублей) вместо подстатьи 221 «Услуги связи». Расходы по оплате электроэнергии на сумму 0,8 тыс. рублей произведены по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» вместо подстатьи 223 «Коммунальные услуги»;
- региональным отделением Фонда социального страхования за счет средств, выделенных по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», приобретены основные средства на сумму 448,1 тыс. рублей;
- региональным отделением Фонда социального страхования допущено несанкционированное перераспределение средств, выделенных на социальное страхование (3053,6 тыс. рублей) и содержание аппарата (1550,8 тыс. рублей), на оплату расходов, связанных с денежным содержанием аппарата регионального отделения, сверх ассигнований, утвержденных внутриведомственной росписью расходов;
- региональным отделением Фонда социального страхования по договору купли-продажи приобретена часть административного здания площадью 551,3 кв. м и стоимостью 9800,0 тыс. рублей. Расходы на эти цели не были предусмотрены внутрибюджетной росписью регионального отделения;
- региональным отделением Фонда социального страхования оплачены услуги по договорам добровольного медицинского страхования за счет средств государственного внебюджетного фонда на сумму 857,8 тыс. рублей и средств федерального бюджета на сумму 69,4 тыс. рублей;
- региональным отделением Фонда социального страхования в 2005 году по подстатье 226 «Прочие услуги» оплачены расходы в сумме 1334,7 тыс. рублей по договорам на платное медицинское обслуживание и лечение, в том числе стоматологические услуги, лечение и размещение в палате индивидуальной медицинской помощи, иглорефлексотерапии и другие;
- ФГУ с 1999 по 2006 год из средств федерального бюджета направило 27 000,0 рублей на оплату коммунальных услуг, потребленных арендатором — коммерческой организацией;
- федеральное государственное образовательное учреждение оплатило из средств федерального бюджета коммунальные платежи в сумме 6861 тыс. рублей за лиц, проживающих в жилых зданиях и общежитии;
- ФГОУ за счет средств федерального бюджета произведены расходы в сумме 290,8 тыс. рублей по выплате надбавок к заработной плате. В соответствии с Положением об оплате труда работников ФГОУ выплаты надбавок следовало производить за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности;
- учреждением за счет средств федерального бюджета оплачены расходы по коммунальным услугам на содержание и капитальный ремонт ведомственного жилого фонда в сумме 937,9 тыс. рублей, подлежащие оплате за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- в 2004 году в нескольких санаториях (ФГУ) средства федерального бюджета в сумме 8710,3 тыс. рублей были использованы на оплату расходов по коммерческим путевкам (питание, медикаменты, коммунальные услуги), подлежащих оплате за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
- Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами министерств, носящих нормативно-правовой характер, соглашениями, контрактами, договорами и иными документами, принятыми или заключенными в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- в двух субъектах РФ субвенции, поступившие на проведение мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2004/2005 года, направлены муниципальным образованиям на реализацию льгот, установленных федеральными законами «О ветеранах», «О социальном развитии села» (60547,6 тыс. рублей и 32182,0 тыс. рублей соответственно);
- в двух субъектах РФ средства, выделенные на проведение мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2004/2005 года, израсходованы на ремонт объектов социальной сферы, административных зданий и автомобильных дорог;
- в субъекте РФ за счет средств субвенции, выделенной из федерального бюджета на проведение мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2004/2005 года, приобретен жилой сорокадвухквартирный дом на сумму 20 919,0 тыс. рублей;
- часть средств, полученных из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в виде субсидии, в сумме 1920,3 тыс. рублей израсходованы на выплату единовременной премии работникам органов государственной власти;
- в нарушение пункта 8 Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 714, государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, использовали на свое содержание средства федерального бюджета, предоставленные на капитальные вложения, в сумме 1537,4 тыс. рублей;
- администрацией района из средств федерального бюджета, выделенных на проведение аварийно-восстановительных работ, 1415,6 тыс. рублей израсходованы на финансирование текущих расходов местного бюджета, приобретение и демонтаж отопительных котлов и другие;
- муниципальным образованием средства в сумме 776,5 тыс. рублей, полученные на проведение мероприятий по берегоукреплению на реке, израсходованы на уплату земельного налога;
- в субъекте РФ за счет средств, выделенных для оплаты аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, пострадавших от стихийных бедствий, использованы на оплату экономико-правовых консультационных услуг 781,2 тыс. рублей;
- в субъекте РФ средства (840 тыс. рублей), предназначенные для граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, направлены на оплату жилищного сертификата, выданного гражданину, жилье которого сгорело в результате короткого замыкания электропроводки;
