Принятие ЛБО сверх лимитов

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Нюансы исполнения бюджета и случаи принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные ЛБО, рассмотрим в статье.

А. С. ЛУЦЕНКО, начальник отдела бюджетного учета и консолидированной отчетности (главный бухгалтер) Департамента финансов Брянской области

Исполнение казенным учреждением бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований Бюджетного кодекса (ст. 219). Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня утвержден приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев временного управления бюджетом, внесения изменений в закон (решение) о бюджете по окончании периода временного управления бюджетом.

Критерии принятия бюджетных обязательств следующие:

  • от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ);
  • в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств (ст. 219 БК РФ);
  • путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (ст. 219 БК РФ).

Обратите внимание, что при доведении главными распорядителями средств федерального бюджета до находящихся в их ведении получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год получатели средств федерального бюджета вправе принимать бюджетные обязательства на очередной год, в том числе в декабре текущего финансового года, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них на очередной финансовый год (письмо Минфина России 19 июня 2019 г. № 02-09-06/44642).

Учет бюджетных обязательств

В органе Казначейства

Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов России (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют согласно установленному соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) порядку контроль за:

  • непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, а также соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов;
  • соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве;
  • соответствием информации, указанной в платежном документе для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве;
  • наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

В порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), в дополнение к указанной информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.

При положительном результате проверки, проведенной территориальными органами Федерального казначейства, формируется извещение о постановке на учет бюджетного обязательства (п. 16 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2015 г. № 221н (далее — Порядок № 221н)).

Согласно пункту 18 Порядка № 221н в случае отрицательного результата проверки Сведений о бюджетном обязательстве на соответствие требованиям орган Федерального казначейства:

  • возвращает получателю средств федерального бюджета представленные на бумажном носителе Сведения о бюджетном обязательстве с приложением Протокола (ф. 0531805);
  • в отношении Сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3–12 графы 2 Перечня приложения № 4.1 Порядка № 221н, — присваивает учетный номер бюджетному обязательству (вносит изменения в ранее поставленное на учет бюджетное обязательство).

В казенном учреждении

Порядок отражения в бюджетном учете расчетов по принятым обязательствам казенного учреждения определен пунктами 101–102 Инструкции № 162н.

Порядок отражения в бюджетном учете органами государственной власти операций по учету показателей принятых обязательств текущего финансового года и внесенных изменений в показатели принятых в текущем году обязательств определен пунктами 139–141 Инструкции № 162н.

Казенным учреждением операции по учету бюджетных обязательств отражаются с применением следующих счетов:

  • 0 502 01 000 «Принятые обязательства»;
  • 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства»;
  • 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»;
  • 0 502 09 000 «Отложенные обязательства».

Согласно пункту 320 Инструкции № 157н аналитический учет обязательств ведется в Журнале регистрации обязательств в разрезе видов расходов (выплат), преду­смотренных сметой учреждения.

Как говорилось выше, у казенного учреждения должно быть достаточно необходимых средств (утвержденных лимитов) для закупки товаров, работ, услуг. Следует учитывать, что ЛБО распространяются на закупки через подотчетных лиц путем наличных расчетов. Таким образом, принимая авансовый отчет (в том числе если расходы превышают сумму, выданную под отчет), необходимо учитывать принимаемые обязательства, отражаемые по кредиту счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства».

ПРИМЕР

Казенное учреждение заключило контракт на выполнение работ на сумму 500 000 рублей. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) — 525 000 рублей. По результатам конкурсных процедур получена экономия в размере 25 000 рублей.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 1 501 13 XXX

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»

Кредит 1 502 17 XXX

«Принимаемые обязательства текущего года»

— принятие бюджетных обязательств в размере НМЦК в сумме 525 000 руб.;

Дебет 1 502 17 XXX

«Принимаемые обязательства текущего года»

Кредит 1 502 11 XXX

«Принятые обязательства»

— принятие бюджетного обязательства при заключении контракта на сумму 500 000 руб.;

Дебет 1 502 17 XXX

«Принимаемые обязательства текущего года»

Кредит 1 501 13 XXX

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»

— уточнение принимаемых бюджетных обязательств на сумму экономии, полученной при осуществлении закупки (25 000 руб.);

Дебет 1 502 11 XXX

«Принятые обязательства»

Кредит 1 502 12 XXX

«Принятые денежные обязательства»

— принятие денежных обязательств, подлежащих исполнению, в сумме 500 000 руб.

Справочно

Государственное и муниципальное учреждения, являясь казенными учреждениями, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (ст. 123.22 ГК РФ).

В случае отказа поставщика от заключения контракта (или при отсутствии заявок) бухгалтер сделает следующие записи методом «Красное сторно»:

Дебет 1 501 13 XXX

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»

Кредит 1 502 17 XXX

«Принимаемые обязательства текущего года».

Принятие бюджетных обязательств, подлежащих исполнению в рамках доведенных ЛБО без проведения конкурсных процедур, бухгалтер отразит следующими записями:

Дебет 1 501 13 XXX

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»

Кредит 1 502 11 XXX

«Принятые обязательства».

