Филиалы и документооборот
Бухгалтерский контроль со стороны головного учреждения за сохранностью и использованием переданных обособленным подразделениям средств во многом реализуется на уровне анализа показателей внутренней бухгалтерской отчетности. О ней и поговорим.
И.Ю. Гарнов,
руководитель отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений ООО «А.И.Аудит-Сервис»
Практическое ведение бюджетного учета операций между головным учреждением и филиалами (представительствами) невозможно без четкой организации своевременной и полной передачи соответствующей информации из филиалов в головное учреждение. Ее основой является регламентированная в учетной политике система документооборота. Тот в свою очередь строится на основе оформления и передачи в установленные руководством сроки обособленными подразделениями в головное учреждение (а также наоборот) данных для отражения в учете результатов осуществленных финансово-хозяйственных операций.
Филиал не выделен на отдельный баланс
Если филиал (представительство) не выделен на отдельный баланс, в головное учреждение передаются все оформляемые вне его расположения первичные учетные документы. После их получения бухгалтерия учреждения осуществляет отражение результатов совершенных такими обособленными подразделениями финансово-хозяйственных операций в учете головного учреждения.
Прием-передача первичных учетных документов от филиалов (представительств), не выделенных на отдельный баланс, производится на основании реестров передачи, в которых обязательно указывают следующие показатели:
- наименование филиала (представительства);
- период, за который передаются документы;
- перечень передаваемых первичных учетных документов с указанием их наименований, дат оформления, натуральной и стоимостной оценки, подписей оформивших их лиц;
- расписки ответственных должностных лиц головного учреждения и филиала (представительства) о приеме-сдаче документов.
Филиал на отдельном балансе
Бюджетный учет внутрихозяйственных расчетов между головным учреждением и филиалами (представительствами), выделенными на отдельный баланс, организуется путем передачи оформленных по регламентированной учетной политикой форме авизо на передачу на бюджетный учет соответствующего подразделения учреждения необходимых суммарных данных о движении имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов.
Передача данных посредством авизо требует утверждения в составе учетной политики учреждения формы и сроков представления данного документа. Примерная форма авизо на прием-передачу в порядке внутрихозяйственных расчетов имущества, затрат, обязательств и финансовых результатов приведена на рисунке 1.
Полную версию материала можно прочитать в июльском номере журнала "Бюджетный учет"