- в радиотелевизионных передающих центрах средства федерального бюджета в нарушение Правил предоставления в 2005 году за счет средств федерального бюджета субсидий организациям в сфере электронных средств массовой информации, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 апреля 2005 г. № 142, израсходованы на оплату работ по текущему ремонту гаражей (419,0 тыс. рублей), аренды помещений, которые не использовались для трансляции общероссийских телеканалов (113,5 тыс. рублей), расходов радиотелевизионной станции, не осуществляющей распространение и трансляцию общероссийских телеканалов на населенные пункты региона (910,3 тыс. рублей);
- средства федерального бюджета в сумме 751,7 тыс. рублей, выделенные бюджету субъекта РФ по виду расходов 337 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», направлены на возмещение льгот инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг, которое предусмотрено по виду расходов 385 «Субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»;
- в ЗАТО дотации в сумме 50627,1 тыс. рублей, выделенные дополнительно из федерального бюджета на возмещение убытков, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, направлены согласно решениям Совета депутатов ЗАТО на строительство котельной;
- агентством промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации субъекта РФ за счет средств, предусмотренных на обеспечение равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, приобретены два автобуса марки КАВЗ-397653 общей стоимостью 1262,0 тыс. рублей для школ;
- средства федерального бюджета в сумме 531,0 тыс. рублей, поступившие от администрации области на приобретение подвижного состава в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории области, на основании распоряжения главы администрации муниципального образования направлены на приобретение автобуса для МОУ для перевозки школьников;
- управлением социальной защиты населения и жилищной политики администрации субъекта РФ средства, поступившие на обеспечение равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, направлены на ремонт и модернизацию двух грузопассажирских теплоходов и двух вертолетов на общую сумму 796,4 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета, предназначенные для предприятий, перевозивших граждан льготных категорий, перечисленные Министерством труда и социального развития субъекта РФ в коммерческую организацию, использованы на реконструкцию автовокзала в сумме 664,6 тыс. рублей;
- в субъекте РФ средства федерального бюджета, предназначенные для покрытия убытков автотранспортных предприятий, использованы коммерческой организацией, не занимающейся пассажирскими перевозками, на покрытие расходов в сумме 627,7 тыс. рублей по смете на содержание работников, выполняющих услуги по обеспечению функционирования автотранспортного комплекса области;
- ЗАТО МУП ЖЭО израсходовало из средств субвенции, выделенной из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, 368,2 тыс. рублей на предоставление льгот гражданам (ветераны труда и граждане, приравненные к ним, реабилитированные лица) по оплате коммунальных услуг и содержанию помещений, финансирование которых в соответствии с законами области осуществляется за счет средств бюджета области и местных бюджетов.
- Использование государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения средств, полученных от региональных отделений Фонда социального страхования, на цели, не предусмотренные Правилами финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 852:
- муниципальным учреждением средства, полученные от регионального отделения Фонда на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, в сумме 292,8 тыс. рублей израсходованы на приобретение хозяйственных материалов, текущий ремонт кабинетов женской консультации и родильного дома;
- муниципальным учреждением здравоохранения за счет средств целевого назначения приобретены бытовая техника (телевизор, холодильник), оборудование для пожарной сигнализации, моющие средства, установлены оконные блоки, изготовлены стенды, таблички на сумму 519,6 тыс. рублей;
- муниципальными учреждениями здравоохранения приобретено медицинское оборудование, которое относится к основным средствам, на общую сумму 4682,3 тыс. рублей. Указанные расходы должны осуществляться за счет средств, выделяемых на капитальные вложения;
- государственным учреждением за счет полученных от регионального отделения фонда средств приобретен автомобиль марки ВАЗ-21140 стоимостью 221,8 тыс. рублей;
- муниципальным учреждением здравоохранения средства в сумме 916,0 тыс. рублей, полученные от регионального отделения фонда на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, использованы на восстановление расходов, ранее произведенных за счет средств обязательного медицинского страхования на приобретение материальных ценностей;
- муниципальным учреждением за счет средств, полученных в 2006 году от регионального отделения фонда на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, погашена кредиторская задолженность, образовавшаяся по заключенным в 2005 году договорам на поставку медицинского оборудования за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на общую сумму 2845,0 тыс. рублей;
- муниципальным учреждением здравоохранения израсходовано 48,3 тыс. рублей на капитальный ремонт крыши родильного дома и приобретение строительных материалов;
- в нарушение постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 852 полученные муниципальными учреждениями здравоохранения средства израсходованы на выплату заработной платы работникам административно-управленческого аппарата, планово-экономических, эксплуатационно-технических служб и других немедицинских категорий.