Нюансы исполнения бюджета

Авансовые платежи

Согласно нормам законодательства государственные заказчики вправе предусматривать авансовые платежи в договорах (государственных контрактах). При этом авансовые платежи не могут превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации.

Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов), предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, не включают в них условия о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора (государственного контракта) (п. 19 постановления Правительства России от 9 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (далее — Постановление № 1496)).

Исключение — договоры (государственные контракты), условиями которых предусмотрено осуществление в соответствии с бюджетным законодательством территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств, полученных на основании таких договоров (государственных контрактов).

Справочно

Получатели средств федерального бюджета вправе преду­сматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг авансовые платежи в размере и порядке, которые установлены НПА (п. 18 Постановления № 1496).

Получатели средств федерального бюджета, в пределах доведенных до них в установленном порядке на текущий финансовый год соответствующих лимитов бюджетных обязательств, не вправе принимать после 1 декабря текущего финансового года бюджетные обязательства на основании государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусматривающих сроки оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг или выплаты аванса, в том числе по отдельным этапам их исполнения, превышающие один месяц после указанной даты (п. 14 Постановления № 1496).

Дата принятия обязательств

Нарушение принципа принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), может возникнуть исходя из даты его принятия. В рассматриваемом вопросе арбитражная практика подтверждает факт нарушения в случае, когда бюджетные обязательства принимались за несколько дней до получения ЛБО (например, решение Магаданского областного суда от 29 января 2018 г. № 12-459/2017, когда учреждение приняло бюджетные обязательства в отсутствие утвержденных ЛБО, которые были доведены до ответчика расходным расписанием через восемь дней после принятия бюджетных обязательств. Суд принял решение о наложении на учреждение административного штрафа).

Отметим, что заключить договор (государственный контракт) (принять бюджетные обязательства) со сроком, превышающим один год, казенное учреждение вправе, если лимиты бюджетных обязательств доведены, в том числе на плановый период.

Отдельный случай

Согласно постановлению Правительства России от 25 декабря 2018 г. № 1664 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в 2019 году не допускается:

увеличение утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по оплате труда (за исключением увеличения лимитов бюджетных обязательств в целях осуществления выплат при увольнении работников федеральных государственных органов) за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели, если иное не установлено законодательством;

увеличение утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на уплату начислений на выплаты по оплате труда (за исключением увеличения лимитов бюджетных обязательств в целях уплаты начислений на выплаты при увольнении работников федеральных государственных органов) за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели (за исключением лимитов бюджетных обязательств по оплате труда), если иное не установлено законодательством.

Что может повлиять на риск возникновения принимаемых бюджетных обязательств сверх утвержденных ЛБО в процессе финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения? Принятие обязательств выше запланированного уровня может возникнуть по причине:

  • ошибок в принятии управленческих решений;
  • отсутствия или в не должной мере организации внутреннего контроля (предварительного, текущего, последующего);
  • уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • иных.

В отдельных случаях принимаемые бюджетные обязательства сверх утвержденных ЛБО возникают в силу обстоятельств, не зависящих от действия или бездействия должностных лиц.

Например, в случае сокращения финансирования (уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств) по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений». Отказ увольняющемуся работнику в выплате компенсации за неиспользованный отпуск влечет нарушение трудового законодательства.

КоАП России предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Согласно статье 2.9 КоАП России при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Верховный суд Республики Марий Эл в решении от 12 января 2018 г. по делу № 7р-9/2018 производство по делу об административном правонарушении прекратил в связи с малозначительностью административного правонарушения, с объявлением устного замечания. Такое решение суда принято на основании следующего:

  • к административной ответственности лицо привлекается впервые;
  • отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • не причинен ущерб бюджету, общественным и государственным интересам, вреда интересам граждан.

Оформление

Согласно Методическим рекомендациям № 52н Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062) (далее — Карточка ф. 0504062) применяется финансовыми органами для учета принятых и переданных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) текущего года. Данные формируются нарастающим итогом с начала года на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504822) главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по кодам бюджетной классификации.

Учет полученных и переданных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) ведется обособленно (на отдельных Карточках ф. 0504062).

Внимание!

Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС России от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Обратите внимание, что указанную карточку целесообразно применять также главным распорядителям бюджетных средств, распорядителям бюджетных средств, получателям бюджетных средств. В этой связи следует дополнить форму документа необходимыми реквизитами согласно требованиям Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Адаптированную форму для учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) необходимо закрепить сформированной учетной политикой учреждения.

Ответственность

Согласно статье 2.4 КоАП России должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Справочно

Существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой влияет на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности (СГС «Концептуальные основы»).

Согласно пункту 15.15.10 КоАП России принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ст. 15.15.7 КоАП).

Согласно пункту 15.15.6 КоАП России непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Справочно

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов России, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах России, других войсках и воинских формированиях России (п. 2.4 КоАП РФ).



Реклама