Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету

Как отразить в учете средства на транспортной карте «Тройка»? Учреждение карту не приобретало, использовали принадлежащую сотруднику. Оплатили по договору услуги по перевозке пассажиров. В отчетных документах получили расходную накладную на весь срок действия карты и на всю сумму договора. Правильно ли будет сразу списать все на расходы?

Транспортная карта «Тройка» — проездной билет, предоставляющий право совершения поездок в общественном транспорте г. Москвы (метро, Московское центральное кольцо, монорельс, наземный транспорт, пригородные электропоезда) согласно установленным тарифам. Она пополняется по мере необходимости, объединяет в себе все транспортные проездные г. Москвы и исключает необходимость покупки разовых проездных билетов.

Проездная карта работает как техническое средство количества оказываемых услуг по принципу электронного кошелька с привязкой к ее идентификационному номеру.

Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок, формы билетов длительного пользования установлены постановлением Правительства России от 14 февраля 2009 г. № 112. Согласно пункту 1 статьи 784 Гражданского кодекса перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Транспортные расходы как один из элементов расходов учреждений любого типа (казенного, автономного, бюджетного) включаются в смету доходов и расходов (план ФХД) самостоятельной строкой затрат и (или) увеличивают стоимость нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов).

Финансовое обеспечение транспортных услуг (КВФО) в казенном, бюджетном (автономном) учреждении зависит от видов деятельности, при осуществлении которых используются транспортные услуги.

Для отражения расходов учреждения, относящихся к будущим периодам, и в целях обеспечения формирования финансового результата деятельности бюджетного учреждения в очередных финансовых периодах применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции по расходам учреждения (в 24–26 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается соответствующий аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета) по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 0 401 50 200 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н, п. 159 Инструкции № 174н, п. 124 Инструкции № 162н, п. 187 Инструкции № 183н).

Согласно Порядку № 209н расходы на приобретение транспортных услуг, в том числе провозная плата по договорам перевозки пассажиров и багажа — оказание услуг перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания, относятся на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

Отнесение расходов бюджетного учреждения, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года отражается на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

Включение таких расходов в расходы текущего периода является нарушением методологии бухгалтерского (бюджетного) учета.

Заключены договоры на покупку детской игровой площадки (качели, песочницы, лавочки и т. д.) и на ее установку. По какой статье КОСГУ оплатить установку и нужно ли увеличивать стоимость на сумму установки, если к учету принимается каждый объект отдельно?

Принятие к учету объектов основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции № 157н).

Единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, установлены СГС «Основные средства», Инструкцией № 157н.

65.png

Согласно пункту 15 СГС «Основные средства» первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания (сооружения и (или) изготовления) объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые включают:

  • цену приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС (иного налога), за вычетом полученных скидок (вычетов, премий, льгот);
  • любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.

С учетом изложенного затраты на установку детской игровой площадки согласно заключенному договору включаются в первоначальную стоимость объекта.

Вместе с тем, согласно пункту 9 СГС «Основные средства» единицей учета основных средств является инвентарный объект. При признании объекта основных средств субъектом учета определяется состав инвентарного объекта.

Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной, объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике субъекта учета с учетом положений Инструкции № 157н.

Таким образом, детская площадка, в состав которой входят качели, песочницы, лавочки и т. д., в целях бухгалтерского учета может представлять единый объект (игровой комплекс), информация о котором должна отражаться в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Расходы по договору на установку ранее приобретенной детской площадки (качели, песочницы, лавочки и т. д.) согласно Порядку № 209н необходимо отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением следующих подстатей:

  • 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» — если работы производятся не для целей капитальных вложений;
  • 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» — если работы производятся для целей капитальных вложений.

По какому коду доходов бюджета в 2019 году учитывать поступающие в бюджет платежи по договору на размещение нестационарного торгового объекта?

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Взаимоотношения сторон оформляются договором на право размещения нестационарных торговых объектов, предметом которого может быть возмездное право пользования (аренда), безвозмездное право пользования государственным (муниципальным) имуществом.

Взаимоотношения сторон по возмездному договору предоставления права размещения нестационарных торговых объектов регулируются Гражданским кодексом (гл. 34 «Аренда»).

Бухгалтерский учет операций по поступлению платежей согласно заключенному договору предоставления права размещения нестационарных торговых объектов осуществляется государственным органом (органом местного самоуправления) согласно нормам СГС «Концептуальные основы», «Аренда», Инструкции № 157н, Инструкции № 162н.

Назначение кодов бюджетной классификации осуществляется согласно принципам единства Порядка № 132н.

Согласно приложению 1 к Порядку № 132н плата за право на заключение договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта подлежит отражению по коду бюджетной классификации 000 1 11 09040 00 0000 120 «Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)».

Учреждением куплены ламели для дальнейшего изготовления жалюзи (отдельно приобретены комплектующие). К какому коду бюджетной классификации отнести ламели?