- Использование субвенций на цели, не предусмотренные Правилами предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 851 (далее — Правила):
- выплата отпускных и пособий по временной нетрудоспособности;
- муниципальным учреждением здравоохранения израсходованы 472,9 тыс. рублей на оплату медицинским работникам основных и учебных отпусков;
- тремя муниципальными учреждениями здравоохранения произведены выплаты части расходов, учитываемые при исчислении среднего заработка медицинским работникам, за время нахождения в командировке, очередном и учебном отпусках, обучения на курсах усовершенствования и специализации, за периоды временной нетрудоспособности, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника на общую сумму 704,1 тыс. рублей;
- отдельными муниципальными учреждениями здравоохранения в нарушение пункта 4 статьи 9 Закона от 22 декабря 2005 г. № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год», пункта 3 письма Минздравсоцразвития России от 6 апреля 2006 г. № 126-МЗ «О порядке осуществления выплат медицинским работникам первичного медико-санитарного звена» произведена неправомерная выплата надбавки стимулирующего характера работникам, находившимся в отпусках, и за период временной нетрудоспособности в сумме 45,2 тыс. рублей;
- в четырех муниципальных учреждениях здравоохранения Тульской области за счет средств, полученных от территориального фонда на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи участковыми врачами-терапевтами, произведены неправомерные денежные выплаты заведующим и врачам-ординаторам терапевтических отделений на сумму 109,1 тыс. рублей;
- государственным учреждением здравоохранения произведены выплаты категориям медицинских работников, не предусмотренным пунктом 1 Правил (заведующей детской поликлиникой и заведующей педиатрическим отделением), в общей сумме 106,0 тыс. рублей;
- муниципальным учреждением здравоохранения средства, полученные на проведение дополнительной диспансеризации, в нарушение пункта 8 Правил израсходованы на оплату труда немедицинских работников (бухгалтеры, экономисты, водители, инженеры и другие категории) в сумме 55,6 тыс. рублей;
- муниципальным учреждением здравоохранения в нарушение пункта 8 Правил произведена оплата труда медицинских работников — участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, которые не предусмотрены перечнем медицинских работников, участвовавших в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан, в сумме 38,2 тыс. рублей;
- муниципальным учреждением здравоохранения в нарушение Правил полученные субсидии на дополнительную диспансеризацию в сумме 275,3 тыс. рублей использованы на оплату труда медицинских работников за услуги по дополнительной диспансеризации, оказанные неработающим пенсионерам, оплата которых должна осуществляться за счет средств, выделенных учреждениям здравоохранения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 874;
- муниципальным учреждением в реестры счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации граждан, предъявленные территориальному фонду, неправомерно включены сотрудники администрации района города, не входящие в перечень учреждений, предусмотренных Правилами. В результате не по целевому назначению использованы субсидии в сумме 7,5 тыс. рублей;
- государственными учреждениями здравоохранения в нарушение Правил за счет полученных субсидий выплачены пособия по временной нетрудоспособности в сумме 29,6 тыс. рублей, отпускные на сумму 66,8 тыс. рублей, погашена кредиторская задолженность в сумме 8,3 тыс. рублей за медикаменты, оплата которых в соответствии с заключенными контрактами должна осуществляться за счет средств республиканского бюджета.
- Использование государственными и муниципальными образовательными учреждениями средств, выделенных из федерального бюджета на выплату педагогическим работникам образовательных учреждений вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, на оплату расходов, осуществляемых за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, и другие цели, не предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 854:
- в 18 муниципальных образовательных учреждениях в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ средства федерального бюджета в сумме 1110, 3 тыс. рублей, полученные на выплату педагогическим работникам образовательных учреждений вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, израсходованы на выплату текущей заработной платы и отпускных;
- муниципальным образовательным учреждением за счет средств федерального бюджета выплачена основная заработная плата работникам учреждения и оплачены пособия по временной нетрудоспособности на общую сумму 28,2 тыс. рублей;
- муниципальным учреждением в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России 21 декабря 2005 г. № 152н, и статьи 38 Бюджетного кодекса РФ средства федерального бюджета, выделенные на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, в сумме 87,1 тыс. рублей использованы на выплату преподавателям основной заработной платы, подлежащей выплате за счет средств местного бюджета;
- отделами образования муниципальных образований излишне перечислены четырем общеобразовательным школам на выплату педагогическим работникам вознаграждения за классное руководство средства в сумме 169,5 тыс. рублей, которые израсходованы учреждениями на оплату труда и начисления на оплату труда, финансируемые из областного бюджета.
