Многозадачность и качество учета
В последнее время внедрение стандартов учета в государственном секторе России и централизация учета набирают все большие обороты. Об этом и о других достижениях в учете расскажет
Татьяна Ивановна БЕНЕДИКТОВА, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности по бюджету Управления финансов администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области.
— Татьяна Ивановна, с какими трудностями вы сталкиваетесь при переходе на стандарты бухгалтерского учета?
— Жизнь бухгалтеров государственного сектора не стоит на месте. Новации в области бюджетного законодательства вносят определенные изменения и в бухгалтерский учет. В 2019 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Помимо измененных инструкций были утверждены еще пять новых федеральных стандартов бухгалтерского учета к действующим пяти.
Учитывая данные изменения, пришлось пересматривать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения бюджетного учета, то есть обновлять свою учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2018 года. Проверить учетную политику на 2019 год для учреждений, просмотреть, учтены ли в главном документе все новшества и размещены ли основные положения на сайте учреждения — было одной из задач, за которой стояли уже следующие, не менее значимые задачи.
Трудности возникали при переходе в 2018 году на СГС «Аренда», так как пришлось проделать очень объемную работу по проведению инвентаризации договоров имущества муниципального образования и договоров аренды земельных участков, заключенных по состоянию на 1 января 2018 года. В результате проведенной работы в муниципальном образовании на баланс поставлено более тысячи земельных участков, собственность на которые не разграничена, а также начислена арендная плата на полный срок аренды по договорам аренды, заключенным до 1 января 2018 года.
Осуществлена объемная работа по выявлению объектов основных средств, не приносящих учреждениям экономических выгод, не имеющих полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получения экономических выгод при переходе в 2018 году на СГС «Основные средства». Данные объекты перенесены в бухгалтерском учете за баланс.
В отличие от ранее действовавших правил бухгалтерского учета с 1 января 2018 года помимо объектов имущества, которыми учреждение владело на праве оперативного управления, в составе основных средств подлежали отражению объекты в безвозмездном бессрочном (постоянном) пользовании.
До 2018 года такие объекты учитывались за балансом на счете 01 (кроме случая, когда объект находился на балансе лизингополучателя по условиям договора финансовой аренды).
При переходе на применение СГС «Основные средства» в 2018 году было необходимо выявить эти объекты и отразить на балансовых счетах по первоначальной стоимости, руководствуясь пунктами
— Эффективное управление государственными финансами, законодательные новации в государственном секторе, переход на федеральные стандарты бухгалтерского учета диктуют сегодня необходимость централизации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Как проходит централизация бухгалтерского учета в округе?
— Централизация учета в муниципальном образовании проводилась в два этапа.
По состоянию на 1 июня 2015 года в городе Сорочинске и Сорочинском районе до их объединения в Сорочинский городской округ функционировало шесть ведомственных централизованных бухгалтерий по обслуживанию учреждений культуры, образования и органов местного самоуправления.
Управлением финансов был проведен расчет оптимальной численности работников бухгалтерских служб, в результате которого общее количество работников централизованных бухгалтерий было сокращено на 33 единицы.
На втором этапе централизации бухгалтерского учета создано муниципальное казенное учреждение — Центр бюджетного учета и отчетности при Управлении финансов Сорочинского городского округа — путем изменения ведомственной подчиненности действующей Централизованной бухгалтерии по обслуживанию органов местного самоуправления при администрации Сорочинского городского округа. Ликвидирована централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений культуры, функции которой переданы вновь созданному учреждению. На данном этапе также произошла оптимизация численности бухгалтерских работников. В результате централизации учетных функций бюджетный эффект от централизации учетных функций составил 10,7 млн рублей в расчете на финансовый год.
В целом централизация позволила прежде всего повысить качество учета и представления отчетности, эффективность проведения ревизионных и контрольных процедур, а также результативность использования средств местного бюджета. Производительность труда специалистов бухгалтерского учета возросла в два раза.
На сегодняшний день сформирован работоспособный коллектив высококвалифицированных специалистов бухгалтерской службы.
— На каком уровне находится автоматизация учета?
— Требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и отчетности в последнее время, очень высоки, а это невозможно без применения новых информационных технологий и современного программного обеспечения.
Управлением финансов было принято решение о централизации учета и отчетности в МКУ «Центр бюджетного учета и отчетности» на базе программного продукта, который позволяет использовать единые централизованные механизмы методологического, информационного, технологического обеспечения процесса ведения бухгалтерского (бюджетного), управленческого учета и формирования отчетности для всех участников бюджетного процесса, а также муниципальных учреждений. Она реализована в виде специального решения, использующего современные технологические и прикладные платформы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности бюджетной сферы и базирующегося на использовании веб-технологий.
— Какую методическую поддержку вы оказываете по ведению бухгалтерского и налогового учета учреждениям округа?
— Поддержка учреждений по ведению бухгалтерского и налогового учета оказывается путем проведения анализа и учета выявленных в процессе работы трудностей с дальнейшим их разрешением путем устных и письменных консультаций, установления и внедрения единых процедур по ведению бухгалтерского учета в условиях организации централизованного учета, единых правил организации учетной работы, единых подходов к учету отдельных видов имущества и обязательств, единого порядка внутреннего финансового контроля, единого порядка проведения инвентаризации и т. д. Проводятся совещания на основе методической поддержки и рекомендаций, полученных от специалистов Министерства финансов Оренбургской области.
С целью недопущения просроченной кредиторской задолженности ежемесячно проводится мониторинг кредиторской задолженности учреждений, с этой целью созданы две рабочие группы, одна из которых осуществляет мониторинг кредиторской задолженности заказчиков перед субъектами предпринимательской деятельности и исполнительных документов о взыскании задолженности по неоплаченным контрактам и гражданско-правовым договорам, а вторая проводит рассмотрение результатов инвентаризации и мониторинг состояния кредиторской задолженности бюджетных и автономных учреждений. Заседание данных комиссий проводится не реже одного раза в квартал.
— Как часто проходит общественное обсуждение актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг?
— Как известно, с 30 июня 2018 года согласно постановлению Правительства России от 21 июня 2018 г. № 712 при подготовке правил определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг исключена обязанность организации предварительных обсуждений проектов этих нормативных актов на заседаниях общественных советов. Они вправе сделать это по своему усмотрению. Положения о порядке обсуждения этих нормативных актов общественными советами также больше не требуют включения их в руководящие правовые акты о нормировании в сфере закупок.
Уточнены правила обсуждения правовых актов о нормировании в сфере закупок в целях общественного контроля, установленные Требованиями к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения. Так, с указанной даты исключается требование о пересмотре правовых актов о нормировании не реже одного раза в год.