Ламели — полоски из ткани, пластика, металла или дерева, которые создают единое полотно, выполняющее функцию защиты помещения от солнечных лучей. Также ламели помогают в регуляции светового потока, тем самым создавая оптимальное освещение в помещениях.

Крепление ламели к карнизу осуществляется посредством специальных держателей.

Учреждение вправе заключить договор поставки запасных частей для изготовления жалюзи хозяйственным способом.

Материальные ценности в виде сырья, материалов, приобретенных для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, учитываются на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» (п. 98 Инструкции № 157н).

Приобретенные учреждением запасные части для формирования жалюзи принимаются к бюджетному учету в составе материальных запасов, что отражается записью по дебету счета 1 105 06 000 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Согласно Порядку № 209н операции по поступлению (принятию к учету) материальных запасов, а также расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, отражаются с применением подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, с учетом целевого (функционального) назначения материального запаса.

Согласно пункту 11.4.6 Порядка № 209н на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отраженные на иных подстатьях статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», в том числе запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т. п.

Может ли казенное учреждение получать доход от сдачи макулатуры? Какой код применяется при зачислении доходов от сдачи макулатуры? Как отразить в учете казенного учреждения соответствующие операции?

Реализация (сдача) макулатуры является одним из видов приносящей доход деятельности.

В пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса указано, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы России.

В соответствии с Порядком № 209н начисление доходов от реализации макулатуры отражается в бюджетном учете по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет — по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ:

Дебет 1 401 10 172
«Доходы текущего финансового года от выбытия активов»
Кредит 1 105 36 446
«Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов) — иного движимого имущества учреждения»
— списана стоимость реализованной (сданной) макулатуры;

Дебет 1 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы текущего финансового года от выбытия активов»
— начислен доход, полученный от реализации макулатуры.

Поступление денежных средств от реализации макулатуры отражается в зависимости от наличия полномочий администратора доходов бюджета.

Если учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, то передача кассовых поступлений за реализованную (сданную) макулатуру отражается записями:

Дебет 1 304 04 446
«Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытий прочих оборотных ценностей (материалов)»
Кредит 1 303 05 731
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств, полученных от реализации макулатуры;

Дебет 1 303 05 831
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— отражено поступление в доход бюджета денежных средств, полученных от реализации макулатуры.

В учете учреждения, являющегося администратором доходов бюджета, реализация макулатуры отражается следующим образом:

Дебет 1 210 02 446
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия прочих оборотных ценностей (материалов)»
Кредит 1 205 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— поступление в доход бюджета денежных средств, полученных от реализации макулатуры.

На какой вид расхода и статью (подстатью) КОСГУ относится выходное пособие в связи с увольнением по соглашению сторон в муниципальном казенном учреждении?

В соответствии с положениями Порядка № 132н и Порядка № 209н расходы по выплате выходного пособия работникам учреждений в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса подлежат отражению по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», увязанному в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ (письмо Минфина России от 28 февраля 2019 г. № 02-05-11/12948).

Надо ли отражать операции по забалансовым счетам, например при применении счетов 01, 02, 10, 17, 18, 21, в Журнале операций (ф. 0504071)?

Согласно пункту 332 Инструкции № 157н на забалансовых счетах учреждением учитываются: находящееся у учреждения имущество, не являющееся балансовыми объектами бухгалтерского учета (в частности, имущество не соответствующее критериям активов; права пользования имуществом, не являющиеся объектами учета аренды; имущество, находяще­еся (поступившее) на хранение и (или) переработку; имущество, поступившее (оплаченное) по централизованным закупкам (централизованному снабжению)); неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности; материальные ценности, учет которых согласно Инструкции № 157н предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, введенные (переданные) в эксплуатацию; периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости; музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части — по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда России; бланки строгой отчетности; имущество, приобретенное в целях награждения (дарения); переходящие награды, призы, кубки; специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам); экспериментальные устройства; иные ценности, расчеты; обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для осуществления внутреннего контроля и (или) раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности).

Кроме того, учреждения бюджетной сферы в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование, вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации.

Согласно Методическим рекомендациям № 52н в Журнале операций (ф. 0504071) отражаются обороты за весь период, выводятся остатки на конец периода и формируются обороты для переноса в Главную книгу (ф. 0504072).

65_1.png

В рамках терминологии применения СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в Пояснениях, а также публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности является раскрытием информации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета, включая отражение информации как на балансовых счетах, так и на забалансовых счетах.

Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленная в соответствии с бюджетным законодательством, отражена Инструкцией № 157н, которая предусматривает отражение информации на забалансовых счетах.

Таким образом, а также принимая во внимание пункт 6 СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», цели бухгалтерской (финансовой) отчетности заключаются в представлении информации, необходимой при принятии экономических решений пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности. По нашему мнению, отражение операций по забалансовым счетам, применяемым в учреждении на отчетную дату, целесообразно (необходимо).


Реклама