- Направление и расходование бюджетных средств на объекты, финансирование которых не предусмотрено условиями получения этих средств, определенными нормативно-правовыми документами, соглашениями, договорами, контрактами и иными документами, принятыми и заключенными в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- муниципальным образованием средства резервного фонда в сумме 1442,3 тыс. рублей израсходованы на ремонт административного здания, финансирование которого не предусмотрено за счет средств, выделенных из резервного фонда;
- муниципальным образованием средства в сумме 2550,8 тыс. рублей, полученные на ремонтно-строительные работы берегоукрепляющей дамбы у села «З», израсходованы на строительство защитных дамб в других сельских населенных пунктах;
- управлением капитального строительства бюджета субъекта РФ 1516,0 тыс. рублей, выделенные на строительство музея по федеральной целевой программе «Культура России (2001–2005 годы)», и 633,0 тыс. рублей, выделенные на строительство объекта «Очистные сооружения» по подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы, использованы соответственно на сооружение фонтана и благоустройство территории и строительство жилого дома;
- в субъекте РФ бюджетные средства в сумме 1500,0 тыс. рублей, выделенные по программе «Социальное развитие села до 2010 года», направлены на финансирование работ по реконструкции республиканской стоматологической поликлиники;
- в нарушение распоряжения Президента РФ от 12 апреля 2005 г. № 146-рп «Об обеспечении социальной защиты ветеранов войн» средства резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме 761,8 тыс. рублей, выделенные Государственному учреждению здравоохранения на капитальный ремонт здания, направлены на реконструкцию водозаборного узла с заменой водонапорной башни профилактория госпиталя, находящегося на территории другого населенного пункта;
- комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района 3572,9 тыс. рублей, полученные на ремонт кровли жилых домов и объектов социальной сферы, пострадавших от стихийного бедствия, израсходованы на объекты, не связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий (ремонт теплотрассы, систем канализации, котельной);
- государственным учреждением здравоохранения 298,6 тыс. рублей, полученные на ремонт кровли и окон, израсходованы на объекты, не связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий (ремонт прачечной, здания больницы, приобретение хозяйственных товаров);
- средства федерального бюджета в сумме 133 тыс. рублей использованы ФГОУ на оплату коммунальных и эксплутационных расходов по общежитию государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации.
- Направление бюджетных средств ненадлежащим получателям, то есть юридическим или физическим лицам, которые не предусмотрены как получатели в нормативно-правовых документах, соглашениях, контрактах, договорах и иных документах, принятых или заключенных в соответствии с нормативно-правовыми документами, или осуществление расходов за ненадлежащих получателей:
- в пяти муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования педагогическим работникам, на которых возложены функции классных руководителей, замещавшим штатные должности классных воспитателей на 1,0; 0,75; 0,5 и 0,25 ставки, произведены дополнительные выплаты вознаграждения за классное руководство в общей сумме 769,5 тыс. рублей;
- в образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования муниципалитета, выплачено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам, занимающим должности классного воспитателя, в общей сумме 352,0 тыс. рублей;
- централизованной бухгалтерией Управления образования муниципалитета в вечерних средних общеобразовательных школах выплачено вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам, являющимся кураторами групп заочной формы обучения в вечерних школах, в сумме 59,1 тыс. рублей и 141,0 тыс. рублей соответственно;
- централизованной бухгалтерией муниципального образования выплачено вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам образовательных учреждений, не вошедших в перечень получателей субсидий (центры образования, школы слепых), в общей сумме 125,5 тыс. рублей;
- управлением образования администрации муниципального района выплачено вознаграждение в сумме 15,2 тыс. рублей за классное руководство педагогическим работникам негосударственного образовательного учреждения «Православная гимназия», не предусмотренного перечнем получателей субсидии на выплату вознаграждения за классное руководство;
- муниципальными образовательными учреждениями неправомерно выплачено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в общей сумме 24,1 тыс. рублей педагогическим работникам, осуществляющим обучение и воспитание детей в классах областных детских санаториев. Указанные школы не являются оздоровительными учреждениями санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и не включены в перечень типовых муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- средства федерального бюджета в сумме 10 965,9 тыс. рублей, выделенные на реализацию мероприятий подпрограммы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда» федеральной целевой программы «Жилище», использованы унитарным предприятием на строительство квартир для граждан, не являющихся участниками указанной подпрограммы;
- средства в сумме 3016,5 тыс. рублей, выделенные на капитальное строительство объекта «Дом-интернат для детей-инвалидов» на 292 места, направлены на восстановление теплотрассы, проложенной ранее и подлежащей ремонту за счет средств подрядчика;
- региональным отделением Фонда социального страхования средства в сумме 95,6 тыс. рублей, выделенные на содержание аппарата управления, израсходованы на оплату услуг, оказанных Федеральному государственному учреждению Центр восстановительной медицины и реабилитации;
- в ЗАТО «Лесной» в нарушение статьи 17 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на сумму 1740,0 тыс. рублей произведены расходы по предоставлению инвалидам льгот по оплате жилого помещения в приватизированных квартирах;
- в нарушение статей 644, 646 Гражданского кодекса и условий договора аренды транспортного средства произведена оплата расходов в сумме 1063,9 тыс. рублей по текущему ремонту автотранспорта, переданного в аренду.
В следующем номере журнала мы рассмотрим переплаты и иные расходы, вследствие которых нанесен ущерб государству, бюджетной организации.