Формирование текстовой части пояснительной записки
В Инструкции № 33н отсутствуют некоторые типовые таблицы и формы для формирования текстовой части пояснительной записки, часто очень необходимые для анализа деятельности учреждений. Рассмотрим текстовую часть этого документа с отражением необходимой информации, в том числе предусмотренной Федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава Пензенской области
Как известно, обязанность формирования текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) (далее — пояснительная записка) в составе бухгалтерской отчетности предусмотрена пунктами 12,
Согласно ведомственному приказу Минздрава Пензенской области централизованная бухгалтерия ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава Пензенской области (далее — ЦБ) отвечает за прием и проверку бухгалтерской и бюджетной отчетности подведомственных бюджетных и автономных учреждений, а также за составление их консолидированной отчетности. ЦБ даны полномочия на составление дополнительных форм отчетности, а также разработку рекомендаций по их заполнению.
Рассматриваемая текстовая часть пояснительной записки — это разработка нашей ЦБ, причем рекомендации по заполнению обновляются регулярно. Таким образом, представляем структуру текстовой части пояснительной записки, действующей на 2019 год (с годового отчета за 2018 год и по декабрь 2019 года включительно).
Раздел 1. «Организационная структура учреждения»
Этот раздел включает в себя следующую информацию:
- о месте нахождения и организационно-правовой форме учреждения;
- перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности;
- наименование учредителя и наименование органа, осуществляющего внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль;
- подтверждение того, что представленные показатели бухгалтерской отчетности сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности;
- об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость таких активов и обязательств на отчетную дату;
- сведения об основных направлениях деятельности в разрезе ОКВЭД2;
- краткое описание основных положений учетной политики (в том числе применение профессиональных суждений);
- количество и наименования обособленных структурных подразделений, рабочие места сотрудников которых расположены отдельно от местонахождения учреждения;
- сведения о реорганизации, изменении типа учреждения с указанием реквизитов нормативного правового акта (если реорганизация или изменение типа завершены в отчетном периоде);
- сведения об изменении наименования учреждения с указанием реквизитов подтверждающего документа и датой внесения изменений в ЕГРЮЛ (если все мероприятия по изменению наименования завершены в отчетном периоде);
- наличие наблюдательного совета, менялись ли его полномочия и состав в отчетный период (для автономных учреждений), с указанием должности и Ф. И. О. как замененного члена наблюдательного совета, так и включенного;
- номер и дата приказа о назначении руководителя и главного бухгалтера, если они приняты на работу в учреждение в отчетном периоде (в том числе в качестве и. о. по вакантной должности);
- о результатах исполнения государственного задания (либо указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация);
- информация о результатах исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (либо указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация);
- о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии на основании договора с указанием реквизитов такого договора.
Раздел 2. «Результаты деятельности учреждения»
Включает в себя отдельные показатели, отраженные в табличной форме, а также иную информацию, необходимую учредителю.
Дополнительная информация по объектам аренды в рамках СГС «Аренда»:
- о сверке общей суммы арендных платежей с общей суммой их дисконтированных стоимостей с указанием причин/результатов;
- общая сумма процентных доходов и процентных расходов, признанных за отчетный период;
- о сверке общей суммы арендных платежей (в том числе по договорам о субаренде (поднайма) с общей суммой их дисконтированных стоимостей по группам объектов учета аренды, сформированным исходя из их сроков полезного использования: до одного года, от одного года до трех лет, свыше трех лет;
- общая сумма расходов (доходов) по условным арендным платежам, признанных в качестве расходов (доходов) текущего финансового периода;
- общее описание существенной информации об объектах учета аренды, в том числе о:
- наличии условий продления срока пользования имуществом, условий о праве покупки (выкупа) используемого имущества (объекта учета аренды), а также положений о повышении арендных платежей, в том числе цены выкупа;
- основных принципах определения расходов (доходов) по условным арендным платежам;
- любых ограничениях, предусмотренных договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования.
Общее количество и общая сумма заключенных контрактов (договоров) в рамках Закона №
Общее количество и общая сумма заключенных договоров в рамках Закона №
Общая сумма экономии, сложившейся по итогам закупок с применением конкурентных способов торгов, в том числе по закупкам на следующие отчетные периоды (сумма опубликованных извещений минус сумма заключенных контрактов с учетом изменений, в тыс. руб.).
Обратите внимание, что остаток невозмещенного ущерба на начало отчетного периода в таблице не отражается, он указывается справочно не в табличной форме.
Справочная информация о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности учреждения (его структурных подразделений, подведомственных учреждению обособленных подразделений) основными фондами (соответствии величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них); основные мероприятия по улучшению состояния и сохранности основных средств, характеристика комплектности. Также указывается информация о необходимости ремонта (доукомплектования) основных средств учреждения и эффективности использования имеющихся основных средств.
Раздел 3. «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»
Включает в себя следующую информацию:
- об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности по доходам и расходам в разрезе КВФО, в тыс. рублей, с указанием причин, по которым исполнение сложилось менее 20, 45, 70, 95 % (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) от плановых показателей отчетного периода;
- о принятых учреждением обязательствах, исполнение и оплата которых предусмотрена в соответствующих годах, следующих за отчетным годом.
При наличии отрицательных показателей по графам 10 и 11 в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738) необходимо пояснение.
При превышении фактически полученных доходов над плановыми показателями в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)) необходимо пояснение.
При несоответствии кассовых поступлений и выбытий, показателей плана ФХД по доходам и расходам между показателями Отчета (ф. 0503737) и показателями в программном комплексе исполнения бюджета Минфина Пензенской области необходимо пояснение.
Раздел 4. «Анализ показателей отчетности учреждения»
Этот раздел включает в себя следующую информацию:
Раздел 5. «Прочие вопросы деятельности учреждения»
Здесь отражается следующая информация:
- наименования и код форм, не отраженных в составе отчетности по причине отсутствия в них числовых показателей;
- причины, по которым в программном комплексе формирования отчетности Минфина Пензенской области между формами не идут допустимые внутриформенные и межформенные контрольные соотношения;
- причины наличия на лицевых счетах не уточненных в отчетном периоде невыясненных поступлений и выбытий денежных средств, сверхплановых обязательств;
- причины отсутствия по отдельным формам сопоставимой информации с предыдущим отчетным периодом;
- сведения о выявленных в ходе инвентаризации, но не утвержденных собственником имущества и учредителем на отчетную дату фактов обесценения активов.